Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО
В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:
- несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
- нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
- неуплата установленных сборов;
- несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
- неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
- превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
- неправильная классификация отходов;
- применение ТКО для рекультивации;
- отсутствие контроля за объектом размещения отходов.
Как организовать сбор ТКО в частном секторе
Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.
Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:
- При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
- При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
- либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
- либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).
- До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
- До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
- Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
- Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
- Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
- Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.
Кaк нaчиcляeтcя TКO в кoммyнaльныx ycлyгax?
Дo пpинятия нoвoгo зaкoнa тapификaцию пpoвoдилa yпpaвляющaя кoмпaния c yчeтoм мeтpaжa квapтиpы. Cooтвeтcтвeннo, бoльшoe жильe — бoльшaя плaтa.
C нoвoгo гoдa мeтoдикa pacчeтa измeнилacь, бyдeт пpинятo вo внимaниe кoличecтвo пpoпиcaнныx дyш в жильe, cкoлькo кoнтeйнepoв ycтaнoвлeнo нa тeppитopии, вoзмoжнocть copтиpoвки oтxoдoв пo paзным eмкocтям. Ecли имeeтcя пocлeдняя ycлyгa, плaтa нaмнoгo бyдeт мeньшe, тaк кaк y oпepaтopa cнижaeтcя зaтpaтa нa copтиpoвкy.
Tapификaция y кaждoгo peгиoнa cвoя и нa этo влияют мнoгиe фaктopы:
- кaкoe кoличecтвo бaкoв ycтaнoвлeнo;
- ecть ли вoзмoжнocть copтиpoвaть oтxoды нa мecтe;
- oбъeм мycopa, кoтopый пoдлeжит yтилизaции.
Пpoцeнтнoe oтнoшeниe ycлyги:
- тpaнcпopтныe pacxoды-61%;
- cocтaвлeниe дoгoвopa-10%;
- пoлнaя пepepaбoткa мycopa-28%;
- cбытoвoй pacxoд-1%.
Учитывaя вce пepeчиcлeннoe, cпeциaльнaя тapифнaя кoмиccия в peгиoнax фopмиpyeт cooтвeтcтвyющиe тapифы. Жильцы, пpoживaющиe в oднoм peгиoнe, зa мycop бyдyт плaтить пoчти oдинaкoвo. Ecли квapтиpa нe имeeт пpoпиcaнныx лиц, тo плaтит coбcтвeнник.
Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?
- Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
- Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
- B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.
Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:
- cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
- пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
- oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
- имyщecтвeнный apecт.
Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения
Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:
- Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
- Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
- Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
- Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
- Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
- Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
- Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
- Место и время заключения договора.
- Подписи всех сторон.
Как отстоять право не заключать договор
В качестве примера разберем прецедент, случившийся с одним предприятием Московской области.
Компания занимается производственной деятельностью. Экологическая политика компании гласит, что отходы от производственной и хозяйственной деятельности необходимо утилизировать и обезвреживать, без передачи на захоронение. Для этого на предприятии налажена сортировка всего образующегося мусора без возможности смешения отходов.
Несмотря на то, что ТКО у компании отсутствовали, ей приходили неоднократные извещения о совершении административного правонарушения, поскольку не был заключен договор с регоператором, и дело дошло до судебных разбирательств.
Перед предприятием стояла задача — доказать, что компания действует в рамках закона и заключение договора ей не требуется. Несмотря на то, что процедура оказалась нелегкой, совместными усилиями добиться нужного результата удалось.
Еще в 2019 году, когда заключение договора с региональным оператором стало обязательным требованием, компания провела инвентаризацию всей площадки с выявлением всех отходов, образующихся от производственной и хозяйственной деятельности. В результате чего были определены отходы, среди которых входящих в список ТКО не было.
По запросу компании региональный оператор подтвердил, что необходимости заключать договор нет, так как отсутствуют отходы, которые оператор должен забирать.
Однако позже компании пришло извещение о совершении административного правонарушения в связи с тем, что не был заключен договор с регоператором. Поэтому, чтобы доказать отсутствие ТКО на площадке и, соответственно, отсутствие необходимости заключения договора, нужна была прочная доказательная база.
На территории предприятия расположено более 60 контейнеров в производственных и административных корпусах, в том числе специально отведенные под различные виды отходов:
- бумажные стаканчики,
- пищевые отходы,
- пластик,
- стекло,
- алюминий
- и другие.
Все контейнеры имеют маркировку и используются строго по назначению. После их заполнения накопленные в них отходы отправляются на утилизацию в специализированные компании.
Для подтверждения работоспособности всей цепочки, начиная от накопления отходов и заканчивая их утилизацией, было принято решение — зафиксировать этот путь на видеосъемку.
Видеонаблюдение велось за местами накопления, а также процессом транспортировки и передачи отходов на утилизацию. При помощи камеры контролировалось соблюдение правильности разделения образующихся отходов по видам. Съемкой было подтверждено, что все сотрудники предприятия сортируют 100% образуемых отходов.
Договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание всех видов отсортированных отходов компанией был заключен. Дополнительно специалистами экологического отдела был проведен аудит организаций, принимающих отходы.
Для полного подтверждения того, что ТКО не остаются на площадке предприятия, камерой были зафиксированы процессы загрузки и транспортировки отходов до утилизирующих компаний, а после их передачи получены соответствующие акты с указанием наименований отходов и их объемов.
Итоговая доказательная база включала:
- документы, подтверждающие отсутствие отходов, входящих в список ТКО;
- договоры на вывоз, утилизацию и обезвреживание всех отходов, образованных на предприятии;
- фото- и видеоматериалы, в которых прослеживался весь процесс обращения с отходами;
- акты от утилизирующей компании с указанием сведений о принятых отходах.
Ответственность за неуплату
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Как платить за вывоз ТКО в частном доме
Если договор с региональным оператором заключала управляющая компания, к которой принадлежит постройка, то оплату за услугу вывоза мусора в частном доме/секторе нужно производить по общей квитанции за оплату коммунальных услуг. Сумма оплаты вписывается в расчётный лист отдельной строкой «Услуга по обращению с ТКО».
Оплата услуги лицами, заключившими договор с РО напрямую, производится по специальной квитанции, предоставленной самим оператором.
В связи с тем, что вывоз мусора с частной контейнерной площадки производится по мере его образования, квитанция на оплату данной услуги может приходить реже, чем у собственников, оформивших договор через УК и оплачивающих вывоз ежемесячно, по стандартной квитанции за коммунальные услуги.
Как сократить объемы мусора
К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки. Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов. Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:
- Пищевые отходы, правильно отобранные и измельченные, могут быть использованы в качестве корма для животных подсобного хозяйства.
- Сухие листья, трава, пищевые отходы могут быть переработаны в компост и служить удобрением для растений на приусадебном участке.
- Спиленные деревья, измельченные в опилки, могут служить в качестве мульчи и укрывного материала для посадок.
- Возобновляемый мусор – бумага, пластик, металлический лом – принимается во многих субъектах в пунктах вторсырья, в отдельных случаях за сбор и сортировку мусора предусмотрено вознаграждение.
Пищевые отходы и листья могут стать хорошим удобрением
Изменения в жилищном законодательстве РФ относительно вывоза и утилизации мусора из частных домов вступили в силу с января этого года, сделав оплату данного вида услуг обязательной для каждого владельца загородного жилья или участка, что далеко не всеми собственниками воспринимается положительно. Тем не менее, в силах каждого следить за качеством их выполнения. При ненадлежащем исполнении назначенной организации своих обязанностей, собственник имеет право на перерасчет или расторжение договора.
Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2021 году
Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2021 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.
Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2021-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Заключая договор с оператором, важно помнить о своих обязанностях в соблюдении правил обращения с ТКО. Правила изложены в утвержденном правительством нормативном акте — в постановлении № 641. Правила включают в себя следующие положения:
- изложены разъяснения относительно основных понятий раздела работы с ТКО;
- объясняется необходимость сбора, транспортировки и хранения отходов согласно санитарных норм и обеспечения экологической безопасности;
- изложены основные аспекты сотрудничества граждан и оператора.
В таблице ниже представлены нововведения, которые наглядно показывают, что изменилось.
Было | Стало |
Свободные тарифы на вывоз отходом, устанавливаемые на усмотрение исполняющей стороны | Тарифы определяются региональными властями и едины для всей области |
Организация вывоза отходов была в компетенции местных органов власти | Оплата услуг осуществляется собственниками домов, участков |
Тариф входил в сумму оплаты услуг управляющей компании | Оплата вывоза мусора относится к перечню коммунальных платежей |
Проведение мусорной реформы
Согласно сведениям, которые поступили из законодательного комитета, на данный момент на территории Российской Федерации объем твердого мусора превышает 30 миллиардов тонн. При этом из этого огромного количества перерабатывается только десять процентов отходов, а все остальное вывозится на перегоны для постоянного хранения.
Читать так же: Закон о геодезии и картографии в 2021 году
Соответственно, площадь специальных мусорных полигонов ежегодно увеличивается.
Если одна причина для реформирования системы заключается в том, что последние изменения в эту часть законодательства вносились в 90 годы.
Правительство считает, что единственным реальным способом бороться с мусорной проблемой, является строительство специальных мусороперерабатывающих предприятий, и закрытие полигонов с возложением на их владельцев обязанности по очищению территории за свой счет.
Вывоз мусора (новый закон) с 2019 года: тарифы, договор, раздельный сбор ТБО и ТКО / Юридические Советы
Последнее обновление: 31.01.2020
В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности.
Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети.
В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
- Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
- Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.
Вопрос:
Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.
Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так.