Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть госсубсидии в налоговом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов
Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Для тех, у кого объект имеет вид «Доходы» остаётся неоднозначным вопрос, как правильно учитывать финансовую поддержку в доходах: облагать только разницу, не покрытую расходами, или всю субсидию.
Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.
Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.
Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.
Способы оформления налогового вычета
Представить документы на получение налогового вычета возможно несколькими способами:
Способы оформления льготы | Особенности | Плюсы | Минусы |
Вычет от работодателя | Возврат денег по месту работы | Сэкономленное время;
Незамедлительное получение денег; Увеличение дохода ежемесячно на 13%; Документы рассматриваются в налоговой до 30 дней |
Поступление средств частями;
Оформление большего количества документов; Работа в течение года не на одного работодателя; Возможность повторного оформления вычета, если за год не возвращена вся сумма |
Вычет от налоговой инспекции | Предоставление документов лично | Единовременное получение годовой суммы уплаченных ранее налогов | Ожидание в несколько месяцев;
Рассмотрение представленных документов 3 месяца |
Через почту (обычную или электронную) | Использование средств связи | Отсутствие необходимости личного присутствия в налоговой | Морока с получением усиленной электронной подписи в удостоверяющем центре;
Вероятность забыть какой-то документ |
Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье. Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств. В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег.
Поручение или доверенность следует представить в налоговую. Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март. Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов.
Учет бюджетных субсидий на УСН
Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.
Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:
— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;
— цели, условия и порядок предоставления субсидий;
— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;
— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.
Право вообще не учитывать государственные деньги имеется, только если субсидия предоставлена на финансирование (целевое финансирование) капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Понятно, что воспользоваться этим правом могут только специализированные организации, осуществляющие управление жилым фондом. Им надо дополнительно учитывать, что стоимость имущества (работ, услуг), приобретенных за счет такой субсидии, в расходах не учитывается (п. 17 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-03-06/1/8532).
Прочие субсидии, полученные обычными организациями, учитываются во внереализационных доходах. Порядок же такого учета поставлен в зависимость от вида субсидии (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2016 № 03-03-05/27752).
Организации и ИП из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе принять к вычету входной НДС по расходам за счет федеральной субсидии в связи с коронавирусом. Специальные правила, которые запрещают принять к вычету входной НДС, а ранее принятый к вычету налог обязывают восстановить, не применяйте. В Законе № 121-ФЗ прямо прописали, что в этом случае не действуют нормы, установленные пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК (п. 1 ст. 2 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
В целях обоснования правомерности принятия НДС к вычету организуйте обособленный учет расходов, понесенных за счет такой субсидии. Раздельный учет необходим также для проверки целевого расходования бюджетных средств. Так поступайте, несмотря на то, что Законом № 121-ФЗ это не предусмотрено.
С входным НДС, по затратам за счет региональной субсидии в связи с коронавирусом поступайте в общем порядке, как и при любой другой госпомощи.
350 000 рублей — это максимальная сумма субсидии для самозанятых 2022 на развитие бизнеса. В этом году она выросла на 100 тысяч. Программы выдачи и суммы выплат утверждают местные органы власти, они сами определяют основания для дачи денег или для отказа. Не все претенденты могут получить запрашиваемую сумму. Её размер рассчитывается на основании представленного бизнес-плана.
Самозанятый с невысокими доходами (ниже допустимого прожиточного минимума) заключает соглашение с государственными органами соцзащиты — социальный контракт. Это договор о получении безвозмездной субсидии, который подписывают на срок от 3 месяцев до 1 года. В течение этого времени налогоплательщику НПД регулярно выплачивают равные доли от рассчитанной суммы.
Самозанятые могут получить господдержку на все виды разрешенной деятельности. Государство предоставляет средства, получатель должен создать свое дело либо развивать личное хозяйство. По соглашению сторон можно потратить деньги на образование.
Как получить субсидию самозанятому на развитие бизнеса через службу занятости населения:
-
Неимущий или неработающий гражданин должен встать на учет в ближайшем центре занятости. Нужно представить паспорт, документ об образовании, трудовую книжку, справку о заработной плате за последние три месяца на предыдущем месте работы. После постановки на учет он официально получает возможность подать заявку на субсидию.
-
Ему предлагают обучение на курсах по основам предпринимательской деятельности. Центр занятости заключает договор с образовательным учреждением и с кандидатом, оплачивает его учебу. После двухнедельного прохождения учебной программы будущий предприниматель получает документ о завершении обучающего курса.
-
Во время учебы каждый кандидат составляет бизнес-план, представляет его на согласование. При рассмотрении его проекта оценивается коммерческая эффективность, рентабельность, конкуренция, сроки реализации основных пунктов, потребность региона (спрос на такую деятельность, на товары или услуги).
-
Защита бизнес-плана. Проект может быть отправлен на доработку. После внесения правок предстоит его защита. На презентацию отводится несколько минут, затем кандидат отвечает на вопросы. После защиты комиссия выносит вердикт о предоставлении бюджетных средств либо отказывает в выдаче субсидии.
-
Банковский счет. При одобрении проекта безработные лица регистрируют ИП, переходят на самозанятость, получают статус налогоплательщика НПД, открывают счет в любом банке. Если у владельца уже есть банковская карта, не обязательно создавать новый счет, но можно завести отдельную карту для учета доходов от самозанятости.
-
Получение субсидии от государства. Кандидат передает в Центр занятости реквизиты своего банковского расчетного счета вместе с квитанциями о понесенных расходах. При регистрации ИП или ООО придется платить госпошлину, при получении статуса плательщика НПД пошлина не взимается. Длительность транзакции 2–4 рабочих дня с момента подписания соцконтракта.
-
Целевое расходование средств. По стандартной программе субсидирования отводится 90 дней на трату полученных денег и на предоставление отчетности. Субсидия для самозанятого на открытие бизнеса может быть потрачена только на цели, указанные в договоре и соответствующие пунктам бизнес-плана. Нужно избегать взаиморасчетов наличными, сохранить все квитанции для подтверждения целевых расходов.
-
Выполнение основных условий социального контракта (условий получения субсидии для самозанятых) включает сохранение статуса и уплату налогов в течение года. С момента получения денег на протяжении 12 месяцев нельзя допускать просрочек уплаты налоговых отчислений с фактического дохода и терять статус самозанятого или ИП. Нельзя злоупотреблять представленными льготами, придется отчитываться за истраченные средства.
Ответы на вопросы читателей
Что такое целевая субсидия?
Целевая субсидия – выплата из госбюджета РФ (федерального или регионального) государственным бюджетным или автономным учреждениям на конкретные цели:
- на капремонты помещений;
- на покупку основных средств стоимостью свыше 2 миллионов рублей, а также на обустройство территории;
- на восстановление зданий после стихийных бедствий, техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций;
- на оплату задолженности учреждения по коммунальным услугам;
- на обеспечение выполнения госзадания.
Обычно такие субсидии выплачивают, когда проводятся крупные ремонты, закупается новое оборудование, либо учреждению на его текущую деятельность изначально выделено меньше денег, чем нужно, и в течение года недостаток восполняют.
Как быть при частичном субсидировании
Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты.
Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Пример 1
При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз. 6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).
Пример 2
- приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.
- расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.
В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование. Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией. Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е. с учетом всех расходов.
Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал.
Пример 3
- облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.
- не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.
Суть помощи начинающим ИП от центра занятости
Как уже было сказано выше, первая и основная часть поддержки начинающих предпринимателей заключается в выплате им соответствующей субсидии. Сумма материальной помощи в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит она от размера пособия по безработице, назначенного на основании заработной платы и стажа по последнему месту работы. Как правило, по статистике, средний размер субсидии составляет около 60 тысяч рублей.
Второй вариант помощи: компенсация затрат на регистрацию ИП. В частности, государство возвращает госпошлину за постановку на учет, возмещает деньги потраченные на консультации юристов и услуги нотариуса, компенсирует затраты на закупку бланков, изготовление печатей и пр.
Третий путь для поддержки начинающих бизнесменов заключается в предоставлении им бесплатных консультаций со стороны юристов, организации бизнес-тренингов, а также возможности аренды помещения по цене, существенно ниже рыночной.
И наконец, четвертый пункт – помощь в разработке бизнес-плана, без которого получить субсидию в принципе невозможно.
Цели предоставление субсидий также может преследовать разные. Так, в основном финансирование осуществляется ради:
- оказания посильной материальной помощи нуждающимся гражданам страны (как, например, организация предоставления отдельного налогового вычета для лиц, имеющих инвалидность);
- оказание поддержки компаниям различного толка (например, льготы по налогообложению для предприятий, входящих в категорию малого бизнеса);
- финансирование ослабленных бюджетов нижестоящего уровня за счет материального поступления от казны вышестоящей (к примеру софинансирование проектов, открытых в определенной отрасли экономики, и т.д.).
Подводные камни программы субсидирования
Вот с какими сложностями могут столкнуться претенденты на субсидии:
- Нужно соответствовать требованиям, предъявляемым к безработным.
- Первое время придется ездить по направлениям к работодателям и уговаривать их написать отказ.
- Требуется пройти тестирование у психолога и закончить обучающие курсы.
- Часто приходится неоднократно корректировать бизнес-план, чтобы он соответствовал требованиям центра занятости.
- Бюджет на субсидирование ограничен и к моменту обращения уже может быть исчерпан.
- Нужно не только подтвердить свое право на получение субсидии, но и сделать так, чтобы ее не пришлось возвращать.
На что можно потратить субсидию от государства 12130?
Постановлением не вносятся ограничения на возможность использования субсидии. Поэтому участник бизнеса может потратить ее на любые цели. Например:
- на выплату работникам заработной платы. Государство поставило перед организациями и ИП задачу максимально сохранить рабочие места. Поэтому полученная сумма может быть выплачена в качестве заработной платы;
- на оплату товаров и услуг. Средствами государственной помощи можно оплатить товары и услуги, необходимые для дальнейшего ведения бизнеса;
- на оплату арендной платы. Многие участники среднего и малого предпринимательства не имеют своих собственных площадей и арендуют их. Субсидию можно направить на оплату коммунальных услуг или аренду помещения;
- на погашение текущих налогов и сборов, а также задолженности по ним;
- на иные цели. Предприниматель вправе использовать средства в личных интересах.
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).