Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евросоюз 2022: Список всех стран, входящих в ЕС (+карта и история)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2022 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
Почему был создан Евросоюз?
Первый шаг к созданию Европейского Союза был сделан в 1951 году. Такие государства как Бельгия, Западная Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия подписали так называемый «Парижский договор» об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Договор вступил в июле 1952 года. Его целью было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. Но сверхзадачей было, конечно, устранение экономических противоречий между странами, разрешение которых ранее зачастую приводило к войнам.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году подписали «Римский договор» и учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС – общий рынок) и Евроатом.
Европейской сообщество постепенно расширялось, появлялись новые члены. В 1985 году было подписано Шенгенское соглашение, в 1999 введена единая европейская валюта.
Беглый экскурс по основным вехам истории ЕС
Изначальный Европейский союз не имел такого политического влияния, как сегодня, даже на своих членов. Его усиление происходило поэтапно на протяжении семи десятилетий. Ключевыми для интеграционных процессов в ЕС были следующие даты:
- 1951 – Парижское соглашение, фиксировавшее учреждение ЕОУС (Европейского объединения угля и стали) первыми шестью европейскими странами – Францией, Западной Германией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом;
- 1957 – Римский договор, регулирующий учреждение ЕЭС (Европейского экономического сообщества) теми же шестью странами и сообщества Евратом;
- 1965 – договор о слиянии, фиксирующий создание единого Совета и объединенной Комиссии для трех вышеперечисленных сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома);
- 1973 – первое присоединение новых членов (Великобритании, Дании, Ирландии);
- 1978 – создание Европейской валютной системы;
- 1979 – первые выборы в Европарламент, осуществленные на общеевропейской основе;
- 1985 – подписание Шенгенских соглашений;
- 1986 – первое реформирование Римского договора, создание Единого европейского акта (ЕЕА);
- 1992 – Маастрихтский договор, фиксирующий создание Евросоюза на основе ЕЭС;
- 1999 – введение единой валюты, создание еврозоны;
- 2002 – введение евро в наличное обращение;
- 2007 – Лиссабонский договор, заменивший собой Конституцию ЕС, которая так и не вступила в силу;
- 2020 – Brexit, Великобритания официально перестала быть членом Евросоюза.
Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования
Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).
С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.
Создание Европейского союза
Идея об образовании организации возникла после окончания Второй мировой. Для предотвращения таких ситуаций в будущем министр иностранных дел Франции в 1950 году предложил соединить сталелитейную и угольную европейскую промышленность.
В 1951 году 6 стран – Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Италия, Германия и Франция – после подписания Парижского соглашения, образовали, крупное объединение стали и угля. Быстрое развитие торговли в 1957 году привело к формированию крупного сообщества Европы.
Настоящий ЕС был создан 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского соглашения, что стало причиной возникновения евро. Далее в соглашения Европейского союза вносились корректировки на основе договоров, заключенных в Амстердаме, Ницце и Лиссабоне.
Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Европейский Союз (ЕС) — это нынешнее состояние так называемого «Европейского сообщества», которое сформировалось за последние семь десятилетий после Второй мировой войны, разразившейся на европейском континенте.
Европейский Союз, будь то непосредственно через себя или через свои составные и / или аффилированные органы, стремится регулировать и способствовать экономическому улучшению составляющих его национальных и многосторонних рынков, защищать права человека, обеспечивать гражданскую и социальную справедливость и увеличивать легкость и эффективность перемещения капитала, товаров, услуг и людей через национальные границы государств-членов.
Начиная с «внутренней шестерки» в 1950-х годах, с тех пор ЕС постоянно расширялся, достигнув зенита из 28 стран-членов, которые сократились до 27 после ухода Великобритании.
Страна вышла из состава союза 31 января 2020 года.
Как сформировался (возник) ЕС
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.
Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.
В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.
В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.
«Большая семерка» — G7
Большая семерка или Группа Семи была образована в качестве неформального клуба с целью поиска ответов на актуальные вопросы и проблемы международного значения. Ежегодно в одной из стран — членов группы проходят саммиты, на которых представители государств G7 обсуждают повестку дня.
Первое заседание глав государств состоялось в 1975 году, во Франции. На тот момент в состав Группы входили: Италия и Франция, Соединенные Штаты Америки, Германия, Великобритания, Япония. Канада присоединилась к Семерке спустя год, в 1976 году. В 1991 году Семерка была преобразована в Восьмерку, за счет включения в нее сначала СССР, а затем России. Однако, в 2014 году, после присоединения Крыма к РФ, Россия вышла из состава группы и Восьмерка вновь стала Семеркой. В 2020 году Трамп предлагал вернуть Российскую Федерацию в состав организации, но идея не нашла поддержки у других государств.
По состоянию на 2022 год в состав G7 входят:
- Великобритания;
- Германия
- Италия
- Канада
- США
- Франция
- Япония
Создание европейского союза
Ужаснувшись разрушениям Второй мировой войны, Роберт Шуман, глава МИД Франции, выступил с предложением объединения угольной и сталелитейной промышленностей Европы. По его мнению, такой шаг позволил бы максимально связать экономически страны между собой и избежать подобных катастрофических событий в будущем.
В 1951 году шесть стран подписали Парижский договор, ознаменовав создание Европейского объединения угля и стали. В числе подписантов:
- Франция;
- Королевство Бельгия;
- Италия;
- Западная Германия;
- Королевство Нидерландов;
- Великое Герцогство Люксембург.
Благодаря стремительному росту торговых отношений в марте 1957 года были подписаны Римские соглашения, которые заложили фундамент для создания современного Европейского союза. Список дополнили Ирландия и Великобритания. В 1973 году – Датское Королевство, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия.
Основой для создания Европейского союза в современном представлении послужил Маастрихтский договор, заключенный в ноябре 1993 года. На основании договора ввели единую европейскую валюту – Евро.
В 1995 году членство ЕС пополнили Швеция, Финляндия и Австрия. В 2004 году количество участниц увеличилось на 10 стран:
- Эстония;
- Чехия;
- Венгрия;
- Литва;
- Латвия;
- Республика Кипр;
- Словения;
- Словакия;
- Мальта;
- Польша.
С пополнением к ЕС присоединялись территории, которые политически относятся к стране-участнице, но располагаются вне материка. Франция обогатила организацию Французской Гвинеей, Майоттой, Гваделупой, Мартиникой, Сен-Мартеном, Реюньоном. С Испанией к ЕС присоединились Канарские острова, провинции Сеута и Мелилья. Португалия пополнила объединение Азорскими островами и Мадейрой.
Порядок вступления новых государств в ЕС
Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.
Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.
Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.
До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.
Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.
Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.
Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.
Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:
- с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
- с другой – Болгария и Румыния.
Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.
Название | Дата вступления |
Франция | 25.03.1957 год |
Германия | |
Бельгия | |
Нидерланды | |
Италия | |
Люксембург | |
Хорватия | 1.07.2013 год |
Англия | 1.01 .1995 год |
Швеция | |
Финляндия | |
Болгария | 1.01.2007 год |
Румыния | |
Эстония | 1.05.2004 год |
Венгрия | |
Чехия | |
Кипр | |
Словения | |
Латвия | |
Словакия | |
Литва | |
Мальта | |
Польша |
Совсем недавно в 2016 году летом 23 июня Великобритания решила полностью выйти из Евросоюза. В течение некоторого времени проводилось голосование под название Brexit. В нем участвовали примерно 30 500 650 человек по всей Англии – это примерно 70% от общего населения островов.
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) — (Council) — высший законодательный орган ЕС.
– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.
– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
Европейский парламент
Европейский парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.
– Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.
– Полномочия в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. К примеру, такая ситуация сложилась в 1999, когда в результате расследования был опубликован доклад, посвященный злоупотреблениям служебным положением некоторых членов Европейской комиссии Жака Сантера. Это привело к коллективной отставке и назначению нового состава Комиссии под руководством Романо Проди.
Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.
– Законодательные полномочия. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает участие Европарламента в законодательном процессе через обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом. Существуют три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, выражение согласия.
– Полномочия в области бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанные с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).
– Состав. После приема в Союз новых стран-членов, он насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС (см. табл. 2).
С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в июне 2004.
– Место и время проведения сессий. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.
– Организационная структура. В Европарламенте представлены как европейские партии, так и парламентские фракции, представляющие собою политические альянсы менее крупных партий. В политическом спектре Евросоюза выделяются два крыла: «Правые» – христианко-демократические партии, консерваторы, либералы и националисты и «Левые» — социалисты, объединенные левые и «зеленые». По итогам выборов июня 2004 больше всего мест в парламенте получила Европейская народная партия. На втором месте – Партия европейских социалистов, на третьем – Альянс либералов и демократов за Европу, на четвертом – фракция «зеленых» Европейский свободный альянс. Всего представлены 7 крупных политических фракций с преобладанием правоцентристов.
Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года. Повестки дня сессий определяет Конференция председателей. Помимо пленарных заседаний депутаты работают в 20 комиссиях, ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС. Межпарламентские делегации поддерживают связи с национальными парламентами всего мира.
Государства-члены Евросоюза
В Евросоюз входит 28 стран:
- Австрия (1995 год)
- Бельгия (1957 год)
- Болгария (2007 год)
- Великобритания (1973 год)
- Венгрия (2004 год)
- Германия (1957 год)
- Греция (1981 год)
- Дания (1973 год)
- Ирландия (1973 год)
- Испания (1986 год)
- Италия (1957 год)
- Кипр (2004 год)
- Латвия (2004 год)
- Литва (2004 год)
- Люксембург (1957 год)
- Мальта (2004 год)
- Нидерланды (1957 год)
- Польша (2004 год)
- Словакия (2004 год)
- Словения (2004 год)
- Португалия (1986 год)
- Румыния (2007 год)
- Франция (1957 год)
- Финляндия (1995 год)
- Хорватия (2013 год)
- Чехия(2004 год)
- Швеция (1995 год)
- Эстония(2004 год)
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, и Черногория.
Постсоветский исторический период
Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.
Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?
Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.