Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно сделать чтобы причаститься и исповедаться. Исповедь и причастием». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви – мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.
Что делать во время исповедания в православной церкви
В каждом храме существуют некоторые нюансы проведения исповеди. Лучше подойти заранее в выбранную церковь, узнать у священника, как правильно подготовиться к таинству и когда прийти.
Как правило, батюшки принимают исповедь в специально отведённом месте или комнате храма во время богослужения, до него или после. Нужно узнать у работников церкви, где именно совершается таинство и во сколько. На специальном столике, который называется аналой, священник кладёт Евангелие и крест. Исповедники подходят по одному, приносят Богу покаяние, называя свои грехи. Батюшка может задать вопросы, на которые необходимо честно ответить.
Затем священник произносит разрешительную молитву, накладывая епитрахиль (длинное полотно ткани, огибающее шею духовного лица) на голову кающегося человека. После этого христианин крестится, целует Евангелие и крест, получает благословение батюшки на причастие. Если человек не допускается к таинству, то духовник обязан объяснить причину. Она может быть связана с серьезными нарушениями канонов церкви или наложением епитимьи за тяжкий грех.
Как подготовиться к первой исповеди и причастию
- Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
- Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.
Как правильно исповедаться в церкви
Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви — мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.
Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.
- Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
- Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение — медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
- Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.
Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень — гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.
Подготовка к Таинству включает в себя работу со своей душой, умом и со своим телом. Обычно это занимает несколько дней.
- Подготовка начинается со свидетельства своей веры во Христа и надежды на Его безграничное милосердие. Свидетельствуем это мы своей искренностью. Открываем свою душу Богу, чтобы показать все раны, нанесённые грехом.
- Необходимо и смирение. Не превозносимся перед другими, не верующими или не причащающимися. Осознаём своё недостоинство и духовное несовершенство.
- Найдём в своём сердце благое дерзновение любви ко Христу, жажду быть едиными с Ним. Пусть это сочетается с пониманием того, что Бог дал нам возможность вкусить Тела и Крови Христовой не по нашим заслугам, а по своей милости и человеколюбию. Так родится желание, и ревность послужить своей жизнью Господу.
- Говение. Говеть, значит, почтить грядущее Таинство. Это некое самоиспытание, которое включает пост, молитву, милостыню, чтение Священного Писания.
- Телесный пост усмиряет тело, обуздывает греховные желания и страсти, устремляет к духовному. Величина поста пред Причастием варьируется в зависимости от частоты Причащения, состояния здоровья, возраста и многих других факторов, которые полезно обсудить со священником.
- Особенно внимательно следим за своими словами и поступками, удерживаем свой язык от сквернословия и осуждения.
- Читаем «Правило к Святому Причащению». Молитвы «Правила» побуждают к истинному покаянию.
- Дела милосердия. Милосердными нам заповедано быть всё время нашей жизни, но в период подготовки к Исповеди и Причастию, христианин призван к сугубому вниманию к этой добродетели.
- Подготовка к Таинству Исповеди. К Исповеди нужно подходить с особым состоянием души, некоторой внутренней сосредоточенностью. Для этого нужно пересмотреть свою жизнь, спросить свою совесть, жива ли она. Что она скажет о нашем духовном состоянии?
- Перед Исповедью необходимо умом осознать свои грехи, проанализировать свои поступки и мысли, вспомнить свои душевные состояния. Следовали ли мы путём указанным Спасителем? В чем и как нарушали Заповеди Божьи и тем оскорбляли Божественную Любовь? Недостаточно просто отыскать те или иные грехи. Полезно найти их корни, те греховные страсти, которые их рождают. Чтобы последовательно подойти к этой внутренней работе можно записать грехи, которые вспомнились.
- Встреча со Христом в Таинствах это одновременно радость и суд. Чтобы встретить Судию милостивого к нам, необходимо искренне сокрушаться о своих грехах.
- Мы не можем исправить себя без помощи Божьей. Почувствовав своё бессилие перед злом, которое гнездится в нас, будем просить у Бога поддержки, чтобы впредь не осквернять себя грехами.
- Но настоящее покаяние питает себя памятью обо всех благодеяниях Божиих к нам. Ответим же Ему благодарностью. Проявим желание исправить свою жизнь, отказаться от греховных привычек и поступков.
- Для того чтобы не растеряться на Исповеди можно заранее продумать, что скажете священнику со всей искренностью, без утаивания. Иногда полезно написать какие-то подсказки на бумаге.
Будем искать в Таинстве Покаяния не формального «разрешения» и « условия» для причащения, а глубокого духовного обновления, примирения с Богом.
- Необходимо простить от сердца всем обидчикам, примириться, попросить прощения у тех, кого вы обидели.
- Помните, что если человек подходит к Причащению с сердцем, наполненным завистью, обидами, злобой, то Таинство будет принято им не во спасение, но в суд и осуждение!
- Необходимо посетить вечернюю службу накануне Причастия и приступить к Таинству Исповеди, которое обычно совершается вечером или перед самой Литургией.
- Важно также соблюсти Евхаристический пост. С 12 часов ночи до момента Причащения христианин ничего не пьёт и не ест.
- Чистота телесная. Чистая и аккуратная одежда, общий опрятный вид, помогает нам поддержать благоговейное состояние, проявить уважение к Святыни Таинства.
- Необходимо прийти к началу Богослужения Литургии, благоговейно и со вниманием помолится на службе.
- невоздержание от всякого проявления зла
- претензии к людям и жизни
- измена мужу или жене
- страх перед людьми или обстоятельствами
- страх исповедовать христианство людям
- неоправданный гнев
- озабоченность
- чрезмерная болтливость
- гордыня
- насилие, рукоприкладство
- жестокость по отношению к людям
- жестокость по отношению к животным
- занятие оккультизмом
- злословие
- отказ от участия в христианских таинствах
- ожесточение, озлобленность
- богохульство
- не прощение своих обидчиков
- корысть
- взяточничество
- введение в заблуждение
- хвастовство
- заставлять ребёнка грешить
- обман детей,
-
презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога
(Лк.10: 16) - оскорбление ребёнка
- отказ от не рождённого ребёнка
- осуждение
- ставить заботы мирские выше Бога
- отказ от помощи
- не смирение перед Божьим наказанием
- неповиновение Божьим заповедям
- отсутствие сострадания
- постоянные жалобы
- презрение
- не довольствоваться тем, что имеешь
- неискренность
- не быть кротким и тихим
- участие в раздорах, ссорах
- нежелание меняться в соответствии с заповедями
- упрямство
- обращение к ложному совету (не от Бога)
- грубость
- ненасытное стремление к мирской выгоде
- зависть
- хитрость
- отчаяние
- сомнения в силе Бога
- агрессия по отношению к богатым/бедным
- агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
- невозвращение долгов
- обман
- мошенничество
- лжесвидетельство
- поддаваться искушениям
- уныние
- отчаяние
- пьянство
- несправедливость
- враждебность
- желание зла
- злопамятство
- невоздержание от всякого проявления зла
- мстительность
- вымогательство
- отсутствие веры
- лесть ради выгоды
- жадность
- нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
- стремление к Богу на словах, но не сердцем
- упование на человека, а не на Бога
- упование на богатство, а не га Бога
- отделение себя от Бога
- не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
- потакание своим слабостям
- видеть свой собственный интерес, а не Христа
- непочтение к родителям
- унижение себя или других
- причинение боли душевной и физической
- лицемерие
- безответственность
- ревность
- оправдание нечестивых
- воровство
- убийство животных
- отсутствие любви
- обидчивость
- злоупотребление
- предвзятость
- не молиться во имя Иисуса
- себялюбие
- осознанное не совершение добрых поступков
- вредность
- предательство
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Перед исповедью что нужно делать
Святому Причастию предшествует исповедь, на которой верующий очищает свою душу, кается в совершённых грехах, получая за них прощение. Как же правильно подготовиться к исповеди?
- Накануне обретите мир в душе: наладьте отношения с теми, с кем поссорились, попросите прощения, если были виноваты или сами простите своих обидчиков.
- Подготовьте список грехов для исповеди, проанализировав своё поведение, особенности своего характера, свои действия, которые нарушили одну или несколько Заповедей Божьих. Когда будете исповедоваться, не подвергайтесь соблазну умолчать о чём-либо: вы должны рассказать абсолютно все свои неблаговидные действия, пройдя испытания стыдом. Не пытайтесь оправдать себя в своих глазах или сделать виноватыми других людей.
Лучше всего, если вы будете исповедоваться вечером перед причастием, а утром сходите на божественную литургию.
В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.
Сегодня речь пойдет о Таинстве Причащения, его смысле, о том, как подготовиться к этому Таинству и как сохранить те дары, которые христианин получает в Причащении.
Для того каждый из нас и крещен – кто в детстве, кто сознательно приступил к очистительным водам в зрелом возрасте, – чтобы иметь доступ к самому великому Таинству: Причащению Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя под образом хлеба и вина. Как замечательно, что это средоточие жизни Церкви, о котором мы ежедневно молимся в молитве Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – именуется по-гречески Евхаристией – «благодарением». Это значит, что в ответ на Божественную любовь, явленную в воплощении Сына Божиего, Его восхождении на Крест, Воскресении из мертвых, в ответ на все бесчисленные благодеяния Творца, Искупителя и Судии нашего мы призваны благодарить Его, участвовать в Таинстве благодарения, в святой Евхаристии. Как об этом предсказывал еще за 1000 лет до Христова Рождества пращур Спасителя царь Давид: «Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях.
До самого часа Второго Пришествия Господа Иисуса Христа Божественная Литургия будет совершаться милостью Божией в недрах Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И даже в тяжкие времена гонений верные будут иметь возможность вкушать эту божественную снедь. Никакой ученый ум, никакие внешние исследования, никакие хитросплетенные рационалистические размышления и рассуждения никогда не сумеют постигнуть тайны Святой Евхаристии: как, каким именно образом предложенные хлеб и вино на Тайной вечери Искупителя – Божественной Литургии – претворяются, прелагаются в Его Пречистое Тело и Кровь? Но Церковь несомненно верует в это Таинство, совершаемое силою Духа Святого по Христову учреждению, апостольской традиции, при участии пастырей и пасомых, архиерея и его словесного стада, ежедневно, до скончания века.
Владимир, епископ Новокузнецкий и Таштагольский
ведущий программы Благовест
Передача «Об Исповеди» ( длительность 5 минут)
«Красивая внешность способна привлечь внимание, но удержать внимание и завоевать любовь может только красота души. Задача человека сделать свою душу красивой. Для этого Православная Церковь имеет множество средств. В том числе и Исповедь. Как бы мы ни старались вести праведную жизнь, мы грешим ежеминутно сотни грехов нападают на нас даже если мы сидим неподвижно. Не надо стесняться священника. Он не осудит. За свою жизнь он слышал сотни раз все возможные грехи. Если тебе лень идти в храм, то подумай, что когда ты умрешь и предстанешь пред судом Божьим и ничего нельзя будет исправить, как сильно ты пожалеешь, что была возможность снять с себя груз, но ты поленился».
Проблема, на мой взгляд, не так сложна, как кажется. Просто нужно признать, что по сложившейся почти повсеместно в России приходской практике под одним обрядом, называемом «исповедь», существует несколько нужных и важных церковных явлений, которые могут происходить одновременно, но которые все же нужно различать. Сразу скажу – я не предлагаю никаких реформ, пусть обычаи – даже не вполне удачные – сохраняются, пока перемены не созреют в душах людей, а тогда перемены, если они действительно нужны, произойдут сами собой и безболезненно. О каких церковных явлениях под обрядом исповеди идёт речь?
Во-первых, собственно таинство исповеди, как оно было установлено изначально. Это когда христианин впал в тяжкие смертные грехи, которые отсекают его от церковного общения. Такой человек должен прекратить эти грехи, а потом уже идти к священнику, объявить их и, возможно, понести епитимью. После этого он получает от Церкви «прощаю и разрешаю», то есть принимается в церковное общение.
В наше время в этом отношении мало что изменилось с древних времен, только значительно менее суровыми стали епитимьи (о них сейчас говорить нет необходимости). И в наше время, если, скажем, на исповедь приходит человек и сообщает, что живет с чужой женой, то, пока он не прекратит это безобразие, исповедь у него не принимается, таинство не совершается и до причастия он не допускается. Есть не только телесные, а и душевные грехи, несовместимые с причащением Тела и Крови Христовых, например, если кто-то отказывается простить своего обидчика.
Нуждаются в подробной исповеди за всю жизнь также люди, которые никогда или очень давно не исповедовались и не причащались. В большинстве случаев у них на совести оказываются тяжкие грехи, но даже если смертных грехов не было, такие люди принимаются в церковное общение через таинство исповеди.
Таинство исповеди бывает также уместно при грехах, как их называет преподобный авва Дорофей, против устроения. Вот что он пишет: «Бог оставляет человека тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения, например, если кто был благоговеен, и уклонится в бесчинную жизнь; или был смирен, и сделается наглым. И не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно, или наглого, когда он гордится, сколько Он оставляет благоговейного, когда этот делает бесчиние, и смиренного, когда он возгордится: это и значит грешить против своего устроения, и от сего происходит оставление» (Поучение 12. О страхе будущего мучения и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении).
Каждый человек имеет свое устроение, нравственную меру, он ее знает и чувствует. Речь идет не о духовной мере, которую знает один Бог и о которой нам заповедано: «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6, 37), а именно о нравственном состоянии. Один человек, например, время от времени впадает в блуд, и кается в этом; другой в блуд делом не впадает, но иногда явно кокетничает; третий ничего такого себе не позволяет, но регулярно посматривает непристойности в интернете; четвертый, бывает, увлекается греховными помыслами; пятый, если и примет нечистый помысел, то сразу в нем кается; а бывают такие люди, которые греховных помыслов совсем не принимают.
Все они находятся в разных устроениях относительно одного и того же греха, и состояния эти устойчивы; каждый из нас, кстати, знает это на своем опыте. Перейти в более высокую меру просто так не получается при всем желании – нужно особое действие Божией благодати. Но и в более низкую меру человек не сразу проваливается. Обычно, если и согрешит против устроения, но сразу покается, его мера сохраняется. Вот в таких случаях тоже бывает полезно, а иногда необходимо таинство исповеди. Душа человека, согрешившего против своего устроения, томится и жаждет таинственной помощи от Церкви.
Таинство и суть Причащения и Исповеди
Являясь церковными Таинствами, то есть особыми священнодействиями, через которые верующим сообщается Божья Благодать, Исповедь и Причащение играют особую роль в жизни каждого православного христианина.
Покаяние – это исповедание грехов перед лицом священника, при котором верующий получает прощение от Бога.
Многих интересует вопрос: а почему нельзя попросить прощение во время молитвы в храме или, например, дома? Зачем наклоняться над Библией и крестом, откровенничать в присутствии батюшки?
Именно этот момент и смущает большинство, ведь рассказывать о своих проступках чужому человеку, казалось бы, так неприятно и стыдно. Но чтобы смыть душевную грязь, нужен источник чистой воды, а им может быть только Церковь. Через Таинство Исповеди на кающегося изливается Божья благодать. Это трудно объяснить, но можно явно почувствовать, однажды придя на Покаяние с тяжестью на душе и выйдя из храма с ни с чем не сравнимым ощущением чистоты и легкости.
Причастие – это принятие Тела и Крови Иисусовых под видом частичек хлеба и вина. Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Иными словами, Евхаристия – это принятие Святых Даров с целью оставления грехов и наследования Жизни Вечной.
Для нецерковного человека или новоначального христианина эти фразы звучат запутанно и не особо понятно. Говоря простым языком, Причастие – это Таинство единения с Христом. Господь сам установил порядок такого священнодействия, о чем подробно можно прочитать в Библии. Чтобы быть допущенным к Причастию, взрослому человеку нужно быть очищенным путем покаяния. Впрочем, в некоторых особых случаях возможно принятие Святых Даров без Исповеди (например, после Крещения).
Кстати, Исповедь и Причастие в канонической православной церкви разрешены только для крещеных в ней же людей.
Как готовятся к причастию
Прежде чем причаститься и принять Святые Дары в православной церкви, христианину следует провести глубокий самоанализ. Он должен затрагивать всю сущность человека (тело, помыслы и душу).
Если мирянин не совершил большого количества прегрешений, подготовка к причащению занимает несколько дней. При наличии тяжких проступков для этого может потребоваться более длительный период времени.
Чтобы правильно подготовиться к священному действию, необходимо неуклонно соблюдать все Божьи заповеди, быть смиренным, милосердным. Важно уделять основное внимание не физическому телу и земным вещам, а духовным ценностям и своему внутреннему миру. В период подготовки следует избегать конфликтов с окружающими, не допускать ссор и обид, оказывать посильную помощь нуждающимся.