Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о молодых специалистах как локальный нормативный акт организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В «Общих положениях» устанавливается нормативно-правовая база, положенная в основу разработки документа, определяются цели разработки и введения в действие Положения, сфера его применения в организации.
Раздел 2. Статус молодого специалиста
Статус молодого специалиста определяет совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника образовательного учреждения профессионального образования со дня заключения трудового договора с работодателем.
В этой связи возникает вопрос: кто попадает под категорию «молодой специалист»? На сегодняшний день российское трудовое законодательство не содержит определения «молодой специалист». Организациям предоставляется практически полная нормотворческая свобода в данном вопросе. Для определения статуса «молодого специалиста предприятия» следует регламентировать:
- возрастные ограничения для отнесения работника к категории «молодой специалист». Как правило, в документах упоминается возраст до 30 (35) лет;
- условие о наличии диплома об окончании образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования (имеющего государственную аккредитацию или нет, решать работодателю. В документах организаций чаще используется ссылка на государственную аккредитацию образовательного учреждения);
- другие условия (например, о том, что это работник, впервые поступающий на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, или о том, что это работник, принятый на работу на основе договора о целевой подготовке специалиста, и т.п.).
Что такое локальные нормативные акты: расшифровка ЛНА и смежных понятий
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.
Примерами подобной документации становятся всевозможные нормативы текущего распорядка, графики отпусков, таблицы рабочих смен, должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, свидетельства об обработке персональных данных третьих лиц и так далее. Как уже говорилось ранее, полный перечень ЛНА варьируется в зависимости от запросов и рода деятельности самой организации.
Специализированные ЛНА
Правда, стоит помнить, что практически в любом правиле будут присутствовать те или иные исключения. Здесь в роли таковых выступают особые, также обязательные нормативные бумаги, касающиеся исключительно определенных отраслей. Ярким примером деятельности, нуждающейся в разработке и внедрении дополнительной, но не менее важной документации, является обыкновенная школа.
Традиционные образовательные учреждения функционируют, в том числе и с задействованием определенной системы оценок, основы которой, конечно же, закрепляются в бумажном формате. Причем каждое ОУ составляет свой список критериев, предназначенных для применения к учащимся, основываясь на рекомендациях и постановлениях из следующего списка:
- Федеральный закон №273-ФЗ.
- Официальная программа «Развитие образования на 2022 год».
- Приказ Минобрнауки №462.
- Постановление Минобразования РФ №1324 и так далее.
Подобных примеров множество: в рамках той или иной сферы всегда найдутся регламенты, используемые исключительно для нее. Конечно, такое положение дел слегка усложняет процесс составления НПА для людей, не слишком разбирающихся в особенностях законодательных нормативов.
Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс
Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?
ЛНПА позволяют:
- Адаптировать трудовое законодательство к индивидуальным особенностям конкретной компании
- Четко установить права и обязанности в отношениях «работодатель – сотрудник» в части, не урегулированной общими нормами
- Ввести дополнительные правила, необходимые для повышения производительности труда и дисциплины
- Подробно регламентировать индивидуальную работу с отдельно взятым сотрудником
- Создать законные рычаги административного воздействия на работников
- Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность компании (с помощью локальных актов, регламентирующих внутрирежимные условия безопасности, правила техники безопасности, работу с базами данных, коммерческую тайну, приемы противодействия хищениям и мошенничеству).
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.
Общие требования к локальным нормативным актам организации
К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:
-
локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;
-
нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
-
локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
-
локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.
Ознакомление работников с локальными нормативными актами
Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.
— подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления.
Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;
— подписью работника на отдельном документе — журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами.
В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.
Определение статуса молодого специалиста — Юридическая консультация
К сожалению, автор вопроса не указала, с какой целью требуется определить статус «молодой специалист» (для получения пособия, улучшения жилищных условий и т.д.).
Юридическую конструкцию «молодой специалист» Трудовой кодекс РФ не содержит. Однако в ст.
70 ТК РФ законодатель перечисляет признаки этого статуса: «Лица, получившие среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня».
В результате законотворчества государственных и иных органов власти эти признаки облекли в форму, которую именовали как «молодой специалист». И это понятие с разным набором признаков нашло свое отражение в нормативных правовых актах государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Так, постановлением правительства Брянской области от 15.07.
2013 № 344-п утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в котором установлено следующее: «3.1. Право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют…
3.1.2.
Молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, – в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения».
А вот для выплаты единовременного пособия педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций Брянского района, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, статус «молодой специалист» определен несколько иначе.
В соответствии с пп. 1.
Изменение, отмена и хранение локальных актов
Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.
В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:
- истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
- отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
- вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Кто имеет право получить этот статус исходя из законов ТК РФ?
Если говорить о наших днях, то почти никаким образом не идет регулировки на уровне правительства статуса молодого специалиста. Льготы также не регламентированы федерально. Все, что есть по данной теме в законодательстве, – это информация в 70 статье ТК РФ, где указано, что запрещается определять срок прохождения испытаний для сотрудников, которые окончили обучение в средних специальных или высших учебных заведениях меньше, чем год назад. Других послаблений для молодых специалистов по ТК РФ не имеется.
На федеральном уровне никаких льгот и выплат для молодых специалистов не предусмотрено
Также определения «молодой специалист» нет в федеральных документах. Только основываясь на нормативно-правовых актах регионального законодательства можно как-то определить критерии для получения этого звания:
- лимиты по возрасту – до тридцати пяти лет (в некоторых регионах эти планки могут быть лимитированы тридцатью годами);
- наличие у гражданина какого-либо образования, которое было получено на дневной форме обучения в организациях образования с государственной аккредитацией (в некоторых регионах также могут требовать обучения на бюджете);
- первое трудоустройство в компании бюджетного характера после получения высшего образования.
Порядки предоставления льгот, разовых выплата и других мер социальной поддержки молодых сотрудников регламентируются отраслевыми договорами соответствующих ведомств.
Во многих регионах Российской Федерации власти установили для медицинских сотрудников, которые трудоустроились на территории сельской местности, дополнительные привилегии. Например, в Псковской области поощряется и средний медперсонал, которому предоставляются разовые выплаты.
Категория работников | Выплачиваемая сумма |
Врачи | 100 000 рублей. |
Медсестры, фельдшеры | 30 000 рублей. |
Медсестры, фельдшеры, работающие в фельдшерско-акушерских пунктах | 50 000 рублей. |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Разработка положения о молодом специалисте
4.7. По результатам оценки деловых и личностных качеств молодого специалиста зачислять его в кадровый резерв на определенные должности, производить ротацию (перемещение на смежные участки, цеха и подразделения) или повышение в должности молодого специалиста согласно схемам стандартных карьер в соответствии с положением о планировании деловой карьеры.
К сожалению, сегодня социальная активность молодежи остается низкой. Снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и смещение духовно-нравственных ориентиров. В связи с этим необходимо создавать условия для нравственного воспитания и духовного развития молодых специалистов, обеспечения ведения ими здорового образа жизни; формировать у молодых специалистов гражданско-патриотическую позицию, воспитание уважения к ветеранам, традициям и культуре.
О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций
27.09.2022
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Статистика по стране показывает, что в сельской местности катастрофически не хватает специалистов.
С этой целью для молодых работников предоставляются дополнительные льготы, которые выражаются в следующем:
- повышенная ставка по заработной плате;
- частичная оплата стоимости жилья;
- льготная тарификация предоставляемых коммунальных услуг.
Государственная поддержка молодых специалистов, занятых в сельской местности, подразумевает возможность оформления ипотечного договора на льготных условиях.
Чтобы ее получить необходимо, по завершению трудового договора, обратиться в территориальное отделение органов социальной поддержки населения.
Согласно условиям программы предоставления жилья, специалист имеет возможность приобрести жилую недвижимость по месту осуществления трудовой деятельности.
Для этого необходимо предоставить следующий пакет документов:
- заявление;
- документы, удостоверяющие личность;
- копию диплома о полученном образовании;
- свидетельства о рождении детей;
- официальное подтверждение необходимости улучшения жилищных условий;
- выписка с банковского счета, подтверждающая наличие необходимой суммы первоначального взноса.
Некоторые регионы Российской Федерации предусматривают возможность предоставления молодым специалистам материальной поддержки в начале трудовой деятельности, ежегодной выплатой премии, льготных условий проезда на общественном транспорте.
Основные критерии получения статуса
В термине “молодой специалист” прежде всего важна часть, указывающая на возраст, который предполагает определенную планку.
Но кроме него, есть и другие критерии, дающие право считаться молодым специалистом и претендовать на мотивационную выплату:
- человек закончил учебное учреждение, которое имеет действующую аккредитацию от государства. При этом оно должно иметь статус среднего или высшего учебного заведения;
- обучение производилось на дневном (очном) отделении, при этом финансировалось за счет государства;
- специалист получил диплом государственного образца, который подтверждает его знания и навыки;
- трудоустройство производится в течение года после окончания учебы;
- работа по полученной специальности первая, это же считается и при трудоустройстве по направлению из заведения;
- для работы было выбрано учреждение, финансируемое из государственного бюджета.
Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то получать социальную выплату человек не имеет права. Это же касается и выпускников с несоответствующим возрастом, которые соблюли все условия, связанные с обучением и трудоустройством — для них получение пособия также будет невозможным.
Вместе с тем, для статуса молодого специалиста не нужно дополнительных документов, достаточно только удостоверения личности с указанным годом рождения и диплом об образовании со справкой из учебного заведения.
Особенности получения статуса и его использования оговариваются в региональном законодательстве, к примеру, в Москве ценятся педагоги, но начать работу они должны не позднее, чем через 3 месяца после выдачи диплома.
Положение о молодых специалистах
- Количество часов — 10
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Количество часов — 10
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Количество часов — 40
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Специалист по охране труда — 6 уровень
- Необходимый стаж — 3 года
- Срок действия свидетельства — 3 года
Подробнее
1 этап
Минтруд утверждает и публикует новые правила в области безопасности труда.
2 этап
Предприятию необходимо отправить заявку на обучение в Учебный центр с указанием ФИО, должностей специалистов, которым требуется пройти внеочередную проверку.
3 этап
Специалисты прослушивают курс в очном или дистанционном формате в объеме 10 часов и сдают тест на знание правил.
4 этап
Специалисты учебного центра в течение 24 часов после успешной сдачи теста осуществляют выпуск удостоверения и отправку документов заказчику.
Регуляторная гильотина
С 01 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» отменяется целый ряд нормативных правовых актов в области безопасности труда, данные изменения повлияют на работу практически всех организаций.
В настоящее время Минтрудом разработаны и опубликованы проекты правил по охране труда, затрагивающие практически все отрасли экономической деятельности, от строительно-монтажных работ, металлургии, эксплуатации транспорта до сельского хозяйства. Отмене и замене на новые подлежат правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, положения и перечни, всего порядка 500 документов.
В соответствии с действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (постановление Минтруда от 13.01.2003 г. № 1/29, п. 3.3.
) при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций.
Внеочередной проверке знаний в лицензированной организации (учебном центре) подлежат:
- работодатели,
- руководители,
- заместители руководителей, курирующие вопросы охраны труда,
- заместители главных инженеров по охране труда,
- специалисты,
- инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ,
- специалисты служб охраны труда,
- работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда,
- члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда,
- члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.
Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует с изм. на 19.05.2013 г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:
- указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
- постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Программа включает мероприятия, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности);
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» скачать (261.9 KБ);
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура» скачать (249.0 KБ) , «Педагогические кадры» скачать (273.5 KБ), предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
- коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей.
В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».
Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.
При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.
Характер поддержки специалистов с особым статусом зависит от местного законодательства и действующих в субъектах РФ социально-экономических программ. Региональные правовые акты не должны идти вразрез с федеральным сводом законов.
На местах предусмотрен месячный срок с момента зачисления в штат для выплаты молодым специалистам ЕДВ. Сумма зависит от специализации сотрудника и места службы (сельская местность, город округ или городское поселение).
Также во многих субъектах полагается ежегодное единовременное пособие на период особого статуса.
К примеру, в Калужской области с 2016 года в городских поселениях начинающий сотрудник получит 9187 рублей на первом году работы, во второй год – 18373 рубля, на третий – 27560 рублей. Эти нормы выше для села и поменьше для городских предприятий.
Обеспечение жильем молодых специалистов для предприятия равнозначно разрешению кадрового вопроса. Вряд ли молодой врач или воспитатель детсада сорвется с места через год–полтора при достойных бытовых условиях. В этом плане регионами делается немало:
- При наличии ведомственного жилфонда выделяется служебное жилье.
- В отдельных случаях учреждение может компенсировать услуги ЖКХ.
- Предоставляются целевые кредиты с пониженной ставкой на увеличенный срок, а также субсидии и ссуды.
Для приобретения жилья по льготным условиям сотрудник обязан отработать после распределения 5 лет или заключить трудовое соглашение по отработке необходимого времени.
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» и коллективным договором ОАО «РЖД», определяет статус и обязанности молодого специалиста, а также гарантии, компенсации и обязанности ОАО «РЖД» в отношении молодого специалиста.
Бюджет этого проекта колоссальный – почти 300 миллиардов рублей! Финансирование планируется осуществлять из трех основных направлений: более 90 миллиардов из федерального бюджета, более 134 миллиардов из региональных бюджетов и чуть более 74 миллиардов из внебюджетных источников.