Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дает ли прелюбодеяние право на прекращение брачных отношений?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это не плохо и не хорошо. И вряд ли можно оценивать его с такой позиции — хорошо-плохо, правильно-неправильно. Разводу предшествует нарушение «гомеостаза» семейной системы, в которой становится невыносимо существовать всем ее членам. Развод — это один из способов разрешить сложившуюся ситуацию, в некоторых случаях — единственный.
Кризисы как часть брака
В жизни каждой пары возникают кризисы. Толчком к ним обычно служит какая-то новая ситуация, которую невозможно разрешить привычными способами. Каждая пара переживает эти кризисы на разных этапах совместной жизни.
Одна из основоположниц семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделила следующие этапы семейной жизни, особенно подверженные кризисам:
- рождение первого ребенка;
- ребенок осваивает речь;
- рождение второго ребенка, борьба детей за внимание родителей;
- ребенок пошел в сад/школу;
- подростковый период у ребенка плюс кризис среднего возраста у родителей;
- синдром пустого гнезда, когда дети начали самостоятельную жизнь и у них появилась собственная семья;
- климакс у жены;
- уменьшение либидо у мужа;
- освоение новых ролей бабушки и дедушки.
Я бы добавила в этот список начало совместной жизни, когда супруги съезжаются и начинают договариваться о ведении быта, распределении финансов и прочих вопросах.
Известные семейные психологи Эдмонд Эйдемиллер и Викторас Юстицкис выделили кризисы, связанные с неблагоприятными событиями в жизни семьи:
- болезнь одного из супругов или ребенка;
- финансовый кризис;
- супружеская измена;
- конфликты с окружающими людьми;
- жилищно-бытовые проблемы;
- изменение социального статуса одного из супругов;
- чрезмерная нагрузка;
- домашнее насилие;
- усыновление, опекунство.
Как договориться не разводиться
Карл Витакер, классик семейной психотерапии, писал, что конфликты в семье –– это борьба за то, «чьи правила правильнее». Каждый из супругов помнит обычаи и традиции своей семьи, которые считает незыблемыми, а может быть, никогда и не задумывался, что бывает по-другому.
Если супруги готовы выслушать друг друга, поделиться своими предпочтениями, опасениями, потребностями, привычками, рассказать о традициях своих семей, а может, даже признаться, что дома ему/ей не давали решать финансовые вопросы и теперь он/она в растерянности, — это даст им больше знаний друг о друге и поможет найти решение, подходящее обоим.
Часто на грани развода оказываются родители первенца. Красивые чужие фото в интернете формируют у пары неоправданные ожидания от родительства. А по факту супруги оказываются перед массой проблем, со многими из которых не могут справиться — а должны. Неуверенность, стыд, вина друг перед другом и окружением за собственное несовершенство начинают разрушать отношения.
Если пара готова встретиться со своим несовершенством, признать наличие проблем и отсутствие опыта, то появляется возможность преодолеть кризис — возможно, обратившись за помощью и поддержкой к более опытным родителям, психологу и другим специалистам, тем самым снимая напряжение внутри семьи.
В моей практике была пара, все конфликты и сложности которой были обусловлены особенностями их характеров. Каждый из супругов в детстве пережил жестокое насилие, буллинг, унижение и смерть родителя. Каждый из них проходил личную психотерапию. Это помогало им больше понимать о себе, о мотивах их поступков, в частности относительно друг друга. Иногда и мне, и им казалось, что уж лучше им развестись. Однако в процессе терапии они пришли к выводу, что если сейчас выйдут из этих отношений, то нет гарантии, что они не попадут ровно в такие же.
Это лучше видно, когда смотрим отрывок из Ветхого Завета, на который Иисус сделал ссылку о разводном письме. Этот отрывок охватывает случаи разводов и говорит следующее:
Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа. (Второзаконие 24:1-2)
Когда фарисеи хотели знать, какие причины для развода входят в эту заповедь, они спросили так:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матфея 19:3-9)
В этом отрывке Бог говорит чтобы женщинам было дано разводное письмо только для того, чтобы защитить от мужчины с ожесточенным сердцем, который ищет любую причину развода, как фарисеи говорили в начале беседы с Иисусом. Поэтому Бог говорил мужчине с ожесточенным сердцем давать жене разводное письмо, то есть документ, на основании которого женщина могла бы повторно выйти замуж и Бог позволял этой женщине вступить в новый брак, не сказав, что тот, кто женится на этой женщине совершает какой-то грех. Господь Иисус указывает, что прелюбодействует только тот, кто женится на женщине, оставленной своим мужем по причине прелюбодеяния.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему наш Господь Иисус Христос называет женитьбу на разведенной – грехом прелюбодеяния?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– По определению. Что такое прелюбодеяние? Прелюбодеяние – это нарушение человеком того, что благословлено Богом. А в данном случае получается так: женат на одной, потом – на другой… Когда человек живет брачной жизнью с одной женщиной, а потом – с другой (даже если этому есть какие-то оправдания, например, жена – умерла) – это уже противно замыслу Божьему! Да, церковь даже венчает второй брак, но всё равно это есть прелюбодеяние, потому что в этом есть измена своей первой жене. Это надо понимать.
Недаром священникам запрещено вступать во второй брак, чтобы, если даже его жена умрет или, не дай Бог, покинет его по какой-то причине – он в этом смысле мог остаться непорочным перед Богом.
Протоиерей Александр Березовский: – Священник – как образец…
Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, священник должен быть образцом, только, к сожалению, современный человек утратил всякие образцы. Например, на современном Западе кидают помидоры в Папу Римского, потому что он, видите ли, не благословляет гомосексуалистов и аборты! Люди думают, что церковь – это некая организация по обслуживанию населения, а потому она должна благословлять всё, чего бы им не захотелось! А это совсем не так.
Церковь – это проводник учения Христова, которое зовет человека к ангельской жизни или, как минимум – к человеческой, а не к демонической и самоубийственной. Может быть, церкви начать благословлять пьянство, наркоманию, воровство, грабеж, убийства? Это, вроде бы, даже смешно звучит, но люди-то – совершенно искренне возмущаются!
Протоиерей Александр Березовский: – Например, люди возмущены и тем, почему не благословляется гражданский брак? Сейчас все так живут! А как еще иначе?
Протоиерей Димитрий Смирнов: – А церковь еще не благословляет грабеж банков! А почему? Банки всегда грабили, и сейчас грабят! Вот пока мы говорим, ограбили еще какой-то банк! Почему бы церкви не благословить? Приходит человек в церковь и говорит: «Я хочу ограбить банк. Батюшка, отслужите молебен, чтобы всё прошло благополучно».
Почему церковь должна благословлять преступление, которое таковым является с точки зрения церкви? Это не странно? Если ты хочешь иметь бесплатную любовницу, то это – твое дело. У церкви нет возможности тебе это запретить, но чтобы еще и – благословлять?! Церковь не может это сделать, потому что это – противоречит закону Божьему!
Это лучше видно, когда смотрим отрывок из Ветхого Завета, на который Иисус сделал ссылку о разводном письме. Этот отрывок охватывает случаи разводов и говорит следующее:
Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа. (Второзаконие 24:1-2)
Когда фарисеи хотели знать, какие причины для развода входят в эту заповедь, они спросили так:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матфея 19:3-9)
В этом отрывке Бог говорит чтобы женщинам было дано разводное письмо только для того, чтобы защитить от мужчины с ожесточенным сердцем, который ищет любую причину развода, как фарисеи говорили в начале беседы с Иисусом. Поэтому Бог говорил мужчине с ожесточенным сердцем давать жене разводное письмо, то есть документ, на основании которого женщина могла бы повторно выйти замуж и Бог позволял этой женщине вступить в новый брак, не сказав, что тот, кто женится на этой женщине совершает какой-то грех. Господь Иисус указывает, что прелюбодействует только тот, кто женится на женщине, оставленной своим мужем по причине прелюбодеяния.
В чем разница между прелюбодеянием и любодеянием
В так сказать, «классическом» его виде прелюбодеянием считаются блудные отношения между мужчиной и женщиной, если хотя бы один из блудящих при этом состоит в законном браке с другим, скажем так, половым партнером. Этим данный грех отличается от любодеяния, в котором оба блудящие ни с кем в браке не состоят.
Прелюбодеяние, конечно, более тяжкий грех, чем любодеяние, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, оным похищается чужая честь и, зачастую, разрушается как чужая, так и своя семья. А, во-вторых, прелюбодей или прелюбодейка не имеют обычного оправдания любодействующих, мол, «страсть меня победила». Поскольку в отличие от последних могут законно удовлетворять эту свою сексуальную страсть в браке с законным супругом.
Так и пророк Нафан, обличивший царя Давида за прелюбодейную связь с супругой Урии, привел ему в пример вора, который имея целое стадо своих овец (намек на законных жен Давида), крадет единственную овечку своего соседа.
Что делать, если жена ушла к другому?
Одним из вариантов событий может быть уход жены от мужа к любовнику. Мало того, что она изменила, так еще в наглую ушла к другому. Такое не понравиться никому. Мужу предлагается не выяснять отношений с женой, более того, не стараться с ней помириться, поскольку это только унизит его, что еще сильнее ударит по его и так задетому самолюбию.
Если вам нужно выяснить отношения с женой, чтобы принять для себя решение, как быть дальше, тогда можете устроить одну встречу. Говорите спокойно и конструктивно с женой, решая проблему, а не желая высказать все, что вы думаете про жену:
- Хочет ли она дальше продолжать отношения с вами?
- Раскаивается ли в измене?
- Что подтолкнуло ее на данный шаг?
- Как она намеревается жить дальше?
Ведите разговор с женой так, чтобы ответить на все эти вопросы. Это позволит вам понять для себя, что вам делать дальше, насколько жена нуждается в вас.
Измена, как быть? Советы православного психолога (рекомендовано к чтению и атеистам тоже)
В своих поисках на мучающую меня проблему наткнулась на оин хороший православный сайт. Некоторые статьи очень порадовали, ответили на мои вопросы и как-то меня поддержали. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
Если вскрылся факт супружеской измены, в каких случаях стоит прощать измену, а когда ее не стоит прощать?
– Простить предательство очень трудно. Часто людям задают вопросы на телевидении, в СМИ, в интервью: «Что бы вы могли простить, а что бы вы вообще не смогли простить?» И практически всегда те отвечают: «Предательство бы не простил». Это тема такая острая, по больному режет так, что рана может очень долго не затягиваться.
И, тем не менее, мне кажется, что прощать нужно все. Прощение – это великая исцеляющая сила. В первую очередь для себя самого. Но и другому человеку она может помочь исцелиться.
В таких ситуациях женщинам, которые ко мне приходят, я обычно задаю вопрос: «Вы хотите еще кого-то искать, создавать новую семью или вы готовы бороться за любовь и простить этого человека?». Если женщина говорит, «Я не зарекаюсь от создания новой семьи, но я хотела бы восстановить эти отношения. Я буду пытаться изменить себя, может, он увидит, что со мной что-то произошло, а там видно будет». Чаще всего, в таких случаях семья сохраняется. А варианты, когда не простил человек партнера, однозначно – это развод. И такой человек, вероятнее всего, опять будет наступать на те же грабли.
Вот сегодня мне звонила женщина. Она приходила с мужем на консультацию полгода назад. Ситуация очень не простая, потому что они в научной сфере вместе работали, и он воспринимал ее как друга. Со временем она захотела детей, а ему не очень хотелось, поскольку его удовлетворяло то, что она сконцентрирована только на нем. Но она хотела детей, и родила двоих, одного за другим. А он нашел другую женщину. Жена была в декрете, на ее место пришла работать женщина, и он с ней завел роман. Но она на мой вопрос, «любите или нет, склонны вы простить его или нет, готовы ли на что-то надеяться?», ответила: «Я буду бороться за него».
Она оказалась готова примириться даже с тем, что он ушел, живет отдельно, приходит к детям, хотя носит обручальное кольцо и показывает всем, что он женат. Он показывает той женщине, что не свободен. То есть он, что называется, «хорошо устроился». А жена говорит о том, что любит его и ей никто другой не нужен. Она ему сказала, что это твой выбор, я тебя понимаю, ты ушел, мне, конечно, больно, что ты себя так повел, но двери моего дома открыты для тебя всегда. И это не может не убедить другого человека.
– Ирина Анатольевна, такая вера в силу прощения – не каждый человек на нее способен.
– Конечно не каждый, и большое количество людей на это практически неспособно, к сожалению. Но сколько я таких ситуаций видела, там, где женщина или мужчина последовательны, когда выбирают для себя стезю прощения измены, это приносит победу. Победу любви.
Неверность супруга — это очень больно. Часто вспоминаю такую историю. 20 лет жили супруги вместе, за последние семь лет он дважды ее предал. Дважды предать за семь лет! Она едва оправилась от удара, через семь лет он опять ей «двинул». Однако же она опять встала на эту дорогу. Она сказала, «я хочу, чтобы мы были вместе, я люблю этого человека». И, слава Богу, они вместе. Очень больно ей было, она ломала свое самолюбие…
Если нас предали, обычно нам есть что в себе исправить. Своим предательством человек, который тебя предал, как бы корректирует тебя. Вместо того чтобы обсуждать проблемы, языком этого удара он тебе говорит, что в тебе его что-то не устраивает, подумай. А может быть, он что-то тебе не раз говорил, сообщал, а ты «не чешешься». Мы иногда бываем просто глухи к тому, какими люди хотели бы нас видеть.
– Если мы говорим о некоем личностном кризисе, который приводит к росту человека, тогда, возможно, измена и прощение измены – это путь даже к какой-то новой ступени отношений, которая выше, чем то, что было до предательства?
– Да. Я как раз об этом говорила с той семьей: «если вы сейчас это преодолеете, вы дорастете до новой ступенечки ваших отношений». И, на самом деле, они потом подтвердили, что стали друг другу ближе.
Почему? Потому что, оказывается, она все время была не удовлетворена тем, что он не развивается духовно. Он интересный мужчина внешне, и статус у него социальный неплохой, и собеседник приятный, но, с точки зрения общего развития, нет глубины. Он не читал никакой литературы. И она уже не знала, как на него воздействовать.
А как может семья, в которой нет взаимных интересов, быть динамичной, как? Она начинает бродить, эти отношения начинают киснуть. Процесс брожения приводит к взрыву. После того как мы с ним поговорили об этой его проблеме, она мне звонит и рассказывает: «представляете, мы с ним едем в электричке, и он мне говорит, ты знаешь, я теперь тебя понял, я совершенно неинтересный человек, я ничего не читаю, а ты хотела, чтоб я с тобой это все обсуждал». Для нее это было такое неожиданное чудо.
Значение заповеди «не прелюбодействуй»
Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.
- Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
- Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
- Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
- Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
- Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.
Духовный и физический уровни греха
Прелюбодействие – это не просто физический сексуальный контакт. Интим за пределами супружеского ложа, как и нарушение остальных Заповедей Господних, лишает человека Божьей благодати, что приводит к краху нормальной жизни.
Сегодня очень распространены «гражданские браки», когда люди перед заключением супружеского союза какое-то время живут друг с другом, вступая в сексуальную связь. Церковь называет такое поведение блудом, и приводит статистику, где пары, которые не сожительствуют до брака, разводятся реже. Логика здесь следующая: разум, незамутненный физическим желанием, лучше видит все грани личности человека, что позволяет трезво оценить своего партнера.
Часто измена одного из супругов порождает месть второго. Женщины, как правило, быстрее прощают предательство, однако забыть его до конца не могут.
Терзаемые дилеммой: сохранить семью или развестись, жены ищут утешения на стороне. В итоге семья все равно распадается, так как теряется взаимное доверие.
Дети страдают от греха своих родителей не меньше. Мать, погрязшая в переживаниях, уделяет им мало внимания, а отец и вовсе может уйти из семьи. При этом последний нередко забирает ребенка с собой, что еще больше разрушает женщину изнутри.
Причины прелюбодеяния — духовные и не только
Святые отцы пишут, что грех — это, как правило, извращение добродетели. Можно поесть — и можно объедаться до невозможного, можно любить друг друга — и можно бесконечно искать любовные приключения, не зная никакого предела. Как правило, прелюбодей разрушает сам себя, как пёс, который лижет острие ножа и пьянеет от вкуса собственной крови.
Повреждённость человека — это последствие грехопадения, когда он выпал из рая как поломанная игрушка, как беспомощный птенец. По большому счёту, мы все в той или иной мере разрушены
. Как говорят психиатры, нормы нет, у каждого есть какое-то повреждение — физическое, психическое, духовное. Это объективная реальность. Однако это не значит, что с этой повреждённостью не нужно бороться.
Главное, что нужно помнить: прелюбодеяние запрещается Богом, это смертный грех, равносильный убийству. Это смерть души. У прелюбодея появляется не просто равнодушие, но ненависть и агрессия по отношению ко всему духовному, светлому, чистому, святому, он начинает открыто выступать против всего этого. Возникает желание погрузить в зловонную лужу этого греха как можно большее число людей, чтобы они стали такими же, как он.
Брак, в котором случается измена, практически обречён. Даже если люди будут прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранить семью, осуществить это очень сложно. Изменивший будет испытывать постоянные угрызения совести, потерпевшая сторона получит огромную проблему: как простить и дальше жить с человеком, ощущая на духовном уровне присутствие третьего? Конечно, это требует огромного мужества и терпения. Даже при условии покаяния и на фоне глубокой духовной жизни сохранить семью будет непросто. Измена, наряду с абортом, — главная причина распада семей.
Придумает какой-нибудь человек, что у него появилась идеальная любовь, розовый туман вскружит голову, и он готов на всё ради неё. Как правило, в таких ситуациях семья обречена. Не удерживают ни дети, ни совместно нажитое имущество, ни годы, прожитые вместе. Чем любовница привлекательна для мужчины? — тем, что с ней он не касается бытовой стороны жизни. Они не стирали вместе пелёнки, он не бегал для неё по аптекам, не встречал из роддома, не мыл посуду, не было бессонных ночей из-за болезни ребёнка. Она для него — женщина-праздник.
Никуда не делась и демографическая проблема: у нас по-прежнему «на десять девчонок по статистике девять ребят», а то и меньше. Это способствует тому, что многие женщины готовы пойти на разрушение чужого брака ради создания своего. Раньше эта проблема как-то сдерживалась отношением государства, порицанием общества. Сейчас всё в разы проще.
Причина того, что человек ищет себе какие-то удовольствия на стороне, — это упомянутое уже греховное повреждение его природы. Его результаты — самолюбие, саможаление, эгоцентризм. Он не хочет трудиться над отношениями, ждёт заботы исключительно о себе. Лень — это патология, которая отравляет жизнь не только окружающим, но и самому лентяю. Всё в жизни требует заботы и труда, и семья — не исключение. Трудолюбие — основа жизни и счастливого брака.
Есть такая точка зрения: если ваш брак на грани развода, чувства угасли, эмоций не хватает, заведите краткий роман на стороне — вы сами увидите, как ваши отношения заиграют новыми яркими красками… Такие советы сегодня можно встретить в Сети и книгах. Уверяют, что это эффективно. А Вы что скажете?
Мне ничего не известно про новые краски.
Когда на исповеди мне рассказывают об измене, я все время встречаюсь с катастрофой. Эта катастрофа колоссального масштаба, когда душа… понимаете, как напалмом выжженная земля. Человек приходит совершенно мертвый, абсолютно бесчувственный, ничего не понимающий.
Как после ядерного взрыва. Потому что ядерный взрыв — это же энергия, свет, колоссальное тепло, в нем очень много яркого и незабываемого. Но после него все мертво, полное опустошение. На исповеди я встречаюсь с таким результатом — выжженного сердца и чувств. Не знаю, как насчет новых красок…
Почему Вы говорите, что человек приходит бесчувственный и мертвый?
Есть известный сериал «Во все тяжкие», где показано, как человек дает себе право на преступление, влипает в грех, исходя из каких-то более-менее высоких соображений, и как этот грех поражает потом все вокруг, как раковая опухоль. Там и сам герой болен раком, и он вроде бы исцеляется. А вот дело, которое он затеял, начинает расти и пожирает все пространство жизни вокруг него. Это очень яркий пример. Он хорошо показывает, во что превращается человек, связанный грехом, который при этом пытается вырваться. Его мучает совесть — там есть сцена с мухой, в одной из серий она летает постоянно и не дает герою покоя. Но он, оказывается, глубоко уже влип, причем не только сам — он потянул за собой и свою жену, и все, что его окружает. И вроде как у него есть оправдание: он болен раком, ему нужны деньги на лечение и семью… Человек, который живет в таком состоянии, в плену греха, постоянно будет искать оправдание своему поступку. Он не может без этого. Ему необходимо какое-то внешнее событие или какая-то высшая цель, к которым он мог бы апеллировать и объяснять, почему он это делает. Причем ему самому плохо от бесконечных поисков оправдания. Тяжелейшее состояние.
Вы часто сталкиваетесь с этим на исповеди?
Любой священник в своей пастырской практике сталкивается с этим довольно часто, увы.
«Кто разведется с женою своею…»
Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31–32)
. Чтобы правильно понять слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев существовал обычай, позволяющий им разводиться с их женами. Жене, которая стала противна мужу, муж писал разводное письмо. После этого жена являлась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея.
О разводе в законе Моисея сказано: «Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, – то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена» (Втор.24:1–4)
.
Как видим, в законе Моисея указывается на обычай, разрешающий мужу отпускать жену с разводным письмом, которая «не найдет благоволения в глазах его»
, то есть мужа,
«потому что он (муж) находит в ней что-нибудь противное»
. Но, наряду с этим повелением, в законе Моисеевом содержится предписание о том, что муж не должен после развода сочетаться браком со своей бывшей женой.
Слова Иисуса Христа ничем не нарушили закон Моисея, который запрещал разведенной жене вступать в повторный брак со своим прежним мужем. Но слова Спасителя дополнили Ветхозаветный закон следующими предписаниями. Иисус Христос предписывал не разводиться с женой ни по какой иной причине, кроме греха прелюбодеяния, и не жениться на разведенной. То есть Иисус Христос не отменял развода, разрешенного по Закону Моисея, но уточнял условия, при которых этот развод допустим, и указывая для этого одну единственную причину. Такой причиной, оправдывающей развод, является измена супружеской верности, то есть грех прелюбодеяния.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему наш Господь Иисус Христос называет женитьбу на разведенной – грехом прелюбодеяния?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– По определению. Что такое прелюбодеяние? Прелюбодеяние – это нарушение человеком того, что благословлено Богом. А в данном случае получается так: женат на одной, потом – на другой… Когда человек живет брачной жизнью с одной женщиной, а потом – с другой (даже если этому есть какие-то оправдания, например, жена – умерла) – это уже противно замыслу Божьему! Да, церковь даже венчает второй брак, но всё равно это есть прелюбодеяние, потому что в этом есть измена своей первой жене. Это надо понимать.
Недаром священникам запрещено вступать во второй брак, чтобы, если даже его жена умрет или, не дай Бог, покинет его по какой-то причине – он в этом смысле мог остаться непорочным перед Богом.
Протоиерей Александр Березовский: – Священник – как образец…
Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, священник должен быть образцом, только, к сожалению, современный человек утратил всякие образцы. Например, на современном Западе кидают помидоры в Папу Римского, потому что он, видите ли, не благословляет гомосексуалистов и аборты! Люди думают, что церковь – это некая организация по обслуживанию населения, а потому она должна благословлять всё, чего бы им не захотелось! А это совсем не так.
Церковь – это проводник учения Христова, которое зовет человека к ангельской жизни или, как минимум – к человеческой, а не к демонической и самоубийственной. Может быть, церкви начать благословлять пьянство, наркоманию, воровство, грабеж, убийства? Это, вроде бы, даже смешно звучит, но люди-то – совершенно искренне возмущаются!
Протоиерей Александр Березовский: – Например, люди возмущены и тем, почему не благословляется гражданский брак? Сейчас все так живут! А как еще иначе?
Протоиерей Димитрий Смирнов: – А церковь еще не благословляет грабеж банков! А почему? Банки всегда грабили, и сейчас грабят! Вот пока мы говорим, ограбили еще какой-то банк! Почему бы церкви не благословить? Приходит человек в церковь и говорит: «Я хочу ограбить банк. Батюшка, отслужите молебен, чтобы всё прошло благополучно».
Молитва от блуда и прелюбодеяния
«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами»,
а можно выучить такую молитву:
«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков».
Кстати говоря, эта молитва — обращение к св. Марии Египетской, которая была в юности блудницей, но потом осознала всю низость своей жизни и подвигами, поистине превышающими человеческие возможности, молитвами и постом искупила содеянные грехи.
Любодеяние и иже с ними способны потянуть за собой цепочку новых грехов . Последствиями блудных грехов, кроме лжи, могут стать клевета и сплетни, ожесточение и ненависть, нередки убийства из ревности и аборты — детоубийство.
А не впасть в этот страшный порок можно, удалив из своего характера саму склонность к подобному греху, избегая соблазнительных развлечений и праздности, изменив свое отношение к соблазнам. Но самое главное — помнить о Страшном суде и его возможных последствиях для себя и призывать помощь Божью в борьбе с грехом.