Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная товарно-транспортная накладная (CMR)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Порядок, правила заполнения ТТН и образец
Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.
Пошаговый инструктаж:
- Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
- В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
- По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
- Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
- Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.
Как правильно оформлять ТТН по образцу
Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.
В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании.
Надо ли возвращать документ
Это такая же бумага, как акт о приемке передаче. Их нужно хранить у двух сторон сделки с подписями их представителей. Они подписываются и возвращаются, поскольку требуются для отчетности и бухучета. А также для удостоверения совершенных действий, что поможет отстаивать при необходимости свои права. Из сказанного выше понятно, что ТТ-накладная формируется в большом количестве различных вариаций. Она нужна для описания отправки и фигурантов. Всем в итоге достается свой экземпляр, на котором ранее расписались остальные действующие лица. Эта первичная документация идет в архив, а до того момента остается под контролем в бухгалтерии.
Мы рассмотрели, из каких разделов состоит и как заполняется товарно транспортная накладная. Если предприятие разработало собственный бланк, то, возможно, предстоит пояснить все его тонкости остальным участникам. Ведь многие до сих пор используют для удобства и достоверности принятый ранее стандартизированный документ.
Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки
Отправитель груза
Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
- Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
- Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
- Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
- Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
- Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
- Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
- Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
- Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
- Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
- Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
- Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
- Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
- Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.
В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
- Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
- Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
- Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
- Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.
Перевозчик груза
Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
- Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
- Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
- Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отс��тствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.
Оговорки могут касаться:
* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
- выполнения погрузки отправителем;
- погодных условий;
- большого количества мест;
- опечатания контейнера;
* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
- отправителем;
- водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя;
б) разгрузка осуществляется:
- получателем;
- водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя.
Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
- Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
- Графа 25 «Регистрационный номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
- Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
- Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.
Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
…
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.
Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.
Нужно ли возвращать документ?
Бумага по форме 1-Т необходима для учета товаров и осуществления расчетов за перевозку покупателю груза и перевозчику. Таким образом, перевозчик должен возвращать заверенный экземпляр накладной после осуществления доставки груза.
После отгрузки товара и подписи бланка ТТН, перевозчик берет ответственность за груз на себя до момента разгрузки товара. Подтверждением того, что товар доставлен, служит подписанная накладная грузополучателем.
В том случае, если подобный документ перевозчик не предоставляет, то это значит, что факт сдачи груза не подтвержден. Впоследствии возникают проблемы. В таком случае, можно предъявить перевозчику претензию на всю сумму товара. Если на выгрузке недостает какого-то количества товара, то ответственность за это несет также перевозчик.
Если ТТН заполнена грузоотправителем в соответствие со всеми требованиями, то законодательство РФ поможет разобраться с возникшими проблемами.
Транспортная накладная с 1 марта 2022 года
Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.
Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех-четырех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы 1–5, 8, 11 и 12. Если нужно, заполняется раздел 6 «Перевозчик».
Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. При наличии договора транспортной экспедиции в качестве грузоотправителя указывается:
- Экспедитор, если он принял груз во владение. Одновременно проставляется отметка «Является экспедитором».
- Заказчик услуг по перевозке (грузовладелец), если экспедитор не принимал груз во владение, в том числе если заказчик перевозки сам погрузил товар.
Если грузоотправителем выступает экспедитор, то заполняется Раздел 1а.
Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза. Дополнительно укажите адрес доставки.
При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 8 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 10 «Выдача груза». Перевозчик заполняет разделы 6–12 транспортной накладной.
Раздел 6 «Перевозчик». Если этот раздел не заполнил грузоотправитель, его заполняет грузоперевозчик. Укажите сведения о себе и реквизиты водителя: Ф. И. О., ИНН, водительское удостоверение, телефон.
Раздел 7 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, совместная собственность супругов, лизинг, аренда или безвозмездное пользование.
Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).
Грузополучатель должен заполнить раздел 10 «Выдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:
- фактические дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
- описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
- массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
- количество грузовых мест.
Если в накладной допустили ошибку, её разрешено исправить прямо в бумажном документе. Алгоритм следующий:
- Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой.
- Вносят правильную запись.
- Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки.
- Заверяют правку подписью с расшифровкой.
Новая форма транспортной накладной отличается от той, которая действовала до 01.03.2022, количеством разделов. Так, по факту старая форма содержит 18 разделов, а новая – 13.
Кроме того, форма, действующая с 1 марта, дополнена разделом «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)». Этот раздел нужно заполнять, если транспортная накладная используется в качестве первичного документа.
Требования к заполнению
Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.
Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:
- данные всех участников сделки;
- сведения о грузе;
- данные о транспортном средстве;
- стоимость грузоперевозки;
- перечень сопроводительных документов.
Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.
Правила заполнения ТН для перевозчика
Далее рассмотрим, как заполнить транспортную накладную (образец для перевозчика).
От компании, занимающейся перевозкой, требуется заполнить разделы с 8 по 11, 13, 15 и 16. Он также подписывается под разделом 6 — подтверждая приём груза и под разделом 7 — подтверждая сдачу.
Раздел 8. Данное поле заполняется информацией, касающейся требований перевозки. Говоря конкретнее, здесь прописываются признаки утраченного груза, размер платы за хранение, санкции за невывоз груза, задержку и прочее. Поле можно оставить пустым, тогда условия будут определяться по общим правилам Устава автомобильного транспорта.
Раздел 9. Здесь заполняется дата приёма заказа, ФИО, должность и подпись принявшего заказ сотрудника.
В разделе 10 прописываются данные о перевозчике (по типу сведений об отправителе): полное название организации или ФИО физлица, ИНН, адрес, контакты. В дополнительной графе — данные водителя.
Правила заполнения ТН для грузополучателя
Получатель груза заполняет малую часть накладной, а именно раздел 7, касающийся приёма товара. В раздел вносится информация о том, :
- когда транспорт прибыл на склад разгрузки и когда покинул его;
- в каком состоянии прибыл груз, есть ли недочёты;
- какая масса груза;
- какое количество грузовых мест он занимает.
Транспортная Накладная Печать Нужна Или Нет 2021
Именно к ней сейчас и относится печать или штамп. Главное, чтобы оттиск не мешал прочтению иных записей в накладной. В тех случаях, когда вместе с товаром требуется отправить какую-либо сопроводительную документацию , водитель обязан ее принять и доставить получателю вместе с грузом. Вопрос: В каких разделах ТТН следует ставить печать и что делать при отсутствии печати у организации. До 13 марта года требовалось проставлять в ТТН наряду с подписью печать перевозчика, печать грузоотправителя, если последний являлся юридическим лицом или ИП.
Указанные реквизиты должны быть заполнены в соответствующем порядке. Перед тем, как начинать погрузку, отправитель должен указать номер документа, дату заполнения и серию о том, что такое номер ТТН и является ли он обязательным реквизитом, вы можете узнать здесь. Теперь в необходимые графы вносятся нужные сведения. Затем, по мере перемещения груза, ставятся подписи ответственных лиц. Процедура оформления ТТН — важный процесс формирования этого документа, требующий определенных знаний. Составляя эту бумагу, водитель доказывает факт перевоза груза.
Правила Заполнения Транспортной Накладной 2021 Нужна Ли Печать Перевозчика
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трёх экземплярах оригиналах , которые предназначены для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Софт поможет оперативно создавать и редактировать документы, используя для этого выборку готовых классификаторов.
Третий экземпляр владелец автотранспорта вместе со счетом за перевозку отправляет плательщику заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортных услуг перевозчика и начисления заработной платы водителю. Товарно-транспортная накладная необходима, когда для перевозки товара стороны нанимают автотранспортную организацию.
Нужна ли печать перевозчика в тн 2021
Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза.
Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять. Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:. В форма транспортной накладной изменилась. С 22 декабря действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом постановление Правительства от Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше.
Где в транспортной накладной ставится печать перевозчика
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из п. 2 той же статьи следует, что если форма первичных учетных документов содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы должны быть составлены по этой форме.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной документации по учету работ в автомобильном транспорте, содержащимся в приложении к постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78), товарно-транспортная накладная (унифицированная форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Транспортный раздел этой накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В силу п. 2 Постановления N 78 ведение первичного учета по форме N 1-Т обязательно для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Реквизиты транспортного раздела накладной в графе «Водитель-экспедитор» содержат место для штампа. Исходя из требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и п. 2 Постановления N 78 в форме N 1-Т должны быть заполнены все реквизиты. Поэтому в соответствующей графе накладной должен быть проставлен оттиск штампа перевозчика.
Однако следует учитывать и то, что правовые отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов, регулируются нормами гражданского законодательства о перевозке грузов.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2022 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), форма и порядок заполнения которой предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2022 N 272.
Таким образом, отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной не означает, что договор перевозки груза не заключен и не исполнен.
По смыслу п.п. 1 и 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, заполнение всех реквизитов документа установленной законодательством формы в совокупности подтверждает реальность того факта хозяйственной деятельности организации, для оформления которого этот документ применяется. Однако отсутствие какого-либо из реквизитов еще не свидетельствует о документальной неподтвержденности соответствующего факта хозяйственной деятельности в принципе. Наличие такого факта может подтверждаться другими реквизитами того же документа или другими документами, составленными в рамках исполнения сторонами договора своих обязательств. Отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной еще не означает, что принятие груза к перевозке и реальность оказания услуг по перевозке груза невозможно подтвердить документально.
Следовательно, если груз фактически был принят перевозчиком и услуги по перевозке оказаны, у сторон договора нет оснований не отражать факт оказания услуг в бухгалтерском учете и у лица, обязанного оплатить услуги перевозчика, нет оснований их не оплачивать даже в случае незаполнения отдельных реквизитов товарно-транспортной накладной.
В правоприменительной практике суды, решая вопрос о правомерности отнесения на расходы стоимости услуг перевозки грузов или правомерности применения грузоотправителем вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленного перевозчиком, обращают внимание не только на отсутствие печати или штампа перевозчика в форме N 1-Т, но и на наличие или отсутствие других доказательств реальности оказания услуг по перевозке грузов.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.12.2022 N Ф09-10096/10-С3 суд, несмотря на ненадлежащее оформление товарно-транспортной накладной, пришел к выводу о том, что исполнение договорных обязательств между налогоплательщиком и перевозчиком по договору перевозки груза носило реальный характер. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.02.2022 N 09АП-143/2022 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 25.05.2022 N КА-А40/4248-09), рассматривая дело, в котором также затрагивался вопрос об отсутствии печати в товарно-транспортной накладной, отметил, что НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения п��ибыли необходимо исходить из того, подтверждаются произведенные налогоплательщиком расходы имеющимися у него документами. Иными словами, условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должна приниматься достоверность представленных налогоплательщиком в подтверждение факта и размера понесенных затрат доказательств, которые подлежат правовой оценке в их совокупности. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.06.2022 N 13АП-3285/2022 обратил внимание на то, что отсутствие отметки перевозчика в товарно-транспортной накладной само по себе не означает, что груз не был отгружен. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2022 N А56-14274/2022 указал, что постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78 не предусмотрено, что незаполнение отдельных граф товарно-транспортной накладной свидетельствует о ее недействительности. Наличие надлежащим образом оформленного договора является достаточным доказательством заключения договора перевозки, в том числе и при наличии отдельных недостатков оформления ТТН. К аналогичным выводам суды приходили и в других случаях (постановления ФАС Поволжского округа от 14.01.2022 по делу N А65-5851/2022, ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2022 N А56-2075/2022).
В тех случаях, когда товарно-транспортная накладная была оформлена ненадлежащим образом и суды приходили к выводу о том, что факт перевозки груза не доказан, они основывались не только на отсутствии печати или штампа перевозчика в этом документе, но и на иных обстоятельствах, имеющих значение в конкретной ситуации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2022 по делу N А78-188/2022, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2022 N А05-10174/03-19, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2022 N 04АП-2144/07).
Таким образом, проставление перевозчиком штампа в транспортном разделе товарно-транспортной накладной обязательно в силу требований законодательства о необходимости заполнения всех реквизитов утвержденных форм документов. Невыполнение этих требований может повлечь за собой предъявление претензий со стороны налоговых органов. Вместе с тем отсутствие этого штампа само по себе не дает оснований для вывода о том, что услуги по перевозке не были оказаны, и, соответственно, не может повлечь за собой неблагоприятных последствий для сторон сделки.
Бланк товарно-транспортной накладной (ТТН) форма 1т
ТТН – это документ-форма товарно-транспортной накладной, необходимой при перемещении товаров и других ценностей при помощи транспортного средства. Заполняется накладная отправителем товаров, но при согласовании между сторонами может заполняться и самим перевозчиком. Данный документ является основной частью для дальнейшего списания грузов у самого отправляющего.
Заполнять бланки необходимо каждый раз по-новому, как только товар будет отправлен на новый рейс. Таким образом, накладная заполняется и для клиента в целом. Если же покупатель пользуется самовывозом, тогда составлять накладную не обязательно. Этот документ имеет основной стандартный бланк, созданный ТТН по форме Т-1, также утвержденный Федеральной службы Государства No 78 от 28.11.1997г (скачать бесплатно бланк товарно-транспортной накладной).