Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Законодательством РФ предусмотрено несколько методов воздействия на деятельность судебных приставов для восстановления справедливости:
- подача жалобы в порядке подчинённости – вопрос рассматривает непосредственный начальник пристава, руководитель конкретного территориального подразделения ФССП;
- оформление ходатайства в центральное Управление службы – порядок проведения делопроизводства и его соответствие 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» проверяет выделенный сотрудник специального отдела по работе с жалобами;
- обращение в Прокуратуру – правоохранительный орган оценивает действия пристава с точки зрения законности и, при необходимости применяет меры реагирования;
- судебный иск – суд проверяет действия должностного лица на наличие административного правонарушения и защищает интересы истца.
А что можно считать бездействием?
Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.
Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.
Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:
- Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
-
Имущество не изымается и не передается на реализацию.
-
Исполнитель не занимается розыском должника.
-
Место работы неплательщика также неизвестно.
-
Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.
-
Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
Для судебных приставов введен особый порядок привлечения к ответственности
Инициатором изменений в Кодекс об административных правонарушениях стало правительство.
В кабмине отметили, что «применение к сотрудникам органов принудительного исполнения общего порядка привлечения к административной ответственности ставит их в неравное положение с сотрудниками иных органов и учреждений».
В пояснительной записке говорится, что такие сотрудники, имеющие воинские или специальные звания, за большинство проступков несут только дисциплинарную ответственность, а лишь за некоторые – административную на общих основаниях. У ФССП таких «привилегий» не было.
Теперь поправки в КоАП распространяют и на судебных приставов особый порядок привлечения к административной ответственности, а также исключают возможность применения к ним административного ареста и обязательных работ.
История создания службы судебных приставов
Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.
Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.
Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.
В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.
Можно выделить:
- взыскание: алименты, долгов, исполнительный лист;
- принятые в работу постановления суда.
Остановимся более подробно на перечисленном:
- не допускается ущемление прав участников процедуры, согласно полномочиям судебных приставов по взысканию долга исходя из законодательства;
- конфиденциальность частных тайн;
- исключается личная заинтересованность, при строгом исполнении необходимых действий по ходу процесса;
- соблюдение служебных, моральных этических правил;
- надлежащее принятие мер.
Обязанности судебного пристава-исполнителя по взысканию долга регламентируются ФЗ №118, согласно которому СПИ обязан:
- качественно, правильно решать вопросы, указанные делопроизводством;
- рассматривать поступающие от сторон заявления, касательно всех вопросов, разъяснять детали, выносить соответствующие распоряжения;
- сообщать ССП о правонарушениях при исполнении поставленных перед специалистами задач;
- взять самоотвод;
- предоставлять выписки, наряду с копиями документов, по заявлениям от участников делопроизводства;
- получать, обрабатывать персональную информацию;
- по законодательству осуществлять необходимые действия в процессе об административных правонарушениях.
Полномочия пристава по взысканию долга строго регламентированы принятыми ФЗ. При работе с исполнительным листом:
- уведомлять стороны на каждом этапе;
- посещать должника в установленные часы (запрещено беспокоить по выходным, праздничным дням);
- взыскивать только на основании соответствующего решения суда;
- арестовывать имущество и/или собственность исключительно в его присутствии;
- предметы (объекты), не подлежащие аресту, конфисковать нельзя;
- предупреждать заранее о возможности и/или намерениях прибегать к строгим мерам по взысканию долга.
Все действия СПИ регламентируются ФЗ №229, согласно которому обязан:
- вызывать участников делопроизводства на прием посредством повестки, телефонного звонка или иным законным методом;
- запрашивать и получать необходимые сведения;
- добиваться разъяснений, требовать справки, любую другую информацию, которая позволит досконально разобраться в каждой конкретной ситуации;
- проводить проверки финансовой деятельности;
- выносить установленные поручения, согласно исполнительному документу;
- при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава, посещать должника с целью исполнения служебных обязанностей;
- накладывать арест на имущество, изымать, оценивать, реализовывать на предмет дальнейшего погашения задолженности;
- объявлять в розыск неплательщика и его собственность;
- рассматривать заявления всех участников процесса;
- накладывать ограничения на выезд должника за границы государства.
При списании средств в счет погашения долга учитывается размер просроченных выплат, но, обычно, не более 50 % от всей суммы, в некоторых случаях, учитывая тяжесть правонарушения, моральных аспектов, нанесенного вреда, списывается до 70%.
Кроме денежных средств, СП наделены полномочиями арестовать недвижимость (исключая единственное жилья должника и его семьи), транспортное средство, банковские счета (в том числе кредитные).
Привлечение к уголовной ответственности за неуплату алиментов
Согласно ст. 389.1 УПК РФ, осужденный или обвинитель могут обжаловать приговор в апелляционном порядке. Как это делается:
- Апелляционная жалоба или представление направляются в вынесший приговор суд (ст. 389.3 УПК РФ).
- Суд извещает стороны делопроизводства о наличии жалобы, передает документы в вышестоящую инстанцию – районный судебный орган.
- Рассмотрение дела производится не позднее 15 дней с момента регистрации жалобы.
- Оформляется постановление об оставлении приговора без изменений или о направлении дела на новое рассмотрение.
Для обжалования судебного приговора в апелляционном порядке отводится 10 календарных дней. Сроки обжалования в кассационной инстанции не устанавливаются.
В целом, процесс привлечения к УО за уклонение от алиментов выглядит так:
- Взыскатель составляет заявление и представляет приставу документы, подтверждающие факт неуплаты.
- Пристав при наличии оснований направляет должнику уведомление о возможных последствиях с требованием погасить долг в течение 30 календарных дней.
- При невыполнении должником требований составляется сообщение, материалы дела передаются дознавателю.
- Дознаватель после ряда процессуальных действий передает дело в прокуратуру.
- Рассмотрение производится в мировом суде.
- В итоге выносится приговор о привлечении к ответственности по ст. 157 УК РФ. Санкции зависят от тяжести преступления. Если оно совершено повторно, применяются наиболее строгие меры, предусмотренные законодательством.
Важно! Если приставу не удается установить нахождение имущества и самого должника, привлечь по ст. 157 УК РФ не получится. Причина – отсутствие возможности уведомления с требованием об уплате долга должным образом. Если алиментообязанный не получит его, но дело будет передано в суд, адвокат с легкостью докажет процессуальное нарушение самим приставом.
Согласно ст. 50 ФЗ №229, взыскатель вправе ходатайствовать о возбуждении уголовного производства. Для этого им составляется заявление, содержащее следующую информацию:
- наименование и адрес ФССП;
- ФИО и должность пристава, которому направляется ходатайство;
- ФИО, адрес регистрации и номер телефона взыскателя;
- ФИО должника, номер ИП;
- основание для возбуждения ИП – судебное решение;
- основания для возникновения ответственности по УК РФ: длительная неуплата алиментов с указанием точного периода, размер задолженности, отсутствие официального трудоустройства должника, увольнение с предыдущего места работы без предупреждения пристава;
- дата составления и подпись.
Если гражданин умышленно скрывается от алиментных обязательств и является злостным неплательщиком, он может быть привлечен к уголовной ответственности в порядке ст. 157 Уголовного кодекса (УК) РФ в виде:
- исправительных работ на срок до 1 года;
- принудительных работ сроком до 1 года;
- ареста до 3 месяцев;
- лишения свободы до 1 года.
Последствия привлечения неплательщика к уголовной ответственности и наличие у него судимости могут оказаться крайне неприятными не только для самого должника, но и для его ребенка: судимость родителя может сделать невозможной службу в госорганах или МВД.
В Уголовном кодексе упоминается об обязательных административных и гражданских мерах воздействия на уклониста, предшествующих уголовным. То есть привлечь должника к уголовной ответственности сразу без применения менее жестких мер воздействия нельзя.
Существует большое количество мер, применяемых к должнику до наступления уголовной ответственности: от аннуляции водительского удостоверения и ареста имущества до запрета на выезд из страны и лишения родительских прав.
Злостное уклонение от уплаты алиментов – могут ли посадить в тюрьму?
Для наступления административной ответственности достаточно совокупности признаков:
- неуплата более 2 месяцев;
- умышленный характер;
- отсутствие реакции на письменные предупреждения ФССП.
Алгоритм привлечения к административной ответственности за неуплату алиментов осуществляется в соответствии с Письмом ФССП от 05.07.2016 №0043/16/60663-СВС и ФЗ №229:
- Пристав-исполнитель в течение 2 месяцев после возбуждения ИП принимает меры принудительного удержания алиментов и выполнения требований исполнительных документов.
- При неуплате свыше 2 месяцев должник вызывается в ФССП для дачи объяснений. При отсутствии уважительных причин оформляется протокол, дело передается в суд.
- Разбирательства производятся в судебном органе в рамках КоАП РФ. Дело подготавливается к рассмотрению согласно ст. 29.1.
- Постановление суда о привлечении к ответственности принимается за 2 месяца с момента поступления документации от приставов. Допускается продление сроков, но не более чем на 1 месяц.
Если в качестве наказания используется административный арест, дело рассматривается в день поступления протокола в суд. При задержании гражданина постановление суда оформляется не позднее 48 часов с момента его задержания.
Исковое заявление в суд вправе подать и сам взыскатель. Для этого необходимо собрать все доказательства неуплаты и действовать следующим образом:
- Заказать у пристава постановление о расчете задолженности. В нем будет отражаться, когда производилась последняя оплата, общий размер долга и период неуплаты.
- Составить иск и подать в мировой суд. В исковых требованиях можно отразить взыскание неустойки – 0,1 % от общей задолженности за каждый день.
- Получить судебное постановление и ИЛ. Дело рассматривается при участии пристава, административные меры применяются сразу же после принятия решения по делу.
Российским законодательством предусмотрены три вида ответственности, которые наступают при неисполнении плательщиком своих обязанностей по выплате алиментов.
1. Гражданско-правовая.
2. Административная.
3. Уголовная.
Эти виды ответственности действуют по нарастающей: от обязанности выплатить сверх долга по алиментам еще и пени за просрочку платежей до реального лишения свободы и родительских прав. Но ни одна из этих ответственностей, сколь бы серьезным ни было наказание, не освобождает плательщика от уплаты всей суммы долга по алиментам, даже если он потерял родительские права в отношении своих детей.
Виды ответственности | Санкции |
Гражданско-правовая | размер пени в 0,5% от суммы образовавшейся задолженности за каждый день просрочки |
Административная | размер пени в 0,5% от суммы образовавшейся задолженности за каждый день просрочки, штраф 1000-2500 рублей |
Уголовная | исправительные работы на любой срок не более одного года, принудительные работы на любой срок не более одного года, арест сроком не более чем три месяца, лишение свободы сроком не более одного года. |
Основным условием наступления любой из этих ответственностей является наличие решения судебного органа по взысканию алиментов (исполнительный документ или судебный приказ).
Также любой из этих видов ответственности в случае невыплаты алиментов можно предусмотреть в добровольном алиментном соглашении, но они не должны идти вразрез с административным или уголовным законодательством.
В основном в соглашениях указываются гражданско-правовые меры воздействия, то есть взыскание пени за просрочку алиментного платежа. Её размер сможет быть установлен по согласованию сторон.
Ответственность банка при предъявлении исполнительного листа непосредственно взыскателем
Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем (ст. 8 Закона об исполнительном производстве). В таком случае исполнительное производство не возбуждается, и денежные средства перечисляются взыскателю банком. В то же время лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, является судебный пристав-исполнитель. Процедура привлечения банка к административной ответственности в случае предъявления исполнительного листа непосредственно взыскателем законодательно не регламентирована. Данный пробел в законодательстве приводит к судебным спорам между взыскателями и судебными приставами-исполнителями.
Судебные приставы-исполнители по этому вопросу полагают, что основания для возбуждения дела об административном производстве отсутствуют, если отсутствует возбужденное исполнительное производство. На этом основании взыскателям отказывают в возбуждении административного производства. Между тем при рассмотрении спора между взыскателем и судебным приставом-исполнителем суды признали такой отказ необоснованным.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Если принять во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, выражается в форме бездействия, указанное правонарушение относится к категории длящихся.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный вывод подтверждается разъяснением, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В одном из дел суд посчитал срок от момента составления протокола об административном правонарушении и, так как срок был пропущен, отказал судебному приставу-исполнителю в удовлетворении требования о привлечении банка к административной ответственности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 N 09АП-3200/2010-АК, 09АП-3774/2010-АК по делу N А40-162611/09-92-1090).
В соответствии с абз. 4 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 и с учетом того, что указанные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Интересным в этой связи представляется дело, рассмотренное ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 12.01.2010 по делу N А03-3141/2009). При первоначальном рассмотрении дела суд вынес решение о привлечении банка к административной ответственности, однако суд кассационной инстанции посчитал, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суд отказал в привлечении к административной ответственности в связи с истечением сроков давности. При этом суд кассационной инстанции опроверг довод пристава о том, что срок не истек, поскольку первоначальное решение вынесено в двухмесячный срок. По мнению суда, на день рассмотрения дела о привлечении банка к административной ответственности сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, истекли.
Выводы. Таким образом, в настоящее время судебные приставы-исполнители не реализовывают свои полномочия, предоставленные Законом об исполнительном производстве и КоАП РФ, по привлечению банков или иных кредитных организаций к административной ответственности за неисполнение требований исполнительных документов в установленный законом срок. Причинами этого являются существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также пробелы в действующем законодательстве, позволяющие судам делать вывод об отсутствии состава административного правонарушения.
Негативные последствия для кредитной организации, не исполнившей решение суда и требования исполнительного документа:
- взыскание с кредитной организации в доход федерального бюджета судебного штрафа на основании ст. 332 АПК РФ (по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя);
- взыскание с кредитной организации в пользу взыскателя убытков (ст. 15 ГК РФ), причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением решения суда и требований, содержащихся в исполнительном документе;
- отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
- привлечение должностных лиц кредитной организации к уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ).
Жалобу не приняли – что делать?
В первую очередь необходимо удостовериться в том, что жалоба составлена правильно. Если сотрудник ФССП отказывается принимать документ, который соответствует всем нормам, можно обратиться к его руководству. В случае повторения ситуации, следует направлять претензию высшему руководству.
Когда подобные действия не помогают, можно обращаться в судебную инстанцию или прокуратуру, дополнительно обжаловав действия сотрудников ФССП. Также может помощь предупреждение об обращении в СМИ. Часто боязнь огласки приводит к тому, что руководители отделений службы приставов обращают внимание на жалобу.
Таким образом, в случае обнаружения нарушений со стороны пристава, гражданин может пожаловаться на его действия. Для этого необходимо составить жалобу и подать ее в одну из инстанций, описанных выше. Ответственность судебных приставов за бездействие или действия, направленные на закрытие дела, может быть уголовной. Образец жалобы, представленный выше, позволит гражданину грамотно составить этот документ и защитить свои права.