Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы о полиции ДПС 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В МВД России готовится реформа управленческого аппарата, которая предусматривает ликвидацию должностей начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений министерства.
Фейк о скрытом патрулировании
Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.
Это не совсем так.
Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.
Таким образом, получаем четыре варианта надзора.
- Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
- Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
- ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
- А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.
Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.
Что разрешено сотруднику ДПС
Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:
- Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
- Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
- Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
- Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
- Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
- Производить задержание и доставку лиц в полицию.
- Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
- Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
- Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
- Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
- Проверять документы, если на это есть законные основания.
- Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
- Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
- Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
- Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
- Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
- Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
- Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
- Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
- Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.
В МВД России подтвердили, что готовится реорганизация структуры органов внутренних дел.
Предполагается, что будут упразднены должности начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений ведомства.
Напомним, что с 2011 года в криминальную службу МВД входят подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, наркотиками, специальные технические, оперативные службы. А в службу общественной безопасности — ГИБДД, патрульно-постовая служба, подразделения по работе с несовершеннолетними, участковые и органы дознания.
Это и есть те сотрудники, к званию которых добавляется слово «полиции». Например, полковник полиции, или лейтенант полиции. Все остальные, кто занимается хозяйственным, финансовым обеспечением или, скажем, кадровыми вопросами, считаются сотрудниками внутренней службы.
Поэтому для управления теми, кто относится к категории полиции, и был назначен отдельный заместитель начальника органа внутренних дел — начальник полиции.
Но, как выяснилось, за прошедшее десятилетие такая конструкция себя не оправдала.
Из-за того, что произошла размытость ответственности за разные сферы деятельности, потребовалось усилить контроль за этими подразделениями и улучшить их управляемость. Упала раскрываемость преступлений. А должностные лица стали перекладывать друг на друга ответственность.
Порядок увольнения сотрудников МВД в 2022 году
В связи с тем, что реформа МВД предполагает сокращение численного состава на 10%, некоторые сотрудники ведомства попадут под увольнение. В Министерстве уверяют, что процедуру произведут с учетом норм трудового законодательства и других НПА.
В частности, сокращение производят в следующем порядке:
- Руководство принимает соответствующее решение. На этом этапе готовят список служащих, которые попадут под увольнение.
- За 2 месяца до предполагаемой даты сокращения сотрудника в письменном виде под его роспись уведомляют о будущем увольнении. При этом, человека должны направить на врачебную комиссию.
- Далее руководитель разъясняет сотруднику его права, предлагает иные должности на выбор. Если работник отказывается, то его сокращают сразу после того, как истечет двухмесячный период после предоставления оповещения.
- Руководитель подписывает приказ о сокращении сотрудников. С документом под роспись знакомят всех увольняемых служащих.
На последнем этапе с бывшим работником МВД рассчитываются. Последняя «зарплата» включает в себя оклад, премию, выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Изменения в ПДД вводят новую разметку для зон платной и бесплатной парковки. Территорию для платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатные парковки останутся белыми. Цветовая дифференциация должна помочь водителям лучше ориентироваться на городских улицах. Разметка при этом может быть в виде прямоугольников, обозначающих паркинг целиком, или в виде «гребенки» из нескольких полос. Все эти зоны должны обозначаться знаками. У знаков платной парковки к традиционной букве «P» добавятся монеты, которые раньше изображались на отдельной белой табличке.
Для инвалидов тоже вводится отдельный знак парковки, на котором рядом с буквой «P» появится изображение инвалида-колясочника.
Особенности несения службы
По прибытии на пост наряд ДПС получает от руководителя сменяемого состава или дежурного сведения об обстановке, происшествиях, проведенной оперативной работе, поступивших распоряжениях и сообщениях, исправности техники, связи, эксплуатационном состоянии проезжей части и другую информацию по делу. Осмотр места патрулирования определяется инструкцией, учитывающей протяженность участка трассы, обстановки, поставленных целей. Докладывает дежурному о принятии поста, недостатках, требующих срочного вмешательства.
Патруль защищает здоровье и жизнь простых граждан от посягательства преступных элементов, оперативно докладывает дежурному или командиру полученные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, авариях, чрезвычайных ситуациях. В рамках компетенции оказывает пострадавшим посильную помощь, в этом случае порядок действий определяется подпунктами 102,5–102,7 этого наставления. Информацию дежурному сообщает не реже одного раза в час.
Патрулю ДПС разрешается покидать пост без разрешения командира подразделения или его заместителя в случае:
- выполнения неотложных мероприятий за чертой ответственной зоны и патрулирования нарушителя или потерпевшего в помещение внутренних дел;
- оказания помощи в работе другим нарядам;
- преследования транспорта, граждан, совершивших уголовное или административное нарушение;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- охраны места происшествия за пределами зоны патрулирования;
- внезапной болезни;
- обеда в положенное время;
- выполнения поступившего указания другого порядка.
Последствия уничтожения протокола
Многие автомобилисты считают, что можно избежать наказания, попросту уничтожив протокол. Мол, если нет документа, который фиксирует нарушение, то доказать факт случившегося невозможно. Однако это не так.
Нужно понимать, что на руки водителю выдаётся копия протокола. Если он согласен с тем, что нарушил ПДД, и собирается оплатить штраф — хранить протокол вовсе не обязательно. А вот для обжалования решения сотрудника ГИБДД могут понадобиться данные, которые указаны в протоколе. Но даже если удастся уничтожить оригинал документа, не стоит забывать, что данные о нарушении вносятся в электронную базу. Для назначения и взыскания штрафа бумажная версия протокола не потребуется.
Также уничтожение протокола может быть расценено как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП РФ), что влечёт наказание в виде штрафа от 2000 до 4000 ₽, либо арест до 15 суток, либо исправительные работы до 120 часов.
Досрочная пенсия полицейских по старым правилам
До начала 2022 года полицейские, равно как и другие государственные служащие, получали право на досрочный выход на пенсию при накоплении следующего стажа:
- 20 лет службы;
- 25 лет трудовой деятельности, из которых 12,5 приходилось на государственную службу.
При соблюдении одного из условий гражданин мог по собственному желанию выйти на пенсию по достижении 45-летнего возраста.
Причем, наличие правила выслуги лет не нивелировало основные условия получения пенсии. Если гражданин не мог накопить положенное количество лет стажа, он выходил на государственную пенсию согласно общим правилам:
- в 55 и 60 лет – женщины и мужчины (до утверждения реформы повышения пенсионного возраста 2022 года);
- в 56 лет 6 месяцев и 61 год и 6 месяцев женщины и мужчины – в 2022 году;
- в 65 лет мужчины – в 2028 году по завершению всех этапов поднятия пенсионного возраста;
- в 63 года женщины – в 2034 году по завершению процесса поднятия пенсионного возраста.
Задачи, функции дорожно-патрульной службы
Дорожно-патрульная служба (ДПС) — это система подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), осуществляющих в соответствии с возлагаемыми функциями полномочия по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», федеральные законы. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», иные нормативные правовые акты МВД России, а также законы субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.
Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан.
В соответствии с нормами ФЗ «О полиции» к задачам ДПС относятся:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Функции ДПС:
- оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении;
- осуществление распорядительно-регулировочных действий и контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий;
- осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств;
- разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей;
- информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;
- проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, розыска угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
- участие совместно с заинтересованными федеральными органа ми исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
- обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Необходимо отметить, что именно ДПС Госавтоинспекции МВД России — основной субъект, осуществляющий контрольно- надзорную деятельность в области дорожного движения в части обеспечения соблюдения правил дорожного движения его участниками.
ДПС ГИБДД МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
- с другими подразделениями территориальных органов МВД России на окружном, региональном и районных уровнях;
- с военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации;
- министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
- федеральной службой охраны и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- министерством транспорта Российской Федерации;
- юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.
ГИБДД это не полиция?
Это произошло не помню сколько лет назад, но до сих пор задумываюсь как вспомню
Надо было мне куда-то ехать вечером. Вышел я на остановку, стою, жду маршрутку. Рядом, на машине, ГИБДД тормозит машины, штрафует водителей.
Подъезжает автобус, а на задней площадке мат, крики, грохот. Смотрим, а там два мужика дерутся. Причём так нехило, удары сильные. Один отхватил по лицу, разозлился, схватил какую то трубу сантиметров 6-7 в диаметре (хз откуда он её взял) и начал бить ей второго мужика. Тот сначала отбивался, потом упал и затих, а тот продолжал его этой трубой бить. Тут все начали кричать «Убивают, помогите!», а подойти боятся чтоб тоже трубой не влетело. Женщины на остановке побежали к гаишникам, мол, убивают, сделайте что-нибудь. А они, мы, мол, ГИБДД, следим за безопасностью дорожного движения. Звоните в полицию.
— А вы то что, не полиция что ли?
— Мы ГИБДД, звоните в полицию.
Пришлось им в полицию звонить. Автобус там остановился, пассажиры вышли. Не знаю чем там кончилось, надо было ехать.
Всё-таки, как они должны были тогда поступить?
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?
Законы о дорожном движении часто изменяются, и относится это не только обязанностей водителей, но и инспекторов ГИБДД, а также ДПС.
Недавно изменился Административный регламент, в котором многие пункты получили новую трактовку. Что в 2022 году разрешается сотрудникам ДПС, какие они имеют права по отношению к водителям, и что им нельзя делать?
Разберемся в этих вопросах подробно. Сегодня права инспекторов ДПС на дорогах прописаны в двух законодательных актах:
- (Федеральный закон №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года).
- . Документ, который должны выполнять сотрудники ДПС в своей работе. Утвержден Приказом 664.
Первый закон содержит в себе основные принципы работы инспекторов ДПС и полиции. Второй документ определяет подробный порядок процессуальных действий.
Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:
- Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
- Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
- Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
- Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
- Производить задержание и доставку лиц в полицию.
- Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
- Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций.
- Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
Федеральный закон РФ «О полиции» 2021, 2020
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнятьтребования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.
Новые полномочия полиции с 1 января 2021 года
Законопроект расширяет перечень обстоятельств, при которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие. Полицейские могут получить право открывать огонь при задержании, если гражданин попытается «совершить действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Сейчас закон «О полиции» позволяет полицейскому стрелять, если задерживаемый попытается прикоснуться к оружию.
Многих водителей волнует вопрос, имеет ли право полиция проверять документы и в каких конкретных ситуациях?На сегодняшний день в Украине полицейский экипаж может остановить автомобиль и потребовать у гражданина за рулем следующее:
- Выходить или не выходить из автомобиля без разрешения стража правопорядка.
- Держать руки в поле зрения полицейского.
- Отдать в руки ля учета и проверки водительское удостоверение, страховой полис или регистрационный документ на транспортное средство.
- Вынуть ключ зажигания после выключения двигателя машины.
- Выйти по-требованию из автотранспортного средства.
- Включить «аварийку».
- Исполнять распоряжения остановившего сотрудника.
Стоит помнить, что иногда действия полицейских могут быть грубыми ли незаконными, но оспаривать их в суде весьма сложно. Чтобы избежать недопонимания и судебных разбирательств, у полицейских установлены нагрудные камеры.
Водителям в Украине не лишним будет изучить не только свои права и обязанности, но и возможности полицейских остановить транспортное средство, которые регламентирует статья 35 закона «о национальной полиции».
Интересно! В законодательстве нет причины «для проверки документов», которую часто озвучивают правоохранители при остановке машины.
Каждый водитель должен знать, что полицейский обязан представиться «по-форме», озвучить должность и причину остановки.
Правила остановки автомобиля сотрудником полиции регламентируют, что она может быть одной из следующих причин:
Чтобы ужесточить правила и контроль за нерадивыми водителями, сократить количество аварий и нарушения, вводится в работу новый законопроект, который готовит универсальную причину для остановки автотранспортного средства.
Это будет проверка водителя на состояние алкогольного опьянения или использование других наркотических средств, опиатов и т.д.
Данная мера проводится в профилактических целях, на основании акта руководителя полиции. А значит, что в каждой экипаже и отделении такой акт может появиться в любое время (при необходимости) или каждым руководителем на постоянной основе по всей территории страны. Это небольшая «лазейка» для правоохранительных органов, которой закон не запрещает пользоваться.
Важно! В наличии («на руках») у полицейского такого акта законом не требуется, он может попросту быть опубликован на официальном сайте Национальной полиции.
Это значит, что остановки будет вполне законной и водитель может запросто опоздать на поезд или в командировку из-за проверки на алкоголь. И даже доказательно обосновывать подобную остановку автотранспортного средства полицейский не обязан. Для этого выпущено постановление Верховного Суда коллегией Кассационного административного суда.
В декабре прошлого года в Верховную раду Украины был составлен и подан законопроект об изменениях в ответственности за нарушение ПДД. Это необходимо, чтобы каждый водитель пешеход осознавали свою ответственность в нарушении правил дорожного движения и усиления штрафов за правонарушения. Это позволит улучшить ситуацию на дороге и повысить безопасность.
Среди основных нововведений – ужесточение контроля и наказания за вождение в «неадекватном» состоянии (пьяном или по наркотиками).
Финансовое наказание не будет усилено в данном случае, за вождение в нетрезвом виде предусматривается дополнительно административный арест на 10-15 суток нарушителей, и лишение прав от 3 до 10 лет, в зависимости от тяжести проступка и последствий.
Особенно последнее наказание касается повторного нарушения в течение 1 календарного года. В таком случае лучше заранее изучить как себя вести и что делать если остановила полиция в Украине в 2021 году?
Несмотря на то, что новый Президент Украины Владимир Зеленский отменил новые ужесточенные правила в виде уголовной ответственности, депутаты продолжают готовить тому и консультироваться с Кабмином. Это стало актуально после таких «громких» аварий, как ДТП на Обуховском шоссе, где жертвами пьяного водителя стала семья из 4 человек или Харьковская авария с 6 жертвами.
За быструю езду готовят повышенные штрафы, например, за гонки со скоростью свыше 50 км в час, санкции «подорожают» практически в 7-10 раз.
Вместо 500 гривен, полицейский смоет выписать протокол на сумму 3500 гривен. Это поможет обезопасить трассы для водителей и пешеходов, ведь сумма для среднестатистического украинца просто «запредельная». Это поможет напугать воителей, и снизить скорость на дорогах.
Хотя именно этот пункт нового законопроекта показался депутатам наиболее «скандальным», особенно учитывая, что во всех крупных городах и на трассах страны повсеместно вводятся камеры видеофиксации скоростного режима.
Подобное ужесточение отпугнет от «опасной» езды отчаянных гонщиков, по супертарифу водитель будет оштрафован, если ездил со скоростью 100 км в час, вместо разрешенных 50 в пределах населенного пункта. Также, если допустимая цифра на спидометре 80 км в час, штраф в размере 3500 гривен будет выписан з�� скорость 130 км в час.
Многие представители правоохранительных органов жалуются, что в вопросе работы с нарушителями у них мало прав. Одним из главных пунктов нового проекта будет увеличение прав правоохранителей. Теперь они смогут в качестве профилактики выборочно (по своему усмотрению) останавливать и проверять автотранспортные средства и водителей.
Полицейские в рамках профилактики на дорогах могут провести досмотр машины или попросить водителя сдать алкотест и отказ будет рассмотрен, как подозрение и воителю будет вменен штраф в размере 10,5 тыс гривен или лишение прав на 1 год. И жалоба на беспричинную остановку транспортного средства не будет законной в таком случае.
Пока что никаких ограничений по организационно-распорядительному акту для полицейских не предписывается и депутаты на этим работают. Это поможет сдерживать агрессию представителей правопорядка, контролировать их при остановке машины.
- Борьба с алкоголизмом
- Борьба с наркоманией
- Правоохранительные органы
- Правопорядок
- Социальная сфера
- Ещё 1
«Мне показалось — и я его застрелил»
Серьезно расширены полномочия полиции по проникновению в транспортные средства. Вскрыть автомобиль полиция сможет, в частности, для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС, а также для задержания подозреваемых или обвиняемых.
Если собственник автомобиля в это время отсутствовал, его должны проинформировать о вскрытии в срок не позднее 24 часов. При этом полиция должна проследить, чтобы в это время посторонние не проникали в транспортное средство.
Полицейские будут вправе вскрыть машину для задержания граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление. Также правоохранители смогут воспользоваться этим полномочием, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения.
Расширен и перечень случаев применения огнестрельного оружия. Сейчас это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В нынешнем законе оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции.
Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения». Не исключено, что такая размытая формулировка в перспективе позволит полиции стрелять по всему, что расценивается как угроза.
Обсуждаемая полицейская реформа предусматривает не только увеличение срока выхода сотрудников МВД на пенсию и сокращение им заработной платы, но и увольнение многих из них.
На заметку!
По приблизительным подсчетам, рабочее место покинет довольно большое количество полицейских – около 10%.
Если эта реформа будет реализована, она затронет не только обычную и военную полицию, изменения коснутся судебной системы и федеральной службы исполнения наказаний. Государство планирует объединить эти структуры в одну организацию.
Антон Силуанов, возглавляющий Министерство финансов, давал интервью Фонтанке.ру, в котором высказал свое мнение о причине грядущей реформы. Повод он видит в том, что многие сотрудники МВД занимаются не своим делом, поэтому их нужно перераспределить.
Почти такое же объяснение приведено в пояснительной записке, приложенной к закону «О полиции». Если верить этому документу, поправки вводятся, чтобы четче определить, чем должны заниматься сотрудники МВД, расширить круг их прав. Например, по данным «Парламентской газеты», государство планирует разрешить полицейским использовать оружие в определенных случаях.
На заметку!
Кроме того, в записке сказано, что, благодаря внесению изменений в закон, российские граждане смогут быть уверены, что их интересы и права обязательно защитят.
Закон о полиции предложено дополнить новой статьей — «вскрытие транспортного средства».
Полицейским предлагается разрешить вскрывать автомобиль и проникать внутрь, в том числе для спасения жизни граждан или для предотвращения преступления. Это также станет возможно «для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях».
Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции должен назватьсвои должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию собственника, иного законного владельца машины или находящихся в ней граждан.
Также полицейский должен предупредить о своем намерении, разъяснить причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан. Исключение составят случаи, когда промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан.
«Не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие», следует из поправок.
В проекте статьи есть пункт, согласно которому «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства», если данная мера применялась на законных основаниях.
Кроме того, предлагается предоставить полиции право «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», место проведения публичных массовых мероприятий. Сотрудники полиции смогут также «осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов», предусматривает проект закона.
Условия для оформления ДТП без ГАИ
Обязанности водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении в ДТП прописаны в пунктах 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Несмотря на сухой бюрократический стиль, в котором составляются нормативные акты, советуем внимательно ознакомиться с этими положениями. Ведь отклонение от правил, в том числе по незнанию, может стать источником дополнительных неприятностей.
Приведем выдержки из ПДД, касающиеся обязанностей водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении ДТП:
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию…2.6.1. Если в результате ДТП вред причинён только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к ДТП, и повреждения ТС.
Водители, причастные к такому ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством (ст. 11.1 закона об ОСАГО) оформление документов о ДТП может осуществляться без участия сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 11 закона об ОСАГО) документы о ДТП не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.