Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирующими органами являются. Обзор российских органов лицензирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Как обращаться за лицензией?
Чтобы получить лицензию на выбранный вид деятельности, можно обратиться непосредственно в профильный территориальный орган исполнительной власти. Структура правительства в разных регионах отличается, поэтому надо выяснить, какой именно департамент вам нужен. Можно отправить заявление и полный пакет документов по почте или записаться на личный прием. Также выдать лицензию могут в многофункциональном центре (МФЦ). Оплачивать нужно лишь госпошлину за сам документ, это 7500 рублей.
В последнее время появилась возможность получить лицензию с помощью портала «Госуслуги». Однако в разных регионах там размещен свой список доступных сфер бизнеса. Если нужной вам там не окажется, получить услугу онлайн не удастся.
Существуют и частные компании, занимающиеся подготовкой документов для лицензирования. При обращении к ним, помимо госпошлины, придется оплатить стоимость услуги. Какой бы способ вы ни выбрали, список документов для соискателей будет одинаковым. И лицензия будет единого образца, который каждое ведомство разрабатывает самостоятельно.
Лицензирующий орган осуществляет ряд следующих полномочий:
- Производит предоставление лицензии.
- Занимается переоформлением документации, подтверждающей наличие лицензии.
- Приостанавливает функционирование лицензий. Это осуществляется в ситуациях административного приостановления той или иной деятельности лицензиатов ввиду нарушения существующих требований и условий.
- Прекращает действие лицензии в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
- Ведет реестр лицензий.
- Осуществляется предоставление в адрес заинтересованных лиц информации из реестров и прочих сведений о процедуре лицензирования.
- Осуществление контроля над соблюдением условий и требований при занятии лицензируемыми видами деятельности.
- Обращение в суд с заявлением касательно аннулирования лицензии.
Порядок полномочий лицензирующих органов устанавливают положения о конкретных вариантах деятельности. Но есть и некоторые ограничения.
К полномочиям лицензирующих органов не относится аннулирование лицензии в случае нарушения требований промышленной безопасности.
Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.
Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.
Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:
- Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
- Роскомнадзор — услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
- Росавиация — перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
- Ространснадзор — перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
- Росздравнадзор — медицинскую работу;
- Росгвардия — работу частных охранников.
Лицензионные требования
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Кто выдает лицензии?
Лицензии выдает государство. Но в какой именно орган государства обращаться, чтобы получить право легально заниматься конкретным бизнесом? Полный список уполномоченных организаций есть в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Иногда лицензии на смежные виды деятельности выдают разные ведомства, поэтому будьте внимательны.
Конечно, получение разрешения на какую-либо деятельность не ограничивается фактом обращения в инстанции. Вам придется собрать довольно много документов, доказывающих ваше право работать в определенной сфере. Но даже если вы справились и с этим, все равно остается риск отказа. В таких ситуациях лучше сразу заручиться помощью юристов.
Что такое лицензионный контроль
Статья 12. Лицензионный контроль
(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ограничения действия лицензии
ействие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Лицензия является основанием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом или юридическим лицом.
К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7]. Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8]. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.
Территория, на которой может быть использована лицензия.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9].
При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако следует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.
Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.
Общий срок действия лицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.
Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Бессрочное действие лицензий предусмотрено и в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]
Бессрочно действие предусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срока лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».
Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.
В данной работе рассмотрено правовое положение лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, институт лицензирования — это важный гражданско-правовой институт — направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.
Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством.
Развитие лицензионных норм от закрепления полной свободы административного усмотрения органов исполнительной власти в области применения пресекательных мер в сфере лицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих оснований применения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструмента воздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. В связи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).
При занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).
Какие существуют виды лицензий на сегодня?
Следует знать, что нужно не просто определить, какой тип лицензии требуется для ведения именно вашего бизнеса. Вам нужно также определить, какой вид лицензии вам понадобится, и как именно вы будете её получать.
На практике вы можете столкнуться со следующими видами разрешений:
Тип лицензии | Описание |
---|---|
Исключительная | Лицензия предполагает исключительно управление движимым и недвижимом имуществом, а также денежными средствами. Её нельзя передавать третьему лицу, она «привязана» к определенному человеку |
Простая | Выдается не определенному человеку, а территории. Лицо, которое использует такое разрешение, обладает расширенными полномочиями |
Перекрёстная | Дает возможность предоставлять патентные права |
Полная | Позволяет оперировать нематериальными правами и благами, используется государством чаще всего для лицензирования конкретного вида деятельности. Например, правительство дает разрешение на выполнение тех или иных действий |
Электронная | Выдается в электронном виде через Интернет, и при этом не имеет бумажного дубликата |
Сублицензия | Относится к праву интеллектуальной собственности |
Патент (лицензионное соглашение) | Документ в области патентов, который регулирует отношения в научно-технической сфере |
Бизнес-лицензия (лицензионный договор) | Соглашение между двумя субъектами, не имеющими отношения к государству |
Открытая | При её наличии субъект может позволить себе коммерческое и некоммерческое использование благ, которые можно получить от объекта, на который действует лицензия |
Как видите, существующие виды лицензий различаются как по своей принадлежности (они могут выдаваться или на конкретный вид деятельности, на территорию в целом или на конкретного человека), а также они различаются видами действий и полномочиями, которые получает владелец лицензии.
Перечень органов, осуществляющих лицензирование
Исключением являются случаи, когда в интересах сохранения служебной и государственных тайн свободный доступ к подобным ресурсам ограничен законодательством РФ.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов РФ, можно говорить, что они представляют собой единую систему, имеют единые полномочия, которые определены федеральным законодательством и иными, они быть не могут. В рамках своих полномочий эти органы имеют определенную самостоятельность.
Основное отличие между ними в видах деятельности, подлежащих лицензированию.
В области лицензирования, полномочия органов власти субъектов РФ ограничены небольшим количеством видов лицензионной деятельности. На федеральные же органы возложена работа по разработке положений по лицензионным видам деятельности, принятию и утверждению Методических указаний по осуществлению лицензирования, предоставлении лицензий, следовательно, и принятию заявлений на их предоставление, проверке сведений о соискателе, выдаче подтверждающих лицензию документов. А также, они имеют полномочия на переоформление лицензий и внесению в реестр соответствующих изменений, приостановлению и возобновлению действия лицензий, аннулированию их.
Еще полезные статьи:
Лицензирующие органы – фед.
Субъекты лицензионного производства
Особенностью лицензионного производства является множественность субъектов, правомочных участвовать в лицензионном производстве и властных субъектов, уполномоченных вести данное производство. Данное обстоятельство четко сформулировало в Законе о лицензировании, который «регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности». При этом обязательным субъектом лицензионных правоотношений является властный орган, на который в соответствии с законом возложены функции по лицензированию конкретного вида деятельности.
Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.
Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:
- созданию юридических лиц и ИП;
- достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.
Рассмотрение заявления
Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:
- наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
- фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
- ИНН, иные реквизиты;
- контактные данные;
- вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
- платежный документ на уплату государственной пошлины;
- подпись заявителя или его должностного лица.
Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации.
1. Специализированная пищевая продукция: пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания (в т.ч. продукты детского питания для детей дошкольного и школьного возраста с 3 до 14 лет*); пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания, в том числе для детского питания; минеральная природная лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; биологически активные добавки к пище (БАД).
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.