Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое повышение квалификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.1
Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом ведении хозяйства. Это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений.
В эпоху стремительно развивающихся технологий и повышения конкуренции организация нуждается в высоко квалифицированных кадрах. Для повышения квалификации специалистов и их деловых качеств, и приобретением новых трудовых функций — организация осуществляет обучение персонала. В зависимости от конечного результата обучение проводится внутри организации или во внешних учебных заведениях.
Как правило, во внешних учебных заведениях производится обучение новым или более углубленным навыкам: повышение статуса образовательного уровня, приобретения новой профессии.
Внутри организации проводят обучение при внедрении и модернизации технологий, не требующие углубленных теоретических знаний, повышение квалификационных разрядов, а также при проведении обучающих мероприятий с выездом преподавателей на предприятие.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При подготовке квалификационных требований важно быть точным, нужно тщательно выбирать слова и избегать таких обобщений, как хорошая внешность, уровень образования выше среднего и т.д. Подробные данные, необходимые по каждой позиции, будут включать, по меньшей мере, некоторые из этих требований, хотя точная информация будет различаться от одной работы к другой.
Квалификационные требования к персоналу должны быть насколько возможно конкретными, чтобы работник отдела кадров мог сформировать четкое представление о человеке, который требуется.
Одним из полезных подходов к решению этой задачи выступает критическое рассмотрение уже имеющихся служащих, которые работают хорошо и плохо, чтобы выявить личностные и профессиональные черты, благодаря которым служащие работают успешно. В следующем пункт рассмотрим планирование и формы повышения квалификации персонала, этим на предприятиях занимается инспектор по кадрам.
В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.
По месту проведения выделяют:
- внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
- внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.
По типу занятости различают обучение:
- без отрыва от места работы;
- с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
- с полным отрывом от работы;
- в виде стажировки.
По форме организации процесса обучение может быть:
- очным;
- заочным;
- очно-заочным;
- дистанционным.
По времени проведения занятия бывают:
- дневными;
- вечерними;
- по выходным дням;
- по согласованию.
В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:
- руководителей разных уровней;
- рядовых квалифицированных сотрудников;
- обслуживающего персонала;
- молодых специалистов;
- всех работников компании.
Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.
Форма обучения сотрудников организации
Повышение квалификации может проходить на базе предприятия (внутрикорпоративное) и за его пределами (внешнее).
Оба варианта имеют свои преимущества. В первом случае компания:
- сокращает затраты;
- получает возможность отслеживать уровень усвоения знаний сотрудниками в процессе обучения;
- улучшает коммуникативные навыки работников и повышает степень их взаимодействия.
В зависимости от длительности курсов и интенсивности учебной программы занятия могут проходить как с отрывом от производства, так и без него (сотрудники совмещают работу и учебу).
При повышении квалификации без отрыва от производства, суммарное время, затраченное сотрудниками в течение дня на учебу и работу, не должно превышать длительность рабочего дня.
По согласованию участников учебного процесса, допускается проведение занятий:
- днем;
- вечером;
- в выходные и праздники.
Также предварительно оговаривается система встреч:
- личное присутствие;
- посредством конференц-связи.
Методы внутрикорпоративного обучения:
- Инструктаж;
- Тьюторство;
- Ротация;
- Шэдуинг;
- Коучинг;
- Наставничество.
В тех случаях, когда предприятие не имеет ресурсов для проведения внутрифирменного обучения, повышение квалификации работников осуществляется на базе учебных центов или комбинатов. Согласно законодательству РФ, обучением могут заниматься как государственные организации, так и коммерческие. Главное условие – наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право ведения просветительской деятельности, выданной Роспотребнадзором.
Местом проведения повышения квалификации могут служить:
- институты;
- академии;
- учебные комбинаты;
- профильные центры.
Выбирая учебное заведение для прохождения повышения квалификации, следует уделять пристальное внимание следующим аспектам:
- преподавательскому составу;
- отзывам, бывших студентов;
- стоимости обучения;
- сроку функционирования учебного комбината.
Курсы повышения квалификации персонала
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.
Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
- Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
- Состав преподавателей;
- Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
- Стоимость курсов.
Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Условно обучение на курсах делится на несколько групп:
- Комплексное обучение;
- Самообучение;
- Комбинированное обучение.
В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.
Куда направить сотрудника для повышения квалификации
Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:
- Институты (региональные, отраслевые и так далее);
- Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
- Школы и центры повышения квалификации.
Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.
Но это требование не распространяется на:
- Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
- Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.
Повышение квалификации: понятие, этапы, модели
Обучение персонала — термин, объединяющий в себе все виды обучения — подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
В данной работе будет исследоваться обучения персонала в Абаканском отряде ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской ж/д. В отряде обучение проходит в форме повышения квалификации, поэтому более детально в проекте мы рассматривали именно эту проблему.
Рассмотрим определения разных профессоров повышения квалификации персонала. Профессор Базаров Т.Ю. рассматривает процесс повышения квалификации, как кадровую программу развития персонала, ориентированную на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимы ситуациях [16, с. 256].
Профессор Шекшня С.В. рассматривает процесс повышения квалификации как процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Долгосрочное профессиональное развитие
Время занятий — от 100 до 500 часов. Долгосрочное повышение квалификации направлено на углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности с целью обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых должностных функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, имеющих некоторый опыт работы и не имеющих практических навыков и знаний.
По окончании курса студенты сдают контрольную, экзамен или пишут и защищают реферат по теме материалов программы. Если участник курса успешно завершает сертификационные мероприятия, ему выдается сертификат, подтверждающий, что он прошел повышение квалификации.
Курсы повышения квалификации
Это учебное мероприятие обычно проводится в специально отведенном месте. Большим преимуществом прохождения таких курсов является то, что, как только обучение будет завершено, ваши навыки не только повысятся, но и будут задокументированы.
В этом типе курса занятия проводятся в небольших группах, максимум от 5 до 30 человек. Также могут быть частные уроки. Они встраиваются в обучение по программе профессионального развития, предназначенной для увеличения и расширения диапазона знаний и навыков, уже имеющихся у человека.
Следует отметить, что пройти курсы повышения квалификации могут только те работники, которые уже имеют диплом о среднем профессиональном образовании или выше. Выбор подходящего учебного центра следует делать, исходя из следующих показателей:
- состав преподавателей;
- как давно работает центр;
- стоимость курсов;
- отзывы тех, кто уже прошел обучение.
Вы знаете, в чём разница между профподготовкой и повышением квалификации?
Или для вас разницы никакой, как и для моих коллег?
Иду я как-то раз у себя на работе по коридору и слышу, как мои коллеги, Аня и Даша, разговаривают о предстоящем обучении:
— Даш, а ты тоже попала в списки на переподготовку с 1 июня? — спрашивает Анна.
— Да, мы с тобой в одной группе — отвечает Даша.
Я же видела приказ и знаю точно, что они направляются на повышение квалификации.
Поравнявшись с ними, я говорю им об этом. А они мне отвечают, что разницы в этом нет никакой.
На самом деле девушки ошибаются, разница — значительная.
- Давайте разбираться!
- Ниже в таблице я привела основные характеристики этих 2 видов обучения.
- Профпереподготовка и повышение квалификации персонала — основные особенности:
Мы видим, что и переподготовка, и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же только актуализировать навыки и знания по «старой» специальности.
Непрерывное образование персонала — основа развития предприятия
\r
\r Наиболее оптимальным вариантом организации работы в сфере развития персонала является создание системы непрерывного образования сотрудников на основе грамотного сочетания разных форм подготовки новых сотрудников и переподготовки уже работающего персонала. При этом переподготовка должна включать в себя как получение второй профессии, так и повышение квалификации работников с учетом изменений в технологии и организации производства.\r
\r
\r Суть непрерывного образования заключается в постоянной адаптации к современным условиям труда и периодическом повышении квалификации работников на протяжении всей трудовой деятельности. Принцип непрерывности должен обеспечиваться поэтапностью прохождения отдельных ступеней образования на основе постепенного усвоения знаний, навыков и умений. Иначе говоря, работник на протяжении всей своей трудовой деятельности находится в процессе обучения, повышая свою квалификацию и двигаясь по карьерной лестнице.\r
\r
О понятии повышения квалификации
В «Российской педагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой».
С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Основу личности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм. Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:
Круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;
Знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления.
Компоненты компетентности – толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.
Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу дополнительного образования, а если что-то отсутствует, либо «хромает», то это можно исправить – повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.
Согласно пониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности – это надстройка над деятельностью, закрепляющая:
Способы и отношения к самой деятельности;
Способы организации и реорганизации этой деятельности;
Формы подключения этой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированной деятельности.
Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они – в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) – это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.
Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.
Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:
- он хочет сменить род деятельности;
- ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
- есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).
Как повысить квалификацию членов команды?
Повышение квалификации в цифровом формате берет старт там, где начинается все хорошее обучение: с оценки потребностей в обучении.
Это хороший, внимательный взгляд на то, что ваши сотрудники уже знают и в чем они хотят расти.
И оценка потребностей в повышении квалификации также ставит цели, которые развивают таланты сотрудников на рабочем месте, устанавливая план и временные рамки для укрепления «слабых мест».
Затем разработайте план повышения квалификации с ориентацией на будущее. Существует сложный баланс между улучшением навыков для завершения текущей работы и ожиданием того, что может измениться в целом. Гибкие компании, которые отслеживают новые тенденции, в наибольшей степени способны справляться со взлетами и падениями в бизнесе.