Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за работу без патента». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Комментарии к ст. 18.15 КОАП РФ
1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.
Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.
2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.
Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).
3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.
Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.
4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.
5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.
Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.
6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ закрепляет обязанности работодателя: 1) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются постановлением Правительства РФ (см. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу»). Работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Россию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ, о привлечении и использовании для трудовой деятельности указанных лиц. Соответствующие сведения представляются также в налоговые органы.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.
7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.
Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург
В последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция к применению различных мер воздействия, в первую очередь законодательных, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, на формирование правовых отношений между работодателями и иностранными работниками, легализацию в России иностранной рабочей силы.
В 2006 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях была включена статья 18.
15, устанавливающая административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, введены статьи, санкции которых предусматривают административную ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, несоблюдение установленных федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
- В российском законодательстве незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства проявляется как:
- 1) привлечение к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом;
- 2) привлечение и использование иностранных работников без получения в установленном порядке разрешения на это, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом;
- 3) неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы, центра занятости населения в соответствующем субъекте Федерации или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранцев, административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Величина штрафов за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности напрямую зависит от количества работающих на предприятии «нелегалов», т.е. штраф, предусмотренный п.п.1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ, надо умножить на их число.
Последствия незаконных трудовых отношений для обеих сторон
Трудовые отношения без патента приведут к неприятным последствиям в виде административной и уголовной ответственности как безвизового мигранта, так и безалаберного работодателя.
Иностранному гражданину, который устроился на работу при отсутствии патента, грозит штраф и выдворение за пределы Российской Федерации. Отметим, что аннулированный или просроченный документ приравнивается к отсутствию официальных оснований для трудоустройства, не говоря уже о поддельном патенте. В особо тяжёлых ситуациях иностранцу могут запретить въезд на территорию России.
Принимая на работу иностранного гражданина без патента, работодатель также рискует получить штраф, причём в более существенном размере. Каждый случай нелегального трудоустройства мигрантов рассматривается отдельно. Санкции применяются по каждому незаконному мигранту. Также государство может приостановить хозяйственную деятельность предприятия, что ещё больше осложняет ситуацию.
Отметим, что государство не возлагает на работодателя функций контроля срока действия и подлинности патентов сотрудников (как проверить патент на действительность?). При этом, организация несёт ответственность за незаконные трудовые отношения, поэтому просроченный, фальшивый или аннулированный патент – это повод для разрыва трудового договора с мигрантом.
Особенности трудоустройства различных категорий иностранцев
- Лицам, получившим разрешение на временное проживание (РВП) сроком на 3 года, нет необходимости оформлять патент – работа иностранцев без разрешения на работу не будет наказываться штрафом. Но для данной категории действуют ограничения: трудовую деятельность без патента можно вести только в пределах субъекта, представительство миграционной службы которого оформило данное РВП.
- Лица, приехавшие из государств, с которыми действует безвизовое соглашение, и срок пребывания которых ограничен (90 суток после въезда), не смогут осуществлять профессиональную деятельность без оформления патента. Трудоустроиться такие лица могут исключительно в пределах субъекта РФ, где был выдан патент.
- Для получения работы лицам, приравненным к гражданам РФ, не надо оформлять какие-либо разрешения. Им следует зарегистрировать сведения о себе в миграционной службе на протяжении 7 дней после прибытия. Процедура трудоустройства полностью аналогична приему на работу россиян.
- Трудоустройство иностранцев, обладающих высоким мастерством и квалификацией, осуществляется в упрощенном порядке. Высококвалифицированные специалисты-иностранцы могут быть трудоустроены по упрощенной процедуре работодателями и заказчиками, перечисленными в п. 5 ст. 13.2 закона № 115-ФЗ.
Виды нарушений, за которые можно получить штраф
Привлечение к трудовой деятельности нелегального работника является нарушением не только миграционного законодательства, но и Трудового кодекса РФ. Получить штраф может как физическое, так и юридическое лицо, причем для последнего сумма материального взыскания будет в десятки раз больше, чем для рядового гражданина.
Привлечь к административной ответственности могут в следующих случаях:
- если на работу был принят иностранный гражданин, который не имеет официального разрешения на пребывание и осуществление трудовой деятельности в РФ;
- если у мигранта нет документов, которые подтверждают его личность;
- если иностранное лицо было принято на работу по одной специальности, а работает по другой;
- если в установленные сроки работодатель не уведомил миграционную службу о принятии на работу иностранных граждан;
- при нарушении норм ТК РФ. Если: работник не получил средства защиты и для техники безопасности, если он не проинструктирован под подпись в журнале о технике безопасности, если работник допущен к работе без прохождения медицинского осмотра, работник должен пройти аттестацию и получить допуск к работе, но по факту этого нет;
- если работник взят на должность водителя, но и у него нет российских прав.
- если у иностранного лица нет ИНН. Такой документ обязательно выдается при получении разрешения на работу в РФ. Если его нет, значит нет и разрешения на работу либо документ поддельный;
- если на работу принят иностранец без патента или с патентом, который выдавался для работы в другом регионе РФ.
Также штраф работодатель может получить, если с работником заключен трудовой договор с нарушением ТК РФ. Размер материального взыскания будет зависеть от тяжести проступка, а также статуса работодателя – физическое это лицо или юридическое.
Пример прекращенного судом дела по статье 18.15 КоАП РФ
Обстоятельства дела: На производстве одежды, в ходе проверки, сотрудники ОВМ УВД по ВАО выявлены 7 граждан Киргизии, уведомления о трудоустройстве которых в установленном законом порядке в ОВМ не подавались. В своих объяснения все 7 человек сказали у кого они работают, а арендодатель предоставил договор аренды помещения с конкретным ИП.
Что было сделано: Ознакомление со всеми семью делами, выработка позиции в защиту ИП, в УВД по ВАО заявлено ходатайство о передачи дела в суд для рассмотрения по существу. Важный момент — ОВМ может назначить штраф самостоятельно, а может по Вашему ходатайству сразу направить дело в суд, что бы суд принимал окончательное решение. Всегда заявляется такое ходатайство и пытайтесь завести дело в суд.
Ход рассмотрения дела судом и суть позиции защиты: Еще на стадии ознакомления с материалами дела сразу был выявлен ряд нарушений (о чем сотрудникам ОВМ конечно же никто не сказал). А именно — многие документы в деле почему-то были в копиях, хотя кодекс об административных правонарушениях не предусматривает изъятие из материалов никаких документов, договор аренды помещения в деле действительно был, но не было подтверждения реальности его исполнения и нельзя было сделать однозначный вывод о том, действовал ли он на момент проверки или был расторгнут, объяснение иностранного гражданина так же было получено с грубыми нарушениями. Иностранец имеет право на переводчика и за разъяснение этого права ставит свою подпись в бланке объяснения, при этом подчеркивая вариант ответа — «в услугах переводчика нуждаюсь», либо «в услугах переводчика НЕ нуждаюсь», так вот в данном деле все семь человек подписи поставили, но не выбрали за что именно они расписались!
В суде был заявлен ряд ходатайств об исключении большей части доказательств и признании их недопустимыми, вызывались на допрос сотрудники ОВМ (которые не смогли пояснить где оригиналы документов), оспорена действительность договор аренды помещения, изложена в письменном виде позиция стороны защиты. Итогом 2-ух месяцев препираний в суде с сотрудниками ОВМ стало постановление суда — производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ прекратить за отсутствием события административного правонарушения! Само решение выложено ниже, более подробно можете ознакомиться, изучив его.
Административное приостановление деятельности
Один из видов наказания, предусмотренного статьей 18.15 КоАП РФ является административное приостановление деятельности компании на срок до 90 суток. Для многих такое наказание является куда более приемлемым, чем огромные миллионные штрафы, ведь отследить реальность приостановки работы практически невозможно. Фактически просто нельзя совершать никаких денежных операций, получение оплаты на расчетный счет организации или оплата выставленного счета это — единственное, что реально может свидетельствовать о неисполнении наказания и повлечь неприятные последствия.
Однако виды возможных наказаний установлены ст. 3.2 КоАП РФ, наказания там перечислены отдельными пунктами с пункта 1 до 11-ого, то есть от менее сурового наказания к более суровому. Административный штраф значится под пунктом № 2, а административное приостановление деятельности по пунктом № 9. Другими словами — приостановка деятельности с точки зрения закона считается более суровым наказанием, чем штраф. И получается, что ОВМ назначая наказание в виде штрафа (особенно когда это несколько миллионов) проявляет к юридическому лицу гуманность! Смешно, но действительность именно такая.
Ввиду вышеизложенного, возникает юридическая коллизия — юридическое лицо (или адвокат, защищающий компанию) обращается в суд, обжалуя наказание в виде штрафа и при этом просит назначить более суровое наказание в виде приостановки деятельности. Формально выходит, что адвокат (или само юр.лицо) пытается ухудшить свое положение, что недопустимо. К счастью судьи тоже люди и встретить понимание в суде вполне возможно. В нашей практике даже был случай, когда понимая всю глупость ситуации судья сам предложил адвокату изменить позицию по делу (ранее она была признательная, с просьбой снизить штраф на 50% ввиду признания вины и т.д.), отрицать вину, ссылаться на максимально глупые доказательства, что суд расценил как злостную попытку избежать привлечения к административной ответственности и назначил более суровое наказание в виде административной приостановки деятельности. Опять смешно, но бывает и такое.
Ответственность ООО за неоформленных сотрудников
За неоформленного работника грозит крупный штраф
Ответственность за неофициальное трудоустройство сотрудников или за нарушения при оформление документов возлагается не только на предпринимателей, но и на юридические лица.
В этом случае по ст. 5.27 КоАП РФ предприятию назначается крупный штраф, он выписывается либо на руководителя организации, либо на ответственное лицо, занимающееся кадровыми вопросами.
Если нарушения выявляются неоднократно, и они причиняют государству серьезный ущерб, то организации будут назначены более крупные штрафы, кроме того, ответственные лица будут освобождены от должности. Руководителю организации и начальнику кадрового отдела в этом случае угрожает уголовное преследование, мерой наказания являются исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.
При выявлении первого нарушения юридическому лицу присуждается штраф в размере до 100 тысяч рублей. Деятельность организации приостанавливается на срок до 90 суток. Самому руководителю организации присуждается штраф в размере до 5 тыс. рублей.
Ведение документации должно соответствовать установленным стандартам, любые ошибки приводят к крупным проблемам не только для работодателя, но и для сотрудника: так при неверном заполнении трудовой книжки период работы не будет учитываться при начислении пенсии без сбора дополнительных подтверждающих документов.
Инспекторы проверяют своевременность выплат и правильность удержаний. Если проверяющие выявят удержания, которые не поименованы в ст. 137 ТК РФ, а работодатель не сможет предъявить документ, подтверждающий согласие работника на такое удержание, компанию ждёт штраф (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164)).
Ещё одно основание для штрафа — компенсация, которую работодатель должен начислить сотруднику, если выдал деньги не вовремя (ст. 236 ТК РФ). Если такую компенсацию не выплатить в срок, компанию тоже могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). И неважно, какие именно деньги не были выплачены вовремя: зарплата, расчёт при увольнении или что-то другое (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) и от 18.09.2019 по делу № 7-1995/2019(21-1162)).
Причины наложения штрафов на начальство фирмы
Трудовых отношения работодателя и сотрудника должны быть оформлены в соответствии с законодательными нормами.
Для оформления на должность человека, работодатель обязан заключить с ним трудовой договор, по которому, у обеих сторон трудовых отношений, возникают определенные обязанности. Такой договор составляется и подписывается в двух экземплярах, с указанием даты приема на работу. Если договор срочный, то необходимо указать дату окончания трудовых отношений. Один экземпляр договора хранится у работодателя, другой отдается на руки сотруднику.
Дата приема является очень важной информацией, которая указывает, что человек оформлен официально и приступил к работе с определенного момента.
В договоре должны быть прописаны в обязательном порядке: фамилия, имя, отчество принимаемого человека, его личные данные (номер и серия паспорта, номера ИНН и СНИЛС), адрес проживания. Работник должен предоставить документы об образовании и подтверждении квалификации на занимаемую должность. Обязательно в договоре следует указать вид и характер работ, распорядок трудовой недели. Это неотъемлемые составляющие трудового договора, которые нельзя нарушать.
Сотрудник обязан надлежащим образом исполнять свои трудовые функции, соблюдать распорядок дня на предприятии. А работодатель, в свою очередь, гарантировать ему постоянную и соответствующую штатному расписанию оплату труда, платить налоги, обеспечить работника всеми льготами и социальными гарантиями.
Работать без оформления человек может всего три дня, далее обязательно должен быть оформлен трудовой договор.
Причины наложения штрафов:
- Несвоевременное заключение трудового договора с сотрудником или отсутствие его. Это приводит к тому, что работник не имеет официального заработка, в связи с этим не происходит уплата НДФЛ государству;
- При не заключении договора, работнику не засчитывается трудовой стаж, и не осуществляются выплаты в ПФР, что негативно скажется на оформлении пенсии по возрасту;
- Медицинские учреждения могут отказать работнику какой-либо организации в оказании бесплатной помощи из-за того, что не происходит уплата взносов в фонд медицинского страхования;
Комментарий к ст. 18.15 КоАП
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 комментируемого Кодекса, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности. Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 комментируемого Кодекса, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 18.15 комментируемого Кодекса, состоит в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных рабочих, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи, образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15, выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны предусмотренные правонарушения являются умышленными.
Когда выписывают штраф за отсутствие ИП
Для начала стоит оговорить, что наказание назначают далеко не всегда. Штрафы согласно КоАП выписываются при ведении незарегистрированной предпринимательской деятельности, если та осуществляется регулярно. А вообще нужно ориентироваться на следующие моменты:
- деятельность носит систематический характер;
- факт получения прибыли и её размер не имеют значения, то есть штраф выписывается и тогда, когда продавец не успел ещё ничего продать, но уже сделал такое предложение клиенту;
- правонарушитель должен организовать всё для того, чтобы другое лицо могло сделать покупку или воспользоваться его услугами, то есть просто сам факт подготовки магазина для торговли без выставления товара, например, нарушением не является.
Учтите, что наказывается любая торговля или оказание услуг без регистрации ИП вне зависимости от формы. То есть напрямую или через Интернет, посредством агентов, каталогов и прочее.
Вас не коснутся штрафы за неоформленное ИП при разовой или регулярной торговле на рынках. Правда, при условии, что вы продаёте то, что выращено в подсобном хозяйстве или же произведено кустарным способом лично самим человеком. И такой доход в любом случае надо будет указывать в налоговой декларации по итогам года.
Какой штраф за торговлю без ИП полагается по КоАП РФ
Допустим, происходила торговля без регистрации ИП: какой же штраф в 2022 году полагается? Для начала такое правонарушение фиксируется протоколом по статье 14.1 КоАП РФ. Этот документ вправе оформить представители Роспотребнадзора, ФНС РФ, МВД и других ведомств.
Учтите, что штраф за отсутствие ИП назначается, если нет не только свидетельства индивидуального предпринимателя, но и сведений в ЕГРИП. В противном случае наказания не будет, даже если данные туда были внесены буквально в момент осуществления сделки.
Итак, какой штраф, если нет ИП, полагается по КоАП РФ? По статье 14.1 КоАП он может составлять от 500 и до 2000 рублей. Правда, его назначают только в том случае, если речь идёт о незначительной сделке. Причём подобное развитие событий будет самым благоприятным.
Работа без патента при карантине
Речь в настоящей статье пойдет о том, возможна ли работа без патента при карантине. Объясним. Весь мир в настоящее время оказался в сложной ситуации, источником которой стала пандемия коронавируса. Это заболевание не обошло стороной и Россию.
В стране был объявлен карантин, продленный до 31 мая. В этой связи все законодательство активно перестраивают в связи с тем, что все граждане должны соблюдать меры к тому, чтобы сидеть дома, все службы и организации должны работать в ограниченном режиме, а все перелеты, кроме внутренних, запрещены.
Поэтому у иностранных граждан, которые сейчас находятся в России возникает множество вопросов по типу:
- Можно ли работать без патента?
- Нужно ли платить за патент при карантине?
- Как продлить патент при карантине?
- Как продлить регистрацию при карантине?
На все эти вопросы мы ответим в сегодняшней публикации. Кстати, недавно мы рассказывали о депортации при коронавирусе. Эту публикацию можно прочитать, кликнув здесь.
Прежде, чем рассказать вам о нововведениях, напомним, что патентом является документ, который разрешает иностранному лицу, который прибыл на территорию нашей страны в безвизовом порядке, осуществлять рабочую деятельность на территории России.
Итак, ответим на первый вопрос: Можно ли работать без патента в период пандемии?
Президент России не так давно (около недели назад) подписал указ, касающийся как раз нашего вопроса. Этим документом он разрешил иностранным гражданам осуществлять работу без патента на карантине. Правда, есть несколько условий:
- Во-первых, на 15 марта 2021 года пребывание иностранца в России должно быть законным.
- Во-вторых, трудовые мигранты могут спокойно работать и находиться в России на срок до 15 июня 2021 года.