Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уровни органов местного самоуправления в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.
Изменения в №131-ФЗ, внесенные в последние годы
Как уже было отмечено, рассматриваемый закон 131-ФЗ неоднократно и регулярно подвергался достаточно серьезной корректировке.
В настоящее время действует редакция №131-ФЗ с изменениями, последние из которых были внесены двумя Федеральными законами, датированными 2018 годом — №15-ФЗ, подписанный 05.02, и №83-ФЗ, который был введен в действие с 18.04.
Последний из них содержит подробное описание дополнительных функций и полномочий старосты сельского поселения, уточняет процедуру проведения выборов в МО, численность которых не превышает 3 тыс. человек, а также вносит ряд корректировок, касающихся функций депутатов и правил опубликования правовых актов, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления.
Следует отметить, что сегодня №131-ФЗ, последняя редакция которого была принята всего два месяца назад, достаточно сильно отличается от документа, принятого осенью 2005 года. Это не удивительно, учитывая тот путь, которые прошли за последние 13 лет отечественные органы местного самоуправления.
Основные вопросы органа самоуправления
Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как:
- утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений;
- утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
- отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам;
- принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
- определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий;
- определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества;
- определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления;
- контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения,
- утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.
Конституционные гарантии местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.
Система местного самоуправления в России и ее элементы
Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязях друг с другом, образуя систему местного самоуправления в РФ.
Термин «система местного самоуправления» не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе с тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие «система» подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упорядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность.
Система местного самоуправления – это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе осуществления самоуправленческих функций.
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
- следить за порядком,
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
- распоряжаться собственностью муниципалитета,
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя из того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, и его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
- утверждение бюджета,
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Еще немного о местной администрации
Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.
Исполнительная власть в системе муниципального управления
Администрация муниципалитета выступает в качестве исполнительно-распорядительного органа муниципальной власти.
Данный орган призван осуществлять решение вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования.
В основе построения муниципальной администрации лежит функциональный принцип, обеспечивающий формирование органов муниципального управления в соответствии с отдельными направлениями муниципального управления.
Администрация муниципалитета наделяется правами юридического лица.
Структура муниципальной администрации определяется уставом муниципального образования.
Администрацию муниципального образования возглавляет глава, в качестве которого могут выступать глава муниципального образования, либо специально нанятое по контракту должностное лицо.
Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:
- Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
- Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
- Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
- Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.
Проектом предусматривается, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения.
Одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.
Сохраняется разделение на городские и муниципальные округа. При этом критериями выступают действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения на территории городского округа.
За городскими и муниципальными округами закрепляется одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач, отметил Крашенинников.
Он добавил, что при этом в целях наиболее оптимального обеспечения интересов населения, регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании (которые не отнесены к неотъемлемым) и осуществлении их на региональном уровне.
Общая структура органов местного самоуправления остается неизменной, отметил глава комитета.
Местное самоуправление составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация. Также в муниципалитете может быть создан контрольно-счетный орган муниципального образования и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В этом случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.
В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность региона и муниципальную должность.
Укрепляется статус и главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что глава местной администрации замещает муниципальную должность.
Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.
Крашенинников отметил, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в России и направлены на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства.
Проект закона подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в стране. Предполагается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. До 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.
В ряде стран в систему местного самоуправления входит Совет. При этом он может обладать преимущественными полномочиями. Глава в исполнительном органе избирается Советом. В редких случаях его назначает население. Исполнительная структура, в свою очередь, может являться коллегиальной. Для разных эпох такая система органов власти местного самоуправления была характерна для Бельгии, Польши, Чехословакии, Исландии, Сербии, Болгарии и др. В структуре преобладающими полномочиями может быть наделен глава исполнительной ветви. В этом случае он избирается народом. Как правило, глава исполнительной структуры является единоначальным.
Соотношение с центральным аппаратом
Классификация в данном случае осуществляется следующим образом:
- В структуре отсутствуют назначаемые представители центрального аппарата, а их функции, в свою очередь, выполняют местные органы. Такое устройство было характерно для Румынии, Болгарии, США, Венгрии, Словакии и прочих стран.
- Имеет место сочетание назначаемых представителей центральной власти с избираемыми местными органами. Эта структура характерна для Италии, Великобритании, Франции, Австрии, Норвегии, Белоруссии, Дании и пр.
- Назначаемые представители центрального аппарата заменяют собой местные органы на уровнях крупных административных единиц. Такая система существует в Финляндии, Исландии, Сербии и прочих странах.
Местное самоуправление
Административные органы местного самоуправления не являются единственным органом местного самоуправления конкретного муниципалитета.
В России признаются и действуют местные органы власти, которые не имеют ничего общего с федеральным правительством. Местные органы власти действуют самостоятельно в пределах своей компетенции.
Муниципалитеты создаются на основе выбора населения. Работа структур строго касается физических лиц, вопросов местного самоуправления, вопросов собственности на землю и личных вопросов граждан.
Полномочия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Конституцией. Под их ответственность население принимает решения, касающиеся истории и традиций своего народа.
Основой этой автономии считаются правовые нормы, изложенные в Нормативном кодексе, регулирующие деятельность населения по решению экономических, территориальных и бюджетных проблем. Члены организации избираются самими жителями. В остальных случаях они избираются и назначаются региональными властями. Такие организации являются интегрированными юридическими лицами, но они не являются звеньями государственной власти.
Учитывая особенности их деятельности, структура и функции таких организаций определяются исходя из потребностей населения. Аббревиатура для местных административных органов местного самоуправления — МСУ.
Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что народ является источником власти в стране. В целом, это означает, что большинство должностей в его структурах являются выборными.
В результате граждане, имеющие право голоса, могут определить, кто представляет их в структуре власти. Выборные должностные лица, с другой стороны, имеют право предлагать кандидатов на должности в государственных органах, которые не избираются по закону.
Структура власти в современной Российской Федерации является третичной:.
Структура местного самоуправления — это правительственная структура, отвечающая за управление муниципалитетами. Другими словами, обязанности местных органов власти ограничиваются местными вопросами и ограничиваются границами муниципалитета.
Осторожно. Муниципальные образования не входят в состав федерального правительства. Они действуют в соответствии с федеральными и местными законами.
Органы местного самоуправления должны организовывать следующие типы органов
- Представительный орган. Он может иметь различные наименования («Городская дума», «поселковый совет» и т. д.). Должности депутатов являются выборными.
- Глава муниципального образования. К примеру, мэр города или глава администрации района. Должность может быть как выборной, так и назначаемой.
- Исполнительно-распорядительный орган. Местная администрация. Выполняет практические функции по организации местного самоуправления в лице своих различных структурных подразделений.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Обзор структуры закона
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья | Наименование главы |
---|---|
Статьи 1-9 | Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) |
Статьи 10-13 | Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) |
Статьи 14-18 | Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) |
Статьи 19-21 | Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) |
Статьи 22-33 | Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) |
Статьи 34-42 | Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) |
Статьи 43-48 | Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). |
Статьи 49-65 | Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) |
Статьи 66-69 | Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) |
Статьи 70-78 | Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) |
Статьи 79-82 | Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) |
Статьи 83-86 | Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). |