Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самые часто задаваемые вопросы по картам для тахографов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году
Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:
- предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
- грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.
Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.
В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.
Где проверить штрафы за тахограф
Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:
- На портале Госуслуг;
- Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
- Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
- Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД
С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?
1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:
- номер постановления;
- регистрационные данные автомобиля;
- номер водительского удостоверения;
- ИНН организации.
2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.
Штраф за езду без тахографа в ЕС
Попытка передвижения по странам ЕС без тахографа чревата для водителя крупными штрафами. Следует помнить, что в данных странах к транспортным средствам выдвигаются определенные требования.
К числу наиболее распространенных относятся:
- Максимальная продолжительность нахождения водителя за рулем в течение суток не может превышать 8 часов.
- В исключительных случаях допускается нахождение водителя за рулем до 9-10 в течение суток. Но для этого нужны весомые основания, но и периодичность такого явления не должна превышать 2 раза в неделю.
- Через каждые 4 часа нахождения за рулем водитель должен делать перерыв. Его продолжительность не может быть менее 45 минут и это время отдыха не включается в общий отдых в течение суток.
- Минимальная продолжительность отдыха для водителя в течение суток не может составлять менее 11 часов.
- Обязательное наличие выходного дня. В течение рабочей недели, продолжительность которой составляет от 36 до 45 часов водителю положен оплачиваемый выходной день.
- Ответственность за работоспособность и наличие тахографа в кабине транспортного средства полностью лежит на водителе или водителях (в случае, если ТС находится по управлением нескольких человек).
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Основные нарушения и размеры штрафов представлены ниже:
Вид нарушения /штраф | Водитель | Должностное лицо | Юрлицо | ИП |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Отсутствие тахографа | от 3 до 5 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Нарушение правил эксплуатации тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2:выпуск на линию ТС без тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: Несоблюдение норм времени управления ТС | от 1,5 до 2 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: нарушение режимов труда и отдыха водителей |
Можно ли ездить без карты тахографа в личных целях?
Законодательная база РФ обязывает всех собственников, занимающихся коммерческой деятельностью, устанавливать тахографы на транспортных средствах и автобусах, которые попадают под действие соответствующих законов и правил. Многие водители считают, что если ТС используется в личных целях после окончания рабочего дня, то вставлять карту не обязательно.
Эксперты утверждают, что в случае остановки инспектором ГИБДД водитель вряд ли сможет доказать, что поездка совершалась в личных, а не в коммерческих целях. Поэтому сотрудник ДПС в обязательном порядке выпишет штраф за езду без тахографа. Следовательно, передвижение без карты тахографа в 2022 году на транспортных средствах с данным устройством – нецелесообразно.
Штрафные санкции для организации
Следует понимать, что инспектор ГИБДД может вынести наказание не только самому водителю за нарушение правил эксплуатации транспорта без тахографа установленного образца. Размер взыскания составит от 1000 до 3000р. Также наложение штрафных санкций в 2022 году грозит и юридическому лицу, которое не обеспечило установку прибора и выпустило автомобиль на маршрут. Размер взыскания в данном случае колеблется в интервале от 10 000 до 30 000р.
Следует понимать, что пострадать может и должностное лицо, которое ответственно за эксплуатацию данного транспортного средства. Для него размер штрафа составит от 5000 до 10 000р.
Для чего нужен тахограф
В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.
В России тахографы ввели с 1996 г. для международных перевозчиков. Для внутренних — с 2010 г. Это были аналоговые тахографы. Они записывали данные на бумажный носитель — тахограмму. Водитель ежедневно от руки заполнял сведения о пройденном пути на бумажном диске. Эти приборы были не способны сохранять историю передвижения, подробные изменения скорости и режим труда и отдыха водителя. Их легко было подделать. Поэтому со 2.03.2018 г. их заменили на цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Эти приборы сохраняют в памяти любые манипуляции. Поэтому информация с такого устройства признается юридически значимой и может быть использована при выяснении обстоятельств ДТП и в суде.
Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.
В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:
- № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
- № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
- № 227 (июль 2021 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.
Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:
- Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
- Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
- КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.
Особенности данного процесса
Сертификат калибровки тахографа, образец которого можно получить в мастерской, где проводятся работы по тарировке, заполняется мастером, выполнившим работы.
В сертификате, выдаваемом владельцу ТС после калибровки, обязательно должна содержаться следующая информация:
Реквизиты мастерской | В которой были проведены работы |
Сведения об оборудовании | — |
Результаты проведения тарировки | В акте отображается коэффициент погрешностей оборудования, которые являются допустимыми |
Значение показателей | Установленных в процессе проведения калибровки |
Личная подпись мастера и дата | — |
Для того, чтобы избежать мошенничества, водителю следует выбирать мастерские из списка, приведенного на официальном сайте Министерства Транспорта.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Для какого автотранспорта установка тахографа обязательна?
В ФЗ №196 и Постановлении Правительства №1213 перечислен список транспортных средств, эксплуатируемых в коммерческих целях и на которых бортовой самописец должен стоять обязательно. В него входит 8-местный автотранспорт для пассажирских перевозок массой до 5 т. Также тахографами должны оборудоваться грузовые авто массой от 3,5 до 12 тонн и выше.
В каких случаях не нужно устанавливать тахограф и заводить чип-карту?
В нормативно-правовых документах указывается и перечень автотранспорта, для которого установка тахографа и, следовательно, наличие карты водителя необязательны. В него входят:
- учебные автомобили;
- транспортные средства, использующиеся только на территории предприятий;
- трамваи;
- транспортные средства оперативных служб.
Тахограф – устройство, позволяющее осуществлять контроль за ездой водителя и соблюдением им правил дорожного движения. В нем фиксируется информация о скорости езды, остановках на отдых и т. д. При остановке транспортного средства сотрудники дорожно-патрульных служб обязаны контролировать наличие как самого устройства, так и карты водителя, за их отсутствие положен штраф. В соответствии с действующим законодательством, тахографами оборудуются следующие категории автомобилей:
- M2 – пассажирское транспортное средство, массой до 5 тонн, оборудованное местами для размещения более 8 пассажиров (помимо водительского);
- M3 – пассажирский автобус, массой свыше 5 тонн, оборудованное местами для размещения более 8 пассажиров (помимо водительского);
- N2 – грузовое транспортное средство, предназначенное для транспортировки грузов в пределах 3,5-12 тонн;
- N3 – грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки грузов, массой более 12 тонн.
Что делать, если тахограф сломался во время рейса
По закону, если тахограф не регистрирует параметры движения или не считывает карту, он считается неисправным. Поездка с неисправным тахографом приравнивается к езде без него, а за это полагается штраф.
Если прибор сломался в поездке, водитель может двигаться дальше, но только в сторону ремонтной мастерской или стоянки. Передвигаться в таком режиму можно не более семи суток.
Важно в это же время вести учет рабочего времени — на специальном бланке. Спрашивайте этот бланк у производителя тахографа или компании, которая вам его продала.
Этот бланк поможет защититься от штрафа, если вас остановить сотрудник ГИБДД. В этом случае штраф за неисправный тахограф вы не получите.
Обновление статьи: 29 октября, 2020
Автор: Сергей Владимирович. Юрист
Как ДПС докажет вашу вину?
Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль для проверки легко фиксирует нарушения, которые связаны с неправильным использованием тахографа. Подробнее о том, какие существуют основания для задержки ТС и что будет, если не остановился по требованию сотрудника ДПС, узнайте тут.
В любом нарушении инспектор обладает полным правом составления протокола. Владелец автомобиля вправе оспаривать решения инспектора в суде, при этом придется предоставить расшифровку тахографа с остальными необходимыми документами.
Тахографический датчик непременно должен присутствовать в автомобилях, которые обязаны его установить. Среди плюсов для наемного работника можно обозначить то что сотрудник не вправе работать сверх положенной нормы. И работодатель не вправе требовать с сотрудника переработки, что может грозить ему потерей средств.