Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки что это значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок камеральной проверки заключается в следующем:
- проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
- срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
- начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
- при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
- если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться
На что стоит обратить внимание в акте?
- Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
- Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
- Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
- Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
- Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
- Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Сроки проведения камеральной проверки
Согласно общему правилу, срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 календарных месяца с момента подачи отчетности. Исключением является проверка налоговых деклараций по возврату НДС — для нее отводится всего 2 месяца.
Если вы обнаружили до момента вынесения решения ФНС ошибки или неточности, то вы имеете полное право подать уточненную декларацию. В этом случае контроль по первоначально предоставленной документации приостанавливается. По новой отчетности срок отсчитывается вновь с момента ее подачи.
Если же ФНС выявила ошибки в предоставленных вами данных, она направляет налогоплательщику требование с просьбой предоставить пояснения и верную декларацию и отчет, также может потребоваться предъявление дополнительных документов.
На мотивированный ответ налогоплательщику в этом случае дается 5 дней. Если за это время недочеты не будут исправлены, то налогоплательщику придется заплатить штраф. На данный момент его размер составляет 5000 рублей. Если же вы в течение года снова будете пренебрегать своевременным ответом на требования налоговой, то заплатить придется уже 20 000 рублей.
Вручение акта камеральной налоговой проверки
Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.
При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.
Откуда инспекторы берут информацию для проверки
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты
Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:
- Не уплачивала налоги;
- Занижала расходы;
- Необоснованно оформляла вычет;
- Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.
Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.
Акт содержит такие данные:
- Дату и нумерацию;
- Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
- Наименование компании, которую проверяли;
- Дату начала и окончания проверки;
- Перечень всех мероприятий, которые проводились;
- Все выявленные правонарушения или ошибки;
- Итоги проверки;
- Рекомендации по устранению всех нарушений;
- Мера ответственности для виновных лиц.
Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:
- проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
- оценивается (визуально) правильность оформления;
- проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
- проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.
Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:
- настаивать на проведении экспертизы;
- вызывать на допрос свидетелей;
- осуществлять выемку деловых бумаг;
- привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
- осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
- проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).
Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.
Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки
Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.
Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п.1 ст.100 НК РФ, недействительными.
Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).
Основания для проверки
Порядок проведения камеральных налоговых проверок установлен ст. 88 НК РФ, в соответствии с которой проверка проводится по месту нахождения налогового органа в течение трех месяцев, которые начинают отсчитываться с даты представления декларации без вынесения специального решения о проведении камеральной проверки и без предварительного оповещения налогоплательщика о начале проверки. При этом неважно, была представлена отчетность вовремя или с нарушением срока (Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@).
В Письме ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648 отмечено, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от периодичности их представления. Подчеркнем, что камеральной проверке наряду с налоговой декларацией подвергаются и другие документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, уже имеющиеся у налогового органа.
Камеральная проверка начинается с переноса данных отчетности в автоматизированную систему «АИС-Налог», которая проводит счетно-арифметический контроль. Система проверяет правильность заполнения налоговой отчетности; взаимоувязку ее показателей с показателями деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды; взаимоувязку с данными деклараций и расчетов по другим налогам, а также с данными бухгалтерской отчетности и иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.
Если не выявлено ошибок и нет оснований для проведения углубленной проверки, камеральная проверка на этом может завершиться, в таком случае налоговые органы даже не составляют акт проверки.
О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает по действиям налогового органа, которые будут выражены требованиями: представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ); внести соответствующие исправления в установленный срок при обнаружении ошибок, противоречий, несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ); представить определенные документы (ст. 93 НК РФ). Налоговые инспекторы могут запросить документы (информацию), касающиеся деятельности и конкретных сделок у контрагентов проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ) и истребовать у банка информацию по расчетному счету налогоплательщика (ст. 86 НК РФ).
Положения Налогового кодекса РФ в определенных случаях предусматривают возможность проведения основательной и подробной камеральной проверки. Рассмотрим основания для проведения таких проверок.
Срок камеральной проверки
Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца с момента сдачи декларации (расчета) в ИФНС. Исключение составляет камеральная проверка декларации по НДС – 2 месяца со дня подачи отчетности. Если в ходе проверки инспектором будут обнаружены признаки на возможные нарушения законодательной базы, то руководитель налогового органа вправе продлить срок камеральной проверки декларации по НДС до 3-х месяцев.
Если в результате проверки появилась необходимость в предоставлении дополнительных уточняющих документов или выявлены противоречия, ошибки или несоответствия, тогда в течение 10 дней со дня окончания проверки ФНС составляет акт проведения камеральной проверки и отправляет его налогоплательщику.
Срок предоставления налогоплательщиком пояснений и уточнений составляет 5 дней.
Обратите внимание! Пояснения к декларации по НДС нужно подавать в электронном виде по коммуникационным каналам связи. Если пакет документов будет подан на бумажном носителе, то такие пояснения не будут считаться предоставленными п. 3 ст. 88 НК РФ.
ФНС истребует документы: нюансы
Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:
- Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
- В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.
Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).
- В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
- В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
- Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
- В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
- НДПИ;
- водному;
- земельному.
В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).
- В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
- документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
- сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
- В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).
Ошибки при сдаче отчетности
Нередко налогоплательщики совершают ошибки при сдаче отчетности в налоговую службу. Ошибки могут быть общими и специфическими по отношению к каждому виду отчетности.
Общие ошибки:
- Указание неправильного отчетного периода или места предоставления отчетности. Это связано с тем, что период и место предоставления отчетности указываются кодом, который может отличаться для каждого вида.
Например декларация по НДС и налогу на прибыль имеет одинаковый код первого квартала — 21. При этом подача декларации за полугодие в декларации по НДС сопровождается кодом 22 — второй квартал, а декларация на прибыль — 31,т.е. полугодие; - Несвоевременная доплата налогов и пени при подаче уточненной декларации, которая грозит штрафом.
К специфическим ошибкам можно отнести следующие:
- При составлении декларации по НДС совершаются ошибки в указании номера счета-фактуры, данных контрагента, неправильно пишут код вида операции;
- При оплате ежемесячных или ежеквартальных налогов совершаются ошибки в строках 210-230 и 290-310 на листе 02;
- Также нередко совершаются ошибки при подаче декларации 6-НДФЛ. Часто ошибочно указываются доходы физлиц, которые не облагаются налогами. Также в строке 070 прописывают начисленные, но ещё не подлежащие удержанию налоги.
Что вправе предпринять налоговая
При выявлении недоплаты по налогам, грозит штраф в размере 20% от недостающей суммы. В ситуации, когда неуплата была совершена умышленно, штраф будет равен 40%.
Помимо самого штрафа будут начислены пени, при просрочке до 30 дней будет начислено 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, с 31 дня будет начисляться 1/150 ставки.
Если декларация была подана позже, будет начислен штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки. При этом штраф не может быть менее 1 тысячи рублей и более 30% от суммы указанной в отчетности.
В ситуации когда налог оплачен своевременно, но не сдали декларацию, штраф будет равен 1 тысяче рублей.
Как часто проводится, место проведения
Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица. Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.
Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.
Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.
Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.