Личное имущество в пользовании у работника казенного учреждения на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личное имущество в пользовании у работника казенного учреждения на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

Выдача ОС в личное пользование в 1С:Бухгалтерии госучреждения 8

В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 ред. 2 для учета объектов ОС, выданных сотрудникам в личное пользование, используется забалансовый счет 27.01 «ОС, выданные в личное пользование работникам». По этому счету аналитика проводится по сотрудникам учреждения через субконто «Контрагенты» и по объектам ОС через субконто «Основные средства». Кроме того, по счету учет проводится и по «КЭК».

Чтобы оформить выдачу или возврат ОС, отражаемого как на балансовых счетах группы 101 00, так и на забалансовых счетах группы 21, применяется документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА». В нем нужно поставить вид операции «Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60)» или «Перемещение собственных ОС в опер. учете (21)». Кроме того, требуется поставить и типовую бухгалтерскую операцию «Внутреннее перемещение».

Использование имущества бюджетного учреждения.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

Какое имущество считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).

Например, в Новосибирской области используются следующие определения:

  • излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
  • неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
  • используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

Статья 161 БК РФ. Особенности правового положения казенных учреждений

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:

государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);

иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетны�� кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

По каким КБК отражается выплата компенсации?

Выплата сотрудникам компенсации за использование личного компьютера в служебных целях, которая рассчитана с учетом износа такого имущества, отражается по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ.

При этом возмещение расходов на оплату дополнительного интернет-трафика, используемого для работы на компьютере (отправки электронных документов, просмотра учебных онлайн-ресурсов), следует отражать по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ.

И в том и в другом случае соответствующие подстатьи КОСГУ применяются в увязке с КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» (письма Минфина РФ от 30.12.2019 № 02‑05‑11/103497, от 13.06.2019 № 02‑07‑10/43294).

Как происходит списание имущества бюджетными учреждениями

По вопросам утилизации имущества в бюджетном учреждении следует руководствоваться:

  • постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 № 447;
  • постановлением Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» от 14.10.2010 № 834;
  • ведомственными документами.
Читайте также:  Прожиточный минимум что это такое как определяется

Разберем на примере. Согласно приказу Россельхознадзора от 10.01.2017 № 4 списание имущества подведомственных ему БУ производится с учетом следующих особенностей:

Вид списываемого имущества

Особенности списания в учреждениях Россельхознадзора

Списание недвижимого имущества бюджетного учреждения (включая объекты незавершенного строительства)

Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

Списание ОЦИ (движимого)

Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

Списание иного имущества

Решение принимается учреждением самостоятельно

Списание имущества, влекущее прекращение деятельности учреждения

Необходимо согласовать:

  • с центральным аппаратом Россельхознадзора;
  • Федеральным агентством по управлению госимуществом

Сотрудник пользуется имуществом лично, но в рамках уставной деятельности

Если работник использует, например, личный компьютер только сам для выполнения служебных обязанностей, с ним заключают соглашение об использовании личного имущества в служебных целях. Работнику придется выплачивать компенсацию за использование и износ личного имущества. Эту выплату устанавливают трудовым договором и выплачивают в рамках трудовых отношений (ст. 188 ТК).

Если имущество не оформить должным образом, при проверке контролеры могут посчитать его излишками. В таком случае придется ставить имущество на баланс и платить налог на прибыль. Рассмотрим пример.

Суд встанет на сторону контролеров, если на личный ноутбук главбуха установить бухгалтерскую программу за счет субсидии на госзадание (решение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 31.05.2017 по делу № 12–490/2017)

На основании пп.»и» п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009г.№212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ипп.2 п.1 ст.20.2 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

  • не подлежат обложению страховыми взносамивсе виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанныхс выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Письме ПФ РФ от 29.09.2010г.№30-21/10260, не облагаются взносами те суммы компенсационных выплат, которые зафиксированы в соглашении между работодателем и сотрудником:

«При этом при расчете суммы компенсации целесообразно учитывать степень износа используемого личного имущества работника, а также срок его полезного использования, который может быть определен на основании технической документации на это имущество.

Таким образом, сумма компенсации и возмещения расходов, выплачиваемая работнику за использование (износ) личного имущества в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее работником в соответствии со статьей 188 ТК РФ.»

Однако в случае с компенсаций за использование личного транспорта есть некоторые рискованные моменты:

  • Проверяющие почти всегда настаивают на том, что не облагаются страховыми взносами только те компенсации, которые выплачиваются собственнику ТС. Если же сотрудник управляет автомобилем по доверенности, то не начисляя на суммы компенсаций страховые взносы, компания несет налоговые риски, т.к. свою позицию ей, вполне возможно, придется отстаивать в суде.
  • Некоторые проверяющие трактуют упоминание норм в законах №212-ФЗ и №125-ФЗ, как отсылку к нормам, применяемым для ограничения размера компенсаций для целей налога на прибыль. И, соответственно, на суммы компенсаций, превышающие указанные нормы доначисляют страховые взносы*.

Учет личного имущества в служебной деятельности сотрудников

В ходе нее было выяснено что некоторые основные средства являются собственностью работников (например: кто-то принес свой кондиционер, телевизор). Т.е. на балансе организации числится чужое имущество? Понятно, что формально наличие права собственности для постановки не требуется, но всё же… как быть с обособленностью учёта? Если точнее выразиться мне нужно составить что-то типа акта, в котором указывается что данный предмет (допустим кондиционер) является собственностью работника (т.е. при увольнении он сможет его забрать , унести с предприятия), т.е документ который подтверждает что кондиционер его личное имущество, которое он использует временно в своих целях. Во-первых, почему это проучили Вам? Кем Вы там работаете? Во-вторых, неужели все эти предметы стоят не менее 20 тыс.
рублей каждый? В-третьих, бред какой-то…

Кратко сформулируем выводы:

1. Учет операций по использованию личного имущества сотрудников будет зависеть от того, как оформлены отношения между ним и учреждением. Либо это соглашение к трудовому договору, заключаемое в соответствии со ст. 188 ТК РФ, либо договор аренды согласно ст. 606 ГК РФ.

2. Расходы по оплате обязательств, принятых учреждением по трудовому договору (соглашению к трудовому договору), будут отражаться по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ, а по договору аренды — по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

3. Компенсация, выплачиваемая сотруднику в соответствии со ст. 188 ТК РФ, не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами и учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль в пределах законодательно установленных норм.

4. Сумма арендной платы, выплачиваемая сотруднику по договору аренды, подлежит обложению НДФЛ, но не является объектом для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды. Учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль в полном размере.

Другой комментарий к статье 298 Гражданского Кодекса РФ

1. Говоря о правовом режиме имущества учреждения, важно установить источник появления у учреждения данного имущества, т.е. определить, за счет каких средств оно было приобретено.

Если доходы и имущество получены учреждением за счет деятельности, приносящей доходы, и такая деятельность осуществляется в соответствии с учредительными документами учреждения, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. При этом такое имущество продолжает оставаться в собственности учредителя учреждения.

2. Иной правовой режим у имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и этот режим зависит от вида учреждения. Если по общему правилу частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым таким имуществом, то автономное учреждение без согласия собственника вправе распоряжаться любым имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Под особо ценным движимым имуществом в Законе об автономных учреждениях понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. 3).

Порядок определения видов такого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» . В соответствии с данным Постановлением виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений определяются совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. Одновременно установлены критерии, исходя из которых должны определяться указанные виды имущества . В то же время названное Постановление исключает отнесение движимого имущества к особо ценному, если такое имущество не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также если оно приобретено федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии в уставом своей деятельности. Соответственно в последнем случае распоряжение имуществом, хотя формально и отвечающим критериям особо ценного, не зависит от решений учредителя и осуществляется учреждением самостоятельно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2802.
При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений в его состав подлежит включению:

— движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей;

— иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

— имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

В части примеров принятия совместных решений уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений можно отметить Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 2 ноября 2009 г. N 138/300 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации» , которым определены виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации. К ним, в частности, отнесены компьютеры и оргтехника, балансовая стоимость которых превышает 30 тыс. рублей; программное обеспечение, балансовая стоимость которого превышает 30 тыс. рублей, и т.д.

———————————
Российская газета. 09.12.2009. N 235.

Приказом Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 4 марта 2009 г. N 72/58 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений» определены виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений. К особо ценному движимому имуществу отнесено: а) имущество, необходимое для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности основных образовательных программ, независимо от его балансовой стоимости; б) имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей, предназначенное для реализации образовательных программ, а также для осуществления иных, помимо образовательной, видов деятельности, предусмотренных типовыми положениями об образовательных учреждениях; в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

———————————
Российская газета. 17.04.2009. N 68.

Следует отметить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

3. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Соответственно установленный в соответствии с общим правилом п. 1 комментируемой статьи запрет на распоряжение имуществом учреждения не распространяется на полученные учреждением соответствующие доходы.

Читайте также:  Как перенести суд на другую дату по административному делу

4. Для отдельных видов учреждений законами установлены дополнительные особенности распоряжения имуществом, которые содержат ряд исключений из общего правила, запрещающего учреждению отчуждать закрепленное за ним имущество или иным образом распоряжаться им.

В частности, такие особенности содержатся в ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника на имущество, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для учета объектов основных средств, выданных работникам учреждения в личное пользование, применяется забалансовый счет 27.01 «ОС, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». По счету ведется аналитический учет по работникам учреждения (субконто Контрагенты) и объектам ОС, которые выданы в личное пользование (субконто Основные средства). Также по счету ведется учет по КЭК.

В БГУ2 для оформления выдачи в личное пользование работникам учреждения объектов ОС, учитываемых как на балансе, на счетах группы 101 00 «Основные средства», так и за балансом, на счетах группы 21 «Основные средства в эксплуатации», и их возврата из личного пользования применяется документ Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА с видом операции Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60) или Перемещение собственных ОС в опер. учете (21) соответственно и с типовой бухгалтерской операцией Внутреннее перемещение (рис. 1).

21.04.2021 для выполнения работы библиотекарю О.К. Зайцевой была согласована выдача в личное пользование на месяц ноутбука стоимостью 67 000,00 руб. Согласно учетной политике учреждения, на счете 101 00 учет основных средств, выданных в личное пользование, ведется по ответственному лицу — кладовщику-завхозу А.Г. Макарову.

Выдача объектов ОС в личное пользование работникам

Для оформления выдачи объектов основных средств в личное пользование работникам учреждения следует использовать документ Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА с видом операции Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60) и типовой бухгалтерской операцией Внутреннее перемещение.

В шапке документа следует обратить внимание на заполнение реквизитов групп Отправитель и Получатель (см. рис. 1).

В группе Отправитель в качестве МОЛ/Место хранения из справочника Центры материальной ответственности (далее — ЦМО) необходимо выбрать центр материальной ответственности, за которым числится ОС, передаваемое в личное пользование сотруднику.

В рассматриваемом Примере 1 ноутбук числится на складе у завхоза А.Г. Макарова, поэтому его следует указать в реквизите МОЛ/Место хранения группы Отправитель.

В группе Получатель в качестве МОЛ/Место хранения из справочника Центры материальной ответственности необходимо выбрать центр материальной ответственности, который будет отвечать за сохранность основного средства, выданного в личное пользование сотруднику.

В рассматриваемом Примере 1 учетной политикой учреждения принято решение учитывать основные средства, переданные в личное пользование, у кладовщика-завхоза А.Г. Макарова. Поэтому ноутбук должен числиться на складе (Подразделение — «Склад»), и в реквизите МОЛ/Место хранения группы Получатель следует указать завхоза А.Г. Макарова.

На закладке Основные средства необходимо подобрать объекты ОС, которые передаются сотруднику в личное пользование. Для этого удобно воспользоваться подбором по остаткам (кнопка Подобрать). Остальные реквизиты закладки оформляются без особенностей.

На закладке Бухгалтерская операция автоматически будет заполнена типовая операция Внутреннее перемещение, для отражения выдачи в личное пользование следует включить флаг Выдать в личное пользование и указать сотрудника, которому выдается имущество в личное пользование (рис. 2).

При проведении документа формируются следующие бухгалтерские записи (рис. 3):

Если согласно учетной политике учреждения основные средства, переданные в личное пользование, учитываются на счетах 101 00 по сотрудникам, которым они выдаются, при выдаче объектов основных средств в личное пользование работникам в шапке документа Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА в группе Получатель в качестве МОЛ/Место хранения из справочника Центры материальной ответственности необходимо выбрать центр материальной ответственности, который будет отвечать за сохранность основного средства, выданного в личное пользование сотруднику.

Рассмотрим порядок отражения в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 операций по передаче объектов основных средств в личное пользование сотрудникам (на счет 27.01) для выполнения ими служебных обязанностей и их возврата из личного пользования (со счета 27.01) на условном примере.

21.04.2021 для подготовки выездной конференции преподавателю О.К. Зайцевой было решено выдать в личное пользование на месяц проектор стоимостью 450 000,00 руб. На момент принятия решения о выдаче проектора ответственным за его сохранность был завхоз — А.Г. Макаров. Согласно учетной политике учреждения, при выдаче основных средств в личное пользование учет на счете 101 00 ведется по сотрудникам, которым их выдали.

В рассматриваемом Примере 2 ноутбук должен числится у сотрудника — преподавателя О.К. Зайцевой, поэтому в документе Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА в реквизите МОЛ/Место хранения группы Получатель следует указать ее (рис. 4).

Обратите внимание, если по сотруднику не создан ЦМО, то следует предварительно создать соответствующий служебный центр материальной ответственности — сотрудника, которому передается ОС в личное пользование. Для этого в реквизите МОЛ/Место хранения необходимо открыть список ответственных лиц и мест хранения (шаг 1), нажать кнопку Показ��ть все (шаг 2) и в открывшемся справочнике Центры материальной ответственности ввести кнопкой Создать служебный ЦМО — сотрудника, которому передается ОС в личное пользование (шаг 3), рис. 5.

Для отражения выдачи в личное пользование сотрудникам учреждения основных средств, находящихся в оперативном учете (учитываемых на счетах группы 21), и их возврата из личного пользования от сотрудников следует оформить документы Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА, аналогично их заполнению при выдаче объектов ОС в личное пользование и их возврату из личного пользования, когда объекты ОС учитываются на балансовом счете 101.00. Также возможны 2 варианта:

  1. На счете 101.00 и на счетах группы 21 учет ведется по ответственному лицу (кладовщику). В данном варианте: МОЛ-отправитель = МОЛ-получатель, а на счете 27.01 отражается сотрудник, получивший основное средство в личное пользование.
  2. На счете 101.00 и на счетах группы 21 учет ведется по получателям имущества. В данном варианте: МОЛ-отправитель — это материально ответственное лицо, на котором числится основное средство на момент решения о его передаче, МОЛ-получатель — сотрудник, который получил основное средство в личное пользование, этот же сотрудник отражается на счете 27.01.

Единственное отличие — в документе Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА следует выбрать вид операции Перемещение собственных ОС в опер. учете (21), а на закладке Бухгалтерская операция автоматически определится типовая бухгалтерская операция Внутреннее перемещение (оперативный учет), рис. 6.

Право собственности или иное право?

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

Учет личных вещей в бюджетном учреждении

При ведении учета нематериальных активов в 2022 году всем организациям бюджетной сферы необходимо руководствоваться положениями:

  • Федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 181н;
  • Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

В части бухгалтерских записей организации бюджетной сферы пользуются:

  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для казенных учреждений и органов власти (местного самоуправления);
  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для бюджетных учреждений;
  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для автономных учреждений.

Кроме того, Минфин России периодически доводит системные письма, в которых на данный момент и выражаются ключевые изменения в учете. Это:

  • Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы», доведенные письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации);
  • В дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта «Нематериальные активы» доведено письмо Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218 (далее — Дополнение к Методическим рекомендациям).

К нематериальным активам относятся*(1) объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • неисключительные права — права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Читайте также:  Пособие для матери одиночки 2023 год

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива должна поддаваться надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив*(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

К нематериальным активам НЕ относятся*(3):

  • финансовые активы, финансовые вложения;
  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • не законченные и не оформленные в соответствии с условиями договоров результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  • права пользования официальными символами, наименованиями и отличительными знаками;
  • права пользования активом, возникающие по договорам аренды;
  • расходы на создание нематериальных активов, предназначенных для отчуждения;
  • расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, производимых при выполнении договоров по оказанию услуг, выполнению работ в рамках приносящей доход деятельности или государственного (муниципального) задания;
  • результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные для последующего отчуждения (продажи);
  • созданные силами учреждения товарные знаки и знаки обслуживания, выходные данные и (или) связанные с ними торговые наименования, формулы, рецепты и экспертные знания и иные объекты аналогичного характера, а также внутренне созданная деловая репутация*(4).

Если в отношении объекта нефинансовых активов у организации бюджетной сферы возникли исключительные права, то он учитывается на счете 102 00 «Нематериальные активы». Счет 102 00 детализирован следующими счетами:

  • 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
  • 0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»;
  • 0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности».

Передача имущества в оперативное управление

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

Для учета имущества с нормативным сроком использования, выданного работникам в личное пользование, а также для контроля за его сохранностью и использованием в определенных целях применяется забалансовый сч. 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам». Учет ведется согласно Единому плану счетов бухучета, регламентированному Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н.

По Приказу Минфина от 14.09.2020 г. № 198н, применение этого забалансового счета расширили. Теперь он используется и для учета объектов ОС, которые выданы работникам госучреждения в личное пользование.

В отличие от материальных запасов, которые при выдаче сотрудникам в личное пользование списываются со сч. 105 00 «Материальные запасы», переданные ОС необходимо продолжить учитывать на сч. 101 00 «Основные средства».

Правила составления корреспонденции при передаче объектов ОС сотрудникам для выполнения ими профессиональных обязанностей содержатся в п. 10 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, регламентированной Приказом Минфина от 06.12.2010 г. № 162н.

В нем сказано, что передача ОС стоимостью больше 10 тыс. руб. (исключение — недвижимость) относится на Дт счетов аналитического учета сч. 0 101 00 000 «Основные средства» и Кт счетов аналитического учета сч. 0 101 00 000 «Основные средства» с указанием этой же информации на забалансовом сч. 27.

Такие же правила введены Приказом Минфина от 30.10.2020 г. № 253н в п. 10 Инструкции по применению плана счетом бухучета бюджетных учреждений, Приказом Минфина от 30.10.2020 г. № 256н в п. 10 Инструкции по применению плана счетов бухучета автономных учреждений.

Соответственно, объекты ОС, выданные сотрудникам в личное пользование, имеют тот же самый инвентарный номер и по ним нужно продолжить расчет амортизационных отчислений.

В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 ред. 2 для учета объектов ОС, выданных сотрудникам в личное пользование, используется забалансовый счет 27.01 «ОС, выданные в личное пользование работникам». По этому счету аналитика проводится по сотрудникам учреждения через субконто «Контрагенты» и по объектам ОС через субконто «Основные средства». Кроме того, по счету учет проводится и по «КЭК».

Чтобы оформить выдачу или возврат ОС, отражаемого как на балансовых счетах группы 101 00, так и на забалансовых счетах группы 21, применяется документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА». В нем нужно поставить вид операции «Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60)» или «Перемещение собственных ОС в опер. учете (21)». Кроме того, требуется поставить и типовую бухгалтерскую операцию «Внутреннее перемещение».

Допустим, 21 апреля библиотекарь Зайцева О.К. получила в личное пользование ноутбук стоимостью 67 тыс. руб. По учетной политике на сч. 101 00 учет таких выданных ОС ведется по ответственному лицу — кладовщику-завхозу Макарову А.Г.

Выдача ОС в личное пользование

По выдаче ОС нужно создать документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА». В нем нужно поставить вид операции «Перемещение собственных ОС, НМА, НПА» на балансе (101, 102, 103, 111.60). Также нужно поставить типовую бухгалтерскую операцию «Внутреннее перемещение».

В нем нужно обратить внимание на то, как заполняются реквизиты по «Отправителю» и «Получателю»:

  • по отправителю «МОЛ/Место хранения» (справочник «Центры материальной ответственности») — это центр материальной ответственности, за которым числится ОС. В примере ноутбук числится за завхозом, соответственно, здесь указывается Макаров А.Г.;
  • по получателю «МОЛ/Место хранения» (справочник «Центры материальной ответственности») — это центр материальной ответственности, на которого возлагается ответственность за сохранность ОС. В примере в учетной политике указано, что учет таких ОС ведется по ответственному лицу. Поэтому ноутбук числится на складе («Подразделение» — «Склад»), соответственно, здесь указывается Макаров А.Г.

Во вкладке «Основные средства» нужно выбрать ОС, передаваемое работнику. Можно использовать кнопку подбора «Подбирать». Остальные реквизиты вкладки заполняются стандартно.

Во вкладке «Бухгалтерская операция» типовая операция «Внутреннее перемещение» устанавливается автоматически. Чтобы указать выдачу, нужно поставить флажок «Выдать в личное пользование» и выбрать работника.

У��реждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *