Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Где проходит допрос свидетеля?
По общему правилу для дачи показаний в качестве свидетеля гражданин вызывается в налоговый орган.
При этом согласно п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 03-02-08/76651).
В Письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 разъяснено, что получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.
Я ничего не сделал, почему меня вызывают?
Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.
Чаще всего инспекция вызывает генерального директора или главного бухгалтера.
Приглашая генерального директора, налоговый инспектор в первую очередь выясняет, не является ли руководитель «номинальным директором», действительно ли он реальный владелец бизнеса. Если это так, то руководителю зададут вопросы, касающиеся различных сторон деятельности организации — как финансовой части, так и структуры бизнеса.
Главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест в компании, обладает важной информацией о финансовом состоянии бизнеса, отвечает за сдачу отчётности в контролирующие органы. Поэтому он также находится в приоритете при вызове в налоговую инспекцию.
Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации.
Допрашивают того, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Такая формулировка предусмотрена самим Налоговым кодексом РФ в статье 90.
Это означает, что допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.
Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ. Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.
Таких примеров может быть масса.
Кроме того, налоговики обычно считают административный персонал (директор, главный бухгалтер, начальники отделов, заместители) проверяемого налогоплательщика заинтересованными в исходе дела, поэтому больше верят показаниям простых работников, полагая, что их не посвятили в незаконные схемы и им нечего скрывать.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
- Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.
Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:
- Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Бывает, что допрос прошел неудачно и в протоколе неверно отражена информация либо не отражены действительно необходимые сведения.
В этом случае можно просто обратиться к налоговикам с ходатайством о повторном допросе.
Будет повторный допрос или нет, решит налоговая инспекция и от желания свидетеля или проверяемого налогоплательщика здесь мало что зависит.
Более результативный вариант – самостоятельно переопросить свидетеля.
Можно конечно оформить это полностью самостоятельно, без участия адвоката или нотариуса, но сила таких показаний весьма и весьма мала.
Их, как правило, не принимают во внимание. Они нужны только для того, чтобы заставить инспектора провести повторный допрос (если инспектор при проведении своего допроса собрал одни показания, а потом ему представляют несколько иные сведения от того же свидетеля, то инспектор для целей перепроверки и получения наиболее объективных данных должен переопросить это лицо).
Допрос адвокатом или нотариусом имеет гораздо большую юридическую силу и такие документы являются полноценными самостоятельными доказательствами. Единственное что необходимо учесть при таких допросах – это соблюдение всех формальностей, которые, конечно, должны знать адвокат и нотариус соответственно (например, заблаговременное уведомление о допросе налогового органа, разъяснение прав свидетелю и т.д.).
Что будет если не идти на допрос в налоговую?
В ситуации, когда внезапно вызвали на допрос, вполне резонно возникает желание не ходить на него и проигнорировать повестку. Может ли такое поведение стать проблемой? Для этого стоит ознакомиться с законодательством, где прямо указывается, что уклонение от дачи показаний или неявка по повестке (неважно, кто ее оформил – налоговая, полиция или другой орган) — это административное правонарушение, которое влечет за собой штраф, а при повторных нарушениях законодательства к лицу, игнорирующему вызовы, могут быть применены более строгие меры.
При этом налоговики могут воспользоваться принудительным приводом человека, которого они вызывали на допрос, если в установленные сроки он не явился и не предоставил обоснования неявки (например, командировка, болезнь и т. д.). Кроме того, и это может быть самым важным, если человек не является на допросы, значит, ему есть что скрывать, и представители фискальной службы станут более пристально искать доказательства нарушений именно в данной компании. А учитывая, что в практически любой организации можно найти те или иные нарушения, игнорирование допросов в налоговой ничего хорошего не сулит.
Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.
На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.
Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора, финансового директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие).
Вызов для дачи пояснений – не допрос
Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.
Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:
- В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
- За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
- Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).
Помните! От результатов допроса может зависеть очень многое
Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не в пользу налогоплательщика. Тем более, если рассматриваются его связи с фирмами-«однодневками».
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
В данной части рекомендую изучить ранее написанную статью — с должной осмотрительности до реальности исполнения сделки конкретным контрагентом.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать, так как не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать. Лучше как следует подготовиться — проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В практике имеют место быть случаи, когда инспектор умышленно изменяет суть ответов свидетеля. Иными словами — в нужном для себя ключе отражает это в протоколе. Также в практике бывают случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля. Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос. На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.
Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует («сидите, мол, и слушайте, только не мешайте»), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить представителя.
Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.
Кого на допрос в налоговую вызвать нельзя
Налоговое законодательство содержит весьма ограниченный перечень лиц, которые не могут быть вызваны в налоговый орган для дачи свидетельских показаний. Полный список приведен в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут быть допрошены в качестве свидетеля:
1) малолетние (до 14 лет) либо лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны давать показания;
2) лица, получившие информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. В качестве примера в НК РФ приводятся адвокат и аудитор.
Письмом Федеральной нотариальной палаты от 12.07.2013 № 1534/06-07 «О вызове налоговыми органами нотариусов в качестве свидетелей» также сделан вывод о неправомерности допроса нотариусов. Подтверждением данной позиции может служить ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1), согласно которой нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Только суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Также закрепленный в ст. 90 НК РФ перечень можно дополнить:
- врачами, т. к. согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей и
- священнослужителями, ввиду охраняемой законом тайны исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125‑ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Но последних нельзя допрашивать только по строго определенным вопросам (врачей – касательно сведений, составляющих врачебную тайну; священнослужителей – сведений, ставших известными в ходе исповеди).
Инспекция Федеральной налоговой службы может вызывать на допрос совершенно любого человека, если имеются доказательства того, что он может обладать какими-либо сведениями о конкретном правонарушителе. К правилам проведения допроса относится следующее:
- все показания граждан непременно вносятся в специальный протокол, форма которого установлена Приказом ФНС;
- любой свидетель может потребовать протокол для изучения, чтобы убедиться в достоверности внесенных сведений;
- если в протоколе имеются данные, которые не соответствуют действительности, то гражданин может потребовать их удаления;
- абсолютно все вопросы, задаваемые свидетелю, должны прописываться в протоколе;
- дополнительно процедура должна фиксироваться на видеозаписи;
- свидетель может потребовать получения копии составленного протокола.
Наиболее часто, если гражданина вызывают в налоговую в качестве свидетеля, для дачи показаний приходится непосредственно приходить в отделение ФНС. Но не всегда у людей имеется возможность посетить данное учреждение из-за состояния здоровья или преклонного возраста. При таких условиях инспектор самостоятельно приходит домой к свидетелю, где берет у него показания. Но предварительно должно быть получено разрешение на посещение жилого помещения от всех жильцов.
Кого могут вызвать на допрос?
От допроса в налоговой, в принципе, никто не застрахован. Выбор инспекторов может пасть на любое физлицо, которое, по их мнению, потенциально может знать об интересующих их обстоятельствах в работе предприятия, особенностях сделок и договоров.
Первые на очереди — обычно руководители проверяемых компаний и начальники их контрагентов. Однако стать потенциальными свидетелями для налоговой могут не только генеральный директор и главный бухгалтер.
Как показывает практика, ИФНС допрашивает также:
- Начальников отделов по работе с контрагентами.
- Складской персонал.
- Работников транспортных отделов предприятия.
А вот этих лиц инспекторы не вправе вызывать на допрос как свидетелей:
- Малолетних граждан, а также лиц с физическими или психическими отклонениями, которые мешают им объективно оценивать обстоятельства, важные для инспекторов при оценке дела. Такое ограничение введено не только в НК РФ, но и в ГК РФ и УК РФ.
- Лиц, получивших важные для налоговой проверки сведения в рамках своей профессиональной деятельности, и эти сведения составляют профессиональную тайну (например, аудиторов, адвокатов).