Особенности бухгалтерского учета субсидий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Выплаты на содействие самозанятости безработных

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

Отношения, возникающие между субъектами малого предпринимательства и органами власти в рассматриваемой сфере, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Государственная программа поддержки включает в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки. Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 17 Закона N 209-ФЗ).

Примечание. Государство в сегодняшнее непростое время по мере возможности принимает различные меры для поддержки отечественных производителей. Поддержка малого предпринимательства является при этом приоритетным направлением. Зачастую проблема нехватки финансов сказывается на развитии бизнеса, его модернизации. Она же является причиной отказа от идеи открытия собственного бизнеса потенциальным индивидуальным предпринимателем. Многие эксперты считают, что именно увеличение числа малых предприятий и числа индивидуальных предпринимателей поспособствует росту экономики в силу того, что данные субъекты могут в короткие сроки и с небольшими затратами перенаправить свою хозяйственную деятельность, сохранив тем самым рабочие места, а то и увеличив их количество. А это, в свою очередь, может несколько снизить напряженность на рынке труда, возникающую из-за необходимости перепрофилирования крупных предприятий во многих регионах.

Государственная поддержка направлена на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение их количества, повышение их конкурентоспособности, обеспечение занятости населения, увеличение производимых ими товаров (работ, услуг).

Статьей 69 БК РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг. Общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, определены ст. 78 БК РФ.

Случаи и порядок предоставления субсидий указанным субъектам устанавливаются законом (решением) о бюджете. Закон субъекта РФ о бюджете этого субъекта (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете) с учетом требований ст. 78 БК РФ может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) для оказания содействия субъектам малого предпринимательства. Принимаемыми же в соответствии с указанным законом (решением) о бюджете нормативными правовыми актами исполнительных органов власти уточняются цели, условия и порядок предоставления таких субсидий.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Предоставление субсидий может осуществляться как до возникновения указанных затрат, так и по факту их возникновения.

Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178), предусмотрено предоставление субсидий, в частности (пп. «а» — «д» п. 2 Правил):

  • на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере;
  • реализацию иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Главой 26.2 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. Средства финансовой поддержки в виде субсидий плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более чем в двух налоговых периодах с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между ними в полном объеме включается в состав доходов данного налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется «упрощенцами», выбравшими в качестве объекта налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов, так и доходы. Последние помимо ведения учета сумм таких выплат (средств) должны вести еще и учет осуществленных расходов за счет этих средств (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письма Минфина России от 28.03.2013 N 03-11-11/120, от 24.02.2012 N 03-11-11/58).

Читайте также:  Сроки действия загранпаспорта для разных стран в 2023 году

В общем случае датой получения доходов при «упрощенке» признается, в частности, день поступления денежных средств на счета в банках (кассу) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Однако в отношении предоставленных субсидий, как видим, доходы формируются по мере возникновения расходов. Таким образом, при получении субсидий «упрощенцу» необходимо отражать как полученные суммы, так и произведенные расходы, финансирование которых осуществляется за счет субсидий.

В течение двух налоговых периодов со дня получения субсидии ему надлежит включать сумму (часть суммы) полученной финансовой помощи в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. Налоговая база, как видим, по этим операциям будет равняться нулю.

Если же к окончанию второго налогового периода часть субсидии (или субсидия полностью) останется неизрасходованной, то ее сумму необходимо включить в доходы на конец второго (следующего за годом поступления субсидии) года. Именно неизрасходованную часть, поскольку израсходованная часть уже к этому моменту должна быть учтена в составе доходов, ведь она была использована на финансирование расходов, которые, в свою очередь, уже включены в состав расходов в целях налогообложения.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено ведение отдельной книги по учету доходов в виде полученных финансовых средств, а также представление в налоговые органы специального отчета о целевом расходовании средств субсидии (Письмо Минфина России от 28.02.2012 N 03-11-11/59).

С начала текущего года организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет (пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Порядок отражения в бухгалтерском учете получаемых субсидий определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). Согласно данному Положению (п. 5 ПБУ 13/2000) субсидии признаются в учете при наличии уверенности в том, что:

  • средства будут получены из бюджета;
  • организация выполнит условия их предоставления.

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предлагается использовать счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей бухгалтерского учета согласно абз. 2 п. 4 ПБУ 13/2000 бюджетные средства подразделяются на средства на финансирование:

  • капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
  • текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Получателю средств следует определить в учетной политике метод отражения бюджетных средств (п. 7 ПБУ 13/2000) — по мере поступления средств на расчетный счет или же по мере возникновения права на них. Подтверждением возникновения права на бюджетные средства могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

При использовании метода по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность записью:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86

  • отражена дебиторская задолженность по средствам целевого финансирования.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

Облагается ли субсидия налогом при усн

Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы. Работающие на этом режиме юридические лица и индивидуальные предприниматели-работодатели могут уменьшить единый налог до 50%.

Читайте также:  Документы для работы по совместительству какие нужны

Условия получения и возврата

Предоставление бюджетной поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям регламентируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Если же субсидии выдаются из нижестоящих бюджетов (региональных и местных), то помимо указанной нормы нужно руководствоваться и нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта РФ и отдельных муниципальных образований.

Субсидии предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения), в котором содержатся права, обязанности и ответственность сторон. Такой порядок выделения субсидии предусмотрен независимо от «уровня» бюджета.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидия выдается на безвозмездной и безвозвратной основе. Но такая безвозмездность весьма условна. Дело в том, что обязательным условием предоставления субсидии является целевой характер ее использования (ст. 38 БК РФ). И если получатель нарушает это условие, то деньги могут быть взысканы обратно в бюджет. Это прямо предусмотрено в п. 3.1 ст. 78 БК РФ.

А что будет в ситуации, когда получатель субсидии частично нарушит условие о целевом расходовании бюджетных средств? То есть если не по целевому назначению истрачена не вся субсидия, а только часть?

В законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому решать его приходится в судах. По мнению арбитров, в такой ситуации бюджет может претендовать на возврат только той части субсидии, которая реально потрачена не по назначению. Причем суды считают, что требовать возврата всех денег нельзя, даже если договором (соглашением) установлено обязательство получателя возвратить полученную сумму в полном размере. Например, такой вывод содержится в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016.

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В«Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В«упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

— текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же – в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов – статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж , утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Читайте также:  Как правильно выписать счет на оплату за выполненные работы

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова,
директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

20 декабря на расчетный счет Организации поступила субсидия на нерабочие дни в размере 25 584 руб.

Организация приняла решение компенсировать за счет средств субсидии расходы на заработную плату за декабрь 2022 года, а также применить льготу по НДФЛ и страховым взносам в декабре.

За декабрь начислена зарплата двум сотрудникам:

  • Гордеев Н. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет;
  • Дроздов О. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет.

Рассмотрим порядок начисления на примере одного из них.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
КУДиР
Поступление субсидии на расчетный счет
20 декабря 51 86.01 25 584 Поступление субсидии на расчетный счет Поступление на расчетный счет — Прочее поступление
Начисление заработной платы и страховых взносов (затраты за счет субсидии)
31 декабря 26 70 20 000 Начисление зарплаты Начисление зарплаты
26 70 25 584 Начисление зарплаты за счет субсидии
70 68.01 2 600 Удержание НДФЛ
26 69.01 580 Начисление взносов в ФСС
26 69.03.1 1 020 Начисление взносов в ФОМС
26 69.11 91,17 Начисление взносов в ФСС НС и ПЗ
26 69.02.7 4 400 Начисление взносов в ПФР
Исправление регистра УСН
31 декабря Записи в регистр Расходы УСН Операция, введенная вручную — Операция
Отражение субсидии в доходах БУ
31 декабря 86.01 91.01 25 584 Отражение субсидии в доходах БУ Операция, введенная вручную — Операция
Выплата зарплаты и перечисление взносов
19 января 26 091,17 Расход. Сумма заработной платы и взносов Отчет Книга доходов и расходов УСН

Кто может получить субсидию

Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет. Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы. На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.

Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.

Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.

И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.

Обложение НДС субсидируемых операций

Если затраты компании так или иначе компенсируются из бюджета, должна ли она платить с субсидируемой деятельности НДС? Обратимся к главе 21 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 146, этим налогом облагается реализация товаров, работ или услуг. При этом источник их оплаты не принимается во внимание. Причем база по НДС возникает даже тогда, когда реализация происходит на безвозмездной основе. Следовательно, получение субсидий от государства никоим образом не влияет на обязанность компании исчислить и уплатить НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, доходы от субсидируемых видов деятельности в целях исчисления НДС учитываются по фактической цене реализации. Как следует формировать базу по НДС — с учетом полученной государственной поддержки или нет? Ответ на этот вопрос зависит от того, на что конкретно выделены субсидии.

Если субсидии получены на компенсацию расходов или на покрытие убытка от реализации субсидируемых товаров, работ либо услуг, то их не следует включать в налогооблагаемую базу по НДС. Это общее мнение Минфина, ФНС и арбитражных судов (разъяснения Минфина в письмах от 03.06.13 № 03-03-06/4/20240, от 26.07.11 № 03-03-06/4/83 и других, письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.09 № 16–15/63905, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.13 по делу № А38-6048/2011).

Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда субсидии имеют другие цели, например, покрытие разницы в ценах. В таком случае они представляют собой суммы, связанные с расчетами за товары, и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, включаются в базу по НДС. Разъяснение этой позиции есть в письме Минфина от 17.08.11 № 03-07-11/227, а также в письме УФНС России по г. Москве от 18.12.07 № 19–11/120978.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *