Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система социального страхования в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:
- Обеспечение временных пособий;
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
- Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
- Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
- Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
- Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
- Выплата пособий при рождении детей.
Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.
Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе России. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав общего бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности граждан и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на ФСС возложена задача по осуществлению федерального закона РФ от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения групп населения путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Фонд занимается также обеспечением инвалидов и ветеранов труда техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет государственного бюджета. Федеральный ФСС контролирует расходование средств, выделенных на социальное страхование, следит за поступлением взносов и контролирует деятельность российских фондов социального страхования на местах. Кроме этого, в фонде разрабатываются государственные программы по совершенствованию социального страхования и охраны здоровья работников.
Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?
Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.
Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа. Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.
Специфика страхового механизма заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Однако всеобщий и государственно регулируемый характер фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования. Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от универсальных социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.
Система обязательного социального страхования в Российской Федерации, включающая в себя конкретные виды страхования, направлена на защиту определенных рисков (рис. 35).
Корпоративное социальное страхование – страхование социальных рисков персонала как интересов входящих в корпорацию юридических и физических лиц. Эти интересы могут либо совпадать, либо противостоять в зависимости от особенностей корпораций как организационной, экономической и юридической структуры, их места в экономике страны и роли в обеспечении материальных и социальных потребностей работников.
Деятельность современных предприятий зависит от сложной сети социальных отношений. Долгосрочный коммерческий успех предприятия возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации является построение эффективной социальной политики предприятия, эффективного использования в этом процессе человеческого фактора.
Социальная политика, проводимая предприятием, означает деятельность работодателей и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала.
Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, то тем самым предоставляется больше возможностей для реализации работниками способностей и для их эффективной работы.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
— государственное;
— коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
— смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.
Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.
Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.
Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.
Задачами Фонда социального страхования являются:
-
обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;
-
активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;
-
совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;
-
осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;
-
организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;
-
сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.
Некоторые выплаты фонда имеют не страховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).
Фонд социального страхования целенаправленно проводит следующую работу :
-
поддерживает состояние социальной и экономической стабильности;
-
увеличивает жителям России их благосостояние;
-
развивает отрасли социального направления;
-
предотвращает бедствия от стихий;
-
улучшает ситуацию с демографией, увеличивает рождаемость в стране за счет предоставления денежных дотаций;
-
решает проблемы сирот, приемные родители получают денежный эквивалент на достойное воспитание усыновленных детей;
-
в случае потери работы, занимается трудоустройством граждан;
-
сохраняет общественные ценности.
Руководитель проектов
«Секрет моего успеха прост — человеческое отношение к Клиентам, соблюдение сроков, выполнение обещаний. Мне нравится моя работа и я с удовольствием помогу Вам решить наболевшие вопросы максимально оперативно и с высоким уровнем эффективности.»
Среди моих Клиентов такие компании как:
- Корпорация «Главмосстрой»;
- ЗАО «Балтинком»
- ООО «СК Нева-Строй»
- ФГУП «ГКНПЦ им.М.В. Хруничева» (ракетостроение);
- Издательство «Махаон»;
- ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк;
- РАО ЕЭС,
- БАЗЭЛ,
- Керхер,
- Пионер Рус,
- Икеа,
- Самсунг РУС
- Кадровый холдинг Анкор
Главные принципы осуществления ОСС
К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:
- устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;
- обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;
- гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;
- гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;
- государственное управление системой обязательного социального страхования;
- равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;
- обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;
- правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;
- налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;
- независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.
Иные виды обязательного страхования
Видами обязательного страхования являются также:
• обязательное страхование вкладов, в том числе денежных средств на счете эскроу, открытом физическим лицом для расчетов по договору участия в долевом строительстве, в банках на территории РФ;
• обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном);
• обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в том числе гражданам в результате аварии на опасном объекте;
• обязательное страхование жизни, здоровья пациента, участвующего в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского исследования.
Приведенный перечень видов обязательного страхования не является исчерпывающим.
Почему статистика не сходится?
Схожие вопросы возникли не только у автора статьи, но и у маститых социологов. Они делают осторожное предположение: данные о травматизме занижаются. И происходит это планомерно, на протяжении многих лет. А ларчик просто открывается: статистику в России формирует не ФСС, а Росстат. И Фонду остаётся лишь бодро рапортовать, что именно его стараниями удалось снизить и травматизм, и смертность. Подвергнуть же статистику критике никто из должностных лиц почему-то не решается.
Ещё один аспект деятельности ФСС, яро критикуемый специалистами – недостаточная работа с инвалидами. Как реабилитация, так и обеспечение протезами вызывает вопросы. Хотя если мы взглянем на статистику, то здесь всё опять-таки радужно: растёт количество индивидуальных планов, число успешно реабилитированных людей. Но действительность убеждает в обратном: инвалиды в РФ по-прежнему остаются самой социально обездоленной частью населения.
Это интересно! В 2019 г. от обязательного соцстрахования профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве собрано 135,1 млрд. рублей. Больше, чем в 2018 году, на 6,6%.
В настоящее время социальное страхование признается важнейшим институтом социальной защиты. Его ведущую роль для достижения целей социальной политики подчеркивает и Международная организация труда, что нашло отражение в Рекомендации № 67 «Об обеспечении дохода». В данной Рекомендации МОТ ставит задачу социального обеспечения (обеспечения дохода) в первую очередь перед системами обязательного социального страхования. Под социальным страхованием Рекомендация № 67 «Об обеспечении дохода» понимает систему отношений, посредством которых лица, отвечающие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом. А в отношении лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должна применяться такая форма, как социальное вспомоществование, субъектами которой будут являться, во-первых, определенные категории лиц, нуждающихся в защите государства («особенно дети, инвалиды, престарелые лица, вдовы»), имеющие право на «пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой», а также другие нуждающиеся лица, которые получают социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, то есть в соответствии с принципом адресности.
Каковы преимущества системы?
Государственная система социального страхования в любой европейской стране основана на сочетании двух элементов: соцстрахования и социальной помощи. Каждый из элементов имеет собственные источники финансирования, требования к получателям пособий, условия, при которых сотрудники либо члены их семей получают право на компенсацию. Помощь и страхование нацелены на реализацию общей функции — воспроизводства трудового потенциала. Международная организация труда, входящая в состав ООН, определяет основные преимущества социального страхования:
- Причастность работающих граждан к защите собственных прав, финансовое и моральное участие в предупреждении социальных рисков, травм на производстве;
- Получение выплат от эффективно работающих специализированных организаций, которые занимаются исключительно вопросами профилактики, здравоохранения, расчетов и перечисления страховых средств;
- Наличие гарантий (конституционных) для сотрудников при наступлении страхового случая, что обеспечивает выплату компенсации установленного размера, а не произвольных сумм по решению финансового учреждения;
- Длительность работы страховых фондов, что гарантирует наличие свободных средств, систематическое взимание взносов, эффективное их распределение, обоснованное формирование тарифной сетки.
Обязательность страхования, установленная государством, позволяет также ликвидировать эффект отбора, при котором стоимость страховки для отдельных профессий с высокими рисками значительно повышается. Страховой процесс регулируется на уровне государства, которое вправе менять условия страхования (тарифы, виды и условия помощи) для стабильной работы в кризисных условиях.