Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приостановление исполнительного производства в связи с обжалованием». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Целью производства ФССП является исполнение акта суда или другого органа. Чаще всего речь идет о взыскании задолженности, но предметом производства могут быть и другие требования взыскателя. Чтобы обеспечить быстрое и полное исполнение, специалисты ФССП осуществляются различные исполнительные действия, от ареста счетов и активов до распродажи активов должника и удержание средств с его доходов.
Что означает приостановка производства ФССП
Даже при добросовестном отношении пристава к своим обязанностям иногда возникают основания, когда вести исполнительное производство невозможно. В этих случаях Закон № 229-ФЗ позволяет прекратить, окончить или приостановить дело. Приостановка производства подразумевает временное прекращение всех исполнительных действий в отношении должника, его доходов, имущества, счетов.
Приостановка дела не означает, что должник может расслабиться, забыть о претензиях пристава. Исполнительные действия будут прекращены на срок, определенный судом, приставом, иных органом или лицом. Как только основания для приостановки будут устранены, производство возобновится и пройдет по общим правилам.
Приостановление исполнительного производства по заявлению должника: основания и порядок + образцы заявлений о приостановлении исполнительного производства в суд и судебному приставу
Исполнительное производство является заключительной стадией в решении судебных споров. В их число входят исполнительные листы, судебные приказы и другие судебные акты, подразумевающие принудительное исполнение.
В то же время возможно и временное приостановление исполнительного производства в связи с обжалованием решения. Это происходит тогда, когда сам исполнительный документ вызывает обоснованные сомнения.
Кроме того, встречаются случаи, когда пересматривается и само решение суда. Тогда тоже существует вероятность отсрочки исполнительных действий приставом.
Всё будет зависеть от того, в связи, с чем возникает необходимость в данном шаге.
Если обжалуется исполнительный документ и решение суда, по которому выписан исполнительный лист, остановить исполнительное производство можно с помощью судебного определения. А также в суде приостанавливается исполнительное производство в случае оспаривания действий приставов.
Когда же дело касается изменения правового положения должника (смерть, недееспособность, призыв на военную службу и т. д.), а также начала его банкротства, то ходатайствовать об отложении исполнительных действий можно именно перед судебными приставами.
- Если вопрос ставится именно так, то важно составить аргументированное заявление судебному приставу.
- Ниже мы приведем примерный образец заявления о приостановлении исполнительного производства, а также рекомендации по заполнению его формы.
- Следует только учесть, что в качестве обоснования следует привести правовые нормы в части действующего законодательства.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.
Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.
ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.
Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.
Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.
Законодательство об исполнительном производстве позволяет выделить обязательное и факультативное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В первом случае отложение прямо предпис��но законом и не зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. На сегодняшний день законодательство об исполнительном производстве предусматривает два случая обязательного отложения:
1) отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения на основании судебного акта (ч. 2 ст. 38 ФЗИП);
2) отложение применения мер принудительного исполнения в случае поступления от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 87.1 ФЗИП).
Данный перечень может быть расширен федеральным законом.
В остальных случаях вопрос об отложении решается по усмотрению правоприменителя, т.е. данное полномочие является дискреционным, а отложение — факультативным.
Субъектами, уполномоченными решать вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, являются судебный пристав-исполнитель и суд.
В соответствии со ст. 328 АПК исполнительные действия и меры принудительного исполненияпо исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, могут быть отложены арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Ни ГПК, ни КАС не содержат аналогичной нормы, однако, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, полагаем, что применительно к гражданскому и административному судопроизводству в судах общей юрисдикции ст. 328 АПК может быть применена по аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС, ч. 4 ст. 1 ГПК).
В отличие от отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем отложение по определению суда всегда факультативное, процессуальное законодательство не предусматривает случаев обязательного отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения судом.
Правом обращения в суд с заявлением об отложении обладают должник, взыскатель и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 328 АПК).
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Заявление о прекращении исполнительного производства
Оно составляется практически аналогично указанному выше заявлению.
В шапке заявления также указываются наименование ФССП или суда, в который оно подается, а также сведения о должнике, взыскателе и судебном приставе-исполнителе.
В основной части необходимо указать:
- номер дела;
- номер исполнительного листа и наименование иска, по которому он был выдан;
- обстоятельства, по которым дело должно быть прекращено (если данное обстоятельство подтверждается судебным актом или иным документом, имеющим номер, необходимо сделать ссылку на него, а также ссылку на пункт ч. 1 (если подается в суд) или второй (если подается приставам) ст. 43).
В приложении, если заявление идет к приставам, необходимо указать только документарные доказательства для основания прекращения. Если же оно отправляется в суд, необходимо приложить следующие документы:
- копия паспорта или учредительного документа юр.лица;
- копия заявления;
- копия постановления о возбуждении ИП;
- доказательства основания прекращения ИП.
В заявлении должна стоять подпись заявителя и дата.
Когда субъектом приостановления выступает судебный пристав, выделяют две группы оснований. Обязательное (облигаторное) приостановление будет выполнено в следующих ситуациях:
- у должника утрачена дееспособность;
- когда должник погиб, пропал без вести;
- если должником выступает кредитная организация, потерявшая лицензию на банковские операции;
- должник проводит процедуру банкротства;
- должник принимает участие в боевых действиях в составе законного военного формирования;
- когда в органы ФНС было направлено уведомление об аресте имущества должника;
- должник направил в суд иск для изменения условий взыскания исполнительного сбора.
Существует ещё добровольное приостановление, которое также называют факультативным. К причинам, которые его провоцируют, относятся:
- когда должники проходят лечение в стационаре;
- если имущество или сам должник разыскиваются;
- когда должники договариваются с приставом из-за службы в армии и т.п.
Приостановить процедуру могут:
- главный судебный пристав РФ;
- главный судебный пристав субъекта РФ;
- их заместители.
Причиной таких действий становится жалоба на их подчинённых.
Обжалование приостановления исполнительного производства
С приостановлением или не приостановлением производства могут не согласиться как должник, так и взыскатель.
В случае не согласия одной из сторон производства с приостановкой или с отказом в приостановке производства, соответствующее решение может быть обжаловано.
С судебным приостановлением производства все понятно, так как определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Интересен вопрос, связанный с обжалованием приостановления производства приставом. Пристав принимает решение о простановке производства или об отказе в такой приостановке, соответственно такое решение может быть обжаловано вышестоящему руководству в порядке подчиненности в течение 10 дней.
Решение пристава можно оспорить в судебном порядке по правилам, предусмотренным КАС РФ или АПК РФ в течение 3-х месяцев. Таким образом, для обжалования постановления пристава можно воспользоваться двумя способами.
Куда подаётся заявление о приостановлении исполнительного производства по алиментам?
Подать заявление о приостановлении исполнительного производства могут все стороны производства исполнительного листа – получатель алиментов, плательщик и судебный пристав. В первых трёх случаях из выше перечисленных заявление в суд подаёт судебный пристав. Хотя в случае невнесения денег плательщиком пристав может вначале сам принять решение о приостановлении производства до выяснения причин, а далее, если не удаётся возобновить поступление денег, обращается с заявлением в судебные органы.
Получатель, который хочет изменить условия уплаты алиментов или их сумму, может обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства в суд с дальнейшим рассмотрением его иска.
В случае длительной командировки, военной службы или потери трудоспособности ответчиком он может обратиться к судебному приставу с заявлением о приостановлении исполнительного производства на определённый период. Судебный пристав принимает решение, о чём извещает получателя.
Заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с кончиной получателя или плательщика может рассмотреть как судебный исполнитель, так и судебный орган.
Последствия приостановления
Читайте: Ответственность судебных приставов за бездействие
Режим приостановления исполнительного дела возникает сразу после издания судебного акта или постановления пристава. Это не означает, что должнику удастся избежать выплат по исполнительному листу, так как приставу возобновят производство после устранения законных препятствий. Последствия приостановления заключаются в следующем:
- арест на имущественные активы и счета, наложенные приставом по законным основаниям, не аннулируется, т.е. должник не имеет права их скрыть, продать или передать иным лицам;
- приостановление может быть обжаловано взыскателем или иными уполномоченными лицами, а при положительном результате оспаривания пристав должен возобновить свои действия;
- если приостановление носит частичный характер, приставы обязаны продолжить исполнение по оставшейся части дела;
- даже при приостановке дела, приставы имеют право устанавливать местонахождение должника, его места жительства и работы, перечень имущества и счетов в банках;
- пристав обязан возобновить производство, если основания для приостановления будут устранены или аннулированы (в том числе, при успешном оспаривании его решения о приостановлении).
Поскольку любое приостановление нарушает законные права и интересы взыскателя, пристав или суд должны направить свой акт по почте, либо вручить иным способом.
Соответственно, на определение суда или постановление пристава можно подать жалобу, указать на незаконность приостановления или отсутствие уважительных причин для такого решения.
Суд обладает возможностью на время остановить исполнительное производство. Ходатайство можно подавать в апелляцию или в кассационную инстанцию, подкрепив его специальной жалобой на главное судебное решение по рассматриваемому делу.
Производство обязательно приостанавливается в таких ситуациях:
- если оспаривается результат сделанной ранее оценки имущества под арестом;
- если подаётся иск, чтобы освободить имущество (частично или полностью) от ареста;
- если оспаривается взыскание исполнительного сбора.
Существуют и другие основания, чтобы приостанавливать исполнительное производство. Среди них можно выделить:
- когда должником оспаривается исполнительная бумага, документ или судебный акт, который был основанием для её выдачи;
- когда должники пребывают в рабочей командировке;
- в случае оспаривания актов органов или должностных лиц, которые рассматривали дело;
- при оспаривании работы или халатности судебных приставов-исполнителей;
- если подавалось заявление в суд о разъяснении сути положений.
Приостановление исполнительного производства
В исполнительном производстве порой возникают ситуации, когда исполнительное производство может или должно быть приостановлено. Для приостановления исполнительного производства Закон об исполнительном производстве предусматривает ряд обстоятельств.
Прежде всего, в зависимости от субъекта приостановления выделяются следующие основания приостановления.
Приостановление исполнительного производства судом
Согласно ст. 39 названного Закона исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и Законом об исполнительном производстве, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, при которых исполнительное производство может быть или должно быть приостановлено судебным приставом-исполнителем.
Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
В соответствии со ст. 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности:
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в ФНС России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Особо Закон об исполнительном производстве выделяет основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем о взыскании штрафа за преступление. Так, согласно ч. 11 ст. 103 указанного Закона такое исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случаях:
- направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;
- обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;
- смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;
- утраты должником дееспособности;
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
Суд и приостановление исполнительного производства
Судебная инстанция, рассмотревшая дело о долге, также имеет право на приостановление принудительного взыскания средств с должника. Часто это случается тогда, когда обжалованию подлежит решение, в рамках которого производилось:
- оформление исполнительного лица;
- постановление об уплате административного штрафа.
Притом, ходатайствуя о приостановке, задолжавшее денег лицо имеет право подать жалобу:
- как в инстанцию, занимающуюся апелляциями;
- так и в кассационную инстанцию.
Делать это нужно одновременно с оспариванием, собственно, основного решения, вынесенного по обсуждаемому делу.
Суд имеет право временно прекратить деятельность приставов-исполнителей в том случае, когда имеет место быть оспаривание производственного процесса в ходе исполнения решения.
Предметом такого оспаривания могут являться:
- действия, произведенные приставом-исполнителем;
- законность наложения на материальные имущественные блага должника ареста;
- законность последующего оценивания арестованного имущества;
- правомерность взыскания сбора исполнительского характера.