Проведение экологического аудита компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение экологического аудита компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Что такое экологический аудит?

Его определение содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому документу, экологический аудит предполагает независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения предприятием требований по защите окружающей среды.

У данной процедуры есть ряд особенностей, которые необходимо понимать:

  1. В отличие от государственных проверок, экологический аудит проводится добровольно. Инициатива может исходить от руководства компании или от третьих лиц, которым необходима информация об экологической ситуации на объекте.
  2. Критериями для аудита могут быть нормы российского или международного законодательства. В ряде случаев могут использоваться внутренние стандарты предприятия.

Проведение экоаудита позволяет компании решить несколько основных задач:

  1. Получить актуальные данные о состоянии экологии на объекте.
  2. Проверить соответствие производства российским и международным экологическим стандартам.
  3. Определить основные направления модернизации предприятия.
  4. Разработать и внедрить систему экологического контроля на объекте.

В перспективе аудит позволяет наладить профилактику чрезвычайных происшествий, предотвратить связанные с ними экономические потери и проблемы с законодательством. Проверка также может проводиться в процессе подготовки к

  • государственным экологическим экспертизам;
  • получению лицензий на некоторые виды деятельности (например, переработку отходов);
  • работе с иностранными компаниями, использующими экологические стандарты, отличные от российских.

Понятие, цели и задачи экологического аудита

В течение последнего десятилетия в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России. Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности, экологического аудита.

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

  • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

  • состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

  • системы управления окружающей средой;

  • соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

  • использование ресурсов;

  • процесс обращения с отходами;

  • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами – экоаудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность экологического аудита, – профессионально-этическими (1) и методологическими (2), являются:

1) объективность экоаудиторов:

  • независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

  • компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

  • сохранение конфиденциальности получаемой в процессе аудита информации, ее неразглашение;

  • ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

2) планирование процедуры аудита:

  • целесообразность выбора методики и технологии аудита;

  • определение критериев существенности и достоверности;

  • анализ информации и формирование выводов;

  • взаимодействие аудиторов;

  • информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Потребность в применении процедур экологического аудита определяется также “внутренними” причинами – недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, – отрицательно сказавшимися на состоянии окружающей среды, а также возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции “экологичных” предприятий.

Для широкого внедрения экологического менеджмента и экологически ориентированных систем управления, обеспечивающих эффективное эколого-экономическое развитие, необходима организация и государственная поддержка следующих основных направлений:

  • обучение представителей деловых кругов требованиям и рекомендациям по созданию систем управления;

  • ознакомление широких кругов потребителей, общественности и других заинтересованных сторон с результатами эффективного функционирования экологически ориентированных систем управления зарубежными и отечественными достижениями в области охраны окружающей среды;

  • обучение и подготовка специалистов, внедряющих на предприятиях экологические системы управления, а также аудиторов, проверяющих соответствие систем управления требованиям стандартов и их эффективность;

  • создание отечественных структур, необходимых для аттестации специалистов, органов аккредитации и сертификации (регистрации), признаваемых соответствующими зарубежными и, в первую очередь, европейскими структурами и органами;

  • подготовка рекомендаций и руководств для предприятий, внедряющих системы управления;

  • принятие стимулирующих мер, обеспечение определенных льгот в отношении предприятий, сертифицированных на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14000 и др.

Развитие экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает также развитие международного сотрудничества в этой области, обмен опытом и информацией, поддержку отечественных и зарубежных финансовых структур и инвестиции, а также позволит решить ряд задач, определенных Концепцией перехода РБ к устойчивому развитию, среди которых:

  • стабилизация экологической ситуации;

  • коренное улучшение экологического состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

  • ведение хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Виды экологического аудита

Сегодня существует две разновидности:

  • обязательный экологический аудит, инициируемый уполномоченными государственными органами;
  • добровольный экологический аудит, инициируемый руководством предприятия, выступающим в роли заказчика и самостоятельно, определяющим цели его проведения.

Каждый их этих двух видов аудиторской деятельности в области экологии подразделяется на следующие типы:

  • аудит экологической безопасности;
  • оценка соответствия деятельности объектов экологического аудита действующим природоохранным требованиям;
  • оценка уровня опасности отходов и экономического ущерба, связанного с загрязнениями;
  • экологический аудит окружающей среды и разумности использования ее ресурсов;
  • оценка объемов парниковых газов, с рекомендациями по их минимизации;
  • оценка потребления энергии с рекомендациями по ее экономии;
  • оценка возможных последствий техногенных сбоев;
  • выявление экологических проблем с рекомендациями их устранения;
  • аргументация применения на предприятии конкретных нормативно-правовых документов в сфере экологической безопасности.
Читайте также:  Все коды регионов на номерах — узнайте, откуда машина

К объектам экологического аудита относятся:

  • экосистемы, подвергающиеся воздействию со стороны предприятий;
  • различные виды деятельности, влияющие на окружающую среду, включая те, которые оказывали влияние ранее;
  • результаты данных видов деятельности.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.

Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.

Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Стандарты экологического аудита

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экоаудита.

Экоаудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берет на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экоменеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:

— ISO 1401 Система экоменеджмента;

— Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экоменеджмента;

— Нормативы для обеспечения функционирования экоменеджмента ISO 14015 «Экоменеджмент»;

— Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;

— Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;

— Эффективность экоменеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;

— Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;

— Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды;

— Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;

— Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».

Необходимо учитывать тот факт, что еще до конца девяностых годов в России процедура экологического аудита проводилась специалистами зарубежных компаний. В настоящее время в РФ состояние экоаудита находится в новой фазе своего развития благодаря потребностям многих предприятий. В основном это касается предприятий, стремящихся выйти на международный рынок и вынужденных проводить стандартную процедуру международного экоаудита, на основании которой выдается сертификат о безопасной для экологии работе предприятия и выпускаемой им продукции. При соответствии предприятия установленным требованиям ISO 14000 его продукция автоматически приобретает конкурентоспособность на мировом рынке.

На российском рынке к категории таких предприятий можно отнести нижегородское производство «РУМО», изготавливающее дизельные моторы, мотостроительный завод в Ярославской области, завод алюминиевых конструкций в Красноярске, завод «Сокол» и ряд других машиностроительных предприятий.

Аудиторское заключение

Конечным результатом проведения экологического аудита является аудиторское заключение.

Как правило, в него включаются следующие вопросы:

  • оценка технологий и оборудования

  • оценка полноты экологической документации и ее соответствие требованиям законодательства

  • оценка потенциальных эффектов воздействия на окружающую среду и население

  • оценка мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения

  • оценка экологического ущерба окружающей среде

  • формирование стратегий и мероприятий по обеспечению снижения техногенного воздействия на окружающую среду

  • выбор оптимальной стратегии предприятия с точки зрения защиты здоровья и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, а также оценка экономических затрат и выгод.

Читайте также:  Как оформить мать одиночку в России в 2023 году

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий ,закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации , от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
ж) в иных случаях, установленных нормативными актами.

Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден Приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436.

Читайте также:  Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Цели и задачи экологического аудита

Проведение экологического аудита реализуется:

  • при приватизации организаций, которые относятся к государственному статусу;
  • на начальном этапе принятия организацией статуса банкротства;
  • в процессе проведения обязательного страхования экологического состояния организации;
  • в процессе приготовления программ инвестирования, учитывая, что данный пункт прописан в договоре.

Основные цели и задачи экологического аудита:

  • обосновать политическую и стратегическую стороны в охране окружающей среды;
  • проанализировать и оценить экологические возможности организаций;
  • проанализировать и оценить нормативные документы, касающиеся окружающей среды;
  • найти экологические проблемы на предприятии;
  • обосновать и запустить экологическую программу.

Экологический аудит бывает обязательного и инициативного видов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько подвидов:

  • выявление компетентности предприятий к правилам охраны окружающей среды;
  • определение соответствия действующей экологической системы на предприятии;
  • определение экологической сохранности материалов, которые реализуются в процессе производства;
  • определение экономического вреда от производства;
  • определение вреда от выбрасываемых паров и отходов для окружающей среды;
  • оценка целесообразности проведение производственной деятельности на выбранной территории;
  • определение норм энергетических затрат и разработка рекомендаций для их снижения;
  • выявление количества выбросов и реализация мер для их снижения;
  • выявление экологической опасности в случае технической, человеческой или природной аварии;
  • определение экологических неполадок и применение мер для их решения;
  • аргументация нормативно-правовых документов, которые применяются при осуществлении экологического аудита, и необходимости их применения.

Обязательным экологическим аудитом является, к примеру, страховка экологических угроз. Но также этот вид страхования может быть и на добровольной основе, подразумевая страхование организаций, которые только хотят вступить на рынок и избежать большого количества конкурентов. Например, такая страховка может устранить часть экономических препятствий и дать спокойно развиваться в выбранной сфере.

Именно экологический аудитор может дать «добро» на получение экологического сертификата на реализуемые продукты, чтобы организация смогла стать более самодостаточной и успешной, как на российском рынке, так и на рынках международного масштаба. Экологический аудит помогает качественно реализовывать различные методы и программы в сфере экологии, которые дают организациям и их потребителям уверенность в том, что окружающая среда в процессе работы предприятия не пострадает.

Что представляет собой экологический аудит?

В 21 веке человечество озаботилось экологической безопасностью. Как известно, большой ущерб окружающей среде наносит деятельность промышленных предприятий. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. За тем, чтобы предприятие не допускало выброс токсичных отходов, загрязняющих водоемы и воздух, следит государство. Если компания допустит нарушения положенных экологических норм, на нее накладываются юридические санкции.

Экологический аудит – это мероприятие в рамках охраны окружающей среды.

Нужен он для проверки соблюдения существующих нормативных актов, соответствия экологическим стандартам.

Актуален для крупных компаний, которые занимаются деятельностью, связанной с выбросом вредных и токсичных веществ в атмосферу. Подробно значение рассматриваемого термина рассмотрено в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Особенности осуществления контроля, надзора и аудита мероприятий в области экологической безопасности

Экологический аудит – это независимая оценка деятельности компании, предполагающая оформление документов. Происходит проверка на предмет соответствия работы предприятия экологическим стандартам. После анализа формируется перечень рекомендаций по ликвидации обнаруженных нарушений. Аудит могут осуществлять не все компании. Анализ осуществляется только следующими категориями:

  • Профессионалами, у которых есть соответствующие сертификаты.
  • Специализированными компаниями, в штате которых есть специалисты по экологическому аудиту, а также лицензии, дающие право на осуществление деятельности.

ВАЖНО! Если у компании, проводящей аудит, нет лицензии, результаты работы будут недействительными.

Кто заказывает экологический аудит?

Инициаторами могут стать:

Учредители либо руководители хозяйствующего субъекта. Cторонние лица (граждане или другие компании), которым нужны объективные данные о состоянии какого-либо объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду. Общественные организации или государственные надзорные инстанции, контролирующие соблюдение экологических нормативов с помощью аудита.

Процедура актуальна по нескольким причинам. Во-первых, это сложность организации качественной работы по данным вопросам. Нормативная база полна непонятных и противоречивых требований. Исполнить их точно — крайне проблематично. Только при консультативной и практической поддержке экспертов природопользователям удается справиться с задачей, поставленной государством, а также избежать штрафов и чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, не многие предприятия располагают достаточным штатом квалифицированных экологов. В результате внутренний экологический аудит организуется неправильно, система контроля разрабатывается с изъянами и не обеспечивает должной эффективности.

В-третьих, лишь многократное повторение процедуры позволяет найти оптимальную схему применения законодательства и взаимодействия с органами власти. Это возможно только у независимых специалистов, которые выполняют подобные проверки регулярно.

Немаловажный фактор — возможность увидеть, как обстоят дела с природоохранными мероприятиями, свежим взглядом. Объективное обследование выявляет проблемы и дает решения.

Таким образом, заказчики экологического аудита ставят перед экспертами следующие задачи:

  • тщательно проверить работу компании и предложить подробный план по доведению деятельности до нормативного уровня;
  • посодействовать внедрению современных методик охраны окружающей среды и управления с целью удовлетворения ожиданий контролирующих ведомств, общества и активистов, а также оптимизации бизнес-процессов;
  • разработать индивидуальную экостратегию предприятия;
  • найти новые, перспективные решения.

Задачи могут дополняться или меняться в зависимости от реального положения дел или особых запросов клиента.

Для владельцев предприятий организация экологического аудита способствует:

  • формированию экологической стратегии и политики благоприятного для природы руководства;
  • выгодному использованию льгот по налогообложению с применением инновационных экономичных технологий;
  • минимизации негативных последствий, которые может повлечь остановка производства;
  • снижению риска чрезвычайных ситуаций по загрязнению природной среды;
  • налаживанию отношений с местными властями и органами надзора;
  • повышению спроса на производимые товары на внутреннем и внешнем рынке;
  • аргументированному привлечению инвесторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *