Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правопреемник в исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Смерть гражданина является основанием для перехода прав и обязанностей умершего лица в порядке универсального правопреемства. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Реорганизация организации
Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.
При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.
Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.
В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:
- в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
- в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:
- при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
- при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.
Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.
Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.
Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Заявление о замене стороны в исполнительном производстве
Когда гражданин или организация сталкиваются с требованием подать заявление о замене стороны в исполнительном производстве? Когда хотят заменить выбывшую сторону, если исполнительное производство уже возбуждено. То есть решение суда в процессе принудительного исполнения.
В жизни стороны исполнительного производства выбывают по разным причинам. Смерть, признание умершим, безвестно отсутствующим, реорганизация (слияние, присоединение) юридического лица, уступка права и т.п. То есть это такая ситуация, когда сторона точно не может больше участвовать в исполнении решения, а не по временным причинам (командировка, болезнь).
Закон допускает замену стороны только если Гражданский кодекс допускает правопреемство. Такой процедуре обычно предшествует подача заявления о приостановлении исполнительного производства. Но а если правопреемство сторон не допускается, судебный пристав вынесет постановление по заявлению о прекращении исполнительного производства.
Производить замену стороны выгодно с точки зрения экономии времени. В таком случае не требуется получать новый исполнительный лист и обращение с заявлением о возбуждении исполнительного производства и совершения иных действий.
Как правильно составить заявление?
Чтобы справиться с составлением заявления, стоит документа с одного из правовых сайтов. Пример позволит получить представление о том, как составляется такое обращение и какую структуру имеет.
Стандартный документ должен содержать в себе следующие пункты:
- название ведомства, включая личные данные пристава, если речь идет об обращении в ФССП;
- информация о заявителе, личные данные, адрес и номер телефона;
- сведения о заинтересованных гражданах, если таковые есть в деле;
- название бумаги;
- обстоятельства рассматриваемого дела;
- ходатайство о замене должника (или взыскателя);
- основания для принятия положительного решения;
- список документации, удостоверяющей права обратившегося лица;
- подпись заявителя;
- дата создания бумаги.
В каких случаях нужно заменить должника в исполнительном производстве
Должника нужно заменить во всех случаях, когда он выбыл из правоотношения и его долг по исполнительному документу перешел к другому лицу – правопреемнику (ч. 1 ст. 48 АПК РФ, ч. 1 ст. 44 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве). В частности, это нужно сделать, если должник:
- перевел долг на другое лицо. Учтите, что если договор перевода долга является ничтожным, то замены стороны не происходит. Например, будет ничтожным договор, если должник перевел долг без согласия кредитора (п. 2 ст. 391 ГК РФ);
- реорганизовался. В этом случае новым должником станет то лицо, к которому перешел долг (п. п. 1 – 4 ст. 58 ГК РФ). Исключение – преобразование юрлица (если, к примеру, АО стало ООО). В этом случае права и обязанности в отношении других лиц (кроме учредителей) не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Однако рекомендуем все равно провести процедуру замены должника, поскольку нормы о процессуальном правопреемстве не предусматривают исключения для такого вида реорганизации, как преобразование;
- умер. В этом случае, если по вашему долгу возможно правопреемство, пристав должен приостановить производство ( п. 1 ч. 1 ст. 40 Закона). Вы сможете заменить должника, только когда определится правопреемник и исполнительное производство будет возобновлено.
Не нужно менять должника, когда он:
- изменил свое наименование, а организационно-правовую форму оставил прежней. В этом случае нужно направить приставу уведомление об изменении наименования с приложением подтверждающих документов, например выписки из ЕГРЮЛ;
- ликвидировался. В этом случае вы не сможете заменить должника (например, на его учредителя), поскольку правопреемства по общему правилу не происходит и обязательство прекращается (ст. 419 ГК РФ). Однако в определенных случаях вы можете привлечь учредителей к субсидиарной ответственности, подав отдельный иск в суд.
В какой суд подать заявление о замене стороны в исполнительном производстве
Если спор рассматривал арбитражный суд, обратитесь в суд, выдавший исполнительный лист. Наименование и адрес этого суда вы можете посмотреть в самом листе. Имейте в виду, что по общему правилу исполнительный лист выдает суд первой инстанции, даже если окончательное решение по делу принял суд вышестоящей инстанции (ч. 2 ст. 319 АПК РФ).
Если спор рассматривал суд общей юрисдикции, посмотрите, где находится подразделение ФССП России, возбудившее производство, и к району какого суда оно относится. Если это тот же суд, который выдал исполнительный лист, смело обращайтесь в него. Если исполнительный лист выдал другой суд, то определить подсудность непросто. Мы рекомендуем подать заявление в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав.
Однако есть риск, что ваше заявление вернут. Некоторые суды со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 указывают, что заменять сторону производства должен суд, который выдал исполнительный лист. Если суд вернет заявление, проще и быстрее обратиться в суд, который указан в определении о возврате. Подавая новое заявление, не забудьте приложить копию этого определения. Если такой вариант вас не устраивает, обжалуйте возврат, однако учтите, что это может занять несколько месяцев (ч. 1 ст. 331, ч. 4 ст. 333, ст. 327.2 ГПК РФ).
Договор — это соглашение двух или более субъектов, по которому каждый из участников обладает правами и обязанностями, а замена стороны в договоре — это полная передача всех прав и обязанностей одного из участников третьему лицу.
Такое действие бывает как добровольным, когда один из участников по каким-либо причинам принимает решение выйти из отношений, так и вынужденным. Вынужденная замена происходит, если у первоначального участника больше нет ресурсов исполнять обязанности из-за возникновения финансовых сложностей, наступления банкротства, появления производственных проблем или по другим причинам. Это мероприятие необходимо при реорганизации компании, когда права и обязанности реорганизуемого переходят к другому субъекту.
Цель процедуры — реализация интересов всех субъектов, задействованных в этом процессе:
- выбывающий субъект освобождается от всех договорных обязательств;
- вступающий в отношения и принимающий обязательства, получает и права;
- неизменный участник приобретает нового контрагента, который имеет больше ресурсов и мотивации исполнить обязательства в соответствии с первоначальными договоренностями.
Возможность совершить изменение стороны в договоре есть на любом этапе его исполнения.
Замена должника в исполнительном производстве РФ
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Запуск процедуры по смене участников процесса исполнительного производства начинается с подачи соответствующего заявления. Изучение заявки и приложенных к ней материалов ставит своей целью принять решение об удовлетворении либо отказе к принятию в производство. Рассмотрением таких инициатив занимаются суды и федеральные службы судебных приставов. Выбор конкретной инстанции зависит от каждого конкретного случая. В суды обращаются если для возбуждения дел основанием служит уже выданный исполнительный документ. К приставам обращаются в случаях, когда у заявителя на руках не судебный документ.
Как подать в суд заявление о замене стороны (должника, взыскателя) в исполнительном производстве
Заявление в суд вправе подать судебный пристав, стороны исполнительного производства, а также лица, считающие себя правопреемниками сторон. Например, если сторона меняется в связи с уступкой требования, с заявлением может обратиться как цедент, так и цессионарий.
Рекомендуем не дожидаться подачи заявления приставом, а сделать это самостоятельно. Лучше не затягивать с заменой стороны, поскольку до этого момента есть риск, что имущество взыщут не с того лица (если изменился должник), либо передадут его не тому лицу (если изменился взыскатель).
Если спор рассматривал арбитражный суд, обратитесь в суд, выдавший исполнительный лист. Наименование и адрес этого суда вы можете посмотреть в самом листе. Имейте в виду, что по общему правилу исполнительный лист выдает суд первой инстанции, даже если окончательное решение по делу принял суд вышестоящей инстанции (ч. 2 ст. 319 АПК РФ).
Если спор рассматривал суд общей юрисдикции, посмотрите, где находится подразделение ФССП России, возбудившее производство, и к району какого суда оно относится.
Если это тот же суд, который выдал исполнительный лист, смело обращайтесь в него. Если исполнительный лист выдал другой суд, то определить подсудность непросто.
Мы рекомендуем подать заявление в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав.
Однако есть риск, что ваше заявление вернут. Некоторые суды со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 указывают, что заменять сторону производства должен суд, который выдал исполнительный лист. Если суд вернет заявление, проще и быстрее обратиться в суд, который указан в определении о возврате.
Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства
1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
2. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства
1. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
2. Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
21. Полномочия представителей организации могут быть оформлены в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации). Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного на то лица. Полномочия представителей организации в случае их оформления в указанном порядке проверяются судебным приставом-исполнителем посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.
31. Полномочия представителей граждан могут быть оформлены в электронном виде с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Полномочия представителей граждан в случае их оформления в указанном порядке проверяются судебным приставом-исполнителем посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4. Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.
5. Полномочия представителей, не указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.
6. Полномочия кредитного управляющего по осуществлению прав участников синдиката кредиторов и полномочия управляющего залогом по осуществлению прав залогодержателей по договору управления залогом подтверждаются договором синдицированного кредита (займа) и (или) решением участников синдиката кредиторов, принятым в соответствии с договором, и договором управления залогом соответственно.
Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа
Понятие лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа.
В соответствии со ст. 7 ФЗИП в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Кроме того, требования исполнительных документов могут исполняться в случаях, предусмотренных федеральными законами, другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Говоря о правовом положении данных органов, следует отметить, что, во-первых, эти органы содействуют процессу исполнения в связи с возложенными на них обязанностями, во-вторых, такая обязанность возложена на них федеральным законом. Например, Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определены компетенция, полномочия и обязанности государственных органов записи актов гражданского состояния, а Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определена компетенция органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следует различать правовое положение данных субъектов в зависимости от того, содействуют ли они процессу исполнения в силу своей компетенции либо исполняют решение суда, поскольку являются должниками в исполнительном производстве. Так, в случае разрешения спора между двумя гражданами о праве собственности на жилое помещение орган регистрации прав выступит в качестве органа, который зарегистрирует право собственности на недвижимое имущество в силу своей компетенции, т.е. на основании ст. 7 ФЗИП. Если же судом разрешено заявление гражданина либо организации на отказ органа регистрации прав зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, возникшее, например, по свидетельству о праве на наследство либо договору купли-продажи, то в подобном случае при удовлетворении заявления судом такой орган регистрации прав выступит в качестве должника в исполнительном производстве, если в гражданском либо арбитражном процессе он занимал правовое положение ответчика либо органа, действия которого были предметом судебной проверки.
Однако правовые последствия неисполнения требований исполнительного документа как для организации, занимающей правовое положение на основании ст. 7 ФЗИП, так и для организации, выступающей в качестве должника, практически одинаковы. К ней могут применяться санкции, предусмотренные ФЗИП и другими федеральными законами.
Характеристика отдельных видов лиц, лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа. В качестве лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительного документа, выступают следующие: Центральный банк России и его учреждения — при осуществлении операций по списанию с корреспондентских счетов банков на основании исполнительных документов; коммерческие банки — при осуществлении операций по списанию с расчетных и других счетов клиентов банков в соответствии с поступившими исполнительными документами; органы записи актов гражданского состояния — при исполнении решений, которые требуют регистрации в указанных органах (установление отцовства, признание актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решения суда о расторжении брака, установлении судом факта государственной регистрации акта гражданского состояния и т.д.); органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, которые выполняют указанные функции на основании ст. 34 ГК, — по решениям о признании недееспособным, ограниченно дееспособным и другим; органы Росреестра — по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет и т.д.
Согласно ст. 8 ФЗИП исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В связи с этим возникает вопрос о соотношении ст. ст. 7 и 8 ФЗИП при совершении исполнительных действий в отношении банков и иных кредитных организаций. Полагаем, что ст. 7 ФЗИП распространяется на случаи участия банков в исполнительном производстве при реализации мер принудительного исполнения в отношении лиц, имеющих счета в банках.
Положения ст. 8 ФЗИП касаются исполнения исполнительных документов вне рамок принудительного исполнения, и применение ее возможно в двух ситуациях: во-первых, когда в банке или иной кредитной организации находится счет должника и, во-вторых, когда банк или иная кредитная организация указаны в качестве должников в исполнительном документе и им предлагается взыскателем без обращения в органы ФССП добровольно исполнить его требования.
Правопреемство в исполнительном производстве
На основании судебных решений с должника были взысканы денежные средства. Судебный пристав-исполнитель возбудил три производства, объединив их в сводное, о чем направил взыскателю постановления. Далее дело находилось более года в «работе» приставов. Взыскатель приехал на ознакомление с материалами исполнительного производства и вместе с приставом открыл дело. В материалах обнаружились сведения из ФНС о том, что должник реорганизовался в форме присоединения к другому обществу, зарегистрированному в г. Иваново (должник был зарегистрирован в г. Москва). Увидев выписку из ЕГРЮЛ, пристав молниеносно вынес постановления об окончании исполнительных производств, подкрепив актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. При этом основаниями для окончания исполнительных производств послужили следующие обстоятельства: «невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях».
Взыскатель подает в суд заявление к приставу о признании незаконными актов и постановлений об окончании исполнительного производства, имея на то два веских основания: 1) пристав имущество и счета должника не искал, о чем свидетельствует отсутствие в материалах исполнительного производства соответствующих запросов в банки, Росреестр и др., а вместе с тем окончил производство именно со ссылкой на п.п.3 п. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве; 2) по мнению взыскателя, пристав обязан был сам заменить правопреемника в действующем исполнительном производстве, имея в деле сведения из ФНС о реорганизации.
Вот тут то и развернулись баталии. Статья 52 Закона об исполнительном производстве говорит, что «в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства… судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником».
Дело в том, что норму ст. 52 Закона приставы читают только до слов «на основании судебного акта». Упирая на это, делают вывод, что взыскатель обязан сам и только сам идти в суд и подавать заявление о замене должника. В рассматриваемом же деле взыскатель позволил себе усомниться в том, что работа приставов заканчивается вынесением постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью нахождения имущества должника и подал-таки в суд.
Порядок замены стороны в исполнительном производстве
Мнение эксперта
Михайлов Иван Кириллович
Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Преподаватель права.
Получение положительного судебного акта по вопросу правопреемства не заканчивает процесс смены стороны. Вступившее в законную силу решение суда послужит основанием для вынесения службой приставов соответствующего постановления.
По большей части оно дублирует судебный акт, однако в силу закона только после вынесения судебным приставом рассматриваемого документа возможно говорить о завершении процедуры правопреемства.
В этой связи, на основании определения суда следует подготовить заявление в адрес пристава, в производстве которого находится конкретное исполнительное дело, с просьбой о замене стороны.
Процессуальное правопреемство в исполнительном производстве
Цессия на стадии исполнительного производства.
Что стоит учесть, чтобы уступка прошла успешно. Как произвести правопреемство в процессе, если исполнительное производство завершено. Что делать, если требование частично уступлено после выдачи исполнительного листа. Какие документы необходимо представить для доказательства правопреемства Цессия на стадии исполнительного производства. Что стоит учесть, чтобы уступка прошла успешно. Как произвести правопреемство в процессе, если исполнительное производство завершено. Что делать, если требование частично уступлено после выдачи исполнительного листа. Какие документы необходимо представить для доказательства правопреемства. Сделки по замене лиц в обязательстве достаточно распространены среди участников имущественного оборота. Они позволяют участникам оперативно приобрести или, наооборот, продать имущество либо его часть.
Однако, в тех случаях, когда перемена лица в обязательстве произошла в ходе рассмотрения спора в суде, возникает необходимость осуществить процессуальное правопреемство.
Практика показывает, что в ряде случаев участники споров в процессе замены лица сталкиваются с многочисленными трудностями.
Например, после получения исполнительного листа взыскатель уступает не все, а только часть требований.
В какой суд подать заявление о замене стороны в исполнительном производстве
Если спор рассматривал арбитражный суд, обратитесь в суд, выдавший исполнительный лист. Наименование и адрес этого суда вы можете посмотреть в самом листе. Имейте в виду, что по общему правилу исполнительный лист выдает суд первой инстанции, даже если окончательное решение по делу принял суд вышестоящей инстанции (ч. 2 ст. 319 АПК РФ).
Если спор рассматривал суд общей юрисдикции, посмотрите, где находится подразделение ФССП России, возбудившее производство, и к району какого суда оно относится. Если это тот же суд, который выдал исполнительный лист, смело обращайтесь в него. Если исполнительный лист выдал другой суд, то определить подсудность непросто. Мы рекомендуем подать заявление в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав.
Однако есть риск, что ваше заявление вернут. Некоторые суды со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 указывают, что заменять сторону производства должен суд, который выдал исполнительный лист. Если суд вернет заявление, проще и быстрее обратиться в суд, который указан в определении о возврате. Подавая новое заявление, не забудьте приложить копию этого определения. Если такой вариант вас не устраивает, обжалуйте возврат, однако учтите, что это может занять несколько месяцев (ч. 1 ст. 331, ч. 4 ст. 333, ст. 327.2 ГПК РФ).