Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны, входящие в Евразийский экономический союз в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
- снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
- минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
- расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).
Этому способствовали:
- в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
- в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
- в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
- в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
- в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
- в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
- единая наднациональная валюта;
- парламент представителей ЕАЭС;
- нормы, определяющие внешнюю политику членов.
Техническое регулирование и сертификация
ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.
Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии.
Документ был подписан 29.05.2014.Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Беларусь.
- Россия,
- Казахстан,
- Кыргызстан,
- Армения,
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС.
Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.
- Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
- 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
- С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
- В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.
- 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
- В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
- 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
Евразийский союз на картеДругими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза.
А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.
Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства. Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.
1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.
1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.
2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.
ЕАЭС-2019, кто управляет
Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
- Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
- На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
- Казахстан получает – 7,11%;
- Беларусь – 4,55%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.
Техническое регулирование и сертификация
ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.
Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно.
На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно.
Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Торгового режима с третьими странами.
- Миграционной политики.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Соблюдения авторского права.
- Валютной политики.
- Закупок.
- Технического регулирования.
- Статистики торговли.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Естественной монополии и других областей.
- Таможенного администрирования.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Финансовых рынков.
- Макроэкономической политики.
Управляющие органы Евразийского экономического союзаКроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза. Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги.
Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности.
Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.Следующие цели ТС:
- Защитить внутренний рынок ТС.
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание.
Анализ деятельности ТС
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.
Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.
Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.
Торговля и промпроизводство приятно радуют
В прошлом году ЕАЭС нарастил объемы взаимной торговли до исторического максимума – 72,6 млрд USD.
Такого высокого показателя удалось добиться впервые за все 7 лет существования союза. На это обратила внимание официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, выступая на брифинге 18 февраля.
Данная цифра на 32% превышает уровень 2020 г. и на 17% – уровень 2019 г.
Объемы экспорта во взаимной торговле увеличили все страны ЕАЭС. Больше всего этот показатель вырос в Кыргызстане (45%) и Казахстане (35%).
Внешняя торговля стран Союза с третьими странами в прошлом году также продемонстрировала серьезный рост – более 844 млрд USD, или на 35% больше, чем в 2020 г.
При этом импорт товаров в страны вне ЕАЭС вырос на 23%, экспорт – на 44%.
Самый большой вклад в части экспорта на рынки государств за пределами Союза внесли Беларусь (рост на 48%) и Россия (рост на 47%).
В 2021 г. ЕАЭС также добился увеличения промышленного производства. Эта цифра достигла 1,4 трлн USD и на 5% превысила показатель 2020 г.
По итогам прошлого года рост наблюдался во всех государствах – участниках объединения. Так, в Беларуси промпроизводство выросло на 6,5%, России – более чем на 5%, Казахстане – почти на 4%, Армении – более чем на 3%. Лучший результат показал Кыргызстан, где увеличение показателя составило 9%.
Создание Европейского союза
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 445 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.