Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определяется налоговая база по транспортному налогу в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Объект налогообложения и налоговая база
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Кто является плательщиком транспортного налога?
Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.
ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.
В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.
Инструкция, как рассчитать транспортный налог
Транспортный налог рассчитывается по формуле:
ТН = НБ х НС, где:
- НБ – налоговая база
- НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты
Формула усложняется, если компания:
- вносит авансовые платежи
- хочет воспользоваться налоговыми льготами
- применяет разные коэффициенты
Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:
ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:
- Кв – коэффициент владения ТС
- Кп – повышающий коэффициент
- АП – авансовые платежи
- НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик
Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.
Объект налогообложения, налоговая база транспортного налога
В ст. 358 НК РФ раскрыто понятие объекта для взимания транспортного налога, это:
-
автомобили (за исключением маломощных машин, оборудованных для инвалидов);
-
мотоциклы и мотороллеры;
-
автобусы;
-
самоходные виды транспорта, в том числе на гусеничном ходу;
-
авиатранспорт;
-
водный транспорт;
-
мотосани и снегоходы.
Транспорт, не признаваемый объектом налогообложения, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ, в т.ч. это:
-
весельные лодки и «моторки» с двигателем не более 5 л.с.,
-
спецавтомобили для инвалидов, и авто до 100 л.с., приобретенные через органы Соцзащиты,
-
промысловые суда (речные, морские),
-
транспорт сельхозпроизводителей, используемый ими для производства сельхозпродукции (тракторы, комбайны, молоковозы и т.п.),
-
авиатранспорт санавиации и медслужбы,
-
транспорт в угоне,
-
другие виды транспорта, перечисленные в списке п. 2 ст. 358 НК РФ.
Что признается налоговой базой по транспортному налогу в 2022 году
В целях налогообложения техники группируется по видам и характеристикам транспорта:
Категории транспорта | Что относится к категории транспорта | Что берется за основу налогообложения |
Наземный | · Мотоциклы и мотороллеры;
· Снегоходы и мотосани; · Машины легковые и грузовые; · Автобусы и аналогичный транспорт; · Тракторы, тяжелые механизмы подвижные, в том числе на гусеничном ходу; |
Мощность двигателя в лошадиных силах |
Водный | · Яхты и катера;
· Моторные лодки и парусные суда; · Теплоходы и буксиры; |
Вместимость валовая в тоннах (кроме ТС в пп. 1.1 п. 1, и 2 ст.359 НК РФ, за неимением двигателя налог установлен за единицу техники) |
Воздушный | · Вертолеты и самолеты, прочие воздушные подвижные средства. | Реактивная тяга (по паспорту) всех двигателей в килограммах силы |
Сведения для налоговой базы берутся из паспортных технических данных ДИ, которые указаны в сопровождающих технику документах.
Что является налоговой базой по транспортному налогу у ИП
Правила расчета налога, определения налоговой базы и плательщиков налога на транспорт определяет ст. 357 НК РФ, где установлен порядок определения и учета налога для юридических лиц – самостоятельно, для физических собственников – сотрудниками ФНС. Если гражданин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, но одновременно является собственником движимого имущества, то ему следует придерживаться правил, которые утверждены для физических лиц. Налог оплачивается в отношении всех объектов ТС, которые поименованы в п. 1 ст. 358 НК РФ и если у владельца есть право на льготы и преференции он может ими воспользоваться. Для того, чтобы это сделать потребуется обратиться к сотрудникам ФНС с соответствующими документами, которые подтверждают право на льготу (оригиналы).
Если ИП является собственником малолитражного автомобиля как инвалид, а также транспорт предоставлен социальной службой как многодетной семье, то транспортный налог в этом случае оплачивать не понадобится. Это правило действует в отношении ДИ из списка в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Важно! Следует помнить, что обладатели ТС признаются плательщиками налога по факту и периоду владения транспортом.
Также месяц регистрации прав собственности и месяц прекращения действия данных прав (снятия техники с учета в ГИБДД и ФНС соответственно) принимается как полный, даже если события наступили в середине месяца.
Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и законодательными актами субъектов РФ. К сожалению нормативные документы не в полной мере отражают некоторые специфические черты администрирования данного налога, что неизбежно приводит к судебным разбирательствам между налоговым органом и налогоплательщиками.
Немало споров возникает с организациями в отношении транспортных средств, не поставленных на учет в регистрирующих органах. Например, имеются случаи, когда транспортное средство приобретено не для езды по дорогам общего пользования, а для передвижения исключительно по территории налогоплательщика. Возникает ли в таком случае обязанность по уплате транспортного налога? Официальная позиция по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась. При этом объектом налогообложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в ГБДД и Гостехнадзоре. Поэтому платить налог с транспортных средств, которые не поставлены на учет, организация не обязана[38]. Поскольку транспортные средства, принадлежащие организации отражаются на балансе, при проведении налоговой проверке не исключены разногласия по поводу налогообложения этого имущества. Налоговый орган может потребовать уплаты транспортного налога и с незарегистрированных транспортных средств. Результатом таких споров нередко являются судебные разбирательства.
Позиция большинства Арбитражных судов по этой проблеме отличается от позиции налоговой службы. Судьи считают, что с транспортных средств, которые не поставлены на учет в соответствующих регистрирующих органах, транспортный налог платить не нужно[39].
Однако есть решения, выводы которых совпадают с позицией налоговой службы. Они основаны на том, что регистрация транспортного средства зависит от волеизъявления его собственника или владельца. Поэтому отсутствие такой регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога[40].
Немало разногласий возникает в связи с вступлением новых правил регистрации транспортных средств. С 15 октября 2013 года вступил в силу новый административный регламент регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции. Документ утвержден приказом Министерства внутренних дел России – (далее МВД России) от 7 августа 2013 года № 605 и принят во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. Корректировке также подверглись и соответствующие правила регистрации, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001.
Собственники и владельцы транспортных средств теперь могут предоставлять их для совершения регистрационных действий в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции на территории России по своему выбору. Место жительства, регистрации по месту пребывания физического лица, равно как и место регистрации или нахождения юридического лица или его обособленного подразделения при этом значения больше не имеют.
Ранее регистрационные действия в отношении транспортных средств физических лиц, осуществлялись в соответствующих подразделениях в пределах субъекта РФ, а в отношении транспортных средств юридических лиц – по месту их нахождения (которое определяется местом их государственной регистрации) либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
То есть получается следующие: налогоплательщик может зарегистрировать транспортное средство, например, в Чеченской республике, где ставки транспортного налога самые низкие, а вернувшись, например, в Нижегородскую область, платить по ставкам того региона, где транспортное средство зарегистрировано?
Стоит иметь ввиду, что данные изменения не коснулись порядка уплаты транспортного налога, так как согласно НК РФ он уплачивается по месту нахождения транспортных средств[41], которым в свою очередь признается место нахождения (жительства) собственника транспортного средства[42]. Вторая проблема, с которой столкнулись налоговые органы в связи с вступлением в силу нового административного регламента регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции – это то, что теперь исключена необходимость снятия транспортного средства с учета в связи с отчуждением. В таком случае, обязанность проведения регистрационных действий возложена на нового собственника транспортного средства.
Установленный законом срок – десять дней. Однако на практике не редко сроки нарушаются. И случалось, что автомобиль продан по договору купли-продажи, например, во втором квартале 2014 года, а новым сособственником поставлен на учет только в третьем квартале 2014, а возможно и позднее. При обращении организации-продавца в Госавтоинспекцию, транспортное средство снимается по заявлению прежнего собственника, но датой обращения, а не датой договора купли-продажи.
В соответствии с законодательством РФ плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых транспортное средство зарегистрировано[43]. Если транспортное средство остается зарегистрированным на прежнего владельца, то плательщиком налога является его продавец, а не покупатель, что вызывает множество недоумений со стороны прежнего собстве��ника.
Отдельной проблемой стоит вопрос о том, кто является плательщиком транспортного налога в случае если автомобиль передается по договору лизинга. Согласно законодательству РФ, транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство. Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Это вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. При этом возможно два варианта:
‒ Транспортное средство регистрируется на лизингодателя. В данном случае обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества);
‒ Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя.
При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога на срок действия договора лизинга возлагается на лизингополучателя только в одном случае – если транспортное средство изначально регистрируется на него (без первоначальной регистрации на лизингодателя). В противном случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании[44].
После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя снимается с временного учета. При этом если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора, обязанность по уплате налога перейдет лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.
В случае, когда договором ли лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитываются следующие особенности: если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (то есть он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога остается за ним.
При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе. Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появляется у лизингополучателя после регистрации транспортного средства в ГИБДД.
Таким образом, на наш взгляд, одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования транспортного налога. Необходимо принятие законов, которые могли бы упростить администрирование налога. К сожалению, часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и проверяющим органам.
Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем
Если ТС было поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).
Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.
Оплата транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК.
Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
– земельные участки, изъятые из оборота;
– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);
– земельные участки из состава земель лесного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:
– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;
– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– муниципальных образований.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки не могут превышать:
– 0,3 % в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.
Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.
Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нах��ждения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Плательщиками транспортного налога являются:
1) организации;
2) физические лица;
3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).
Не являются плательщиками налога:
1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;
2) суды;
3) органы прокуратуры;
4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;
6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
7) войска и воинские формирования.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
Как используется властями транспортный налог
Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.
До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.