Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная экспедиция: учет и налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Специфическая первичка
Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.
Документальное оформление.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ. Экспедиторскими документами являются:
– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@
Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:
– договор транспортной экспедиции;
– акт сдачи-приемки оказанных услуг;
– экспедиторские документы;
– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
– перевозочные документы.
При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка.
Порядок формирования дохода (вознаграждения) экспедитора.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 февраля 2011 года N 03-03-09/10 (О порядке формирования дохода (вознаграждения) экспедитора) сообщает следующее:
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, организация, исполняющая обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции и не являющаяся перевозчиком, при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.
Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.
Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.
К основным услугам относятся:
- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
Дополнительные услуги включают в себя:
- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Оставить комментарий к документу
Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.
Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Договор транспортной экспедиции», а также задать вопросы
, связанные с ним. Если вы хотите оставить комментарий с оценкой , то вам необходимо оценить документ вверху страницы Ответ для |
В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.
Правовые основы экспедиторской деятельности
Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Ситуация 1
Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности
Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.
Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).
Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.
Ответственность транспортно-экспедиторской компании
В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.
При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.
Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.
Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.
Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.
Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.
Внимание! Т.е. если в ходе оказания услуги всплывают неожиданные траты, которых нет в договоре, то они ложатся на плечи экспедитора. Это происходит потому, что именно он – лицо ответственное за контракт.
Как подтвердить транспортные расходы организации
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
6.2. В случае, если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом, определяется на основании правил, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
6.3. Экспедитор несёт ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в Поручении, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счёте продавца.
6.4. В случае одностороннего отказа от исполнения настоящего Договора, виновная Сторона возмещает другой Стороне фактические, документально подтверждённые убытки, вызванные расторжением настоящего Договора, и, по требованию другой Стороны, уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесённых затрат.
6.5. Экспедитор не несёт ответственность за внутритарную недостачу содержимого грузовых мест, переданных и принятых в исправной упаковке. Экспедитор не несёт ответственности за убытки и ущерб, возникшие вследствие неточности и/или неполноты сведений, внесённых Клиентом в Поручение.
6.6. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия Экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в Поручении, по причине неуплаты причитающегося Экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если Экспедитор своевременно уведомил Клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
6.7. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в Поручении, не уведомил Экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указал общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что груз получен неповреждённым.
6.8. Экспедитор не возмещает убытки, причинённые Клиенту в связи с нарушением срока исполнения обязательств по настоящему Договору если нарушение срока произошло по вине перевозчика, вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента.
6.9. При сопровождении груза представителем Клиента Экспедитор не несёт ответственности за сохранность или повреждение (порчу) груза.
6.10. Клиент несёт ответственность за убытки, причинённые Экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, предусмотренной настоящим Договором.
6.11. При неполучении Клиентом либо указанным им грузополучателем груза в установленный срок не по вине Экспедитора, либо при необоснованном отказе грузополучателя от получения груза, Клиент оплачивает стоимость хранения груза и иные понесённые в связи с этим документально подтверждённые расходы Экспедитора.
6.12. При одностороннем отказе Клиента от исполнения настоящего Договора в части перевозки конкретной партии груза после проведения Экспедитором бронирования объёма, веса или количества мест в транспортной организации, производящей перевозку, Клиент возмещает Экспедитору стоимость бронирования, хранения и терминальной обработки соответствующего количества мест в транспортной организации и другие понесённые в интересах Клиента фактические документально подтверждённые расходы.
6.13. Клиент несёт ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесённых им в интересах Клиента расходов по настоящему Договору в виде неустойки в размере 0,1% (одной десятой) процента вознаграждения Экспедитору и понесённых им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесённых им в интересах Клиента расходов. Неустойка уплачивается Экспедитору Клиентом на основании счёта Экспедитора с указанием соответствующего основания.
6.14. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые ни одна из Сторон не могла заранее предвидеть или предотвратить, таких как природные или промышленные катастрофы, пожары и наводнения, прочие стихийные бедствия, запретительные решения государственных органов, либо любое другое непредсказуемое и находящееся вне контроля Сторон настоящего Договора событие. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Договору из-за форс-мажорных обстоятельств, обязана в трёхдневный срок поставить в известность другую Сторону о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств. Надлежащими доказательствами наличия форс-мажорных обстоятельств и их продолжительности буду служить письменные подтверждения, выдаваемые уполномоченными на то органами.
7.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникшие в связи с настоящим Договором, разрешаются Сторонами путём переговоров.
7.2. До предъявления Экспедитору иска, вытекающего из настоящего Договора, обязательно предъявление претензии.
Право на предъявление претензии имеет Клиент, уполномоченное им на предъявление претензии лицо, а также получатель груза, указанный в Поручении Клиента.
Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Претензии к Экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
7.3. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня её получения.
7.4. В случае неурегулирования спора и разногласий путём переговоров, спор подлежит разрешению Арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения ответчика. Для требований, вытекающих из настоящего Договора, срок исковой давности составляет один год.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл. 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.
К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).
Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона N 87-ФЗ).
Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |
Экспедиторские договоры
Чаще всего встречаются следующие:
- Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
- Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
- Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.
Важно! В соответствии с вышеуказанными особенностями, транспортно-экспедиторские услуга может рассматриваться как самостоятельная деятельность, в которой экспедитор способен сам заключать договоры оказания транспортных услуг.
В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.
При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.
Транспортные услуги, к которым относятся авиационные и железнодорожные услуги, являются важной частью современной жизни. Наши эксперты подготовили для вас статьи, рассказывающие о правилах проезда ребенка в общественном транспорте и о подаче претензии или жалобы на водителя, в том числе , и на СДЭК и иную транспортную компанию.
Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Гражданский кодекс РФ определяет договор транспортной экспедиции каксамостоятельный гражданско-правовой договор. Сторонами в договоретранспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентомможет быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором –только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.Обычно в роли экспедиторов выступают специализированные коммерческиеорганизации: экспедиторы, транспортные агенты, операторы смешаннойперевозки груза, транспортно-экспедиционные предприятия. Согласно п. 2 ст. 801 ГК РФ экспедитором может быть и перевозчик – структурное подразделение транспортной организации.
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем. К числу основных услуг относятся:
– заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;
– оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;
– оплата провозных платежей;
– заключение договоров перевозки, договоров фрахтования;
– обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себяполучение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнениетаможенных и иных формальностей, проверку количества и состояния груза,его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов,возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пунктеназначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковкии маркировки, складирование, а также совершение других операций сгрузом.
Коротко остановимся на правовых особенностях договора транспортной экспедиции.
1. Для этого договора обязательна письменная форма (п. 1 ст. 802 ГК РФ).
2. Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры отсобственного имени. В этом случае в отношениях с третьими лицами, ипрежде всего с перевозчиком, стороной в договоре (например,грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор. Вместе с темэкспедитор может действовать и от имени клиента на основании выданнойему доверенности. Согласно п. 2 ст. 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.Если экспедитор по условиям договора вправе привлекать субэкспедитора,то доверенность выдается с правом передоверия. На основании такойдоверенности экспедитор, в свою очередь, может выдать доверенностьсубэкспедитору.
3. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей другихлиц, если это напрямую не запрещено в договоре транспортной экспедиции.Причем в силу ст. 805 ГК РФ экспедитор все равно несет полную ответственность перед клиентом за исполнение договора.
4. Любая из сторон договора транспортной экспедиции вправеотказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону вразумный срок (ст. 806 ГК РФ).
Права, обязанности и ответственность сторон договора транспортнойэкспедиции, а также порядок предъявления претензий и исковустановлены Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).
Согласно ст. 3 Закона экспедитор вправе отступать от указанийклиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запроситьклиента о его согласии на такое отступление или получить в течениесуток ответ на свой запрос. В случае если указания клиента неточны илинеполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции иэкспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имеет возможностиуточнить их, последний должен оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
Если договором транспортной экспедиции не установлено иное,экспедитор вправе выбирать и изменять вид транспорта, а также маршрутперевозки и последовательность перевозки груза различными видамитранспорта в соответствии с интересами клиента. При этом законом наэкспедитора возлагается обязанность незамедлительно уведомлять клиентао произведенных изменениях.
В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотреноположение о праве экспедитора удерживать находящийся в его распоряжениигруз до уплаты клиентом вознаграждения либо возмещения понесенныхэкспедитором в интересах клиента расходов. В этом случае клиент обязаноплатить экспедитору еще и расходы, связанные с удержанием имущества.Ответственность за возникшую порчу груза в этом случае также несетклиент. Экспедитор вправе проверять достоверность представленныхклиентом документов и сведений о свойствах груза.
Клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта,требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозкигруза (если это предусмотрено договором транспортной экспедиции),давать указания экспедитору в соответствии с договором (п. 6 ст. 3 Закона).
К числу обязанностей экспедитора согласно ст. 4 Закона относятся:
– оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции;
– уведомление клиента о допущенных отступлениях в порядке, определенном договором;
– выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров,заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортнойэкспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона).
Законом установлена обязанность клиента своевременнопредоставлять экспедитору полную, точную и достоверную информацию обособенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, атакже документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарногои других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона). Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Экспедитор, в свою очередь, обязан сообщить клиенту об обнаруженныхнедостатках полученной информации, а в случае неполноты информациизапросить у клиента дополнительные данные. В этом случае согласно п. 4 ст. 804 ГК РФответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушениемобязанности по предоставлению информации, в полном объеме несет клиент.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона, в случае одностороннегоотказа от исполнения договора транспортной экспедиции, сторона,инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки,вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммыпонесенных экспедитором или клиентом затрат.
Если иное не предусмотрено договором, экспедитор обязан возместитьклиенту убытки, возникшие по причине нарушения срока исполненияобязательств по договору (при отсутствии обстоятельств непреодолимойсилы или вины клиента). Клиент несет ответственность за несвоевременнуюуплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им расходов ввиде уплаты неустойки, которая не должна превышать размервознаграждения и сумму произведенных расходов. Статья 11 Закона разрешает сторонам договора устанавливать более высокий размер ответственности экспедитора. Соглашение об уменьшении либо устранении имущественной ответственности экспедитора ничтожно.
С момента принятия груза и до момента выдачи его получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7 Закона).Мера этой ответственности зависит от типа перевозки – внутристраны или в международном сообщении. В договоре транспортнойэкспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реальногоущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение.Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиентууплаченного им экспедитору вознаграждения экспедитор обязан возместитьклиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС, при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур.
При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет экспедитора или универсальный передаточный документ), а также при условии, что услуги экспедитора приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету.
В отношении вычета НДС по расходам, возмещаемым клиентом экспедитору на основании договора транспортной экспедиции, в котором установлен перечень возмещаемых клиентом расходов и определена сумма вознаграждения экспедитора, отметим следующее.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам по НДС подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Минфин России в письме 29.12.2012 № 03-07-15/161 указал, что в целях осуществления клиентом вычетов по налогу на добавленную стоимость к первому экземпляру счета-фактуры, выставляемого экспедитором клиенту, следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.
Таким образом, если затраты экспедитора возмещаются и учитываются в документах отдельно от вознаграждения экспедитора, то НДС, выделенный в стоимости услуг третьих лиц, заказчик (клиент) имеет право принять к вычету на основании надлежаще оформленных счетов-фактур (к которому прилагаются копии счетов-фактур от привлеченных экспедитором организаций) и первичных документов (отчета экспедитора с приложением копий документов, подтверждающих понесенные экспедитором расходы — актов об оказании услуг, транспортных накладных и т.п.).
Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитору, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если заказчик (клиент) использует услуги транспортной экспедиции с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, затраты в виде стоимости услуг экспедитора (вознаграждения, а также суммы возмещаемых затрат, если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента) признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (далее — ПБУ 10/99)).
Такие расходы должны быть отражены на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Расходы признаются на дату исполнения экспедитором договора транспортной экспедиции по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, — акта об оказании услуг, отчета экспедитора или универсального передаточного документа (если предусмотрено составление такого документа), если не предусмотрено — на дату сдачи груза экспедитором) (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Если заказчик (клиент) использует услуги транспортной экспедиции с целью доставки приобретаемого основного средства, то такие транспортные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
Расходы на доставку реализуемых объектов основных средств учитываются в качестве прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Если же заказчик (клиент) использует услуги экспедитора для доставки приобретенных товаров (материалов), то стоимость рассматриваемых услуг (вознаграждение, а также сумма возмещаемых затрат, если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента) должна учитываться в стоимости приобретенных товаров (материалов) (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее — ПБУ 5/01)).
Однако организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
Таким образом, учет стоимости услуг экспедитора при приобретении товаров (материалов) зависит от вида деятельности и порядка, прописанного в учетной политике заказчика (клиент).
Расчеты с экспедитором следует отражать на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента, и возмещаемые расходы выделены в документах экспедитора отдельной строкой, то расчеты с экспедитором по ним можно отразить с использованием счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
В связи с этим на счетах учета сумма, уплачиваемого вознаграждения, экспедитору, будут отражаться записями:
Дебет 44 (41, 10, 08, 91.2) Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»
— отражена стоимость услуг экспедитора (сумма вознаграждения);
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»
— отражен предъявленный экспедитором НДС с суммы вознаграждения на основании счета-фактуры;
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— принят к вычету НДС;
Дебет 60, субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 51 «Расчетные счета»
— услуги экспедитора оплачены.
Если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента, и возмещаемые расходы выделены в документах экспедитора отдельной строкой, данные расходы должны быть отражены в учете заказчика (клиента) следующим образом:
Дебет 44 (41, 10, 08, 91.2) Кредит 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам»
— учтены возмещаемые расходы;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам»
— отражен предъявленный экспедитором НДС на основании счета–фактуры;
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— принят к вычету НДС на основании счетов-фактур, перевыставленных экспедитором;
Дебет 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам» Кредит 51 «Расчетные счета»
— перечислена оплата экспедитору по возмещаемым расходам.
Отметим, что организации-заказчики, применяющие УСН, отражают хозяйственные операции по договорам транспортной экспедиции в бухгалтерском учете аналогичным образом (за исключением учета НДС, так как организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС).
Напомним, что с 1 января 2013 г. с момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (см. также письма ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-4-3/6829, Минфина России от 04.02.2013 № 07-01-06/2253).
1. Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение в 2019 г
- Правовое регулирование договора транспортной экспедиции и две взаимоисключающие квалификации договора транспортной экспедиции.
- Преимущества и недостатки «посреднического» и «подрядного» договоров транспортной экспедиции
- Безупречный документооборот по договору транспортной экспедиции: единые формы и требования к первичным документам для целей налога на прибыль
- Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов. Стоит ли прислушаться?
- Судебная практика Позиция ВС РФ
Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом при оказании экспедиционных услуг,
- Когда экспедитор не несет ответственность перед заказчиком.
- Договор страхования гражданской ответственности экспедитора и договор страхования груза. Отличие. На что обратить внимание заказчику
- Пределы ответственности экспедитора при международных перевозках и внутрироссийских.
- Как использовать законодательство для изменения размера ответственности экспедитора
- Отражение страхования грузов в торговых соглашениях
Новации 2019 года
- Новый налоговый агент по НДС
- Стоит ли сотказываться от нулевой ставки НДС по услугам, связанным с экспортом?
- Отказ от права собственности на предоставляемые ж/д составы и контейнеры для международных перевозок
- Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя
Особые правила перевыставления экспедиторами сводных счетов-фактур, заполнения книг продаж и журналов.
Место реализации транспортно-экспедиционных услуг и ставки НДС :
- Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец
- Заказчик – резидент РФ , исполнитель – член ЕАЭС
- Заказчик член ЕАЭС , исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.
Место реализации услуг по предоставлению вагонов ( контейнеров) и отличие от услуг по аренде.
- при международных перевозках
- для перевозок между станциями, находящимися на территории иностранного государства.
- резидент РФ предоставляет резиденту РФ ж/д состав для перевозок по территории ЕАЭС
- член ЕАЭС предоставляет резиденту РФ ж/д состав
К каким последствием приводит отличие международных соглашений ЕАЭС от НК РФ.
Особенности налогообложения при оказании транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке и документальное подтверждение нулевой ставки НДС:
- оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки
- организация международной перевозки образцов товаров, а также деловой корреспонденции
- организация международной перевозки грузов, не предназначенных для реализации
- оказание услуг экспедитором при организации перевозки товаров, ввозимых на территорию РФ
- организация международной перевозки товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре временного вывоза
Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков
Схемы доставки экспедитором груза Заказчику. Кто и как заполняет транспортные накладные
- экспедитор осуществляют доставку собственным транспортом – наиболее простая и понятная схема.
- экспедитор осуществляют доставку привлеченным транспортом
- Экспедитор организует от своего имени доставку товара привлеченным транспортом – посреднические услуги.
Когда резидент РФ становится налоговым агентом по НДС. Бухгалтерские проводки. Счета-фактуры, книги покупок и продаж .
Экспедитор-«упрощенец». Особенности налогообложения
2. Перевозки ( в том числе международные) российскими и иностранными компаниями
- О документальном подтверждении заключения договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
- Документальное оформление перевозок: CMP, корнет TIR, таможенная декларация, ТТН, счет, акт об оказании услуг, счет-фактура и др.
- Специфические моменты и особенности страхования при международных и внутренних перевозках
- Страхование грузов или CMR страхование? Отличия. Что выбрать.
- Лимит ответственности при международных перевозках. Как заказчику использовать лазейки международного законодательства и покрыть все убытки, не предусмотренные CMR страхованием.
- Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта
Проблемы документального подтверждения ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.
- Влияние базисов поставки по ИНКОТЕРМС 2010 на условия перевозок и распределения обязанностей Продавца и Покупателя по доставке грузов
- НДС в отношении услуг по международной перевозке в случае оказания этих услуг несколькими лицами или с привлечением третьих лиц. Позиция ВАС РФ, Минфина и ФНС России
- Когда НДС, предъявленный перевозчиком экспортируемых товаров по ставке 18%, можно принять к вычету
Какими документами можно обосновать перевозку грузов?
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю
- Поставщик заключает договор с перевозчиком,
- Транспортировку осуществляет покупатель
НДС при простое транспортных средств , демередже, диспаче
Особенности налогообложения перевозок всеми видами транспорта ( в том числе в рамках ЕАЭС) в 2018 и 2019гг .
- Договор перевозки заключен с иностранным перевозчиком, с перевозчиками из стран ЕАЭС.
- Как платить НДС, если российская транспортная компания оказывает услуги перевозки из Беларусии в Евросоюз
- Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника ТС на территорию другого участника ТС через территорию РФ
Кто платит НДС, если услуги по перевозке оказывает филиал российской организации, расположенной в стране ЕАЭС
НДС при оказании российским перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь
Когда услуги таможенного представителя облагаются НДС по ставке 18% при международных перевозках
О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации от международных перевозок и фрахта .
- Когда российский заказчик становится налоговым агентом по налогу на доходы.
- Проблемы использования международных соглашений(конвенций) для льготного налогообложения Как определить «реального» бенефициара.
- Как отразить по бухучету налог на доходы с иностранных лиц.
- Есть ли исключения для транспортно-экспедиционных услуг.