Расчет пенссии в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет пенссии в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

В октябре запустят пенсионную реформу

При этом наниматель будет перечислять деньги на дополнительную пенсию работника из обязательных страховых отчислений. Напомним, сейчас для большинства работодателей отчисляют 34% от зарплаты работника — 6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Как учитывается заработок в другой валюте

Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Адресная социальная помощь

На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.

Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.

Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.

С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.

Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:

  • поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
  • оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
  • предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Отличия пенсионных систем России и Белоруссии

На самом деле, в пенсионных системах двух стран нет большого количества отличий. И в России, и в Белоруссии пенсия начисляется по достижению определенного возраста при наличии у человека нужного количества отчислений в фонд социального страхования. Также в обеих странах небольшое пособие вправе получать инвалиды, нетрудоспособные лица и граждане, не имеющие достаточного стажа трудовой деятельности.

По большому счету, основными различиями является то, что пенсия в Белоруссии зависит в основном от стажа и размера страховых взносов. В России же определяющим показателем является пенсионный капитал. Дополнительно можно отметить, что в Беларуси порядок расчета пенсионных выплат для граждан, работающих в тяжелых условиях, производится немного по другой схеме.

С января 2021 года изменится порядок исчисления социальных пенсий

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.

Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.

Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.

  • Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году

Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.

С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:

  1. Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
  2. Для иностранцев вид на жительство.
  3. Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
  4. Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
  5. Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
  6. Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
  7. Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.

Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.

Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Как поменять счетчик на воду самостоятельно в квартире

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Бела��уси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

С января 2021 года изменится порядок исчисления социальных пенсий

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Власти Беларуси годами выстраивали и структурировали государственную систему пенсионного обеспечения. Сейчас все устроено так, что выплаты в большинстве случаев устанавливаются индивидуально с учетом не только трудового стажа, заработной платы и заслуг, но и времени потери трудоспособности, наличия дополнительного дохода и многих других факторов. Сам порядок начисления выплат регламентируется Законом «О пенсионном обеспечении». Также для пенсионных выплат устанавливается минимальный размер, который является лишь определенным процентом от прожиточного минимума. Получается, что повышение минимальной пенсии в РБ осуществляется как раз при повышении прожиточного минимума.

Минимальная пенсия не является каким-то особым и отдельным пособием, это лишь гарантированный государством нижний предел выплаты, который различается в зависимости от категории получателей. Назначение минимальной пенсии происходит тогда, когда объем страховых отчислений за время ведения трудовой деятельности не позволяет установить выплаты в большем размере.

Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, для трудовых пенсионных выплат минимальный размер составляет 25% от максимальной величины среднедушевого бюджета прожиточного минимума за последние несколько кварталов. Что касается минимальных выплат по инвалидности и в других случаях, то здесь немного другие нормы, а именно:

  1. Для первой и второй групп инвалидности устанавливаются выплаты в размере 100% от минимальной пенсии по возрасту, но для третьей группы – лишь 50%.
  2. Минимальные пенсионные выплаты по выслуге лет приравниваются к выплатам по возрасту и предоставляются в полном объеме.
  3. Пособие по потери кормильца устанавливается в полном размере минималки по возрасту. НО для детей-сирот пособие начисляется в двойном размере, если заранее не осуществлялись страховые выплаты.

К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они положены. Именно так и выплачивается доплата к минимальным трудовым пособиям в размере 20% от среднего уровня заработной платы по стране. Такая надбавка предоставляется лишь в том слу��ае, когда у человека есть достаточное количество рабочего стажа. Повышение пенсии планируется заранее, еще на этапе составления бюджета на грядущий год. В него закладываются темпы роста прожиточного минимума, но динамику роста среднего значения зарплаты предугадать бывает сложно, поэтому регулировка выплат осуществляется по факту.

С учетом тех цифр, что были заложены в бюджет на этот год, размер минимальной пенсии по состоянию на начало года составляет 64,53 рубля. Если же учитывать надбавку в 20%, то на начало года пенсия составляет 260,82 рублей. Эта сумма не всегда покрывает расходы граждан и уже не раз велась речь о том, что доходы пенсионеров стоит увеличить. Поэтому в последнее время все чаще возникают вопросы о том, станут ли власти как-то менять нынешний уровень пенсий и какой тогда будет добавка к минимальной пенсии в Беларуси 2021. Власти уже успели подготовить определенные изменения в пенсионную систему, которые будут внедряться на протяжении всего 2021 года. Ожидается, что эти изменения не только как-то смогут повлиять на минималку, но внесут коррективы в социальные пособия и не только.

Изначальный прогноз политиков предполагает, что за весь год пенсионные выплаты должны будут вырасти примерно на 3-10%, если на такие изменения хватит средств из бюджета и будут реализованы все запланированные изменения. О том, когда поднимут минимальную пенсию в РБ в 2021 году, не могут точно сказать даже политики, но пока рост запланирован на лето и конец года. Сами трудовые пенсионные выплаты теперь будут предоставляться даже тем людям, кто не наработал стаж в размере десяти лет. Но за каждый год сверх 10 лет стажа пенсия будет получать прибавку в размере 3%. Получается, что теперь гораздо больше граждан будут получать не социальные выплаты, а минималку, но с рядом надбавок и бонусов.

В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии

В настоящее время при начислении пенсионных выплат применяется специальный коэффициент, который называют пенсионным. Он включается в специальную формулу для начисления выплат. То есть учитывается каждый год, который гражданин проработал, полученный показатель переводится в баллы. Это означает, что за каждый проработанный год гражданин Беларуси в 2021 году получает по одному баллу. При выходе на пенсию сумма балов должна быть не менее тридцати.

В 2021 году у граждан, достигших пенсионного возраста, может накопиться всего 7 баллов, стоимость каждого приравнивается к 64 рублям. Пенсия страхового значения в настоящее время приравнивается к 4 тыс. рублей. Индексация, которая будет произведен в этом году, поможет поднять стоимость заработанного балла.

Согласно законодательству Беларуси, воинская служба является государственной, а граждане, исполняющие воинский долг, имеют полную свободу и все права гражданина собственной страны. Все лица, попадающие под данную категорию, должны получать пожизненную пенсионную выплату за выслугу лет перед своим государством.

Пенсия по инвалидности обязательно предоставляется, если увечье произошло при исполнении своих обязанностей – как рядовым военнослужащим, так и высшим военным чинам.

Если военнослужащий служит в срочной армии, то ему и его семье пенсия начисляется по процентному соотношению относительно среднего заработного оклада, который был начислен как до призыва на службу, так и после увольнения.

Минимальная пенсия будет начислена следующим военнослужащим:

  • не проходившим военную службу до армии;
  • не трудоустроенным, если уволился из рядов армии;
  • не подписавшим контракт.
Читайте также:  В какой срок можно вернуть товар без объяснения причин

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 110% БПМ
инвалидам с детства II группы 95% БПМ
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 85% БПМ
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 75% БПМ
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 80% БПМ
второй 85% БПМ
третьей 95% БПМ
четвертой 110% БПМ

Как рассчитать выплату пенсий по новой методике

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию, нужно использовать формулу.

Размер пенсии по возрасту определяется по такой формуле:

П = Зп ⋅ Кс, где:

П — размер пенсии, в гривнах;

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со статьей 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с которой исчисляется пенсия, в гривнах;

Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со статьей 25 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:

Зп = Зс х (Ск: К), где

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Временно, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии определяется из средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2016 и 2017 годы;

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + … + Кзn)

К — страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

Коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, который учитывается при исчислении пенсии, определяется по формуле:

Кз = Зв: Зс, где:

Кз — коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица;

Зв — сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода);

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), а в случае единовременной уплаты единого взноса в соответствии с частью пятой статьи 10 Закона Украины «о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — за месяц, в котором заключен договор о добровольном участии.

Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:

Кс= (См*Вс)/(100%*12), где:

Кс — коэффициент страхового стажа;

См — сумма месяцев страхового стажа;

Вс — величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%.

Как начисляется пенсия в Украине:

Для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года. По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами или в случае, если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд по 30 июня 2000 года независимо от перерывов.

В случае если страховой стаж составляет менее 60 календарных месяцев, учитывается заработная плата (доход) за фактический страховой стаж.

По выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключаются периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа, с учетом любых периодов независимо от перерывов, включаемых в страховой стаж, при условии, что указанные периоды в сумме составляют не более 10 процентов продолжительности страхового стажа, учтенного в одинарном размере. Дополнительно по желанию лица могут быть исключены периоды срочной военной службы, учебы, ухода за лицом с инвалидностью I группы или ребенком с инвалидностью в возрасте до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2005 года, а также периоды, когда лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 Закона «об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент. Имеющийся у лица сверхнормативный страховой стаж не может быть ограничен.

Минимальный размер пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием указанных лиц, которые отработали на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы в размере 80 процентов заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой исчисляется пенсия, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

С 1 января 2018 для лиц, достигших возраста 65 лет, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере 40 процентов минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

Для пенсий, назначенных после 1 января 2018 года, минимальный размер пенсии по возрасту, выплачивается по достижении лицом возраста 65 лет. До достижения этого возраста таким лицам может быть назначена государственная социальная помощь на условиях и в порядке, определенных Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».

Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом, но после достижения пенсионного возраста, изъявил желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения за назначением пенсии с повышением размера пенсии по возрасту, на такой процент:

  • на 0,5% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
  • на 0,75% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливается повышение размера пенсии в размере 2,5 процента за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста, при условии, что до этого им не предназначалась любая пенсия.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

По данным Пенсионного фонда Украины средний размер пенсии в Украине на 1 января 2018 вырос на 35,7%, или на 652,15 гривны, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 2480 гривен.

Пенсионное законодательство Украины представлено целым рядом законов и подзаконных нормативных актов.

Основные законы в сфере пенсионного обеспечения:

  • ЗУ «О пенсионном обеспечении»
  • ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении»
  • ЗУ О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц»
  • ЗУ «О статусе и социальной защите лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»
  • ЗУ «О государственной службе»
  • ЗУ «О научной и научно-технической деятельности»
  • ЗУ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной»
  • ЗУ «О повышении престижности шахтерского труда» и другие

Основные подзаконные нормативные акты в сфере пенсионного обеспечения:

  • Постановление КМУ от 24 июня 2016 № 461 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях»
  • Постановление КМУ от 12 августа 1993 № 637 « Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней»
  • Постановление правления ПФУ № 22-1 от 25.11.2005 «Об утверждении Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины» Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Постановление правления ПФУ от 03.11.2017 № 26-1 «О порядке оформления, изготовления и выдачи документов, подтверждающих назначение лицу пенсии» и другие.

ЕНПФ: Прежняя методика расчета пенсий полностью утратила свою актуальность

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.

Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.

Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.

При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.

Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Читайте также:  Размер вознагрождения приемного родителя в челяб. обл в 2023 году

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.


  • 273 рубля 27 копеек

БПМ для отдельных групп населения

  • трудоспособное население – 303 рубля 53 копейки;
  • пенсионеры – 207 рублей 6 копеек;
  • студенты – 263 рубля 15 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 174 рубля 51 копейка;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 241 рубль 29 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 294 рубля 36 копеек.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину прожиточного минимума (то есть минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья), а также обязательные платежи и взносы.[∗] статья 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»

На практике от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения напрямую зависят размеры:

  • пособий в связи с рождением ребенка;
  • пособий женщинам, ставшим на учет в до 12-недельного срока беременности;
  • пособий на детей старше 3 лет;
  • пособий при одновременном воспитании детей до 3 лет и от 3 до 18 лет;
  • стипендий (применяется БПМ для трудоспособного населения);
  • минимальных пособий по временной нетрудоспособности;
  • минимальных алиментов на детей;
  • социальных и минимальных трудовых пенсий (например, пенсий инвалидам, пенсий по случаю потери кормильца);
  • финансовой помощи в погашении кредитов на жилье молодым и многодетным семьям;
  • пособий по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет;
  • субсидий безработным для начала предпринимательства, ремесленничества или агротуризма;
  • социальных пособий (ежемесячных и максимальных единовременных);
  • досрочных и дополнительных профессиональных пенсий;
  • индексации доходов населения в связи с инфляцией.

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными.


С 1 февраля 2021 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2021 г. № 5 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 262 рубля 87 копеек;
  • трудоспособное население – 290 рублей 71 копейка;
  • пенсионеры – 199 рублей 17 копеек;
  • студенты – 252 рубля 94 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 168 рублей 46 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 232 рубля 93 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 283 рубля 65 копеек.

раскрыть

С 1 ноября 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2020 г. № 95 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 258 рублей 11 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 68 копеек;
  • пенсионеры – 195 рублей 15 копеек;
  • студенты – 248 рублей 6 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 165 рублей 18 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 228 рублей 85 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 278 рублей 16 копеек.

С 1 августа 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2020 г. № 67 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах июня 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 256 рублей 10 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 4 копейки;
  • пенсионеры – 193 рубля 92 копейки;
  • студенты – 246 рублей 72 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 160 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 224 рубля 70 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 274 рублей 48 копеек.

С 1 мая 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 38 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах марта 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 246 рублей 78 копеек;
  • трудоспособное население – 275 рублей 48 копеек;
  • пенсионеры – 187 рублей 22 копейки;
  • студенты – 237 рублей 30 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 158 рублей 94 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 217 рублей 84 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 265 рублей 20 копеек.

С 1 февраля 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2020 г. № 6 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 239 рублей 87 копеекж;
  • трудоспособное население – 265 рублей 91 копейка;
  • пенсионеры – 184 рубля 20 копеек;
  • студенты – 232 рубля 83 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 155 рублей 64 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 212 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 260 рублей 48 копеек.

С 1 ноября 2019 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 50 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 231 рубль 83 копейки
  • трудоспособное население – 257 рублей 86 копеек;
  • пенсионеры – 177 рублей 79 копеек;
  • студенты – 224 рубля 80 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 149 рублей 63 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 205 рублей 16 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 251 рубль 19 копеек.

Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.
  1. Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
  2. Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
  3. Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
  4. Средняя пенсия по возрасту в 2020 году – 456,81 рублей.
  5. Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2020 года – 64,53 рублей. К ней полагается доплата размером в 196,29 рублей. Итоговая сумма – 260,82 рублей.

На сегодняшний день в РБ сумма средней пенсии составляет 472 бел рубля. Несмотря на то, что это недостаточная сумма, в сравнение с 20219 годом она выросла на 12,5%. Это официальные данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Ежегодно правительство страны выделяет более 12 млрд бел рублей, которые распределяются среди 2,5 млн пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении. При этом ежегодно проходит небольшая индексация, позволяющая обеспечить повышение средней пенсии в РБ и максимум потребностей граждан преклонного возраста.

Важно! Политика властей Беларуси направлена на то, чтобы довести среднюю пенсию каждого вышедшего на заслуженный отдых гражданина от размера 40% от средней з\п. Конечно, в каждом конкретном случае сумма высчитывается исходя из страхового или трудового стажа.

По официальным данным, на конец 2020 года в Беларуси представительницы прекрасного пола выходят на пенсию в 57 лет, а сильный пол в 62 года. Для пенсии страховой стаж должен составлять не менее 17,6 лет.

Интересно! Размер и дата «заслуженного отдыха» будет напрямую зависеть от даты рождения и непосредственно даты обращения за расчетом пенсии.

  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне ваеннай пенсіі ў Беларусі ў 2021 годзе
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Стандартно процедура пересмотра назначенной суммы производится 4 раза в год в первых числах февраля, мая, августа и ноября. В это время работа властей направлена на повышение суммы ПМ, от которого рассчитываются все государственные дотации и пособия.

Размер средней пенсии напрямую зависит от суммы минимальных выплат, нелишним будет узнать, что на начало августа 2020 года минималка составляла 260,29 бел рублей. В качестве минимального стажа пенсионерам требуется наработать 17,5 лет. Власти уже предупредили, что до 2025 года каждые 6 месяцев он будет расти до 20 лет. Все документы и заявление требуется отнести в соответствующие муниципальные органы не раньше, чем инспекторы получат акт о подтверждении личности.

Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении

Взносы начисляются и накапливаются на персональном счете гражданина, а не в Фонде социальной защиты населения. Чтобы защитить накопления от инфляции, средства размещаются на рыночных условиях в депозиты или ценные бумаги.

Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования. Порядок начисления и распределения дополнительной доходности (страхового бонуса) будет устанавливаться страховщиком по согласованию с Министерством финансов.

Сумма накоплений зависит от ряда факторов: срока страхования, суммы отчислений, периода выплаты дополнительной пенсии, размера ставки рефинансирования, размера зарплаты работника и инвестиционной политики страховщика. Ожидается, что в совокупности с государственной трудовой пенсией доход гражданина будет приближен к его предпенсионному заработку.

К примеру, для мужчины, чей доход был равен средней заработной плате в стране, при ежемесячном отчислении средств начиная с 45-летнего возраста выплаты могли бы составить: при ежемесячной уплате 58 рублей — более половины размера средней пенсии по возрасту в течение 10 лет (307 рублей) или почти полную вторую сумму средней пенсии по возрасту в течение 5 лет (529 рублей).

При уплате ежемесячно 27 рублей в течение 10 лет страхователь мог бы получать 30 % от размера средней пенсии по возрасту (142 рубля), а в течение 5 лет — 50 % от размера средней пенсии по возрасту (244 рубля).

Для работника и работодателя действуют налоговые преференции. К примеру, для юрлиц, заключивших договор пенсионного страхования в пользу работников, страховые взносы включают в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Кроме того, на сумму страховых взносов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и «Белгосстрах», а страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы.

При этом для работодателя снижается размер обязательного страхового взноса на пенсионное страхование на величину страхового взноса за счет средств работодателя: 28 % — размер страхового взноса = обязательный страховой взнос на пенсионное страхование

Работники — физические лица, заключившие договор пенсионного страхования, могут получить налоговый вычет на сумму уплаченных страховых взносов.

Государство регламентирует размещение денежных средств страховщика в государственных банках и ценных бумагах Министерства финансов и Банка развития, а также гарантирует страховые выплаты, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями.

Для защиты интересов граждан на случай невыполнения своих обязательств страховые организации создают гарантийные фонды, средства которых перечисляют в республиканский бюджет. Эти средства имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь, если страховщик не может выполнить свои обязательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *