Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка технического состояния АТС (шины и колеса)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схождение (TOE) характеризует ориентацию колес относительно продольной оси автомобиля. Положение каждого колеса может быть определено отдельно от других, и тогда говорят об индивидуальном схождении. Оно представляет собой угол между плоскостью вращения колеса и осью автомобиля при его наблюдении сверху. Суммарное схождение (или просто схождение) колес одной оси, как и следует из названия, представляет собой сумму индивидуальных углов (рисунок 2). Если плоскости вращения колес пересекаются впереди автомобиля, схождение положительное (toe-in), если сзади — отрицательное (toe-out).
4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигнальным прибором и противосолнечными козырьками.
Таблица 10 – Требования к наличию зеркал заднего вида на автотранспортных средствах.
Категория АТС |
Характеристика зеркала |
Класс зеркала |
Число и расположение зеркал на АТС |
Наличие зеркала |
M1, N1 |
Внутреннее |
I |
Одно внутри |
Обязательно только при наличии обзора через него |
Наружное основное |
III или II |
Одно слева |
Обязательно |
|
Одно справа |
Обязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях — допускается |
|||
М2, М3 |
Наружное основное |
II |
Одно справа, одно слева |
Обязательно |
Наружное широкоугольное |
IV |
Одно справа |
Допускается |
|
Наружное бокового обзора |
V* |
|||
N2 (до 7,5 т) |
Наружное основное |
II (или III на одном кронштейне с зеркалом класса IV) |
Одно справа, одно слева |
Обязательно |
Внутреннее |
I |
Одно внутри |
Допускается |
|
Наружное широкоугольное |
IV |
Одно справа |
||
Наружное бокового обзора |
V* |
|||
N2 (св. 7,5 т), N3 |
Наружное основное |
II (или III на одном кронштейне с зеркалом класса IV – только для N2) |
Одно справа, одно слева |
Обязательно |
Наружное широкоугольное |
IV |
Одно справа |
||
Наружное бокового обзора |
V* |
|||
Внутреннее |
I |
Одно внутри |
Допускается |
|
* Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности |
В последнем случае можно говорить о расхождении колес. В регулировочных данных иногда схождение приводится не только в виде угловой, но и линейной величины. Это связано с тем. что о схождении колес также судят по разности расстояний между закраинами ободьев, замеренных на уровне их центров сзади и спереди оси.
Степень допустимого износа
Правилами ПДД по эксплуатации шины установлен допустимый износ протектора до 1,6 мм для летней и до 4 мм для зимней резины. С точки зрения безопасности, на мокром покрытии стертая шина будет слабоуправляема, а если высота водяной пленки повысится, аквапланирование обеспечено. Для собственной безопасности не стоит применять заводские показатели к подержанным шинам, очевидно, что они заметно снижены износом.
Надо помнить, что изначальная высота протектора может быть различной, и если первоначально протектор новой шины составлял 8мм, то для него остаточная глубина в 4мм не является 50% износа, а равна 0% как предельно допустимое значение. Будьте внимательны в свою пользу!
Степень износа в процентах считается от ноля, за который принята минимально допустимая высота протектора.
Если вы покупаете подержанную резину, шансы попасть на брак или ухудшение рабочих качеств довольно высокие: не каждый продавец сознается в неявных недостатках своего товара, если решил его продать. Покупателю, то есть вам, следует быть предельно осторожным и точным в предварительной проверке.
После предварительного осмотра и готовности к покупке есть смысл проверить фактическое состояние шины диагностикой на станции техобслуживания. Там специалисты проведут профессиональный осмотр шины изнутри и снаружи, наденут на диск, проверят удержание давления. Сделают балансировку, проверку на внутренние повреждения, биение, вспучивание. Если испытания на СТО или в шинном центре пройдут удачно, риски неявных повреждений, брака и, как следствие, неудачной покупки, будут существенно снижены.
Настоящийстандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовыеавтомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства),эксплуатируемые на дорогах.
Стандартустанавливает:
-требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств(АТС);
-предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющихна безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
-методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандартне распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленнаяизготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования4.1.1 — 4.1.7, 4.7.13,4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы.
Стандартдолжен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС покритериям безопасности.
Требованиястандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасностидорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраныокружающей среды.
Ктехническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования,устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
ЗарегистрированныеАТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей ипредметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие наобеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам,утвержденным в установленном порядке.
Основныетермины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
КлассификацияАТС по категориям приведена в приложении А.
4.1.1а Рабочуютормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения иустойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательнуютормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам1а, 1б.
Таблица1а — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС приторможении при проверках на роликовых стендах
Наименование показателя | Тормозная система | |||||
рабочая | запасная | стояночная | ||||
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда | с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда | |||||
Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | |||
Удельная тормозная сила | + | — | — | — | + | + |
Относительная разность тормозных сил колес оси | — | + | — | — | — | — |
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам* | + | — | — | — | + | + |
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы. |
4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего видасогласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигнальным прибором ипротивосолнечными козырьками.
Таблица 10 — Требования к наличию зеркал заднего видана автотранспортных средствах
Категория АТС | Характеристика зеркала | Класс зеркала | Число и расположение зеркал на АТС | Наличие зеркала | |
M1, N1 | Внутреннее | I | Одно внутри | Обязательно только при наличии обзора через него | |
Наружное основное | III (или II) | Одно слева | Обязательно | ||
Одно справа | Обязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях — допускается | ||||
м2, м3 | Наружное основное | II | Одно справа, одно слева | Обязательно | |
Наружное широкоугольное | IV | Одно справа | Допускается | ||
Наружное бокового обзора | V* | ||||
N2 (до 7,5 т) | Наружное основное | II (или III на одном кронштейне с зеркалом класса IV) | Одно справа, одно слева | Обязательно | |
Внутреннее | I | Одно внутри | Допускается | ||
Наружное широкоугольное | IV | Одно справа | |||
Наружное бокового обзора | V* | ||||
N2 (св. 7,5 т), N3 | Наружное основное | II (или III на одном кронштейне с зеркалом IV — только для N2) | Одно справа, одно слева | Обязательно | |
Наружное широкоугольное | IV | Одно справа | |||
Наружное бокового обзора | V* | ||||
Внутреннее | I | Одно внутри | Допускается | ||
* Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности. |
📌Срок службы автомобильных шин
Большинство производителей устанавливают максимальный срок эксплуатации, ограниченный десятью годами. Однако данная цифра относительная. Вот основные факторы, влияющие на пригодность автомобильной резины:
- Как хранилась покрышка;
- При каких условиях она эксплуатировалась;
- Естественное старение.
Срок годности – это период, установленный производителем, в течение которого покрышка не теряет своих свойств. Начинается этот промежуток с момента изготовления, а не со дня покупки. Эту информацию можно найти на боковой части шины. Она выглядит в виде четырех цифр. Первые две указывают на неделю, а остальные – на год изготовления.
📌Виды износа шин и их причины
Проблема в некоторых узлах автомобиля может отражаться на состоянии протектора. Этот показатель также иногда сигнализирует о том, что авто неправильно эксплуатируется.
Данная информация поможет определить, что водитель делает не так или когда в машине появляется характерная неисправность. Также она пригодится, если принято решение купить покрышки, бывшие в употреблении. Ниже перечисленные основные виды износа, и о чем они свидетельствуют.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает:
— требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
— предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
— методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1 — 4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)- тяжеловозы.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.
Методика пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС
Д.1 Нормативы тормозного пути Sт (в метрах) для торможений АТС с начальной скоростью n, отличной от указанной в 4.1.1, 4.1.2 нормативной, допускается рассчитывать по формуле
[Д.1]
где n — начальная скорость торможения АТС, км/ч;
jуст — установившееся замедление, м/с2;
А — коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.
Д.2 При пересчетах нормативов тормозного пути Sт следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления jуст для различных категорий АТС, приведенные в таблице Д.1.
Таблица Д.1
Наименование АТС |
Категория АТС (тягач в составе автопоезда) |
Исходные данные для расчета норматива тормозного пути ST АТС в снаряженном состоянии |
|
А |
Jуст, м/с2 |
||
Пассажирские и грузопассажирские автомобили |
м1 |
0,10 |
5,2 |
м2, м3 |
0,15 |
4,5 |
|
Легковые автомобили с прицепом |
м1 |
0,10 |
5,2 |
Грузовые автомобили |
N1, N2, N3 |
0,15 |
4,5 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
N1, N2, N3 |
0,18 |
4,5 |
В информационном указателе «Национальные стандарты» опубликованы поправки:
а) в N 4-2007
к ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки
В каком месте |
Напечатано |
Должно быть |
Пункт 4.7.15 |
Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, — двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне (кузове). АТС для перевозки опасных грузов должны быть оснащены не менее, чем двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 5 л [3]. |
Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, — двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне (кузове). Огнетушители должны соответствовать нормам пожарной безопасности. |
Чем опасна езда на изношенных шинах
Нормы, описанные выше, были закреплены законодательством не зря. Перед тем как их утвердить, были проведены сотни испытаний, после которых и определили, какие колеса в тех или иных условиях будут наиболее эффективны.
Если вы окажетесь на изношенной шипованной резине посреди заснеженной дороги, то при резком торможении ваш транспорт будет продолжать двигаться дальше с прежней скоростью. Кроме того, в подобных экстремальных ситуациях в несколько раз возрастает вероятность заноса.
То же самое относится и к езде в теплую погоду. Если вы едете по сухому асфальту, сцепление автомобиля с дорожным покрытием падает в несколько раз при сильном износе рисунка протектора резины (остаток меньше, чем 1,6 миллиметров). Тормозной путь увеличивается, и вы легко можете попасть в неконтролируемый занос при резком повороте рулевого колеса. Особенно опасна такая ситуация на скользкой дороге, когда сцепление с поверхностью предельно низкое — можно легко потерять управление и вылететь с дороги при проезде даже через неглубокую лужу.
Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»
Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.
Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Почему нельзя допускать сильного износа шин?
Все просто, чем меньше глубина протектора, тем меньше сцепление покрышки с дорогой. Многие из вас слышали про аквапланирование – это поведение колеса при езде по мокрому асфальту, при котором, на определенной скорости, шина поднимается над дорожным полотном. Другими словами – планирует. То есть, между поверхностью дороги и колесом возникает водяной клин, который при повышении скорости автомобиля, сильнее «врезается» под шину.
В такой ситуации машина теряет сцепление и становится неуправляемой. Это равносильно движению по гололеду, куда ни крути руль, авто будет ехать по своей траектории, независимо от вашего желания.
Чем меньше остаточная глубина рисунка шины, тем хуже она выдавливает из-под себя воду и снежную «кашу».
Эффект, подобный аквапланированию, наблюдается при езде по растаявшему снегу, во время оттепели. Снег, подобно воде, вбивается в покрышку и поднимает ее над дорогой. Чем больше скорость, тем медленнее колесо выталкивает снег из ламелей резины и покрышки в целом.
При глубине рисунка протектора шины 4 мм, пятно контакта с поверхностью дороги будет составлять 58%. Чем меньше, тем это значение будет уменьшаться. Значит, сцепные свойства покрышки сойдут на нет. Если протектора осталось 1,6 мм – «лысая резина», то контакт с дорогой при аквапланировании составит менее 16%. Фактически, колесо не будет держаться за асфальт, а автомобиль поедет своим путем.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает:
— требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
— предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
— методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1-4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы) — тяжеловозы.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.
Раздел 1 (Измененная редакция, Изм. N 1).