За счет государственных налогов формируются

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За счет государственных налогов формируются». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Комментарий к ст. 41 БК РФ

Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:

— налоговые доходы;

— неналоговые доходы;

— безвозмездные поступления.

При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Актуальная проблема.

На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007 — 2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

Актуальная проблема.

Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.

Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

Читайте также:  Как забрать права после окончания срока лишения за пьянку в 2023 году

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Существуют различные классификации налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:

· федеральные налоги (на уровне России);

· региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);

· местные (на уровне органа местного самоуправления).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:

1) Налог на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог на прибыль организации

4) Налог на доходы физических лиц

5) Государственная пошлина

6) Водный налог

7) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

8) Социальные платежи

9) Налог на добычу полезных ископаемых

10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Рассмотрим некоторые из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.

Налогоплательщиками НДС признаются:

  • лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
  • индивидуальные предприниматели.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет один квартал.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

0% — для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

10% — для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров

18% — для остальных товаров.

Еще одним важным источником бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Он был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации. Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой.

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.

В настоящее время объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, зачисляется: 2 % — в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Кто получил субсидию от государства на ЛПХ в идринском районе в 2023 году

Налог на доходы физических лиц представляет собой форму изъятия части вновь созданной распределяемой стоимости. Плательщиками этого налога являются физические лица РФ и иностранные граждане, а также лица без гражданства, получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам физических лиц относятся:

1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;

3) пенсии, пособия, стипендии и иные выплаты;

4) доходы от реализации: недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, иного имущества;

5) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате его деятельности в РФ.

Подоходный налог с физических лиц взимается по установленным законом ставкам. Налоговым кодексом налоговая ставка установлена в размере 13%.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями системы налогообложения являются:

1) множественность налоговых платежей;

2) преобладание в местном налогообложении прямых налогов;

3) отсутствие ограничений при обложении местными налогами;

4) отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.

Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.

Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

Налоговый кодекс РФ (с учетом всех изменений) к местным налогам относит земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В России основная масса доходов федерального бюджета обеспечивается за счет поступлений: НДС, НДПИ, налога на прибыль, страховых взносов, акцизов, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета за 2011 год.

Вид доходов

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Налог на прибыль организаций

2 270,55

Налог на доходы физических лиц

1 995,81

Единый социальный налог

Страховые взносы

3 528,33

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 753,58

Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

603,88

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 497,17

Налоги на совокупный доход

234,34

Налоги на имущество

678,03

Налог на добычу полезных ископаемых

2 042,55

Таможенные пошлины

3 712,49

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

0,00

Прочие

2 536,96

Всего доходов

20 853,69

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).

Схема 1.

Муниципальные финансы в Российской Федерации

Муниципальные финансы — совокупность денежных фондов, формирование и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления для реализации закрепленных за ними полномочий.

В странах с развитой экономикой в обязанности государства входит эффективное оказание социальных и других услуг проживающему на его территории населению. Решение данной задачи в мировой бюджетной практике происходит через формирование самостоятельных органов управления на местах (местного самоуправления) и наделение их специальными полномочиями. Такое распределение полномочий способствует сокращению издержек по реализации общественных услуг на местах и повышает эффективность этих услуг для конечных потребителей, т. е. населения конкретной территории. Ресурсным обеспечением этих обязательств являются муниципальные финансы.

Муниципальные финансы регулируют отношения между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Основной целью реализации данных отношений является выравнивание уровней жизни населения и социального развития территорий (городов, районов, поселков и т. п.) на основе единых стандартов. В этой связи муниципальные финансы выделяются в самостоятельное звено финансовой системы. Оно характеризуется определенным функциональным назначением и закрепленными источниками формирования и не входит в состав государственных финансов.

Муниципальные финансы определяются как организационнотерриториальным устройством государства (формой государственного правления, видами административно-территориальных образований), так и особенностями финансового законодательства. Поэтому в странах с различным типом государственного устройства структура и функции муниципальных финансов, полномочия нижестоящих органов власти различаются.

Так, в унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых ресурсов на своей территории жестко ограничены центром. Несмотря на то, что во многих странах унитарного типа (Великобритании, Франции, Италии, Чехии, Венгрии, Польше и др.) органы местного самоуправления наделены налоговыми полномочиями, объем этих полномочий, как правило, незначителен и находится под жестким контролем центра.

В федеративных государствах местные органы управления обладают большей степенью самостоятельности, выражающейся в наличии у них закрепленных источников доходов. Они определяют виды и способы финансирования общественных услуг с учетом условий местности и потребностей проживающего на ней населения.

Вместе с тем на них распространяется полная ответственность за обеспечение населения необходимым объемом услуг и развитие территории.

Муниципальные финансы в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включают средства местного бюджета, средства муниципальных займов, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Местный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на один финансовый год, предназначенная для финансирования расходных обязательств, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Внебюджетные фонды — это одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Задача общества — поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи. В этой связи существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и необходимость их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, территориальные и местные). Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых внебюджетных фондов для финансирования государственных расходов.

Мировоззрение. Понятие и классификация.

Понятие мировоззрения. Мировоззрение. Понятие и классификация.

Налоги и их роль в финансовой политике государства

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы страны, аккумулируемые в бюджетных и внебюджетных фондах, что позволяет проводить в различных сферах жизнедеятельности соответствующую политику государства.

[2]

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3].

Читайте также:  МРОТ в Приморском крае на 2023 год с учетом районного коэффициента и надбавок

В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

В таблице 3.3 представлена динамика налоговых доходов бюджета Калужской области в 2004-2006 гг.

Таблица 3.3

Динамика и структура налоговых доходов бюджета Калужской области (тыс. руб.)

2004

Доля в общей сумме налогов

2005

2006 (прогноз)

сумма

Доля в общей сумме налогов

темп роста, %

сумма

Доля в общей сумме налогов

темп
роста, %

Налог на прибыль организаций

1212079

0,187

1295620

0,19

106,9

1405273

0,189

108,5

Налог на доходы физических лиц

3245666

0,502

2650271

0,41

81,7

3207961

0,432

121,0

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

1286012

0,198

1959815

0,298

152,4

1942004

0,261

99,1

Единый с/х налог

286

0,000044

1038

0,00015

362,9

1832

0,00025

176,5

Налог на имущество организаций

431190

0,066

405083

0,06

93,9

482140

0,065

119,0

Налог на наследование или дарение

7319

0,0011

5790

0,00088

79,1

0,0

Транспортный налог

139677

0,021

150689

0,02

107,9

Налог на игорный бизнес

59035

0.0091

79920

0,012

135,4

214200

0,029

268,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

222028

0,034

18339

0,0027

8,3

18856

0,0025

102,8

Всего налогов

6463615

100

6555553

100

7422955

100

Общегосударственные финансы;

Финансы государства — это система денежных фондов, которое имеет государство и, которые направлены на финансовое обеспечение ее функций: управление, оборону, социальные гарантии, охрану окружающей среды и др. Государственные финансы включают в себя механизм мобилизации ресурсов и их сосредоточения в распоряжении государства, подобно барометру отображают состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития, состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития.

Государственный бюджет — система денежных отношений, которая возникает между государством, с одной стороны, и предприятием организациями и населением, с другой, с целью формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения денежных потребностей. Другими словами — это ежегодный баланс поступлений и выдач, который разрабатывают государственные органы активного влияния на экономический процесс и повышение его эффективности.

Как выражение совокупности финансовых отношений и форм формирования распределения и использование централизованных форм денежных средств бюджетная система Украины включает в себя Автономную республику Крым и местные бюджеты: областные, районные, городские, поселковые и сельские. Все они имеют две части: доходы (поступления) и выдачи (выплаты). Формирование доходов осуществляется с помощью денежных отношений, которые связаны с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта.

Отдельным участком государственных финансов выступают внебюджетные фонды, которые отделены от государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Одновременно относительно общего руководства они управляются исполнительной и законодательной властями и местными органами. Ведущими внебюджетными фондами являются: фонд Чернобыля, фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. Сейчас формируется много внебюджетных фондов такого целевого назначения, как инновационный, природоохранный, фонды регионального развития и др.

Внебюджетные фонды формируются за счет целевых отчислений и других источников. Это могут быть также добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, доходы от займов и денежно-вещевых лотерей. Сосредоточенные в этих фондах средства гарантированно используются по своему назначению. Этого не может обеспечить государственный бюджет, где средства, поступающие обезличиваются, особенно при условии экономической и финансовой нестабильности, лишь на покрытие общих потребностей. Автономный статус внебюджетных средств, наоборот, дает возможность гарантированно и своевременно финансировать, скажем, социальные мероприятия. Эти фонды значительно меньше регламентированы, чем средства бюджета, меньше контролируются органы власти, а изменения в направлениях их использования не требуют законодательного оформления, что дает возможность оперативно использовать внебюджетные средства. Однако такое функционирование внебюджетных фондов достаточно часто способствует низкой эффективности их использования. Одновременно их численность приводит к нагнетанию такого налогового процесса, что подрывает сам сенс производственно- хозяйственной деятельности. Каждый бюджет имеет свои собственные источники доходов. В частности источниками доходов государственного бюджета является: налог с оборота, налог на прибыль предприятий, объединений, организаций, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности: поступления от денежно-вещевой лотереи и др., которые дают возможность обеспечивать превышение поступлений государственного бюджета Украины над выдачами и этим осуществлять политику стабилизации экономики и финансов.

Государственные выдачи — это совокупность денежных отношений, которые складываются в процессе распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов для финансирования основных затрат общества. Основными принципами организации выплат являются: плановость, целенаправленность, эффективность использования средств, безвозвратность затрат, выделенных средств и поддержание экономики.

Специфическую составную часть государственных финансов составляют отношения государственного кредита. Эти отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования государственных выдач. Данное привлечение происходит на финансовом рынке путем эмиссий облигаций, казначейских облигаций и других видов государственных бумаг. Финансовый рынок, кроме этого, играет координирующую роль в регулировании рыночных отношений, помогает перераспределять ресурсы в отраслевом и территориальном разрезах.

Основными формами государственного кредита являются государственные займы и казначейские обязательства. Они дают возможность в сжатые сроки мобилизовать денежные средства и цивилизованным образом покрывать финансовые затраты экономического и социального развития, бюджетный дефицит, способствовать разрешению проблемы денежного оборота и инфляции. Последнее становится возможным потому, что такое влияние денежной массы уменьшает ее давление на потребительский рынок. Следовательно, умелое использование средств государственного кредита способно ускорить экономическую и финансовую ста��илизацию и является одним из способов формирования системы государственных финансов.

Структура бюджета страны характеризуется не только составом доходов и выдач, а и строением бюджетной системы, которая включает в себя всю совокупность бюджетов, которые образуются в стране. В основе бюджетной системы каждой страны закладывается ее административно-территориальное разделение. Именно оно определяет вертикальную структуру государственных органов власти и структуру соответственных фондов, которые составляют финансовую базу их функционирования. Сам характер взаимоотношений между бюджетами различных уровней может строиться на основе единства, когда вся совокупность бюджетов составляет единое целое и по доводам, и по выплатам, и на основе автономии бюджетов, которая предусматривает, что каждый бюджет имеет свою доходную часть и свои выдачи. Местным органам предоставляются широкие права в установлении местных налогов, в определении статей расходов местных бюджетов. Характернейшими их чертами стали самостоятельность, самофинансирование, независимость от высшего уровня органов управления. Это означает, что каждый местный бюджет должен заботиться о своей экономической базе, поддерживать свободное предпринимательство, инициативу, развивать инфраструктуру своего региона и др. Основными статьями расходов местных бюджетов являются затраты на охрану здоровья, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое оборудование.

Все участники бюджетной системы имеют необходимые доходы. Закрепленные ими для сбалансированности поступлений и выплат. Одновременно в определенных условиях для сбалансированности бюджетов могут использоваться дотации, субсидии и субвенции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *