Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению отличие от страховых пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению отличие от страховых пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Как рассчитывается и на какой базе формируется будущая пенсия

Расчет в отношении конкретного гражданина осуществляется по определенной, устанавливаемой государством формуле. Если говорить о связанной со старостью выплате страховой категории, то для ее расчета фиксированная часть складывается с умножаемым на стоимость одного коэффициента количеством пенскоэффициентов.

Фиксированная часть, относительно 2022 года, составляет 6401,1 рубля. В специфических ситуациях (работа на Крайнем Севере, опекунство в отношении недееспособного гражданина) этот уровень увеличивается. Кроме того, в процессе расчета используются повышающие коэффициенты. Действуют они, например, в такой ситуации, когда претендент на пенсвыплату обращается за назначением таковой позже, чем возникло касающееся ее получения право.

Ориентировочный размер будущей пенсии определяется с помощью использования пенсионного калькулятора.

Есть ли необходимость в наличии пенсионного удостоверения

Удостоверения получателям пенсии не выдавали с 2015 года. Роль его аналога играла фиксировавшая факт назначения пенсии справка, в которой конкретизировались сведения о виде пенсвыплаты и ее размере. С 2021 года, на основе желания пенсионера, можно получить касающееся пенсионного статуса свидетельство. Подать в ПФР заявление по этому поводу можно либо одновременно с оформлением пенсвыплат, либо позже – в любой момент времени. Нужда в его предъявлении возникает при пользовании скидками либо льготами, такими как проезд в транспортном средстве общественной категории, касающиеся пенсионеров скидочные акции в супермаркетах, аптеках, а также иных учреждениях.

Выдаваемое получателю пенсионный выплаты свидетельство внешне аналогично банковской карте, но дополнением его является фотография. На этом документе зафиксированы номер индивидуального ЛС, а также вид пенсвыплаты и ее срок. Информации о размере выплаты там нет, но она содержится в касающейся назначения выплаты справке ПФР.

Свидетельство выдается любому получателю пенсионной выплаты (в день обращения) по его желанию в любом учреждении ПФР – либо по доверенности, либо лично.

Для получения рассматриваемого документа необходимо предоставить оформленное заявление и дополнить его удостоверением личности, фотоснимком (ч/б, 21х30, отсутствие светлого угла). Для получения по доверенности потребуются наличие этой доверенности и удостоверение личности официального представителя.

Выдаваемые ранее удостоверения, а наравне с ними и справки, в настоящее время действительны и имеют ту же силу, что и свидетельство, получение которого обязательным не является.

Пенсия за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:

— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;

— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Читайте также:  Виды учета рабочего времени на производстве

При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):

– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;

— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.

При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):

— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;

— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;

— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасч��та страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».

Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.

Понятие государственной пенсии

Понятие государственной пенсии содержится в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗСобрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4831

— ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 247, 20.12.2001.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
  7. Федеральный закон от 28.11.2018 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, N 49 (часть I), ст. 7513.
  8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2334.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2007 N 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в связи с жалобами граждан К.А. Катаняна, Л.В. Ревенко и Д.В. Слободянюка» // Российская газета, N 4, 12.01.2008.

Учебная и научная литература

  1. Воронин Ю., Сафронов А. Пенсионная мифология. Шесть самых распространенных заблуждений о пенсионной системе: Дискуссия // Российская газета. — 2016. — 2 ноября.
  2. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. — 2016. — N 4. — С. 3 — 20.
  3. Воронин Ю.В. Частное в публичном, или Некоторые размышления о методологии научных исследований накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации в праве социального обеспечения // Журнал российского права. — 2019. — N 3. — С. 84 — 96.
  4. Гусенко М. Вечером занят // Российская газета. — 2018. — 27 августа.
  5. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. — 2015. — N 4. — С. 15 — 20.
  6. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук / Р.Н. Жаворонков. — М., 2014. — 238 с.
  7. Ждан А. Споры о размере пенсии: подходы судебной практики // Жилищное право. — 2018. — N 10. — С. 91 — 101.
  8. Заборовская Ю.М. Конвенция о правах инвалидов и ее влияние на социальную политику в отношении осужденных инвалидов / Ю.М. Заборовская // Социальное и пенсионное право. — 2018. — N 2. — С. 16 – 20.
  9. Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство. Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью // Российская газета. — 2009. — 10 апреля.
  10. Ильясова Е.Ф. Принцип единства и дифференциации: сущность и проявления в нормах трудового права // Молодой ученый. — 2016. — N 6.6 (110). — С. 69 — 71.
  11. Как госслужащему оформить пенсию за выслугу лет? // Азбука права: электрон. журн. — 2019. — 6 с.
  12. Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих? // Азбука права: электрон. журн. — 2019. — 12 с.
  13. Капустина О.В. Правонарушения, возникавшие при назначении и выплате государственных пенсий в советской системе социального обеспечения (1956 — 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. — 2016. — N 3. — С. 35 — 39.
  14. Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста / И.А. Кулькова // Human Progress. — 2017. — Т. 3. — N 1. — С. 6 – 8.
  15. Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. — 2016. — N 2. — С. 3 — 8.
  16. Савин И.Г. Пенсия за выслугу лет. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. — 2018. — N 11. — С. 22 — 31.
  17. Тарлецкая Л. Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН / Л. Тарлецкая // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — N 3. — С. 7 – 10.
  18. Право социального обеспечения России: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. — М., 2014. – 654 с.
  19. Самсонова В.О. Пенсионное обеспечение семей, воспитывающих ребенка-инвалида: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. — 2017. — N 3. — С. 39 — 43.
  20. Семянникова Д.А. К вопросу о пенсионном обеспечении детей-инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. — 2018. — N 3. — С. 37 — 41.
  21. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Влияние экономического кризиса 2014 — 2016 годов на занятость в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — N 2. — С. 1 — 17.
  22. Шестакова Н.Н. Человеческий капитал старших поколений в современном российском обществе: Монография / Н.Н. Шестакова, М.Б. Скворцова, Н.Е. Чистякова. — СПб., 2018. — 265 с.
Читайте также:  Надо ли регистрировать дом который стоит на блоке в 2023 году

После наступления принятого законодательством возраста

Этот вид пенсии назначается только, если заявитель соответствует трем важным критериям:

  • в большинстве случаев пенсионное обеспечение может получить гражданин, который дожил до установленных государством количества лет. Для прекрасной половины человечества это пятьдесят пять лет, для сильного пола — шестьдесят, но для некоторых групп населения законодательство предполагает более ранний уход на пенсию по старости;
  • если вы выходите на пенсию в две тысячи восемнадцатом году, ваш стаж должен составлять минимум девять лет. Этот срок медленно меняется в большую сторону. Так, в две тысячи семнадцатом году минимальный трудовой период составлял восемь лет, но каждые двенадцать месяцев к этому сроку добавляется 1 год. Так будет продолжаться, пока минимально возможный рабочий стаж не достигнет пятнадцати лет. Это произойдет в 2024 году;
  • помимо стажа, в течение жизни следует накопить достаточное количество очков. В две тысячи пятнадцатом году нужно было всего лишь 6 баллов, но с каждым годом это число увеличивается. В две тысячи двадцатом четвертом году будущий пенсионер должен заработать не меньше 30 баллов.

На этот тип дохода могут рассчитывать иждивенцы умершего гражданина. При этом неважно, как долго проработал покойный и как он умер. Важно, что претенденты в пенсионеры не имели возможности работать.

Чтобы получать льготу, необходимо соблюдение нескольких требований:

  • родственник-кормилец умер;
  • у кормильца в жизни был хоть какой-то рабочий стаж и отчисления по страховому полису;
  • претендент на льготу финансово зависел от покойного.

На этот тип выплат могут претендовать следующие категории лиц:

  • несовершеннолетние сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка покойного;
  • получающие образование сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка покойного не старше двадцати трех лет;
  • сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, с детства являющиеся инвалидами.
  • жены/мужья, достигшие пенсионного возраста или обладающие статусом «инвалид»;
  • мать/отец, достигшие пенсионного возраста или обладающие статусом «инвалид»;
  • бабушка или дедушка пенсионного возраста или обладающие статусом «инвалид» (пенсия назначается только если в живых нет других лиц, которые должны заботится об обеспечении стариков);
  • утратившие доход неработоспособные жена, муж, мать или отец покойного;
  • близкий родственник, который занимается воспитанием ребенка покойного (при этом малышу также назначается пенсия).

Как оформить и получить пенсию

Для назначения компенсации за прошлую рабочую деятельность или по социальным обстоятельствам, можно обратиться в следующие инстанции:

  • ПФР или его территориальные подразделения;
  • многофункциональные центры;
  • Портал единых госуслуг.

Также с разрешения сотрудника в указанные организации за него может обратиться его работодатель.

Для оформления в общем случае придется собрать немаленький пакет документов.

Туда входят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • письменное заявление установленного образца;
  • трудовая книжка;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • военный билет;
  • бумаги, подтверждающие нетрудоспособность;
  • другие.

Лучше перед обращением в инстанции, занимающиеся этими вопросами, уточнить полный перечень документов, чтобы лишний раз не тратить свое время.

Размер социальной пенсии в 2020 году

Минимальный размер социальной пенсии по Федерации составляет 9 850 руб и выше. Каждая категория граждан получает различную сумму, и порой она отличается практически в два раза:

  • 4959,85 рублей каждый месяц получают граждане, живущие на Севере, уже достигшие пенсионной отметки в пятьдесят и пятьдесят пять лет. Граждане, которым уже исполнилось шестьдесят и шестьдесят пять лет. Инвалиды второй группы и дети, потерявшие одного родителя не достигшие совершеннолетия или достигшие, но обучающиеся в учреждениях образования по очной форме до двадцати трех лет;
  • Люди, ставшие инвалидами в детстве и имеющие 1 группу, получают социальную пенсию в размере 14 600 рублей и выше. Также такую пенсию получают и дети инвалиды;
  • Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 14 500 рублей;
  • Все инвалиды 3 группы, имеют право на пенсию 4 805,69 рублей.
Читайте также:  Чем отличаются филиал, представительство и обособленное подразделение юридического лица

Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному страхованию

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования в России регулируются Законом об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, а также ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Правовые нормы данного Закона тесно взаимоувязаны с нормами Закона о трудовых пенсиях, который, регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и реализацией гражданами Российской Федерации права на трудовые пенсии.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Виды пенсий по старости

В действующей системе пенсионного обеспечения России пенсии по старости разделяются на 3 вида, в зависимости от деятельности пенсионера в прошлом. Страховая пенсия по старости — самая распространённая пенсия в России, прошлое название которой — трудовая пенсия по старости. Для её получения требуется страховой стаж (ранее — трудовой стаж) и накопленные пенсионные баллы. Социальная пенсия по старости назначается людям, достигшим определённого возраста (подробности ниже) и проживающим в России более 15 лет, а также малочисленным народам Севера. Для получения такой пенсии страховой стаж и пенсионные баллы не нужны. Государственная пенсия по старости выплачивается гражданам, пострадавшим при трагедии на Чернобыльской АЭС, а также от других радиационных и прочих техногенных катастроф.

Условия для получения любого вида трудовой пенсии

Главное и общее условие для всех видов рассматриваемого вида обеспечения следует из понятия «страховая пенсия». Наличие права на получение любого вида страховых пенсий связывается законодательством с наличием страхового стажа.

К периодам времени, засчитываемым при назначении пенсии, относится не только собственно трудовая деятельности, но иная социально значимая деятельность (например, уход за больными или пожилыми лицами, общественные работы и т.п.), а также период осуществления предпринимательской деятельности, военной службы, нахождения на учете в качестве безработного.

В отношении обеспечения инвалидов у нетрудоспособных иждивенцев умершего лица условий о продолжительности стажа не выдвигается. В указанных случаях достаточно наличие хотя бы 1 рабочего дня в стаже застрахованного лица (инвалида или кормильца).

Кроме того, закон устанавливает индивидуальные условия в отношении получателей того или иного вида выплат:

  1. Статус инвалида должен быть подтвержден заключением медико-социальной экспертизы, которую проводит государственное медицинское учреждение в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов». Группа инвалидности не имеет значения при назначении выплат, но от нее зависит их размер. Причины инвалидности также не важны. Сведения о признании инвалидом поступают в Пенсионный фонд непосредственно из медицинского учреждения и предъявление его гражданином дополнительно не требуется.
  2. К получателям страховой пенсии умершего лицо предъявляются условия об их нетрудоспособности и нахождении на иждивении у данного лица на момент его смерти. При этом в прямо указанных законом случаях (например, один из родителей, ребенок или супруг умершего) подтверждение факта иждивения не требуется.
  3. Чтобы получать общую пенсию по старости необходимо наличие минимального трудового стажа в 15 лет и размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Также назначение выплат закон связывает с достижением определенного возраста. Он различен в зависимости от пола гражданина, для мужчин составляет 65 лет, а для женщин – 60 лет. Вместе с тем с 2019 году установлен переходный период, предполагающий, что ближайшие несколько лет возраст будет постепенно повышаться до указанных пределов. Ранее пенсионный возраст составлял 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Понятие пенсии по старости

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Замечание 1

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Виды пенсии по государственному обеспечению

Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
  2. пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
  3. пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
  4. пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
  5. социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *