Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания постановки на налоговый учет физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовые основы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ. Налоговый контроль — это вид государственного финансового контроля. Налоговый контроль является институтом такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Он реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Основу этой деятельности составляют конкретные приемы, средства или способы.
Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц
Порядок проведения налогового учета — это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятия с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых органов по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Порядок проведения налогового учета включает:
1) порядок постановки на налоговый учет;
2) порядок налогового переучета;
3) порядок снятия с налогового учета.
Порядок проведения налогового учета включает в себя определение места осуществления налогового учета; сроков осуществления налогового учета; перечня и форм документов, представляемых для налогового учета; прав, обязанностей и последовательности действий уполномоченных органов и лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.
Постановка организации, по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, предпринимателя и физического лица по месту жительства (Теперь 10-ти дневного срока для подачи заявления и обязательность самого заявления не предусмотрено)
Постановка организации на налоговый учет сейчас производится одновременно с государственной регистрацией организации в качестве юридического лица. Для отдельных видов организаций предусмотрен специальный порядок государственной регистрации.
Например, государственная регистрация банков и иных кредитных организаций предусмотрена Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» осуществляется налоговыми органами на основании решения Банка России.
Налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица при его создании и предпринимателя (далее — государственная регистрация), осуществляет постановку юридического лица предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Организации или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.
Организациям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указанный документ выдается (направляется) не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Организациям или индивидуальным предпринимателям, изменившим место нахождения или место жительства, налоговый орган которых по новому месту нахождения или месту жительства не совпадает с прежним налоговым органом, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в соответствующие государственные реестры.
Организациям, прекратившим деятельность в результате реорганизации в форме слияния и присоединения, налоговый орган которых по месту нахождения не совпадает с налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию прекращения деятельности, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по месту нахождения прекратившей деятельность организации не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц приравняных к предпринимателям, или не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.
В этих случаях, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Постановка организации на налоговый учет по месту нахождения ее обособленных подразделений (кроме филиалов и представительств)
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения (кроме филиалов и представительств), обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сообщение о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 1 месяца после создания обособленного подразделения.
Кроме того, ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность организации-налогоплательщика сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
Однако при исчислении указанных сроков возникает проблема определения дня создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения. Создание или ликвидация обособленного подразделения организации должны отражаться в учредительных документах юридического лица (см. ст. 55 ГК РФ), поэтому в данном случае день создания или ликвидации можно определить по регистрации учредительных документов или их изменений.
В целях налогообложения, как уже было указано1, под обособленным подразделением понимаются не только филиалы и представительства, но и стационарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца, независимо от того, отражено или нет создание подобных рабочих мест в учредительных документах организации (см. ст. 11 НК РФ). Для такого рода обособленных подразделений день их создания или ликвидации может быть вообще документально не зафиксирован, в связи с чем возникает неопределенность при исчислении установленных сроков постановки на налоговый учет.
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Виды налоговых проверок
Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, целью которой является проверка соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом или плательщиком страховых взносов законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.
Налоговые проверки бывают камеральные и выездные (по месту проведения проверки). В свою очередь, выездные налоговые проверки подразделяются на повторные и встречные. Особой разновидностью налоговой проверки является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (гл. 14.5 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку представляемых в налоговый орган деклараций (расчетов) без выезда на территорию, в помещение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, плательщика страховых взносов.
Постановка на налоговый учет при создании филиала
Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.
Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.
Порядок постановки на учет
Налогоплательщик | Порядок постановки на учет |
Новая организация | Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую. |
Индивидуальные предприниматели | Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую. |
Обособленное подразделение | Если у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания. |
Физлица, не ИП | Встают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуется |
Недвижимость и ТС | Постановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов. |
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и его постановка на учет осуществляются налоговым органом по месту жительства гражданина. Причем не позднее пяти рабочих дней со дня представления в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации. В тот же срок индивидуальному предпринимателю выдаются или направляются по почте (с уведомлением о вручении):
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
- уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.
Если индивидуальному предпринимателю ранее уже было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (например, в связи с приобретением недвижимого имущества, транспортного средства или в связи с обращением гражданина в налоговый орган с заявлением о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН), то ему выдаются только два документа. Это свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.
Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации — это документ, который удостоверяет факт постановки гражданина на учет и присвоения ИНН. А уведомление является документом, подтверждающим факт постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.
Особенности учета предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года
В распоряжении таких предпринимателей осталось чуть больше трех месяцев, чтобы подать в налоговую инспекцию по месту жительства документы, предусмотренные ст.3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». И если они не представят документы до 1 января 2005 г., их регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратит силу. Если же предприниматели, не прошедшие государственную регистрацию, продолжат деятельность, она будет считаться незаконной. Кроме того, гражданин может быть привлечен к ответственности — вплоть до уголовной по ст.171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.
Предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 г., должен подать в налоговый орган заявление о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. К заявлению надо приложить копии документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Копии должны быть нотариально заверены. Если предприниматель одновременно с копией представит документ в подлиннике, нотариальное заверение копии не требуется. Подлинник документа возвращается предпринимателю.
Как поставить фирму на учет в налоговой инспекции по месту нахождения
По Налоговому кодексу (ст. 83) все фирмы должны состоять на учете в налоговой инспекции по месту своего хождения. Рассмотрим процедуру регистрации в налоговом органе.
Постановка на налоговый учет фирмы
По Налоговому кодексу (ст. 83) все фирмы должны состоять на учете в налоговой инспекции по месту своего нахождения.
Некоторые фирмы, помимо этого, обязаны состоять на учете в других налоговых инспекциях.
Это фирмы, имеющие обособленные подразделения. Они должны встать на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Кроме того, налоговики обязаны поставить фирму на учет по месту нахождения ее недвижимого имущества и транспортных средств.
Далее рассказано о каждой из этих процедур.
Постановка на налоговый учет физического лица сроки
Согласно статье 84 НК РФ определяется порядок постановки на учет и снятия с учета физических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика.
Постановка на учет физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
[2]
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
[3]
· фамилия, имя, отчество;
· дата и место рождения;
· данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;
· данные о гражданстве.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.
Несовершеннолетним (до 14 лет)
Только это далеко не все случаи постановки на налоговый учет. Сейчас данное свидетельство граждане стараются получить как можно раньше. Вышеперечисленный алгоритм действий — это постановка на учет обычного налогоплательщика, который достиг возраста 14 лет. Как быть, если речь идет о малолетних гражданах страны? У них тоже есть возможность получения ИНН. Только перечень документов незначительно увеличится. Придется принести:
- заявление от лица одного из родителей на выдачу ИНН;
- свидетельство о рождении ребенка;
- удостоверения личности родителя-заявителя;
- свидетельство о регистрации по месту жительства (прописка).
Как получить дубликат свидетельства
Идентификационный налоговый номер присваивается один раз на протяжении всей жизни и не подлежит замене. При утрате, хищении свидетельства нужно обратиться в ФНС по месту жительства одним из следующих способов:
- Подать запрос в налоговый орган лично и предоставить: паспорт, с информацией о регистрации; платежный документ о внесении госпошлины.
- Отправить документы заказным письмом: заявление; удостоверение личности с отметкой о прописке; квитанцию на сумму — 300 рублей.
- Оформить запрос через официального представителя: паспорт с данными о месте жительства; доверенность, заверенную у нотариуса; платежку об оплате обязательного взноса.
- Подать заявление в МФЦ: паспорт с отметкой о прописке и его копию, квитанцию на оплату госпошлины (300-х рублей). Запрос оформляется при посещении специализированного центра его сотрудником. Для получения свидетельства придется посетить МФЦ в назначенный день повторно.
Интерактивная карта с адресами, временем работы и контактными телефонами отделений МФЦ.
- Направить запрос через Интернет портал ФНС, представив необходимые документы: заявление, удостоверение личность, данные о прописке, платежку о внесении госпошлины. При получении сертификата потребуется предъявить оригиналы перечисленных бумаг и их копии.
- Оформить заявление на сайте Госуслуг. Выдача ИНН осуществляется по месту проживания физического лица на протяжении 5-ти рабочих дней после подачи заявки.
Получить информацию об идентификационном номере налогоплательщика при утрате свидетельства можно онлайн, воспользовавшись сайтом налогового органа. Для этого следует выполнить простые действия:
- зайти на портал ФНС,
- открыть раздел «Узнать свой ИНН»,
- заполнить строчки — дата рождения, инициалы, данные паспорта.
- Через 1-2 минуты на мониторе компьютера отобразиться уникальный номер.
Право, а не обязанность
Обычным гражданам не обязательно регистрировать номер. Поэтому физическое лицо может не указывать ИНН в налоговых декларациях, заявлениях или иных документах в адрес органов ФНС. Но в этом случае оно обязано указать все свои персональные данные, которые указывают при постановке на налоговый учет.
Законодательство не принуждает физических лиц получать ИНН. Таким образом, обычный человек самостоятельно распоряжается своим правом иметь налоговую идентификацию или обходиться без нее. Требование указывать идентификационный номер в декларациях или в заявлениях по налогообложению — незаконно. Правда, при таком варианте гражданин обязан внести всю персональную информацию, которая требуется при регистрации в качестве налогоплательщика.
В свете вышеизложенного становится очевидно, что рациональнее указать эти данные лишь однажды — то есть, когда вы обращаетесь в налоговую инспекцию для постановки на учет физического лица (с присвоением ИНН). К такому заявлению нужен только ваш паспорт. До истечения 5 рабочих дней вы получите один номер (тот самый ИНН) для всех взаимоотношений с фискальной системой государства. ИНН заменяет персональные данные налогоплательщика почти во всех формах и бумагах по налогообложению. В документах от налоговых органах к плательщику — всегда без исключений.
В реальности дело обстоит еще проще. Гражданину, который хоть раз заплатил какой-либо налог или получил соц. поддержку из бюджетных фондов, местная налоговая инспекция самостоятельно присваивает идентификационный номер. Делается это в момент постановки его на учет, как лица, начавшего взаимодействие с государством в лице налоговых органов. Происходит процесс благодаря информации, поступившей из отдела ЗАГС, госавтоинспекции, паспортного стола и прочих регистрирующих ведомств. Полный их перечень закреплен в статье 85 НК РФ.
В подавляющем большинстве, наши граждане хотя бы однажды платили какой-либо налог. А тот, кто платил, идентификационный номер уже имеет, и нужно лишь узнать свой ИНН. Получить такую информацию можно по множеству каналов. Проще, удобнее и быстрее всего сделать это на сайте ФНС (ссылка в конце статьи).
Немного о юридических и прочих лицах
ИНН юридического лица, почти как гос. номер автотранспортного средства, позволяет узнать место его государственной регистрации. Номер этот начинается с двузначного кода субъектов Российской Федерации (кроме «99» — это межрегиональная инспекция ФНС). А затем следует также двузначный код местной налоговой инспекции. Остальные цифры в поисковом аспекте нам не помогут. А вот то, что этот номер часто указывается вместе с другим — «Кодом причины постановки на учет», — поможет определить каждое обособленное подразделение юр. лица.
Гражданин иностранного государства, оформивший разрешение на временное проживание в России, для фискальных органов становится налоговым резидентом. А потому он должен предоставить сведения о постановке на налоговый учет. Времени на эту процедуру дается более чем достаточно — 12 месяцев с даты въезда. А вот неисполнение данного условия почти однозначно ставит под угрозу продление РВП. Более того, контролирующие структуры могут отменить и имеющееся разрешение.
Как подчеркивает ФНС РФ, ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных физического лица. Использование этого цифрового кода лишь значительно ускоряет обслуживание всего массива налоговой информации. Это является обоюдовыгодным и для контролирующей структуры, и для всего населения.
Что представляет собой документ?
Уведомление о постановке на учет представляет собой документ, подтверждающий факт регистрации в налоговой юридического и физического лица. Бумага, подтверждающая факт регистрации в единой налоговой системе, выдается в виде официального свидетельства, составленного по установленной форме. Причин, по которым оформление свидетельства является необходимым, существует много:
- Документ требуется для организации контроля над имуществом и доходами;
- Если человек находится не по месту ведения своей предпринимательской деятельности, процесс оплаты налогов значительно упрощается;
- Без постановки на учет и без ИНН нельзя официально устроиться на работу. Работодателю необходимо перечислять налоги за своих сотрудников.
Налоговый учет очень важен не только для физического лица, но для работодателя. Благодаря этому предприниматель получает возможность оформлять документы и отчеты с указанным количеством сотрудников и расходов на отчисление з/п.
Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет
В соответствии со статьями 32, 83 НК РФ эту работу делают налоговые органы на основании сведений ЕГРЮЛ (ЕГРИП), информации от органов, указанных в статье 85 НК РФ или заявлений (сообщений) налогоплательщиков.
Применяемые сокращения:
ОП — иное обособленное подразделение (склад, стационарное рабочее место и т.п.).
Ф/П — филиал, представительство.
Таблица 1 Постановка на учет
Мероприятие |
Чем регулируется |
Входные документы |
Срок постановки на учет |
Выходные формы |
Создание организации |
Ст. 12 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц.. », Приказ МНС РФ от 3.03.04 № БГ-3-09/178 |
Заявление по форме № Р11001; |
3 дня со дня подачи документов для государственной регистрации |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе |
решение о создании организации в виде протокола, договора или иного документа; |
||||
устав в 2-х экземплярах; |
||||
квитанция или платежное поручение об оплате государственной пошлины. |
||||
Создание обособленного подразделения (ОП) |
Приказ Минфина РФ от 5.11.09 №114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@ |
Создание ОП подтверждают, например: договор аренды помещения, где создано стационарное рабочее место; трудовой договор с сотрудником ОП; приказ о назначении на должность; приказ руководителя организации о создании ОП. |
5 рабочих дней со дня получения сообщения |
Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье |
Создание филиала или представительства (Ф/П) |
Ст. 17 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц..», Приказ Минфина РФ от 5.11.09 № 114н, Письмо ФНС РФ от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@ |
Заявление по форме № Р13001 (или уведомление Р13002) |
5 дней со дня получения сведений о филиале (представительстве) |
Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье |
Теперь о некоторых нюансах для каждого основания постановки и снятия с учета.
Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя
Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.
Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.
Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:
- Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
- Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.
Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.
И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
1.1. В настоящем Порядке используются следующие понятия, определенные в соответствующих статьях Кодекса:
- идентификационный номер налогоплательщика (абзац 1 пункта 7 статьи 84 Кодекса) — единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации номер, присваиваемый каждому налогоплательщику;
- налогоплательщики и плательщики сборов (абзац 1 статьи 19 Кодекса) — организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
- организации (абзац 2 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
- физические лица (абзац 3 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- индивидуальные предприниматели (абзац 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (абзац 13 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков;
- место нахождения обособленного подразделения российской организации (абзац 16 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
- место жительства физического лица (абзац 17 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;
- обособленное подразделение организации (абзац 18 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;
- налоговые агенты (пункт 1 статьи 24 Кодекса) — лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
- налоговые органы (пункт 3 статьи 9 Кодекса) — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;
-
место нахождения имущества (абзац 3 пункта 5 статьи 83 Кодекса):
- для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 Кодекса, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;
-
органы, перечисленные в статье 85 Кодекса, обязанные сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующую информацию:
- органы, осуществляющие регистрацию организаций (пункт 1), — о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях;
- органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (абзац 1 пункта 2), — о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
- органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам (абзац 2 пункта 2), — о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;
- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (пункт 3), — о фактах регистрации;
- органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния (пункт 3), — о фактах рождения и смерти физических лиц;
- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения (пункт 4), — о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах;
- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5), — об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных ��есовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом;
- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (пункт 6), — о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (пункт 7), — о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения;
-
сведения, составляющие налоговую тайну (пункт 1 статьи 102 Кодекса), — любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
1.2. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке (юридические лица, место нахождения юридического лица, филиал, представительство юридического лица, регистрация, реорганизация, ликвидация, документ, удостоверяющий личность, и т.п.), применяются в соответствии с законодательством.
Понятие рабочее место применяется в значении, используемом в Федеральном законе от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702):
- рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
4.1. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в выдаваемом ему свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.
Кроме того, налоговый орган применяет идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
- при постановке на учет:
- физических лиц, не являвшихся налогоплательщиками, по месту их жительства в случае возникновения у физических лиц обязанности по уплате налогов и (или) сборов;
- организаций и физических лиц соответственно по месту нахождения обособленных подразделений организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщику имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению;
- организации или налогоплательщика — физического лица в случае изменения ими соответственно места нахождения или места жительства;
- при учете сведений в налоговом органе по новому месту жительства:
- физического лица, не являющегося налогоплательщиком, в случае изменения им места жительства.