2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как можно заметить, размер детских пособий в большинстве случаев зависит от количества детей в семье, а также от их возраста. Кроме пособий по рождению ребенка (детей), как правило, выплачиваются и другие виды детских пособий.

Другие виды детских пособий

К примеру, в Белоруссии выплачивается пособие на ребенка-инвалида до трех лет, единовременное пособие женщинам, которые встали на учет на ранних сроках беременности. В Украине выплачиваются следующие дополнительные детские пособия: по беременности и родам, при усыновлении детей, а также пособия одиноким родителям.

В Германии к дополнительным детским пособиям можно отнести: пособия одиноким родителям, бабушкам и дедушкам, воспитывающим внуков, пособия приемным родителям, опекунам и попечителям, пособия детям-инвалидам до 25 лет.

Во Франции есть пособие на оплату услуг няни, семьям с детьми предоставляются налоговые льготы, скидки на пользование транспортом и проживание в местах отдыха. В Великобритании выплачивают пособие на попечительство или опекунство и пособия на детей-инвалидов. Власти Швеции кроме обычных детских пособий выплачивают семьям с детьми пособия на жилье и производят доплаты за многодетность (если в семье более одного ребенка).

В Китае выплачиваются пособия детям-сиротам. В Японии многодетные семьи имеют право получить скидки в магазинах.

Остров Андикитира, Греция

По словам мэра Антикитеры Андреаса Хархалакиса, большинству из коренных жителей более 70 лет, что может привести к опустошению острова.

Был организован проект, который существует уже много лет. Счастливчикам, которых выбирали для программы, предоставляли дом, участок земли, на котором можно заниматься сельским хозяйством или начать бизнес, а также ежемесячную стипендию.

В рамках проекта, направленного на увеличение численности населения острова, программа предлагает новым жителям ежемесячную стипендию в размере 500 евро (около 32 000 рублей), которая будет выплачиваться первые три года.

Одна семья уже переехала в Антикитеру из Афин, что привело к открытию школы на острове для их троих детей. Школа ранее была закрыта в течение 27 лет.

Серьезные проблемы с перенаселением испытывают страны, численность которых близка или превышает миллиард человек. В Китае сейчас продивает свыше 1,3 млрд человек. Это значит, плотность составляет ок. 140 чел./км2.

Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья — один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.

Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.

В 2016 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Как отметил директор Национальной комиссии по вопросам здравоохранения и планирования семьи КНР Ван Пэйань, пройдет по крайней мере 20−30 лет до того момента, как программу решат прикрыть.

Стоит отметить, что у такой политики есть еще одна брешь — контроль за рождаемостью может привести к общему старению населения, но, по словам Пэйаня, основная задача КНР заключается не в увеличении количества рабочей силы, а в улучшении ее качества.

Предварительный просмотр:

Радости и невзгоды многодетной семьи (социально-экономические проблемы многодетных семей в странах разного типа на примере России, Франции и Китая).

Семья начинается с детей.

Понятие «многодетная семья» не имеет единого значения. Каждая страна сама определяет социальный статус такой семьи, с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития региона. Снижение численности населения вредит социальной стабильности в обществе и развитию экономики, поэтому большинство государств оказывают поддержку многодетным семьям.

Безусловно, в данной работе невозможно рассмотреть и сравнить все страны, поэтому я выбрала 2 страны, относительно похожие между собой, и одну страну, отличающуюся от них.

Рождаемость, ‰ (число рожденных на 1000 человек)

(число смертных на 1000 человек)

Россия— государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население на 2012 год составляет 143 млн человек, это девятое место в мире по количеству населения. Территория — 17 098 246 км², это первое место в мире.

Начиная с 1965 года уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости по данным за 2011 год составляет 1,606; тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11—2,15. Наиболее быстрое падение рождаемости происходило в 1930-е и 1940-е годы. В 1950-х — 60-х годах сформировался современный режим воспроизводства населения, то есть переход большей части населения России к малодетной семье.

Всего в России около 50 млн. семей, из них многодетных — всего 6-9 % (по разным источникам), причем по большей части (более 70% многодетных семей) это семьи с тремя детьми. Семей же с большим количеством детей крайне мало.

Итак, как именно может государство влиять на рождаемость? Следить лично за каждой семьей? Конечно, нет. Все существующие сейчас методы повышения уровня рождаемости можно условно разделить по трем основным направлениям

1. проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам контрацепции и вреде абортов;

2. экономическое поощрение семей (или женщин) к рождению детей, например: снижение налогов для них, предоставление им декретных отпусков и отпусков по уходу за ребенком, различные пособия, льготы и так далее;

3. пропаганда определенных семейных ценностей, социальных ролей и так далее.

Еще одна страна, также стремящаяся к увеличению прироста населения и, по-моему, достаточно в этом преуспевшая — Франция. Территория: 674 685 км²/547 030 км². Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции.

По численности населения государство занимает 20-е место. Плотность населения во Франции — 116 человек/км². Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе — 2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста.

Несмотря на эти показания, во Франции чаще всего многодетная семья — это 3 ребенка. Очень редко можно встретить семью, где 1 ребенок.

Политика Франции пытается поддержать многодетные семьи, хоть у них и нет большого количества льгот, как в России, но у них качественные недорогие продукты, бесплатное хорошее образование ( практически ни у кого из детей нет репетиторов), французы не платят за лекарства (они их получают бесплатно по страховому полюсу), хорошие зарплаты, которых хватает на все расходы, семьи с 4 детьми практически не платят налогов (с рождением каждого ребенка ощутимо уменьшаются налоги), и другое. В этой стране дети не являются брошенными – родители приходят домой уже в 16-17 часов и проводят время с детьми, в семье. Следуя из личного опыта, могу заметить, что все французские семьи ужинают вместе, чаще всего в 20 часов. Согласно статистике, французский мужчина тратит всего 1 час 50 минут в день на домашние заботы и общение с детьми, женщина – почти 3,5 часа. В среднем работающая француженка занимается домом и детьми 16 часов в неделю.

Отношение Франции к многодетным семьям, к воспитанию детей можно назвать образцовыми. Свежий чистый воздух, благоприятный климат, хорошие условия, поддержка государства – все, что нужно для здоровой семьи.

Абсолютно противоположная ситуация в Китае.

Китайская Народная Республика— государство в Восточной Азии.

Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

При населении более чем 1,3 миллиарда человек КПК очень озабочена приростом населения в КНР и пытается осуществить строгую политику планирования семьи. Её результаты довольно противоречивы.

Цель правительства — один ребёнок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Гибкая политика проводится и в сельских районах, где у семьи может быть второй ребёнок, если первый является девочкой или имеет физические отклонения. Цель правительства состоит в том, чтобы стабилизировать прирост населения в начале XXI столетия.

Политике, проводимой государством, сопротивляются, особенно в сельских районах, из-за большой потребности в рабочей силе и традиционного предпочтения мальчикам (которые могут со временем стать наследниками).Официальная правительственная политика выступает против стерилизации и абортов, но на деле местные власти практикуют такой способ ограничения рождаемости, так как они сталкиваются с большими штрафами в случае провала попытки обуздать прирост населения.

Прочитав статью в газете, я узнала что только в 2010 году во власти южных провинций Китая начали кампанию по стерилизации около 10.000 человек в рамках жестких мер, предъявляемых к родителям, которые нарушают государственную программу планирования семьи. Это происходит по сей день, особенно это касается мужчин (Вазэктомия).

Как мы видим, отношение различных стран к многодетным семьям, к приросту населения (демографии) очень различны, иногда просто противоположны. Но дети – наше будущее. Будущее наших стран. Будущее нашей планеты. Очень важно закладывать в них всё самое лучшее, доброе. Они должны расти в атмосфере любви, понимания. А где они смогут это получить, как не общаясь со своими любящими родителями, сестрами и братьями в многодетных семьях… А семья, как ячейка общества, является неотделимой составной частью этого общества.

В Чехии самые интересные льготы. Здесь не просто выдают деньги, а уменьшают пенсионный возраст для матерей. Чем больше детей родила женщина, тем раньше она выйдет на пенсию.

Все статьи вместе на нашем сайте! Наш канал в Telegram.

Читайте также:  Как получить гражданство квалифицированным специалистам

Библиографическое описание: Арзамаскина Е.В. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) — Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 –С.19-20

В настоящее время в развитых странах вопросы совершенствования семейной политики находятся в центре внимания и модели реформирования зависят, в большей степени, от характера системы поддержки семей. Многодетные семьи характеризуются наиболее высокими социальными рисками и требуют большей поддержки в условиях социальной и экономической нестабильности. Опыт, накопленный государствами в поиске эффективных государственных мер по социальной поддержке многодетных семей анализируется в данной статье.

Обращаясь к зарубежному опыту социальной помощи многодетным, отметим, что в странах Запада и США, как и в России многодетной считается семья с 3 и более детьми. Тщательный анализ показывает, что и в этих странах не каждая такая семья имеет право на поддержку и субсидирование.

Франция, являющаяся страной с самой высокой рождаемостью в Европе, позиционирует себя наиболее благополучной в отношении поддержки многодетных семей. В ней в 1921 году была создана государственная программа «Большая семья», согласно которой многодетным семьям предоставляются налоговые льготы и субсидирование. С каждым последующим рожденным ребенком уменьшается налоговая база и итоговая сумма налогов, подлежащих уплате, семьи с 4-мя детьми и более налоги практически не оплачивают[1]. Льготное налогообложение как форма поддержки семей с детьми отмечается и в политике РФ, однако в России эта мера не приносит семьям ощутимого прироста доходов: суммарный налоговый вычет для работающего родителя с одним-тремя детьми сейчас ниже прожиточного минимума.[2]

Аналогичная система существует и в Германии — в многодетных семьях за рождение каждого ребёнка мать получает дополнительный налоговый бонус, согласно закону “О подоходном налоге”. Помимо детского пособия до 2 лет, установлены выплаты для многодетных, выплачивающиеся до достижения ребенком 27 лет, если ребенок живет с родителями и не трудоустроен, такая же ситуация имеет место быть в Австрии. Россия, в этой связи, представляет собой страну с более печальной статистикой.

Законодательством европейских стран, как и России, предусмотрено прогрессивное пособие многодетным, однако отмечается обратная ситуация, например, в Великобритании, где повышенный размер пособия выплачивается только на первого ребёнка, а с каждым последующим уменьшается наполовину.

Широко развитую жилищную политику в адрес многодетных семей можно увидеть в Белоруссии. Там, многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий в виде льготных банковских кредитов в размере 95% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья и 5-процентная одноразовая безвозмездная субсидия. Семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей, после завершения строительства оказывается поддержка в погашении кредита – 30% от стоимости жилья, 4 детей – 50%, а 5 и более – 100%.

В Чехии тоже отмечается такое преимущество как снижение пенсионного возраста матери, то есть каждый родившийся ребенок уменьшает на год ее возраст, с наступлением которого возникает право на получение пенсии.

Однако не все государства придерживаются активной политики в адрес многодетных семей. Обратную сторону медали демографии мы видим, например, в Индии, Китае, частично – в Великобритании, Финляндии и других странах мира, где уровень рождаемости превышает норму.

Финляндия является страной, где многодетные семьи не имеют право на различного рода льготы, однако им выдаются определённые пособия как, например, пакет для новорожденного, содержащий всё необходимое для первого года жизни ребёнка.

В США система господдержки многодетных семей, как таковая, отсутствует и для них установлены только основные гарантии : налоговые льготы и субсидии, бесплатные школьные обеды, продовольственные талоны, субсидии на коммунальные услуги и аренду жилья, содействие в получении общего образования, бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях, юридическая и психологическая помощь семьям. При этом право на льготы зачастую имеют только малообеспеченные семьи, так как социальная политика США обусловлена презумпцией того, что создающий семью американец должен обеспечивать ее самостоятельно.

Очевидно, активная политика в адрес поддержки многодетных семей в большинстве европейских государств, развитость мер налоговой, жилищной и материальной помощи несомненно являются более результативными и заслуживают особого внимания с целью поиска наилучших необходимых путей реформирования системы поддержки многодетных семей в России с опорой на опыт этих стран.

Государственная поддержка семей: российский и мировой опыт

Не существует никакого изолированного «государства», прилетевшего с планеты Нибиру для того, чтобы принести аборигенам знания, опеку и антибиотики. Оно лишь перераспределяет существующие ресурсы, а не владеет ими. Ошибочно и мнение, что «кубышку» нашей страны формирует исключительно экспорт недр — нефти и газа. В России уже давно существует экономика услуг, что делает человека основными источником пополнения ВВП, а выплачиваемые налоги — огромной частью доходной части бюджета, особенно в крупных городах.

В этом мы не одиноки — экономика будущего будет исчисляться не количеством смартфонов и тракторов на душу населения, а теми благами, что может производит и потребляет гражданин. И это делает человека важнейшим ресурсом для государства, а не потенциальным иждивенцем, который понарожает детей и начинает просить поддержки, мешая родной стране обновлять бронетанковый парк.

Основная программа социальной помощи

На сегодняшний день (с 1996 года) в США действует общегосударственная программа Временная помощь нуждающимся семьям, куда входят, в том числе, и семьи с детьми. Получателями выплат являются дети, оставшиеся без родителей, дети, живущие в других семьях у родственников, а также семьи с доходами ниже установленного уровня. Причем такой уровень определяется властями штатов самостоятельно и может существенно отличаться. Обязательным условием также является трудоустройство одного из родителей в течение двух лет после назначения пособия. Родителям-одиночкам установлены предельные нормы работы в неделю, а властям штатов на местах предписано оказывать всяческую поддержку в вопросах трудоустройства получателей этих выплат.

В адрес штатов федеральное правительство перечисляет гранты на реализацию данной программы, а Управление по делам детей и семей Министерства здравоохранения США контролирует расходование средств.

Серьезные проблемы с перенаселением испытывают страны, численность которых близка или превышает миллиард человек. В Китае сейчас продивает свыше 1,3 млрд человек. Это значит, плотность составляет ок. 140 чел./км2.

Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья — один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.

Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.

В 2016 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Как отметил директор Национальной комиссии по вопросам здравоохранения и планирования семьи КНР Ван Пэйань, пройдет по крайней мере 20−30 лет до того момента, как программу решат прикрыть.

Стоит отметить, что у такой политики есть еще одна брешь — контроль за рождаемостью может привести к общему старению населения, но, по словам Пэйаня, основная задача КНР заключается не в увеличении количества рабочей силы, а в улучшении ее качества.

Государственная Поддержка Молодой Семье В Странах Европы

Столь низкий уровень рождаемости является предметом беспокойства самого общества и его политических сил. Собственно, рождаемость можно назвать стратегическим фактором развития любой станы, поскольку уровень рождаемости вместе с уровнем смертности определяют колебание численности населения страны. А численность населения – это и есть один из важнейших факторов благополучия страны. Малая численность – это постоянная угроза от соседей, а также потенциальные экономические проблемы внутри страны. Слишком большая численность может привести к нехватке ресурсов, ограниченных внутри страны.

Один из наиболее действенных инструментов воздействия на уровень рождаемости – это семейная политика, поддержка семей с детьми. Семейная политика заметно отличается от страны к стране. В некоторых странах она существует с давних пор и постоянно эволюционирует, адаптируясь к новым проблемам, встающим перед семьями. В других странах она относительно новая и все еще представляет собой набор социальных мер, не связанных между собой.

Дипломная работа: Социальная помощь молодой семье в условиях экономического кризиса

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери) [51] .

Анализируя полученные данные, можно сказать, что большинство семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, покупку средств бытовой химии, покупку одежды, оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, оплату транспортных услуг. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей может позволить себе тратить основную часть семейного бюджета на погашение кредита, на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля, на семейный отдых и материальную помощь родителям. Полученные результаты демонстрируют достаточно низкий качественный уровень жизни молодых семей, позволяющий удовлетворить только основные базовые потребности.

Опыт поддержки многодетных семей за рубежом

Чемпионами по демографическому стимулированию населения являются скандинавские страны. Коэффициент фертильности (отношения числа рожденных детей к числу женщин) в Норвегии составляет примерно 1,8.

И такой показатель им удается удерживать далеко не первый год. При этом роль мигрантов в процессе невелика, поскольку рождаемость в наиболее насыщенных приезжими регионах близка к средним значениям по стране.

Активная демографическая политика проводится в Норвегии с 2000-х. Матери, ходившие на работу до рождения ребенка, в течение последующих 42 недель начали получать полное возмещение зарплаты. В качестве альтернативы им предлагают 80% от оклада, но на протяжении года.

В Норвегии предусмотрены также декретные отпуска для мужчин. Таким образом отцы могут больше времени проводить с супругами и детьми.

Немногие знают, но такая программа существует и в России. Глава семьи точно так же может получать льготы, но тут действуют строгие ограничения: пособие отца составляет 40% от заработка, но общая сумма не может превышать 17 990 рублей.

Читайте также:  Доплата к пенсии северянам в 2023 году

Интересный пример демографического регулирования демонстрируют США. Властям удалось увеличить уровень рождаемости без прямого вмешательства в дела семьи.

В 2011 году рождаемость достигла рекордно низких показателей за 90 лет: на свет появилось порядка 3,95 млн детей, то есть 63 ребенка на 1000 женщин. В качестве причин назывались как экономический кризис, так и тот факт, что иммигранты начали рожать меньше детей. За шесть последующих лет общая численность выросла с 311 млн до 325 млн человек.

В США созданы весьма благоприятные условия для привлечения иммиграционного потока, не говоря уже о социальной поддержке, оказываемой особо нуждающимся гражданам. Социальная и экономическая политика государства привела к тому, что продолжительность жизни в стране увеличилась до 78,4 года, что на семь лет превышает среднее значение в мире.

Важную роль играет также система льгот, предоставляемая организациями. У многих крупных компаний есть программы поддержки семьи: будущим отцам и матерям предоставляют оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам, позволяют адаптировать под себя рабочие графики и оплачивают дошкольные учреждения.

Серьезные проблемы с перенаселением испытывают страны, численность которых близка или превышает миллиард человек. В Китае сейчас продивает свыше 1,3 млрд человек. Это значит, плотность составляет ок. 140 чел./км2.

Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья — один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.

Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.

В 2023 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Как отметил директор Национальной комиссии по вопросам здравоохранения и планирования семьи КНР Ван Пэйань, пройдет по крайней мере 20−30 лет до того момента, как программу решат прикрыть.

Стоит отметить, что у такой политики есть еще одна брешь — контроль за рождаемостью может привести к общему старению населения, но, по словам Пэйаня, основная задача КНР заключается не в увеличении количества рабочей силы, а в улучшении ее качества.

Один из наиболее жестких способов регулирования рождаемости был осуществлен в Индии. В 1976 году премьер-министр Индира Ганди одобрила массовую стерилизацию женщин и аборты для матерей с двумя или тремя детьми.

Тех, кто отказывался проходить процедуру взамен на денежное вознаграждение, принудительно отправляли на операцию. Система поощрений работала также в пользу информаторов, которые сообщали властям о многодетных семьях.

В итоге за год было стерилизовано около 8 млн мужчин и женщин.

Сфера социальной работы, в том числе такое ее направление, как под­держки семьи, является объектом пристального внимания многих зару­бежных государств. В данном виде деятельности ими накоплен значи­тельный опыт. Особенно много сде­лано и сфере защиты семьи в разви­тых странах Европы, Азии, Америки. Иностранный опыт в области семей­ной политики можно и нужно исполь­зовать в России. В то же время, учиты­вая специфику нашей страны, целе­сообразно применять на практике те зарубежные достижения, кото­рые наиболее подходят к российским условиям. Дифференцированный подход позволит значительно повы­сить эффективность иностранного опыта социальной поддержки семьи, используемого в России.

Согласно известному высказыванию, «семья-это ячейка обще­ства». В данной фразе обозначены роль и место семьи в сооб­ществах людей, неразрывная связь процессии, происходящих как в обществе, так и во множестве составляющих его «ячеек». Экономическая нестабильность общества приводит к росту про­блем в семьях, особенно малообеспеченных. Но это лишь одна сто­рона медали, а есть и другая. Кризис семьи, семейных отношений в свою очередь приводит к кризису общества. Именно поэтому поддержка семьи является одним из важнейших направлений в сфере социальной работы зарубежных государств. Характер взаимоотношений между семьей и обществом определяет их цели в данной области. Как нам представляется, наиболее важ­ная цель-это поддержание общественной стабильности путем укрепления института семьи. Задачи систем защиты семьи опре­деляются конкретными условиями, существующими в каждой отдельно взятой стране: экономическими, социальными, демо­графическими и т. д. Так, во многих странах Западной Европы наблюдаются процессы снижения рождаемости, старения насе­ления и сокращения его численности. В этом случае наиболее актуальны мероприятия, направленные на поддержку молодых и многодетных семей, а также одиноких матерей (в ряде стран-и одиноких отцов). В то же время в Индии, Китае и ряде других государств демографическая ситуация совершенно иная: числен­ность населения стремительно растет. Поэтому здесь в качестве первоочередных задач выступают такие, как укрепление мате­риального положения семей, повышение их жизненного уровня, а самое главное-снижение рождаемости. В целом представля­ется возможным выделить ряд задач, на решение которых ори­ентированы системы социальной поддержки семей в зарубеж­ных странах. Это, например:

    регулирование рождаемости, ее стимулирование (или, напротив, предупреждение);

    защита детей, особенно в бедных семьях; регулирование семейных ролей родителей;

    защита материнства (здесь особенно важно такое направ­ление, как поддержка одиноких матерей);

    помощь семьям с детьми, страдающими разного рода заболеваниями; предоставление семьям права выбора формы воспитания и т. д.

Спецификой семьи как общественного института объясняется многообразие форм ее социальной защиты. Можно выделить несколько направлений, по которым строится помощь семье за рубежом. Первое направление -это материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье. Первое из перечисленных направлений включает в себя:

    денежные пособия (семейные, одиноким матерям, детям-инвалидам, на воспитание малолетних детей и др.);

    льготы по налогообложению в зависимости от матери­ального положения семьи или количества в ней детей;

    специальные пособия в денежной или натуральной форме для членов семей в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств и ряд иных мер.

Второе направление социальной защиты семьи представлено различными льготами, освобождающими родителей на опреде­ленное время от всех забот, кроме воспитания детей. В данную группу входят оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до опре­деленного возраста, по уходу за больным ребенком и т. п. Сюда же относятся гибкие графики работы, позволяющие родителям совмещать производственную деятельность и уход за ребенком. Подобные формы помощи дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, положительно влияют на гармоничное развитие взаимоотношений в семье.

Третье направление в области поддержки семьи представ­лено услугами, направленными на обеспечение благоприят­ного психологического климата в ней, улучшение психического здоровья отдельных ее членов. Здесь можно отметить такие формы помощи, как:

    согласование семейных споров;

    борьба с насилием в семье, психологическая реабилита­ция жертв семейного насилия;

    психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами и др.

Степень развития систем поддержки семьи зависит от реаль­ных условий и особенностей той или иной страны. Вьетнамский исследователь Чан Ван Зунг выделяет четыре группы запад­ноевропейских стран, различающихся по формам устройства данных систем. Первая группа характеризуется доминиро­ванием страховых принципов. Здесь размеры выплат и посо­бий зависят от индивидуальных страховых взносов. Однако расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия

составляют исключение-в основном их берет на себя государ­ство. В эту группу стран входят Германия, Франция. Бельгия, Люксембург, частично-Нидерланды и Италия.

Во второй группе стран финансирование социальных нужд осуществляется в основном из налоговых фондов. Здесь социаль­ная защита в меньшей степени зависит от страховых накопле­ний, значительная роль в ее финансировании принадлежит госу­дарству. Поэтому социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Однако если на выплаты может претендовать каждый гражданин, то пособия выдаются далеко не всем, лишь после рассмотрения положения нуждающихся. Таким образом, в данной системе используется адресный подход. К этой группе стран относятся Великобритания, Дания, Ирландия.

В третью группу стран входят Нидерланды и Италия, в кото­рых существует система социальной защиты, представляющая собой синтез двух первых. При этом в Италии государство не берет на себя обязательств по выплате гарантированного соци­ального минимума доходов, т. е. для граждан этой страны велик риск впасть в нужду. Однако семейные пособия и отпуска для матерей здесь довольно распространены. В Нидерландах же существует высокоразвитая система соцзащиты, охватываю­щая практически всех жителей.

Наконец, к четвертой группе стран исследователь отно­сит Испанию, Португалию и Грецию, где системы социальной поддержки находятся, как он отмечает, в «зачаточном состо­янии». Это не значит, что семейная политика здесь не раз­работана, но по многим параметрам она уступает системам защиты семьи государств, рассмотренных выше. Хотя при­веденная классификация охватывает лишь страны Западной Европы, она также верна и для государств Восточной Европы, Азии, Америки и т. д.

Особенностями и возможностями каждой страны опреде­ляется количество средств, выделяемых для поддержки семьи. В начале 90-х годов такие государства, как Греция, Италия, Португалия, Испания тратили на помощь семье менее 1% своего валового национального продукта (ВНП). В то же время Германия и Нидерланды выделяли на эти нужды от 1,5 до 2% ВНП, а дру­гие западноевропейские государства-более 2% ВНП.

Поскольку снижение рождаемости-тенденция, общая для многих стран Западной Европы, здесь активно ищут пути выхода из кризиса. Так, увеличиваются пособия на каждого рожденного ребенка, появляются новые льготы для неполных и многодетных семей. Таким образом, финансирование систем защиты семьи в перечисленных выше странах увеличивается. В то же время ряд зарубежных государств не имеют возмож­ности увеличить помощь семье, а некоторые страны, особенно относящиеся к «третьему миру», и вовсе не считают оказание такого вида помощи своей первоочередной задачей.

Еще одна тенденция в области социального обеспечения-по­пытки реформировать систему соцзащиты, снизить количество выплат и пособий. Подобные меры касаются и сферы защиты семьи. Германский исследователь Х.-В. Зинн в своей статье «Германия нуждается в реформах» указывает, что социаль­ная помощь подавляет в немцах желание трудиться. Немецкая семья получает в год до 30 тыс. марок пособий, а когда кто-нибудь из ее членов устраивается на работу, то социальная помощь часто сокращается по отношению к доходам в про­порции 1:1. Следовательно, заключает автор статьи, необхо­димо ограничить социальную помощь случаями действитель­ной нетрудоспособности. Разумеется, результатом проведения подобной реформы станет значительное уменьшение количе­ства средств, выделяемых на помощь семье.

Читайте также:  Что входит в полис ОМС по стоматологии в 2023 году

Суммируя вышеизложенное, отметим, что во многих зарубеж­ных странах четко определены цели и задачи систем помощи семье, в соответствии с которыми предпринимаются конкрет­ные действия. Меры поддержки семьи включают в себя как материальную помощь, так и услуги психо-реабилитационного характера. В то же время в ряде зарубежных стран наблюда­ется стремление избавить граждан от постоянной опеки, сти­мулировать их усилия в сфере трудовой деятельности.

Различия между развитым странами в уровне рождаемости — среднем числе рождений на одну женщину — иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща .

Семейная политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода — они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

Национальный менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

Принципы, факторы и риски финансовой поддержки материнства

Вместе с тем в перечисленных работах не освещены вопросы, касающиеся финансовой архитектуры, обслуживающей систему финансового обеспечения поддержки материнства; оценки влияния внешних и внутренних факторов на функционирование системы финансового обеспечения поддержки материнства; алгоритма проведения оценки эффективности системы финансового обеспечения поддержки материнства; оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства как многоуровневой и взаимозависимой системы.

Статьи, опубликованные в периодической литературе, можно разделить на следующие группы согласно поставленной в них проблематике: роль государства в системе социальной поддержки населения ; теоретические аспекты социальной политики государства ; анализ статистических данных демографической ситуации в Российской Федерации ; исторические аспекты функционирования государственного финансового обеспечения материнства ; развитие системы государственной финансовой поддержки материнства в современной России ; анализ проблем, возникающих перед женщинами, из-за неразвитости социальной инфраструктуры ; разбор возможных проблем, решение которых может вызвать значительное увеличение рождаемости ; вопросы социальной ответственности частного сектора экономики ; рассмотрение существующей системы государственной финансовой поддержки материнства, выявление плюсов и минусов этой системы ; анализ государственной финансовой политики в Российской Федерации, выявление проблем и тенденций ; сравнение мероприятий, направленных на повышение рождаемости, проводимых в различных регионах Российской Федерации ; зарубежный опыт финансовой поддержки материнства ; сравнение демографической ситуации в России и мире ; анализ нормативной базы, регулирующей финансовую поддержку материнства в Российской Федерации . Ресурсы сети Интернет, на которых анализируются вопросы финансовой поддержки материнства, подразделяются на следующие группы: актуальные статистические данные, позволяющие анализировать демографические показатели, объемы выделяемых государством средств на реализацию программ поддержки материнства ; зарубежные сайты, содержащие информацию по государственным программам поддержки материнства ; отчеты о реализации государственных мероприятий . Таким образом, анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблем финансового обеспечения материнства позволил сделать следующий вывод: несмотря на то, что этому направлению уделяется значительное внимание в научной и практической литературе, ряд вопросов являются в целом недостаточно изученными и разработанными. Это касается: реализации системного подхода к формированию и развитию финансового обеспечения поддержки материнства, определения факторов и рисков, влияющих на развитие системы финансового обеспечения материнства, разработки методов оценки эффективности системы финансового обеспечения поддержки материнства, обоснования направлений развития финансового обеспечения поддержки материнства.

Необходимость в системности проводимых государством и другими институтами мероприятий обусловлена тем, что предпринимаемые ими действия направлены на разрешение противоречия, которое, по нашему мнению, заключается в следующем: с одной стороны воспроизводство человека определенного качества является общественно необходимым процессом, а с другой стороны – отсутствуют гарантированные источники финансирования этого воспроизводства для значительной части населения.

Исторически ответственность за потомство несет, в первую очередь, семья. При этом, чем ближе общество к натуральному хозяйству, тем более автономна каждая семья в воспроизводственном процессе. Чем выше уровень развития общества, тем выше ответственность общества за реализацию человеческого потенциала каждого гражданина; чем выше затраты на воспроизводство человека, тем более значимы внешние источники финансирования указанных процессов; чем сложнее социально-экономические процессы, протекающие в обществе, тем значительнее должна быть роль государства в регулировании этих процессов, и более сложными и тонкими используемые методы финансового регулирования.

Мы свяжемся с вами в течение 5 минут!

Особо следует отметить, что во многих странах непремен­ным условием получения пособия на рождение ребенка явля­ется посещение матерью врачебной консультации. Подобная практика распространена в Бельгии, Франции, Финляндии и ряде других государств.

Как и Румыния, Болгария вошла в состав Евросоюза в 2007 году, что предоставило гражданам государства равные права с гражданами других стран ЕС. На законодательном уровне в Республике Болгария также действует программа репатриации.

Eva, по поводу ИВЛ как раз молодым чаще всего не дают, дают пациентам со средней тяжестью, тк его реально спасти, молодые поправятся и так, а вот пожилым ИВЛ уже не поможет.

С 2018 года в московских роддомах вручают коробку с вещами для младенца. Эта традиция заимствована из Финляндии.

Как и другие арабские страны в Персидском заливе, Кувейт развивается за счет нефтедобычи. Из доходов страны 10% выделяются в особый фонд будущих поколений: природные запасы ископаемых не бесконечны, и государство инвестирует в рост и образование населения страны.

Мотивация на пополнение количества граждан начинается со свадьбы: жених имеет право на кредит в 240 000 долларов. Погашать его надо ежемесячно, но выплаты фиксированные: около 20 долларов вычитается из зарплаты новобрачного. Понятно, что несколько веков, необходимых для погашения кредита такими темпами, никто не проживет, то есть, по сути, такой кредит — подарок от правительства.

На строительство жилья для создания семьи выделяются кредиты до 1 млн долларов, причем когда нефть дорожает, государство автоматически гасит кредиты населения, частично или полностью.

На само рождение ребёнка денег не выдают, но обеспечивают пополняемый вклад в банке. Изначальная сумма — 3 000 долларов, за счет процентов и пополнений он значительно вырастает к 18 годам, и в новую жизнь подросшие дети вступают уже с личным капиталом.

Поощряется многодетность: при наличии 5 детей на каждого выплачивается 200 долларов ежемесячно вплоть до момента, пока они не начнут работать. А неработающим матерям положены 300 долларов.

Помимо этого ребёнок имеет право на любое образование как в пределах страны, так и в лучших школах и университетах мира: за все заплатит все тот же фонд. При этом стипендия будет в 3 раза выше, чем у других студентов. Ну а если кому-то вдруг требуется медицинская помощь, то все также будет бесплатно. Даже если в самом Кувейте нет необходимого специалиста, пациента транспортируют и вылечат в иностранной клинике без последующих счетов на дом.

Неоднозначны только цифры детской смертности: несмотря на всю поддержку, в Кувейте они довольно высоки и превышают европейский уровень в 3-5 раз. Видимо, поэтому второму и каждому последующему ребёнку по достижении 6 лет государство удваивает количество денег на личном счете до 6 000 долларов. Стимул не только родить, но и вырастить.

В Аргентине есть два фактора, влияющие на размер выплат: зона, к которой относится место проживания семьи, и уровень дохода ячейки общества. Так, беременным и ухаживающим за ребёнком мамам могут выплачивать от 12 до 120 долларов в месяц. Меньше всего получат те, кто лучше всего зарабатывает. А вот если в семье оба родителя — безработные граждане или иностранцы, легально прожившие не менее трех лет, то в месяц можно рассчитывать на 24 доллара пособия на ребёнка или декретного отпуска.

Пособие по родам при этом для всех одинаковое — около 750 долларов, а при усыновлении первичная выплата составит 4 500 долл. Есть и выплаты на компенсацию затрат на «образование», канцтовары для дошколят и учеников, в районе 40 долларов раз в год.

Бонусом страна поддерживает тех, кто только собирается заводить семью: специальная премия для вступающих в брак составляет 1 125 долларов.

Оплачивать расходы на маленького поляка родителям приходится самостоятельно: единовременная выплата при рождении ребёнка составляет около 250 долларов, а ежемесячное пособие до трех лет не превышает 20. Выплаты в отпуске по уходу зависят от зарплаты матери и составляют 80%, сам отпуск длится 12 месяцев. При этом ясли и детские сады платные, хотя по уровню затрат суммы близки скорее российским, а не европейским соседям.

Однако новая программа «500+» позволяет родителям, решающимся на второго и далее ребёнка, рассчитывать на прибавку в 500 злотых (около 145 долларов) ежемесячно вплоть до 18 лет. Что интересно: эта сумма полагается не только гражданам Польши, но и иностранцам не из Евросоюза с видом на временное жительство и семьей на территории страны. Так государство планирует и увеличить рождаемость, и привлечь поток трудовой миграции.

Такое же пособие можно получать и на первого ребёнка, но только в случае, если доход на одного члена семьи не выше 200 долларов. Выплаты не облагаются налогами и индексируются в зависимости от инфляции. Таким образом за 18 лет можно рассчитывать как минимум на 30 тысяч долларов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *