Как поступить, если транспортная компания нарушила сроки доставки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поступить, если транспортная компания нарушила сроки доставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой уважающий себя перевозчик должен нести ответственность за свои действия, в том числе за утрату груза. Учитывая, что транспортная компания первой узнает о проблеме, инициировать процедуру разбора ситуации также надлежит ей.

Нормативно-правовое регулирование грузоперевозок

Существует множество нормативных актов, регулирующих правила движения различных видов транспорта.

Каждый вид имеет свои особенности, что обуславливает необходимость отдельного документа, регламентирующего порядок использования, нормативы обслуживания, разрешительные мероприятия в отношении того или иного транспорта.

Такие законы, положения, постановления, ведомственные акты охватывают очень широкий круг вопросов. Большинство из них только косвенно касаются непосредственно перевозки.

Следует разделять два самостоятельных направления правоотношений:

  1. Перевозка как процесс движения грузового транспорта.
  2. Перевозка как гражданско-правовая сделка, отношения между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем.

По этим ветвям расходятся целые сети нормативных актов.

Ответственность транспортной компании за задержку груза, штрафные санкции

За просрочки, допущенные перевозчиком предусмотрено три вида ответственности:

  • пеня;
  • штраф;
  • возмещение убытков.

Данные санкции могут быть установлены в договоре, но есть также и нормативно определенные размеры в некоторых случаях.

Нормативный акт Санкция
ГК РФ возмещение реального ущерба и упущенной выгоды
Кодекс ВВТ РФ штраф — 9% от стоимости провоза (за каждый день задержки);

примечание: ограничен верхний порог штрафа — 50% от стоимости провоза;

Воздушный кодекс РФ штраф – 25% от МРОТ (за каждый час задержки);

примечание: ограничен верхний порог штрафа — 50% от стоимости провоза;

В договоре с конкретным перевозчиком могут быть предусмотрены подробные условия о размерах пени, штрафов, случаях их применения. Если в контракте, предоставляемом перевозчиком, его ответственность вообще не прописана, это должно насторожить отправителя.

Список документов, которые может затребовать таможня

Главная цель таможенного инспектора – удостовериться, что сведения, указанные в сопроводительных документах, правдивы, а расчет платежей был проведен корректно. При малейших сомнениях в достоверности информации инициируется процедура досмотра товарной партии.

Внимание!!! Для успешного прохождения контроля на таможне опытные брокеры заранее организуют осмотр груза до подачи таможенной декларации.

Это делается для того, чтобы проверить маркировку товаров, целостность упаковки и наличие этикеток.

Если таможня задержала груз по уважительной причине, то собственнику или его представителю придется выполнить ее требования. Обычно они заключаются в следующем:

  • предоставление недостающих документов;

  • корректировка кода ТН ВЭД или доказательство, что заявленный код был присвоен верно;

  • оформление недостающих сертификатов на груз;

  • оформление разрешения на ввоз, если это требуется;

  • подтверждение стоимости товара;

  • исправление ошибок в документации;

  • оплата и доплата всех таможенных пошлин;

  • установка причин несоответствия параметров груза и информации, указанной в документах для подтверждения своей непричастности.

Подтверждение характеристик товара

Кодировка товаров в соответствии с ТН ВЭД в дальнейшем влияет на список обязательных документов для декларирования, порядок расчета таможенных платежей. Если у сотрудника возникнут сомнения в правильном присвоении кода ТН ВЭД, то он в праве потребовать от собственника груза или его представителя предоставить дополнительные документы. Эти бумаги должны подтвердить принадлежность товара к указанной группе.

Внимание!!! Чаще всего проблемы с кодировкой возникают с грузом, имеющим сложные технические характеристики.

Если предоставленная информация окажется недостаточно убедительной, то инспектор может принять решение о смене кода. Это влечет за собой:

  • изменение списка сопроводительных документов;

  • изменение порядка налогообложения.

Срыв погрузки по вине перевозчика

Срыв погрузки перевозчиком – термин, описываемый в первом и втором пунктах статьи 34 Устава. Раздел называется «невывоз по вине перевозчика груза…» и «непредоставление ТС…». Пункт 9 того же устава гласит, что отправитель может отказаться от реализации условий соглашения и потребовать уплату штрафа с транспортной компании, если она предоставила автомобили, контейнеры, неприспособленные для перевозки, или они прибыли в конечный пункт с опозданием.

Подходящими признаются ТС и контейнеры, подходящие по назначению, типу и грузоподъемности, оснащению необходимым оборудованием.

Важно! Заказчик может отказаться от поданного для загрузки транспортного средства, при загрузке которого нарушена критическая допустимая масса (указывается в техническом паспорте транспорта).

Опозданием называют приезд машины в обозначенную точку с задержкой, превышающей 120 минут – отсчет начинается от времени, которое обозначено в контракте, условиях заказа или других актах.

Как правильно отменить загрузку, чтобы не было срыва?

Избежать штрафов получится, если договор регламентирует время, в течение которого стороны могут отказаться от выполнения обязательств. Для этого недостаточно уведомить контрагента об отмене запланированной погрузки. Согласно 161 статьи ГК, сделки между компаниями оформляются в письменном виде. Из правил первого пункта статьи 452 ГК выходит, что расторжение договора или внесение правок в контракт производится в той же форме, в которой он был составлен (письменной). Если информация о срыве дошла до второй стороны в промежуток времени, в течение которого от перевозки можно отказаться, то требуется в письменном виде уведомить контрагента о расторжении соглашении. Тогда порядок будет считаться ненарушенным.

Читайте также:  Классификатор видов деятельности для патента 2023 Новосибирск

Аналогичная ситуация и с временем, в течение которого стороны могут отказаться от перевозки, если сроки не уточнены или уже прошли. Согласно статье 15 ГК, а также первому пункту 34 и 35 статей Устава, перевозчик и заказчик вправе требовать компенсацию убытков, последовавших в результате срыва. Чем раньше одна из сторон предупредит другую о невозможности выполнить обязательства, тем меньшую неустойку ей придется заплатить.

Письмо с отказом составляется в свободной форме и не требует соблюдения регламента заполнения.

Что делать, если перевозчик срывает установленные сроки доставки груза

Сегодня все более распространенной становится покупка различных товаров в интернет-магазинах. Это достаточно удобно, нет необходимости тратить много времени на походы по магазинам, при этом необходимую вещь можно приобрести значительно дешевле, чем в обычном торговом центре.

Именно поэтому службы курьерской доставки сталкиваются с большими нагрузками и часто не успевают в сроки доставлять заказы. Соответственно, если посылка, отправленная через компанию СДЭК, задерживается, заказчики начинают паниковать, не зная, что делать.

Но, прежде чем куда-либо жаловаться, необходимо понимать, что сегодня компании-перевозчики, в т.ч. и СДЭК, испытывают не только нагрузки в связи с увеличением заказов на доставку различных товаров, но и нехватку рабочего персонала. Курьеры просто не успевают своевременно доставлять отправления всем адресатам, поэтому задержки иногда достигают срока до 7-ми дней.

Укажите письменно данные об автомобиле

Второй довод перевозчика, чтобы уйти от ответственности, — автомобиль, на котором перевозили груз, не имеет к нему отношения. Укажите в договоре или заявке на перевозку данные транспортного средства, которое подадут для загрузки.

Это поможет подтвердить, что машина принадлежала транспортной компании или водителю, которого наняли по трудовому договору или договору оказания услуг. Также укажите в заявке или договоре характеристики транспортного средства, его массу и грузоподъемность.

Перед заключением договора перевозки убедитесь, установлена ли на машинах транспортной компании система ГЛОНАСС. Если автомобили оборудованы системой, можно отследить маршрут с вашим грузом, остановки, стоянки и скорость движения. Можно просмотреть полную историю передвижения за любой период слежения.

Ответственность грузоперевозчика

Как уже отмечено, Законодательством установлена практически неопровержимая виновность грузоперевозчиков за утрату и порчу груза. Однако ответственность транспортных компаний при возникновении таких ситуаций может быть различной – она зависит от объема нанесенного ущерба, обстоятельств происшествия и других индивидуальных условий. В отечественной юридической практике на утратившего груз перевозчика могут налагаться следующие санкции:

  • если компания потеряла груз частично либо в полном объеме, то возмещение производится в объеме, рассчитываемом по указанной в документах стоимости;
  • при повреждении груза в ходе перевозки в первую очередь должна быть установлена возможность его восстановления. Если ремонт допускается, то перевозчика суд обязывает компенсировать только стоимость восстановительных работ и потерю стоимости товара. Если же ремонт невозможен, то транспортная компания должна возместить его полную стоимость;
  • клиент компании-перевозчика также имеет право требовать компенсации затрат непосредственно на транспортные услуги.

Куда подавать претензию?

Составить претензию транспортной компании не слишком сложно: необходимо указать свои личные данные, описать ситуацию, указать стоимость груза, изложить суть претензии, сформулировать свои требования и приложить фотографии. Последний пункт не обязателен, но без него будет слишком сложно доказать, что нарушение вообще было, особенно если это порча груза или отсутствие оплаченной упаковки.

Претензия транспортной компании о повреждении груза, о срыве сроков доставки должна подаваться как можно быстрее после обнаружения несоответствия, поскольку для каждого вида транспортировки сроки обжалования установлены отдельно. Если сроки подачи претензии транспортной компании прошли, все равно следует обратиться к руководству, а затем в суд, если ущерб существенный, но в этом случае потребуется хорошая доказательная база и поддержка опытного юриста.

Регламентирована вся транспортная грузоперевозка Гражданским кодексом Российской Федерации. Договора поставки, перевозки груза попадают под нормы 40 главы. В ней прописаны общие права и обязанности перевозчика и грузоотправителя с грузополучателем, ответственность сторон в различных случаях и при перевозке разным транспортом.

Железнодорожным Уставом РФ регламентированы перевозки грузов по железной дороге. ВК РФ и Федеральными авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей – грузоперевозка воздушным транспортом.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Водным внутренним Кодексом РФ регламентированы все грузоперевозки по воде.

Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта следует руководствоваться при подготовке претензии на некачественную перевозку товара посредством грузового авто.

На перевозки за пределами страны (международные) распространяются правила Инкотермс. На его условия ориентируются обе стороны при написании претензионных писем.

Транспортировка груза – это услуга перевозчика, и в этом направлении правоотношений она попадает под регулировку Закона РФ «О защите прав потребителей» (статьи 27 и 28).

Читайте также:  Ветераны боевых действий в Чечне льготы в 2023 году

Первоначальные действия грузоотправителя и грузополучателя

Клиенты транспортных компаний, включая Деловые линии, часто теряются в своих действиях в тот момент, когда сталкиваются с нарушениями со стороны грузоперевозчика. Важно не совершить ошибок на начальном этапе, чтобы в дальнейшем спор быстро разрешился.

Так, если получатель при обращении в компанию обнаружил, что груз доставлен с повреждениями, ему следует придерживаться следующего порядка действий:

Далее могут быть два варианта развития событий:

Если грузополучатель от отправителя получил отказ, то ему потребуется самостоятельно решать вопрос с Деловыми линиями. В таком случае от компании необходимо потребовать составить акт, в котором будут описаны все повреждения или же факт утери груза. От оплаты доставки следует отказаться, так как в дальнейшем возможности вернуть уплаченные средства не будет. После составления акта необходимо подать письменную жалобу в транспортную компанию.

Отправитель вправе потребовать доставить отправленный им груз обратно, но прежде чем забирать его, необходимо получить от Деловых линий акт, в котором будут описаны детали повреждений. Следующим шагом после составления акта будет обращение к грузоперевозчику с претензией.

Может помочь страхование груза

Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.

Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.

Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.

Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • Налоговая накладная;
  • Расходная накладная;
  • Акт приема-передачи груза;
  • Договор страхования;
  • Договор перевозки;
  • Договор экспедирования.

Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.

Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.

Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:

  1. Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
  3. Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.

Текущая точка зрения чиновников: штрафы не облагаются НДС

Чиновники рекомендуют полученные от покупателя суммы неустоек (штрафов и пеней) расценивать как меру ответственности за просрочку оплаты товаров и услуг и применять к ним положения постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. В соответствии с этим постановлением сумма неустойки, полученная продавцом от покупателя, считается мерой ответственности за несоблюдение сроков договорных обязательств и потому не связана с оплатой реализованных товаров по ст. 162 НК РФ. Следовательно, такая неустойка не подлежит обложению НДС. Позиция Минфина РФ о невключении суммы штрафов в налоговую базу по НДС приведена в письмах от 27.07.2016 № 03-07-11/43854, от 07.10.2015 № 03-07-07/57255.

Читайте также:  Как поставить на учет машину с измененным вин кодом в 2023 году

В то же время Минфин России подчеркивает, что если определенные договорными условиями суммы неустоек и штрафов по своему существу не являются таковыми и являются на самом деле элементом ценообразования, предусматривающим оплату реализованных товаров (работ, услуг), то указанные суммы подлежат обложению НДС (письма Минфина России от 05.10.2016 № 03-07-11/57924, от 09.11.2015 № 03-07-11/64436, от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 , а также постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07 по делу № А55-3867/2006-22, ФАС Московского округа от 11.03.2009 № КА-А40/1255-09 по делу № А40-32554/08-129-101 и ФАС Северо-Кавказского округа от 07.07.2011 по делу № А32-40880/2009).

Имеются и многочисленные решения судов, разделяющие мнение, что полученные штрафы НДС не облагаются. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.01.2016 № Ф08-9883/2015 по делу № А01-25/2015 пришел к выводу, что суммы полученных от покупателей штрафных санкций не подлежат обложению НДС, так как уплата неустойки связана с нарушением условий договора, а сумма неустойки платится сверх цены товаров (работ, услуг) и не увеличивает их стоимость.

ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013 указал, что суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС по подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Аналогичные выводы приведены в решении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 № Ф06-18029/13 по делу № А72-278/2014.

ФАС Московского округа подтвердил, что согласно п. 2 ст. 395 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 14 уплата процентов за пользование чужими денежными средствами считается мерой ответственности за несоблюдение договорных условий, а значит, она не относится к оплате за товар по смыслу п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ и не подлежит обложению НДС (постановления ФАС Московского округа от 13.11.2008 № КА-А40/10586-08 по делу № А41-3502/08).

Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2007 по делу № А29-7483/2006а (определением ВАС РФ от 10.09.2007 № 10714/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 по делу № А05-7544/2006-34 (определением ВАС РФ от 29.03.2007 № 3432/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Центрального округа от 16.09.2008 по делу № А54-3386/2006-С21.

ФАС Московского округа также отметил, что неустойка обладает собственной правовой природой, не связанной с объектом налогообложения по НДС. Поэтому денежные средства, полученные как неустойка за несвоевременное исполнение договорных обязательств, не облагаются НДС (постановление ФАС Московского округа от 28.07.2009 № КГ-А40/6668-09 по делу № А40-84761/08-7-816). Такой же вывод содержат определение Верховного суда РФ от 02.09.2015 № 305-ЭС15-7719 по делу № А40-20035/2014, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2015 № Ф06-3084/2015 по делу № А12-2805/2015, ФАС Московского округа от 25.04.2012 по делу № А40-71490/11-107-305.

В постановлении ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-464/09-С3 по делу № А76-5994/2008-46-131 арбитры указали, что неустойка считается одним из способов обеспечения выполнения договорных обязательств, связана с неисполнением условий соглашения об оплате, возмещает вероятные или понесенные убытки стороны договора и оплачивается свыше стоимости товара. Следовательно, получение неустойки (пени, штрафа) не относится к операциям, подлежащим обложению НДС, и не подпадает под действие подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Этот же вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/2013 по делу № А40-82044/13-45-133.

ФАС Центрального округа определил, что пени, уплаченные покупателем поставщику за несоблюдение условий договора по оплате товара, не подлежат налогообложению НДС, так как во время получения пени не совершается переход права собственности на товар. В ст. 146 НК РФ не указано, что санкции попадают под налогообложение НДС. Суммы, включаемые в базу и определенные ст. 154–158 НК РФ, также не имеют в своем перечне сумм санкций за соблюдение условий договорных обязательств. Обложению НДС подлежат лишь суммы, которые увеличивают стоимость реализуемого товара (постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2008 по делу № А08-4124/07-22).

Дополнительно смотрите материал «Облагаются ли НДС хозяйственные штрафы?».

Нарушение экологии по вине судна или экипажа, и как следствие, арест и потеря времени — это нередкий случай и одна из ситуаций, описанных в пункте 4. Судно не обязательно должно быть танкером, чтобы нанести вред экологии и акватории морского порта. На каждом даже самом маленьком судне есть запас бункерного топлива, измеряемого сотнями тонн, а также определенный объем смазочных материалов. При несоблюдении техники безопасности, халатности экипажа, или при невыполнении планового технического обслуживания и ремонта судна выброс этих веществ может произойти с большой вероятностью — и первым делом после этого судно будет арестовано как минимум до момента устранения ущерба (около месяца). При немалом количестве данных инцидентов в истории, они, к сожалению, продолжают происходить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *