Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача земли в бессрочное пользование бюджетному учреждению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.
Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.
Повторное заключение договора.
Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).
Списание земельного участка с забалансового учета
Списание объекта НПА с забалансового учета оформляется документом «Выбытие ОС (забаланс)». В документе следует указать форму первичного документа, которым оформляется списание.
Согласно пункту 334 Инструкции № 157н «аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).
В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
Право постоянного (бессрочного) пользования
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).
- Земля в бессрочном пользовании все равно остается собственностью своего владельца. Значит, только он имеет полное право эксплуатировать землю по-своему усмотрению (но в рамках видов разрешенного использования).
- Когда проходит регистрация передачи земельных площадей в пользование, составляется договор. В этом документе должна быть указана сумма, которую новый пользователь земли должен выплачивать ее собственнику. Следует учесть, что такая площадь часто находятся в собственности муниципалитета или она государственная.
- Передача земельных площадей их собственником другому лицу на бессрочное постоянное пользование должна выполняться по строго установленному порядку.
- Чаще всего выполняется переход в бессрочное пользование муниципалитету или государству. Имеются в виду различные казенные учреждение, органы госвласти, другие инстанции государственного типа.
В 2008 году (13 мая и 22 июля) были внесены в Земельный Кодекс РФ важные изменения, касающиеся прав постоянного пользования. Согласно этим изменениям субъектом является (постоянного пользования), помимо других, и каждый центр исторического наследия, имеющие отношения к бывшим президентам страны.
Также в эту категорию включены и земли государственных академий наук, созданных ими, других учреждений.
После вступления в силу Земельного Кодекса с существенными изменениями нельзя оформлять землю в бессрочное пользование физическим или юридическим лицом. Суды могут выдать решение на прекращение права бессрочного постоянного пользования, даже если бессрочная аренда земельного участка уже была оформлено.
Есть указания по этому вопросу и в Гражданском Кодексе. В статье 13 указано, что земельные участки не могут быть переданы в постоянное пользование. Если процедура была осуществлена, ее действие прекращается, участники наказываются штрафом. При существовании таких законодательных норм не нужно даже искать основания прекращения договора о передаче.
Договор, который рассматривает постоянное бессрочное пользование аграрной недвижимостью, заполняется на специальном бланке по предоставленному шаблону и должен состоять из следующего:
Вводная часть | Указываются сведения, касающиеся обеих сторон |
Предмет договора | Основания для оформления прав на земельный участок, местоположения, назначение и т. п. |
Права и обязанности сторон | Временные рамки, в которые производится передача земли от собственника к пользователю. Правильное отношение к участку. Ход ведения мероприятий по использованию водных ресурсов. Запрет или разрешение на строительство зданий, направленных на какую-то деятельность, при условии соответствия санитарным, пожарным правилам и нормам. Учитывается безвредная эксплуатация участка по отношению к среде обитания и деятельности человека и т. д. |
Ответственность сторон | Правила осуществления компенсационных мероприятий за нанесенный ущерб |
Изменение и прекращение договора | Правила и порядок окончания действия соглашения. Например, эксплуататор земельного участка может высказать отказ от надела, учитывая при этом Земельный кодекс. Тогда договор прекращается |
Разрешение споров | При возникновении конфликтов и споров разрешение их необходимо проводить посредством мирных переговоров. Если такое невозможно, предусматривается обращение в суд с исковым заявлением |
Заключение | Соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается и визируется печатями. Каждая из сторон получает свой договор |
Образцы договора представлены в интернете.
Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.
Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.
Такими правоустанавливающими бумагами являются:
- акты о предоставлении территории;
- свидетельство “старого” вида на участок;
- выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
- иные документы о факте предоставления участка.
Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.
В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:
- Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
- Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
- На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
- Земля является предметом действующего судебного спора.
- Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.
Как выглядит договор бессрочного пользования земельным участком
Чтобы подтвердить свое право бессрочного постоянного пользования земельным участком, должны быть оформлены соответствующие письменные юридически значимые документы.
Если ранее это оформлялось через локальный акт, то для юрлиц важное значение играет договор с вышестоящими уполномоченными структурами, предоставляющими право бессрочного пользования.
Право на возможность постоянного использования земельного участка
Законодательство определяет одно из основных видов прав на земельный участок – это право бессрочного пользования. В такое пользование участки могут передаваться муниципальным учреждениям и государственным организациям, они также могут быть переданы органам самоуправления, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ
. Обычным гражданам земельные участки на постоянный срок не предоставляются.
Однако, законодательством предусмотрено сохранение прав пользования земельными участниками на некоторое время, которые находятся в государственной или городской собственности, полученное обычными гражданами или юридическим лицом до введения действующего Земельного кодекса. До 2012 года, такие пользователи должны были переоформить право бессрочной эксплуатации на право аренды участка. У них также была возможность оформить договор на покупку этой земли.
Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.
ВРИ:
- Основной. Этот вид не согласовывается с компетентными органами. Для использования земельного надела собственнику не нужно получать согласия или разрешения.
- Условно-разрешенный. Собственник проходит специальную процедуру для использования земли с выдачей ему разрешения. Без него этот вид использования не будет установлен.
- Вспомогательный. Он устанавливается в качестве дополнения к первым двум ВРИ.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.
К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.
Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.