Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выкуп земельного участка с 01.07.2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретение земельного надела в собственность для последующего возведения на нем строения допускается только в том случае, если участок расположен на соответствующей категории земель, а именно это должна быть территория, предназначенная для ИЖС. Наделы, расположенные на площадях, не отведенных под застройку, покупке не подлежат.
Когда выкуп невозможен по закону и могут отказать
Прежде чем обратится в администрацию следует помнить о существовании реальных причин отказа в приобретении участка.
Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):
- Арендуемый участок внесен в план застройки, выполняемой в государственных или муниципальных целях
- Участок земли входит в территорию обеспечения безопасности морских и речных портов, аэропортов, железнодорожного и автомобильного сообщения
- Используемые участки включены в состав зон отдыха, парков или городских садов;
- Арендуемые участки земли официально отнесены к охраняемым водозаборным территориям, охранным зонам очистных сооружений и газопроводов
- Участок включён в территории подведомственные Минобороны, ФСБ и ФСО России
Отсутствие законодательных ограничений на арендуемый вами участок позволяет воспользоваться ниже изложенной пошаговой инструкцией.
Закон о выкупе земли из аренды в собственность 2022
Какова стоимость Стоимость участка рассчитывается в процентном соотношении от его кадастровой цены, которая зависит от региона и месторасположения земли. Например, стандартно для граждан, которые возвели постройки на участках, а также для юридических лиц, которые являются владельцами зданий, стоимость выкупа из аренды составляет около 60% кадастровой цены. Минимальная ставка в размере 2,5% предоставляется в случае выкупа участка из федерального владения. Данный процент также применяется в отношении юридических лиц, когда выкупаются разделенные наделы, предоставленные в аренду с целью формирования дачного хозяйства. Также обратите внимание, что в случае необходимости смены категории и характера целевого использования участка, вам необходимо будет оплатить около 80% его кадастровой стоимости. Если нужды в таких изменениях нет, тогда применяется ставка на уровне 20%.
Закон о выкупе земли из аренды в собственность 2017
В соответствии со стандартным правилом, если надел зарезервирован для нужд муниципальных или федеральных органов власти, тогда возведение построек на таком участке невозможно. На практике в Москве в основном заключаются сделки краткосрочной аренды, которые по завершении срока продлеваются.
СПб Закон Санкт-Петербурга от 15.02.2010 № 59-19 «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге» устанавливает, что выкуп арендованных земельных участков в собственность проводится по стоимости, которая составляет 25% кадастровой цены участка. Стоимость варьируется в определенных районах области, и устанавливается местными органами власти.
Однако должно быть соблюдено условие – земля должна пребывать в бессрочном использовании или праве пожизненного владения. В других ситуациях земли выкупаются по кадастровой цене.
Поделиться в 4) Особенности расчета стоимости земельного из состава земель сельскохозяйственного назначения Важно! Такой можно выкупить только в случае добросовестного использования свыше 3х лет Обращение передано на регистрацию. Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи. Обращение передано на регистрацию. Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи. © 2022 Портал Правительства Московской области Особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2022 году Выкуп земли из аренды предполагает некоторые особенности процедуры, которые мы рассмотрим ниже. Изменения в законодательстве, принятые с 2022 года, включили множество аспектов, которые предполагают требования к оформлению и регистрации перехода права собственности на участок.
Кто вправе претендовать на получение участка в личное владение Процесс оформления арендуемой площади во владение временного пользователя регламентирован ст.39.9, 39.18, 39.20 ЗК РФ, а также правовыми актами различного уровня. Исполнение их положений позволяет населению страны законно использовать земельные ресурсы для возведения благоустроенного жилого помещения либо для занятий фермерской или крестьянской деятельностью. Процедура приобретения производится с помощью проведения аукционов. Стоимость участков определяется как наибольшая предложенная претендентами. Но выкупить её можно и без проведения конкурса, путем её приватизации.
Законодатель вводит для некоторых категорий граждан и юридических лиц — собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, особый льготный порядок определения цены выкупа.
Этот порядок установлен в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции. Его суть заключается в том, что до 1 января 2010 г. цена выкупа государственных или муниципальных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями устанавливается в зависимости от того, в какой местности такой земельный участок расположен:
если выкупаемый земельный участок расположен в городах с численностью населения более 3 млн. человек, то цена выкупа такого земельного участка не может превышать 20% его кадастровой стоимости;
если выкупаемый земельный участок расположен в иной местности, то цена выкупа земельного участка не может превышать 2,5% его кадастровой стоимости.
Конкретный размер выкупной цены устанавливается субъектами Российской Федерации вне зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится земельный участок. До момента установления такой цены субъектом Российской Федерации применяется наибольшая выкупная цена, установленная для конкретной местности.
Выкуп арендованного земельного участка
Законодатель внес окончательную ясность в вопрос о возможности приватизации земельных участков, ранее переданных собственникам зданий, строений и сооружений в аренду.
Из нового п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ следует, что собственники зданий, строений и сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Этим законодатель поставил точку в длительном споре некоторых юристов-практиков об утрате собственником здания, строения и сооружения права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка, в случае оформления такого земельного участка собственнику таких объектов в аренду.
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 35 и п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица, которые являются собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на таких участках.
Порядок и условия приватизации и приобретения права аренды при этом устанавливаются Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.
До принятия Закона возникала масса споров между собственниками зданий, строений и сооружений, оформившими земельный участок под такими объектами в аренду, и арендодателями — органами государственной власти на предмет возможности приватизации таких земельных участков.
Площадь выкупаемого земельного участка
Госорганы не вправе изменять площадь выкупаемого участка
Когда определены субъекты договора купли-продажи, необходимо определить характеристики объекта купли-продажи — земельного участка. В основном проблемы возникают в процессе определения границ и площади земельного участка.
Так, на практике возможно возникновение двух ситуаций:
1. земельный участок, подлежащий выкупу, не прошел межевание и не поставлен на кадастровый учет;
2. имеется кадастровый паспорт на выкупаемый земельный участок.
В первом случае необходимо проведение процедуры межевания земельного участка, во втором — такая обязанность отсутствует. Рассмотрим каждую этих ситуаций в отдельности.
Если земельный участок не прошел кадастровый учет, законодательство предоставляет заявителю право требовать от уполномоченного органа предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015. п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
В случае отказа или уклонения от совершения данных действий они могут быть оспорены в судебном порядке (определение ВСРФот24.11.2014 поделу №А40-143594/13). Суды, рассматривая данные категории дел, исходят из необходимости отсутствия пересечений со смежными земельными участками, выхода за красные линии, а также отсутствия нарушения других установленных вышеуказанным пунктом условий (определение ВАС РФот22.05.2014 по делу №А73-4609/2013,
Земельная площадь фактически используемого земельного участка, право на который не оформлялось ранее, может быть существенно изменена.
Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
. При составлении межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, либо площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (постановление от03.06.2014 по делу №А10-78/2013).
Что же касается выкупа земельного участка в порядке переоформления права бессрочного постоянного пользования, то представляется, что площадь таких земельных участков может быть уменьшена (фактически уточнена), только если какие-то части участка в силу закона не подлежат приватизации.
Если же земельный участок в установленном законом порядке прошел кадастровый учет, то любые действия уполномоченного органа, связанные с попытками уменьшения земельного участка, будут незаконными.
По закону земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта этого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Правовая позиция о предоставлении земельного участка в соответствии с планом этого участка (в тот период заменявших кадастровый паспорт) была сформулирована в постановлении ВАС РФ от17.08.2004 №4345/04.
Единственным возможным исключением будет случай неправильного определения границ, приведшего к наложению границ на смежные участки или заступом за красные линии, однако в указанном случае администрация обязана произвести действия по внесению изменений в кадастр (предъявить иск и т. д.).
В том случае, если действия, связанные с формированием спорного земельного участка и решением о постановке его на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, уполномоченный орган не вправе ссылаться на нарушения при формировании соответствующего земельного участка .
Если уполномоченные органы принимали решения об утверждении проекта границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет и тем более регистрации в ЕГРП, суды считают, что вопрос о размерах земельного участка уже исследовался в установленном порядке.
При этом они не принимают довод о необходимости заявителю доказывать возможность приобретения земельного участка именно в указанных в кадастровом плане размерах.
В отношении арендуемых земельных участков представляется, что характеристики такого земельного участка не могут быть изменены по иным основаниям, кроме вышеуказанных, поскольку такие характеристики, их обоснованность и соответствие законодательству должны были быть исследованы при предоставлении земельного участка в аренду.
Законодательство предусматривает единый порядок согласований как при предоставлении земельного участка в аренду, так и в собственность. Все необходимые процедуры по установлению границ и площади земельного участка, предусмотренные законодательством, уже осуществлены при предоставлении земельного участка в аренду. При этом закон не предусматривает процедуры повторных согласований при предоставлении земельного участка в собственность. Ведь практически в данном случае происходит лишь замена одного титула владения земельным участком (аренда) на другой (собственность).
Следовательно, любые требования уполномоченных органов об изменении границ земельного участка и его площади являются н��законными.
Образец договора купли-продажи
Единого образца договора купли-продажи на законодательном уровне не установлено. Его составляют с учетом норм гражданского законодательства:
- он должен быть заключен в письменном виде;
- в нем в обязательном порядке отражают существенные условия;
- его регистрируют в Росреестре.
Как правило, если арендатор выкупает землю у частного лица, то подготовкой договора купли-продажи стороны занимаются самостоятельно, в том числе с помощью юриста.
Если же речь идет о покупке объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то ДКП готовит уполномоченный орган.
Типовой образец соглашения может включать в себя следующую информацию:
- название документа;
- дату и место заключения сделки;
- наименование сторон;
- предмет купли-продажи;
- цена продажи и порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- ответственность;
- прочие условия;
- адреса и реквизиты субъектов правоотношений.
Как можно разделить имеющийся участок?
Кодексом установлено, что земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.
ВАЖНО!
Разделить участок возможно при условии, что каждая из образованных после раздела частей образует новый земельный участок без нарушения градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Согласно новому законодательству, у граждан появится возможность разделить участок, предоставленный для строительства дома.
Дачные участки — по сложившимся границам (если соседи не против)
Ряд вопросов решится по садоводческим товариществам, потому что с годами изменились технологии и подходы к оформлению таких земельных участков. Когда в 90-е годы образовывались товарищества, делались планы организации территории с размещением всех участков, нанесением проездов, детских площадок, пожарных водоемов. Со временем изначально заявленная разметка сместилась, и сегодня фактические границы не совпадают с планом организации территории: в документ необходимо вносить изменения, а это значительные денежные затраты.
С принятием обновленного кодекса этого делать не надо: если нет споров с соседями, земельный участок будет оформляться по фактически сложившимся границам.
Это даст человеку уверенность, что при наследовании, дарении или осуществлении сделок купли-продажи не возникнет лишних вопросов. Таким образом, будут сэкономлены время, деньги и нервы людей, отметила специалист.
Землепользователи в садовых товариществах — это зачастую пенсионеры. У них нет свободных средств, чтобы оплатить внесение изменений в план организации территории, как и нет понимания, почему это необходимо делать — столько лет подряд пользовались этой землей. Например, такие обращения были по Могилевскому и Осиповичскому районам. Теперь люди ждут вступления закона в силу, когда все решится просто и экономически не затратно.
Какой процент от кадастровой стоимости при выкупе земли в 2022 году
Поскольку участки под постройками могут передаваться в право собственности лишь на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Это возможно исключительно с уже построенными зданиями и сооружениями. Недостроенные объекты не могут эксплуатироваться по целевому назначению до момента окончания строительства и вода в эксплуатацию. Поэтому до момента окончания строительства вы не сможете перевести участок в личную собственность. Исключениями считаются лишь ситуации, перечисленные в законе, которые касаются приватизации незавершенных объектов на основании пункта 3 статьи 28 ФЗ от 21.12.2011г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Итак, мы рассмотрели особенности и специфику выкупа земельных участков для физических и юридических лиц. Теперь вы знаете, какие документы вам необходимы будут для проведения данной процедуры.
О стоимости земельных участков, выкупаемых из собственности Ленинградской области — 2022 г Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, в Ленинградской области заключается в следующем: 1.Цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет цены выкупа земельного участка Порядок расчета цены выкупа земельного участка по льготной ставке зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка – это установленная в процессе государственной кадастровой оценки земель рыночная стоимость участка.
Процедура выкупа участка довольно трудоемкая и длительная. Она требует выполнения определенной последовательности действий:
- В местную администрацию подается заявление.
- Заключается договор, в котором содержатся сведения о внесении аванса за выкуп земли.
- Проводится оценка кадастровой стоимости. После одобрения заявки оформляется кадастровый паспорт.
- Проводится топографическая съемка.
- Подается полный пакет документов в администрацию.
- Администрация выносит положительное решение и готовит документы.
- Заключается договор при непосредственном участии нотариуса.
- Составляется государственный акт на выкупаемый участок.
- Осуществляется регистрация собственности в Росреестре.
Все кадастровые мероприятия оплачивает будущий собственник. На оформление может уйти до 5-8 месяцев.
Зачастую у муниципалитетов находятся на балансе земли, которые предназначены под застройку. Подобный участок можно оформить в собственность, если дом уже построен на нем, а территория используется по назначению. Для этого нужно взять разрешение на строительство, построить и оформить дом в собственность.
Когда документы о собственности на дом будут получены, можно подать заявление в местную администрацию о выкупе земли. Такая сделка будет выгодной, так как цена устанавливается на уровне 2,5 % от кадастровой стоимости. А при приобретении земли у частного собственника покупка осуществляется по рыночной стоимости, которая обычно выше кадастровой.
Кроме того, земля может быть предоставлена при соблюдении следующих условий:
- Гражданин не должен иметь в собственности другой участок под ИЖС или участок для ведения подсобного хозяйства. При этом ранее в его собственности такого участка также не должно было быть.
- У претендента должна быть регистрация по месту жительства в регионе предоставления участка. На момент подачи заявления она должна составлять не менее 5 лет.
- Претендент может жить в частном доме, но он не должен быть его собственником.
- Гражданин может быть молодым специалистом, который приехал на работу в сельскую местность. При этом у него должен быть заключен бессрочный трудовой договор с местной администрацией.
- Гражданин может быть молодым специалистом, который работает в местных государственных организациях.
Договор аренды в данном случае оформляется на 3 года. К окончанию этого срока дом должен быть построен и введен в эксплуатацию. Затем можно подать заявление на оформление участка в частную собственность. В случае первичного обращения земля передается бесплатно. Если ранее уже был получен участок, можно прибегнуть к платному оформлению.
Причины и обжалование отказа в выкупе земли
При проведении процедуры выкупа участка через участие в аукционе уполномоченным органом может быть оформлен отказ в допуске к аукциону. Победителю не может быть отказано в заключении договора.
Отказ в выкупе земли оформляется уполномоченным органом в виде решения об отказе в предоставлении участка без проведения торгов.
Закрытый перечень оснований для такого отказа содержится в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ и предусматривает более 26 оснований.
Оспорить отказ можно в случаях:
- Отказ не обоснован какими-либо причинами
- Отказ обоснован законными причинами, но при этом обстоятельства оценены уполномоченным органом не верно, или указанные причины отказа не соответствуют действительности
- Отказ обоснован, однако его основания не являются законными основаниями для отказа, перечисленными в ст. 39.16 Земельного кодекса
Какие участки можно выкупить
27 статья ЗК РФ подробно описывает категории участков, которые возможно перевести в собственность после аренды. Закон о приватизации земель также имеет в своем тексте данные пункты.
Четвертый пункт вышеуказанной статьи Земельного кодекса перечисляет участки, не подлежащие выкупу и аренде с последующим строительством:
- Земли, на которых располагаются государственные заповедники и заказники, а также конструкции для их обслуживания;
- Территория, закреплённая за Министерством обороны РФ, Министерством Внутренних Дел или Спецслужбами по обеспечению безопасности государства и его границ;
- Земли, с объектами атомной энергетики и переработки ядерных отходов;
- Пространство, на котором осуществляется уничтожение твердых отходов;
- Участки, расположенные в непосредственной близости от ЛЭП, очистных сооружений, инженерных коммуникаций, узлов транспортного сообщения. Под данную категорию попадают вокзалы, терминалы, порты;
- Территории, предназначенные для водозабора и получившие статус охранной зоны;
- Земли, на территории которых сформированы административные образования закрытого типа, которые были созданы для достижения научных целей или целей обороны и защиты государства и его законных интересов;
- Участки, зарезервированные государством для реализации собственных проектов;
- Земля, принадлежащая лесному фонду. Тут стоит уточнить, что такую землю можно арендовать, но выкупить не получится;
- Площадь, отведенная под расположение космических объектов.
Расчёт стоимости земельного участка
Цена приобретаемого участка напрямую влияет на возможность покупки. Стоит разобраться из чего складывается стоимость земли.
По Закону существует два способа определения стоимости недвижимого имущества:
- Расчет процента от кадастровой стоимости объекта. Метод применяется, когда покупатель имеет приоритетное право выкупа.
- Анализ рынка подобной недвижимости и составление на его основе формул, позволяющих определить цену конкретного объекта.
Текущая экономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на формирование цены. Кадастровая стоимость устанавливается в размере средней стоимости одного квадратного метра недвижимости в конкретном регионе, исходя из особенностей данной группы в рамках методов массовой оценки. Рыночная же стоимость — из расчета в рамках индивидуальных методов.
По Закону цена на земельный участок определяется по следующей формуле: Ц=Цкад х К, где Ц — цена участка, Цкад — кадастровая стоимость, К — корректирующий коэффициент, установленный в Земельном Кодексе.
Коэффициент устанавливается в зависимости от предназначения и статуса выкупаемой территории. Разобрать показатели можно на примере Закона Санкт-Петербурга №59-19 от 15 02.10 «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге».
Показатель равный 1 устанавливается в случаях:
- Если продаваемый участок предназначен для сельскохозяйственного использования, на котором расположены сооружения и конструкции, оформленные в собственность арендатором;
- При продаже участка, находящегося в постоянном пользовании юридического лица и перечисленные в пункте 2 статьи 39 Земельного Кодекса;
- Если участок продается для постройки ИЖС, дачного хозяйства или садоводства. Уполномоченный орган извещает покупателя о своем решении и предоставляет все данные с полными характеристиками надела;
- Если участок образован из земли, выделенной некоммерческой организации, сформированной из граждан, для исследования местности в целях сооружения ИЖС. Земля передается членам организации или самой организации, по решению её участников.
Показатель равный 0,5 устанавливается, когда продажа осуществляется из земель, предоставленных в аренду с целью комплексного освоения, гражданину, с которым заключен специальный договор. Исключение составляют граждане, арендовавшие землю для освоения с целью создания жилья экономкласса.
Коэффициент 0,05 используется:
- При продаже участков, на которых находятся садовые и дачные дома, являющиеся собственностью покупателя;
- Если земля продается участникам некоммерческой организации, которым был предоставлен данный участок для расположения ИЖС и дачных построек;
Коэффициент 0,01 используется:
- Если участок, образованный в результате раздела, передается юрлицу для ведения хозяйства и имеет статус имущества общего пользования;
- Если продажа участка, образованного в результате раздела, предоставляется некоммерческой организации, которой этот участок был передан для освоения с целью строительства ИЖС.
Коэффициент 0,25 используется:
- В случаях, когда происходит продажа участка, который используется для индустриальных объектов, собственникам сооружений на этих объектах. Важное условие — занятость не менее семидесяти процентов площади;
- При продаже земли собственникам зданий и сооружений на её территории, если площадь застройки не менее семидесяти процентов площади участка и эти здания являются центрами здравоохранения, спорта, культуры;
- Если участок продается собственнику находящихся на нем зданий, которые были образованы в результате стратегического инвестиционного проекта. Подробные случаи перечислены в 39 статье Земельного Кодекса РФ.
Коэффициент 0,003 следует установить, когда осуществляется продажа земли гражданам, являющимися собственниками жилых домов на участке, приобретёнными в соответствие с подпунктом 5 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
Пункт закона гласит о том, что продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения Правительства города гражданам из числа реабилитированных репрессированных народов, проживающим в жилых помещениях, построенных в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти и(или) органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятыми до 1 января 2009 года, в целях организации на территории Санкт-Петербурга компактных поселений таких граждан, на основании их заявлений о приобретении указанных жилых помещений.
Также продажа земли, на которой имеются здания и сооружения, проводится собственникам иных в случаях, которые описаны в ст. 39 Кодекса и определяется по формуле:
Ц=0,25 х Цк х Sз/Sзу + Цк х (Sзу-Sз)/Sз,
где:
- Ц — цена участка;
- Цк — кадастровая стоимость;
- Sзу — площадь земельного участка;
- Sз — площадь застроенной части, рассчитываемой по формуле:
- Sз=S1+S2….+Sn, где:
- S1 — площадь застройки под первым зданием;
- S2 — площадь застройки под вторым зданием;
- Sn — площадь застройки под n зданием;