Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При исчислении таможенной пошлины или налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.
Как рассчитать таможенные сборы
Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.
На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:
- код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
- общий объём импорта: 20 тысяч литров;
- процент пошлины на ввоз: 8%;
- НДС: 18%;
- стоимость продукции: 4000 евро;
- курс евро: 120 руб.
Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.
В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.
Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
- НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.
Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.
2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).
3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.
4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.
5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.
6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.
7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.
Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
- уплата пеней;
- уплата процентов;
- уплата штрафов.
Порядок уплаты обязательных платежей с 2023 года
Вид платежа |
Плательщики |
Способ уплаты |
Налог на прибыль |
Организации |
ЕНП |
Налог на имущество организаций |
Организации |
ЕНП |
НДС |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ за работников |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ, уплачиваемый иностранцами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента |
Иностранные работники на патенте |
Путем внесения НДФЛ отдельной платежкой |
НДФЛ, уплачиваемый физлицами самостоятельно (например, при продаже имущества) |
Физлица |
ЕНП |
Страховые взносы |
Организации и ИП |
ЕНП |
Единый налог по УСН |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на профессиональный доход |
Самозанятые плательщики НПД |
Путем внесения НПД или ЕНП |
Транспортный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Земельный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Налог на имущество физлиц |
ИП и физлица |
ЕНП |
Единый налог в рамках ПСН |
ИП |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами животного мира |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
НДПИ |
Организации и ИП |
ЕНП |
Торговый сбор |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на дополнительный доход (НДД) |
Организации |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплачиваемые самостоятельно плательщиками сборов в соответствии с главой 25.1 НК РФ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
Государственные пошлины, кроме госпошлин, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения пошлины или ЕНП |
Государственные пошлины, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Калькулятор таможенной пошлины
Таможенный калькулятор, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.
Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).
Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).
Самые свежие промокоды AliExpress и сравнение цен на смартфоны помогут сэкономить тысячи рублей.
Таможенные меры поддержки + на алкогольном рынке
Новшества в сфере таможенного регулирования предусматривают упрощение ввоза товаров в Россию и на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
СИТУАЦИЯ/СФЕРА | ПОЯСНЕНИЕ |
Ввоз многокомпонентного товара | На 6 лет предоставлено право ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок |
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов | Исключена необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ведущих деятельность менее 1 года |
Доначисление пеней | Участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождены от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы |
Выдача таможней классификационных решений | Сокращена процедура выдачи таможенными органами классификационных решений |
Маркировка импортного алко | Расширен эксперимент по маркировке импортируемого алкоголя, запущенный в Калининграде: Правительству РФ дано право определять территории его проведения.
Также предусмотрено продление срока эксперимента до 31 мая 2024 года. |
Федеральные спецмарки | С 9 до 18 месяцев увеличен срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя. Такие правила будут действовать до 31 мая 2024 года.
До 31 декабря 2023 отменено требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок. |
Исчисление таможенных сборов
За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.
Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.
Плюсы перехода на единый налоговый платеж
В связи с введением в 2023 году ЕНП можно выделить следующие положительные моменты при работе:
- внедрение единого налогового платежа позволит изменить и упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезнет необходимость форматирования платежных поручений и перечисления большого количества платежей;
- случаи, при которых у одного плательщика имеется одновременно задолженность и переплата по разным платежам, будут исключены. Уточнения и зачеты исчезнут в связи с зачетом налоговой ЕНП;
- упрощения позволят налогоплательщику оплатить платеж по всем налогам единомоментно, что позволит платить все налоги один раз в месяц единым налоговым платежом;
- положительное сальдо на ЕНС является денежными средствами налогоплательщика, которые он может использовать как актив, то есть вернуть (налоговый орган направит распоряжение на возврат в федеральное казначейство не позже следующего дня после поступления заявления от плательщика);
- выведение единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС РФ онлайн-доступности для плательщиков, детализации начислений и уплаты налогов. Актуальная сумма обязательств всегда будет доступна налогоплательщику онлайн. При необходимости всегда можно будет получить детализацию, как сформировался баланс по счету в налоговой, на что и как были распределены платежи.
Как будут регулировать покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах
Об этом рассказал в интервью «Российской газете» первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
Как быстро будет снижаться в России порог беспошлинного ввоза по интернет-посылкам? Конечная цель — его обнуление?
Руслан Давыдов: В Евросоюзе порог ввоза — 22 евро, у нас — 200. Каждое государство обязано и защищать своего производителя, и решать задачи по наполнению бюджета, а также регулировать экономику при помощи доступных инструментов. В последние годы трансграничная интернет-торговля растет в геометрической прогрессии: на пике в 2018-2019 годах по почтовым каналам в Россию поступало около 330-340 млн посылок, по каналам экспресс-перевозок — от 3 до 8 млн отправлений. Это объемы, сопоставимые с промышленным торговым оборотом.
Подавляющее большинство товаров пересылается без уплаты таможенных платежей. Из-за этого создаются неравные условия для работы российских предприятий, которые в отличие от иностранных производителей арендуют в России помещения, платят налоги и так далее. Поскольку товар не подпадает под порог беспошлинного ввоза (а большинство посылок из-за рубежа под него не подпадает), то такая продукция оказывает давление на внутренний рынок, на национального производителя. В результате мы наблюдаем ситуацию, при которой дешевые китайские товары, заходя по каналу трансграничной интернет-торговли, создают неравные условия конкуренции для российских.
Выходит, движение к обнулению неизбежно?
Руслан Давыдов: На наш взгляд, да. Однако эти пороги устанавливаются в рамках Евразийского экономического союза — на пять стран. В плане снижения порога ФТС России, как и наши коллеги из минфина, выступает за планомерность. Сначала действовал порог в 1000 евро, затем он был снижен до 500, а с 1 января 2020 года составил 200.
Сейчас есть предложение с 2022 года ввести порог в 100 евро. И дальше пошагово привести к 50 евро, 20 евро и далее принимать решение уже в соответствии с теми международными условиями, которые сложатся к тому времени. В целом — как решит Евразийская комиссия: возможно, порог в 20 евро будет уже и в 2023 году.
Виды послаблений при пересечении границы
Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.
Выделяют такие виды льгот на таможне:
- Тарифные, связанные с обязательными платежами:
- Освобождение
- Уменьшение
- Возврат
- Послабление в порядке оформления грузов
- Изменение нормативов осуществления контроля
Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:
- Какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется
- В каком объеме
При транзите и переработке сумма обеспечения вычисляется по кодам ТН ВЭД (преференции и льготы не учитываются). Для транзита считают полную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС), обязательные к оплате при импорте. А для вывоза на переработку считают всю экспортную пошлину, если применима, обязательную к оплате при экспорте.
Справка. Для товаров, облагаемых акцизом, предусмотрены отдельные требования (фиксированные денежные суммы) таможенного обеспечения.
Таможенные ставки в России и странах ТС могут различаться. При наличии разницы между ними в расчет берется максимальная ставка. В особых случаях объем обеспечения считают по имеющейся информации о грузе, а при наличии нескольких вариантов к расчету принимаются максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
По отношению к декларанту могут применяться прибавки к базовой максимальной сумме, равные потенциальным штрафам, которые возникли бы, если бы декларант совершил нарушение. Но это используют только для тех, кого подозревают в мошенничестве и хотят заранее обезопасить себя.
Если данные о стоимости товара, его коде либо иные сведения, необходимые для расчета пошлин, отсутствуют, таможня берет эти сведения по схожим, на ее взгляд, товарам.
Сумму постоплаты рассчитывают по формуле: С = Ст × Кевро × Вт.
С – сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения).
Ст – ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможни.
Кевро – курс рубля к евро, установленный Банком России.
Вт – количество товара.
А теперь разберем детально порядок и сроки уплаты таможенных платежей (ст. 329 ТК). Что касается импорта (ввоза), то установлено следующее:
- При ввозе в таможенную зону РФ товаров, пошлины и прочие полагающиеся сборы за них должны быть уплачены в день подачи декларации. В том случае, когда этот документ не был подан в срок, период уплаты подобных платежей исчисляется со дня истечения срока его подачи.
- В случае предварительного декларирования ввозимой продукции таможенные взносы, налоги должны уплачиваться не позже даты выпуска таких товаров.
- Если подается периодическая декларация, то полагающиеся платежи по ней уплачиваются в течение 15 дней с момента прибытия продукции на территорию РФ или с даты завершения внутреннего транзита. Это действует для случаев, когда декларирование продукции происходит не в точке ее прибытия.
- При выпуске каких-либо товаров до подачи декларации таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней с даты предъявления (данных товаров) в таможенном органе в месте их прибытия в зону РФ. В случае когда декларирование происходит не в точке прибытия на территорию РФ — не позднее 15 дней с момента завершения таможенного внутрироссийского транзита.
Теперь положения законодательства касательно вывозимых (экспортируемых) товаров с таможенной территории Таможенного Союза (РФ, Казахстан, Беларусь):
- При вывозе продукции пошлины должны уплачиваться не позднее той даты, в которую была подана декларация.
- При законодательных изменениях таможенных режимов соответствующие пошлины и налоги уплачиваются не позднее дня, заключительного для корректируемого режима.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Обязанность по уплате таможенных платежей: возникновение, исполнение, прекращение
Законодательство таможенного союза и РФ о порядке уплаты таможенных платежей. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, сборов. Лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов. Применение ставок таможенных пошлин, налогов. Валюта уплаты таможенных платежей. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений. Способы уплаты таможенных платежей.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров
— с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров
— с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством РФ или ТК: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенныхx пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение 1 недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК и др ФЗ.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ.
В ТК дата уплаты таможенного платежа обозначена моментом исполнения обязанности по уплате таможенного платежа.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента принятия заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Плательщики и лица, ответственные за уплату таможенных платежей.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Одна категория лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, — это лица, которые уплачивают таможенные пошлины, налоги в силу своей обязанности. Другая категория лиц, которые добровольно уплачивают таможенные пошлины, налоги вследствие заинтересованности, но на которых не лежит такая обязанность.
Обеспечение при временном ввозе
Согласно ч. 5 ст. 193 ФЗ №289 от 3 августа 2020 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требование погашения налогов обеспечивается при временном ввозе физическим лицом, не проживающем в государстве – члене Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в РФ:
- второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, при нахождении под таможенным контролем ранее ввезенного этим лицом на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства для личного пользования;
- транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и находящиеся под таможенным контролем.
В первом пункте речь идет о транспорте одного типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно) с транспортным средством для личного пользования, ранее временно ввезенным и не вывезенным с таможенной территории ЕАЭС.
Гарантией могут стать денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог собственности.