Муниципальный долг в 2023 году что это такое, формы, виды, реструктуризации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальный долг в 2023 году что это такое, формы, виды, реструктуризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, мы рассмотрели понятие, обслуживание, предел муниципального долга. Помимо этого, разобрали категории рефинансирования пролонгации и реструктуризации задолженности, которые выступают в качестве инструментов управления.

Виды реструктуризации задолженности по кредиту

Здесь мы расскажем, что обычно подразумевается под словом «реструктуризация». В это понятие входят:

  • пролонгация кредитного договора. Например, по действующему кредиту вы платите по 10 тыс. рублей; срок — до середины 2022 года. После пролонгации вы будете, скажем, платить по 6 тыс. рублей, но срок продлевается до конца 2023 года. По сути, это и есть истинная реструктуризация;
  • снижение процентной ставки. Банк снижает ставку, и остаток кредита можно будет выплачивать уже по новой ставке. Например, если сейчас вы платите по 15% годовых, то по новому договору будете платить по 12% годовых. Такая услуга больше относится к программам рефинансирования, но может комбинироваться с изменением срока платежей;
  • списание пеней по основному долгу. Банк предлагает списать начисленные ранее пени и иные санкции и тем самым реструктуризировать задолженность. Такие предложения обсуждаются в индивидуальном порядке, когда у человека были серьезные причины не платить — болезнь, ошибочная блокировка его счетов, стихийное бедствие и т.п. На сайте банка вы таких предложений не встретите — нужно обращаться к менеджерам с документами;
  • отсрочка по платежам. Банк утверждает период, в течение которого можно либо совсем не платить, либо вносить только начисленные проценты. Как правило, это 2-3 месяца; в крайнем случае — полгода. И да, банки редко утверждают каникулы с полным отсутствием платежей, должнику придется что-то оплачивать в течение льготного периода. Эта услуга нередко подается отдельно, часто бывает платной и называется «кредитные каникулы».

Заключительные стадии

Четвертый этап является характерным для периода развития РФ по­сле распада СССР. Данная стадия связана с осуществлением мероприятий, надобность которых определяется актуальностью кризисных ситуаций или проблемных долгов. Если правитель­ство не может организовать обслуживание муниципальных долгов и погашать их, то оно начинает переговоры с кредиторами касаемо пересмотра платежных графиков и сроков погашения долговых обязательств. По итогам обсуждения стороны могут принять одно из следующих решений:

  • Отсрочка платежей.
  • Полное или частичное списание долга.
  • Реструктуризации задолженности.
  • Досрочный выкуп обязательств.
  • Осуществление секьюритизации и так далее.

Заключительной стадией является исполнение первоначальных или измененных графиков платежей. Сюда целесообразно отнести погашение и обслуживание муниципальных и государственных долгов внутреннего и внешнего характера.

Что грозит должнику за неисполнение соглашения о реструктуризации

Стороны обязаны точно соблюдать свои обязательство по договорам и соглашениям. Например, предприятие ЖКХ не будет передавать документы на взыскание, если должник будет вовремя вносить платежи по реструктуризации. Если должник нарушит свои обязательства, то наступят следующие последствия:

  • предприятие ЖКХ или управляющая компания подаст заявление на выдачу судебного приказа или на исковое заявление;
  • должнику придется нести дополнительные расходы, в том числе платить пени на просрочку, судебную госпошлину, исполнительский сбор ФССП;
  • в процессе исполнительного производства начнутся удержания с зарплаты и других доходов. А потом последует и реализация имущества.

Предприятие ЖКХ не даст согласие на списание или прощение задолженности. Списать долги по коммунальным услугам можно только через судебное или внесудебное банкротство. Но и этот вариант списания долга УК не признают, увы. Они до последнего вписывают неоплаченный долг в платежные поручения в адрес квартиры.

Преимущества процедуры реструктуризации

Реструктуризация долгов имеет большое количество плюсов для человека, который не способен решить свои финансовые проблемы. В первую очередь, по всем долгам перестают начисляться штрафы. То есть, процент по кредиту в банке не будет увеличиваться, останавливаются и другие санкции.

Все исполнительные производства останавливаются. Приставы не имеют права арестовывать имущество, точно так же, как и списывать средства со счетов. Не применяются и другие ограничения, например, запрет на выезд из страны. По большому счету, вам больше не нужно вообще общаться с представителями Федеральной службы судебных приставов.

Суд также вводит мораторий для кредиторов. Равно как и приставы, те, у кого вы занимали деньги, больше не могут возвращать их за счет списаний с зарплаты, кредиток и других источников дохода.

Все действия кредиторов теперь становятся вам известны заранее. Так, например, свои требования они могут предъявить только на официальном признании вас банкротом. Для этого им нужно точно посчитать сумму долга и предоставить информацию суду заранее.

Прекращаются и дела по судебным производствам в других судах. Это правило вступает в силу только при условии, что вам разрешили реструктуризацию до того, как новое дело было рассмотрено.

Кроме того, есть шанс, что кредиторы добровольно снизят проценты или снимут часть штрафных санкций. Так как требования заемщика предъявляются непосредственно во время заседания в суде, можно воспользоваться положением закона о том, что ставка по кредитам должна равняться рефинансированию. То есть, если вы переплачиваете двадцать процентов, при реструктуризации этот показатель снизится до установленного законом – около десяти процентов.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, изменению условий уже выпушенных займов, опреде­ление условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Цели. Цели управления государственным долгом:

  1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

  2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

  3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

  4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на эконо­мической безопасности страны.

Этапы управления государственным долгом. Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из кото­рых решаются специфические задачи:

  1. осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

  2. формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, нали­чие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по дол­гам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

  3. производится размещение облигаций и регулирование коти­ровок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облига­циям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

  4. характерен для периода развития Российской Федерации по­сле распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правитель­ство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.;

  5. исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государствен­ных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Читайте также:  Могут ли уволить беременную женщину с работы если она на декретном месте

Инструменты по управлению государственным долгом. Осуществляя управление государственным долгом, субъекты (государственные и муниципальные органы) управления используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменений условий займа.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация задолженности, рефинансирование задолженности и пролонгация долга.

Реструктуризация задолженности – один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только процен­ты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Рест­руктуризация задолженности может сопровождаться списанием час­ти суммы основного долга, консолидацией ранее выпушенных дол­говых обязательств.

Консолидация займов – изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обяза­тельств и краткосрочных займов в долгосрочные.

Реструктуризация задолженности используется преимуществен­но как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результа­те реструктуризации появляются дополнительные финансовые ре­сурсы для обеспечения экономического рост�� и погашения государ­ственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к междуна­родным финансовым рынкам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обяза­тельств, составляющих государственный иди муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обяза­тельствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктуризованного долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обяза­тельства в текущем финансовом году, если указанная сумма вклю­чается в общий объем реструктуризованных обязательств.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты (среди инструментов, неиспользуемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) осуществляют досрочные операции по замене одних обяза­тельств на другие с более длительными сроками погашения;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджет­ном законодательстве нет такой формы).

Стратегическое управление государственным долгом. Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным дол­гом. Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление государственным и муниципальным долгом осуществляется:

  • государственным долгом Российской Федерации – Правительст­вом Российской Федерации либо уполномоченным им Мини­стерством финансов Российской Федерации;

  • государственным долгом субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

  • муниципальным долгом – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрации) в соответствии суставом муниципального образования.

Единая система управления государственным долгом Российской Федерации изложена в постановлении Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245.

Долговые обязательства российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Россий­ской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Pecтpyктypизaция ипoтeки — чтo этo знaчит

Pecтpyктypизaция – этo внeceниe измeнeний в ycлoвия cyщecтвyющeгo кpeдитнoгo дoгoвopa. Oбычнo oфopмляeтcя, чтoбы coздaть блaгoпpиятныe ycлoвия для пocлeдyющeгo пoгaшeния дoлгa. Pecтpyктypизaция пpoиcxoдит, ecли финaнcoвoe cocтoяниe зaeмщикa yxyдшaeтcя или ecли бaнк xoчeт yдepжaть xopoшeгo плaтeльщикa и для этoгo cнижaeт cтaвкy пo дeйcтвyющeмy кpeдитy.

Читайте также:  Можно ли сверлить в воскресенье в Беларуси

Пo cyти этo yмeньшeниe плaтeжa, oтcpoчкa или дpyгиe льгoты пo ипoтeчнoмy кpeдитy. Pecтpyктypизaция ипoтeки в 2019 гoдy мoжeт быть peaлизoвaнa нa ocнoвaнии coглaшeния мeждy кpeдитopoм и зaeмщикoм либo нa ocнoвaнии peшeния cyдa, ecли oбcтoятeльcтвa, из кoтopыx cтopoны иcxoдили пpи зaключeнии кpeдитнoгo дoгoвopa для пpиoбpeтeния жилья, cyщecтвeннo измeнилиcь.

Основания прекращения долговых обязательств РФ, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга РФ и ее субъекта, муниципального долга

Правовым нормам, посвященным прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также их списанию с государственного долга посвящена гл. 14 БК РФ.

В соответствии со ст. 98.1 БК РФ, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (или кредитор не совершил действий, определенных условиями обязательства и/или нормативными правовыми актами) в течение трех лет с даты, следующей с даты погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации, то указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации по истечении указанных сроков издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом законодателем установлено, что приведенные выше правила не распространяются на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед ее субъектами и муниципальными образованиями.

Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право признавать досрочно погашенными выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (переоформленные) в полном объеме указанным органом исполнительной власти до наступления даты погашения.

Особые правила законодателем установлены для списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных и погашенных (выкупленных) долговых обязательств.

В статье 105 БК РФ определено понятие реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Что же касается списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации погашенных (выкупленных) долговых обязательств, то данная процедура осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 113 БК РФ.

Так, поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, ее субъекта, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга Российской Федерации уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.

Аналогичные правила (с некоторыми уточнениями) о списании долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации, содержатся во введенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» ст. 99.1, 100.1 БК РФ.

В частности, списание долга оформляется актом уполномоченного органа: либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо местной администрации (в зависимости от того, чьи долговые обязательства списываются — субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Одним из возможных вариантов прекращения государственного или муниципального долга, кроме конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования и аннулирования долга, является реструктуризация.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственных или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Главное предназначение реструктуризации — разрешение проблем, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

При этом сумма расходов на обслуживание реструктуризируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризируемых обязательств.

Реструктуризация долга аналогична такому способу прекращения гражданскоправовых обязательств, как новация.

Согласно п. 1 ст. 414 части первой ГК РФ, обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Статья 818 части второй ГК РФ предусматривает трансформацию новации долга в заемное обязательство: по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством; замена долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (ст. 414 ГК РФ) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (ст. 808 ГК РФ).

Что такое реструктуризация кредита

Реструктуризацией долга называют пересмотр банком условий по кредиту. Задача — снизить финансовую нагрузку заемщика. Процедуру проводят только в отношении просроченных долгов. Идти навстречу клиенту или нет, учреждение решает самостоятельно: закон не регулирует этот момент. Как правило, гражданин может рассчитывать на понимание. Банку проще изменить договор и получить свои деньги позже, чем вообще потерять средства и время из-за судебных разбирательств.

Читайте также:  Как сбежать из России если в розыске

Каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке. Банк вправе принять следующие решения:

  • снизить ставку;
  • отменить часть начисленных процентов;
  • пересмотреть график платежей;
  • дать кредитные каникулы;
  • увеличить срок и тем самым уменьшить размер ежемесячных платежей;
  • сократить сумму долга.

Прежде чем предложить клиенту реструктуризацию, банк попытается вернуть деньги обычными способами: будет звонить, и писать с напоминаниями о взносах, и даже может продать долг коллекторам. Заемщику лучше играть на опережение: самому обратиться в кредитное учреждение и обрисовать ситуацию.

Когда лучше обращаться за реструктуризацией?

Если понимаете, что не оплатите кредит в следующем месяце, сразу идите отделение банка и пишите заявление. Весомые аргументы для банка, которые повлияют на одобрение заявки, следующие.

  • На работе сократили зарплату. Потребуется справка 2-НДФЛ с места работы о заработке.

  • Потеряли работу из-за тяжелой болезни или попали в больницу на длительный срок. Потребуется больничный лист.

  • Уволили с работы и не получается найти новое место, потребуется справка с биржи труда.

  • Получили инвалидность в период оплаты долга по займу — просите банк пойти на уступки.

Уровни реструктуризации

Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.

    Государство. Может потребоваться реструктуризация государственного долга. Касающиеся ее вопросы решаются на международных переговорах, в которых выступают финансовые организации типа МВФ и т.п. В государстве могут объявить дефолт, но не признать банкротом, ведь закон о суверенитете приоритетнее финансовых обязательств: в страну нельзя вторгнуться и распродать за долги. Державы предпринимают возможные и допустимые меры по снижению своих разросшихся долговых обязательств: например, могут разрешить разрабатывать месторождения, передать пакет акций важных государственных предприятий и т.п.
  • Коммерческая структура, банк. Банкротство организации – достаточно долгая и сложная процедура. Кредиторам чаще оказывается выгоднее пойти на реструктуризацию. Кроме того, если у компании еще есть ценные бумаги, легче потерять долю в прибыли, нежели не вернуть долг совсем. Как правило, реструктуризация является частью санационных процедур, которые могут быть организованы в качестве профилактики банкротства Банком России или Агентством по страхованию вкладов.
  • Индивидуальные заемщики. В этом случае договариваться о реструктуризации придется непосредственно с банком, выдавшим кредит. Финансовые организации также стремятся максимально сохранить свою прибыль, получив часть денег или продлив время выплат, чем вовсе лишиться своих средств, да еще и потратить время на судебные иски. Банки, как правило, не соглашаются уменьшить «тело» кредита, но могут «скостить» проценты или пени, а также пролонгировать срок выплат.
  • Виды реструктуризации кредита

    Реструктуризация долга по кредиту бывает разных типов. Соответственно, каждый из них подходит под свой конкретный случай. Порядок оформления реструктуризации долга по кредиту зависит от обстоятельств обращения самого клиента банка. Заемщик получает на выбор ряд опций по финансовым операциям, и лучше предварительно узнать, что каждая из дефиниций означает.

    Воздействие возможно как на срок выплат по долговым обязательствам, так и на размер процентной ставки, начисляемой на тело займа. Существуют так называемые радикальные методы, как, например, списание неустойки, которая доступна не каждому заемщику в затруднительном положении. Мы рассмотрим все типы реструктуризации детально и укажем все риски и преимущества каждого, чтобы можно было выбрать действительно оптимальный вариант.

    Российская Федерация получила ВД в наследство, доставшееся после СССР. Исключая Украину, все бывшие республики доверили РФ обслуживать свои внешние госдолги, общая сумма которых на 1993 год достигала порядка семидесяти миллиардов долларов. Достаточно затруднительным представлялось погасить его максимально быстро, особенно при условии значительного сокращения валютной экспортной выручки. По итогам, страна могла каждый год погашать не более, чем 2,5 млрд.

    ВД условно делится на:

    • займы от международных компаний (64%);
    • реструктурированные долги СССР;
    • кредиты от банков и организаций России (9 и 12,5% соответственно);
    • облигации в валюте (6%);
    • еврооблигации (8%);
    • субфедеральные ссуды (1%).

    Сентябрь 1997 – Правительство РФ подписало во Франции Меморандум по взаимопониманию, посредством которого произошло оформление факта присоединения к Парижскому клубу, как следствие страна получила равные права с остальными участниками. Это стало очередным шагом по интеграции нашего государства в международной финансовой системе.

    Пик расчетов погашения задолженности приходится на период 1999 – 2001, что было вызвано наложением новых долгов на старые, еще с советских времен. Полный расчет по ним произошел в 2006, при общем расходе в размере 23,7 млрд. долларов.

    Образование происходит из-за поступающих в страну ссуд, одновременно появляются обязательства выплатить в срок, вместе с процентами. Если говорить об общей величине мирового долга – порядка 2,4 трлн. долларов, причем в расчет принимают те страны, где валюта не конвертируется, либо имеет ограничения.

    У остальных государств отсутствует данная проблема, поскольку располагают возможностью оплатить посредством национальных «денег», производя свободный обмен на иностранные, путем погашения своими внутренними активами. Однако по данным неформального анализа имеют максимально высокие показатели внешнего долга. Как пример, стоит привести США с 7-ю триллионами долларов общей задолженности на 2004 год.

    Причем тяжесть (затраты) данного финансового обязательства определяют такие показатели, как:

    • величина;
    • платежи.

    Рассматривая ситуацию на примере РФ, отметим, что при общей сумме в 182 млрд. долларов, распределение происходит следующим образом, относительно:

    • ВВП, в соответствии с обменным курсом – 42%;
    • годового экспорта товаров и оказанных услуг – 120%.

    По мнению экспертов, этот расчет – свидетельство умеренных показателей, тем важнее и дальше заниматься их урегулированием.

    Укрепление бюджетной системы регионов Кавказа

    Государственный долг регионов Северо-Кавказского федерального округа варьируется от 4,8 до 31 млрд рублей, часть из денег — бюджетные кредиты. К примеру, их реструктуризация позволит Ставрополью экономить на обслуживании государственного долга 500 миллионов рублей ежегодно и сохранить запланированные объемы инвестиционных и социальных программ. «Без инициированного главой государства решения о реструктуризации региональных долгов расходные обязательства краевого бюджета могли увеличиться в следующем году примерно на шесть млрд рублей. Потребовалось бы пересматривать инвестиционные и социальные программы, чтобы обеспечить финансирование», — отметил глава региона Владимир Владимиров.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *