Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение квалификации педагогического работника. Когда, кому и зачем необходимо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника
На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.
Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.
Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.
Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.
Формы получения дополнительного образования
Новичкам следует заранее узнать, как проходит повышение квалификации педагогов, потому что этот процесс доступен только трудоустроенным гражданам, которые трудятся на одном рабочем месте. Обычно занятия проводятся в традиционном формате:
- очно – наиболее затратный вариант, предполагающий личное посещение каждого занятия. Для этого нужны опытные педагоги, помещение, техническое оснащение. Обучающиеся получают возможность общения с профессионалами своей специальности, заводить знакомства и практическим путем прорабатывать различные ситуации. Данная форма обучения включает в себя стажировку педагогов в других образовательных учреждениях с целью сравнить условия и улучшить навыки;
- очно-заочно – такие варианты обучения намного выгоднее для руководителей учреждений и организаторов курсов, так как сочетают самостоятельную работу с последующим контролем профессионалами;
- дистанционно – выгодный формат для всех участников процесса, но требует максимальных усилий со стороны обучаемого, так как без самодисциплины и самоконтроля достичь высоких результатов не удастся. Однако есть и важное преимущество: все учебные пособия доступны пользователю круглосуточно, а занятия можно проводить в любое время, в том числе, без отрыва от основной работы.
Законом №273-ФЗ ст.47, п.5., пп.7 регламентируется обязанность педагогов проходить обучение не реже одного раза в три года.
Чтобы не беспокоиться о своем будущем мало иметь на руках один диплом. Стать лучшим среди многих, поможет регулярное самосовершенствование, освоение новых знаний. В АНО ДПО «Институт современного образования» можно получить дополнительное образование в удобное время. Независимо от того, как часто педагоги проходят повышение квалификации, специалисты своего дела могут осваивать лучшие профессии заочно, без отрыва от работы.
Аттестация учителей по новым правилам в 2021 году: что об этом уже известно?
Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.
Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.
Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.
Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
- Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Профессиональными стандартами.
- Ведомственными распоряжениями и приказами.
- Трудовым и коллективным договором, который заключается между работником и предприятием.
- Локальными актами организации, в которой работает сотрудник, желающий повысить квалификацию.
В большинстве случаев, периодичность прохождения специалистами курсов по усовершенствованию профессиональных навыков устанавливается работодателями, при этом условия и график согласуются с профсоюзом. Кроме того, нормативные сроки могут быть сокращены по производственной необходимости или по заявлению сотрудника, желающего досрочно повысить разряд/категорию.
Повышение квалификации для многих профессий и специальностей проводится не реже 1 раза в 5 лет, на протяжении всей трудовой деятельности. Однако существуют исключения из этого правила – некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определенной периодичностью.
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации по профессиям и специальностям
Специальности и должности | Частотность прохождения курсов | Основание | Примечание |
Специалисты по аудиту | Каждый год с момента получения квалифицированного аттестата | п.9 ст.11 ФЗ от 30.12.08 №307-ФЗ | Минимальная продолжительность курсов составляет 20 часов в год. Учебные программы утверждаются СРО аудиторов, в которой состоит сотрудник. |
Профессии, связанные с преподаванием | Раз в 3-5 лет | ч.2 п.4 ст.47 №273-ФЗ | Учителя начальных классов обязаны посещать курсы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Педагогический состав 5-11 классов и преподаватели СПО – раз в 3 года. |
Оценщики | Раз в три года | ч.3 – требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Раз в три года | ч.2 ст.20.1 закон РФ №3132-1 | Получив должность судьи, следует в обязательном порядке пройти профессиональную переподготовку, и только после этого допускается прохождение курсов повышения квалификации. |
Госслужащие | Раз в три года | ст.31 ФЗ №79 от 27.07.04, согласно указу Президента РФ от 21.02.19 №68 | |
Работники железнодорожного транспорта | Раз в три года | ст.25 гл.5 ФЗ №17 от 10.01.03, согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.12 №221 | Посещение курсов обязательно, если сотрудник занят перевозкой опасных грузов. |
Главные бухгалтера | Раз в три года | Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 21.02.19 №103н | Главные бухгалтера обязаны посещать курсы продолжительностью не менее 120 часов в 3 года либо не менее 20 часов каждый год. |
Сотрудники органов внутренних дел | Периодичность ежегодно определяется ДПО МВД РФ для каждой категории работников в данной сфере | ст.12, 76 ФЗ №342 от 30.11.11, согласно приказу МВД РФ от 05.05.18 №275 | |
Водители и работники автомобильного, городского наземного электротранспорта, обеспечивающие БДД | Федеральные нормативы не установлены | ст.20 ФЗ №196 – ФЗ от 10.12.95 | Периодичность устанавливает руководство предприятия. |
Сотрудники безопасности в сфере авиации | Раз в 3-5 лет | ст.52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Сотрудники должны проходить курсы раз в три года, а руководители – раз в пять лет. |
Срок действия документа, полученного после окончания курсов, не установлен законами Российской Федерации. Однако лучше периодически знакомиться с новыми программами повышения квалификации, с целью приобретения инновационных теоретических знаний и совершенствования практических навыков.
Повышение квалификации производится к той квалификации, которая уже есть, поэтому работник должен иметь среднее или высшее образование. Минимальное время составляет 16 часов.
Повышение квалификации педагогических работников
Под повышением квалификации педагогических работников подразумевается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Профессиональная компетентность педагогического работника является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что в итоге определяет качество образования обучающихся. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.
Целью повышения квалификации являются:
- — обновление и углубление знаний в области теории и практики преподавания, управленческой и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки и культуры, прогрессивных педагогических технологий и передового педагогического опыта;
- — освоение инновационных форм, методов, средств и технологий обучения, прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- — моделирование инновационных образовательных процессов.
Как подать запрос на обучение
Заявку на получение образования по повышению квалификации может подать учебное заведение или конкретный педагог. В первом случае образование оплачивает работодатель и может направить на повышение квалификации практически весь педагогический состав. Во втором случае работник самостоятельно платит за свое обучение, может выбирать образовательную программу.
Заявку можно подать на сайте учебного центра. В этом случае на оформление уходит всего несколько минут. Процесс включает указание данных лиц, которые будут получать образование. Также необходимо указать наименование организации, выбранную программу. Если появляются сложности с направлением заявки на обучение, работник может позвонить менеджеру по телефону.
На следующей стадии происходит окончательный выбор программы профессионального обучения, оплата за курс. Минимальное время повышения квалификации составляет 2 недели и включает 16 академических часов. Но некоторые программы могут включать большую продолжительность в зависимости от выбранного курса.
После изучения дисциплин необходимо сдать итоговый тест, который включает вопросы по профессиональной подготовке. Если приобретены необходимые педагогические навыки, сложностей с его происхождением не появится. На завершающей стадии предоставляются документы об образовании, которые работник может получить лично или заказать почтовым отправлением.
Подобная система обучения является одной из самых эффективных. Она зарекомендовала себя как комфортную для состоявшихся работников, не имеющих свободного времени. А тестирование включает вопросы по основным дисциплинам, что позволяет выявить уровень реальных знаний и педагогических навыков.
Таким образом, повышение квалификации педагогических работников позволяет соответствовать современным тенденциям в образовании. При этом происходит постоянное развитие специалиста, приобретаются навыки правильного воспитательного процесса, владения телекоммуникационными технологиями.
Вопрос 1. Об отказе педагога от курсов
Вправе ли педагог отказаться от курсов повышения квалификации?
Нет, не вправе. Закон об образовании обязывает педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также он указывает, что учителя вправе получать дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Чтобы избежать споров с педагогами, пропишите, например, в трудовом или коллективном договоре, должностной инструкции не только их обязанность учиться на курсах, но и как часто они должны это делать. Если учитель откажется посещать курсы, вы сможете привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК).
О квалификации педагогических работников
Прежде всего, давайте обозначим нормативные документы, которые предъявляют какие-либо требования к квалификации работников вообще и педагогических работников в частности.
Поскольку квалификация — это непосредственная характеристика трудовых отношений, то разумеется, прежде всего открываем Трудовой Кодекс Российской Федерации. Он гласит, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются:
трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Главное во всем этом многообразии нормативных документов то, что содержащиеся в них нормы трудового права должны безусловно соответствовать настоящему Кодексу.
Все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
Важно:
Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Это положение ТК РФ существенно для требований, предъявляемых к педагогическим работникам, начиная с введения в действие Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон предъявляет вполне конкретные требования к уровню квалификации педагогических работников, но эти требования распространяются только на работников, принимаемых на работу после 01.09.2013 года.
Если же эти требования не удовлетворяются работодатель не имеет права отстранить от работы, принятого ранее (до 01.09.2013 года) на работу сотрудника.
Казалось бы, в ТК РФ существует Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора, в которой написано, что основаниями прекращения трудового договора являются:
— обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса), а Статья 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» гласит, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
— возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Вроде бы получается, что при несоблюдении определенных со стороны 273-ФЗ требований к квалификации педагогического персонала, трудовой договор должен быть разорван по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, но дальше, в этой же статье написано, что:
Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.». Таким образом, на практике, все остается как есть.
Вернемся непосредственно к квалификации. Начиная с 01.07.2016 года в ТК РФ появятся следующие положения (привожу сокращенно)
РАЗДЕЛ IX. КВАЛИФ��КАЦИЯ РАБОТНИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Форма обучения сотрудников организации
Повышение квалификации может проходить на базе предприятия (внутрикорпоративное) и за его пределами (внешнее).
Оба варианта имеют свои преимущества. В первом случае компания:
- сокращает затраты;
- получает возможность отслеживать уровень усвоения знаний сотрудниками в процессе обучения;
- улучшает коммуникативные навыки работников и повышает степень их взаимодействия.
В зависимости от длительности курсов и интенсивности учебной программы занятия могут проходить как с отрывом от производства, так и без него (сотрудники совмещают работу и учебу).
При повышении квалификации без отрыва от производства, суммарное время, затраченное сотрудниками в течение дня на учебу и работу, не должно превышать длительность рабочего дня.
По согласованию участников учебного процесса, допускается проведение занятий:
- днем;
- вечером;
- в выходные и праздники.
Также предварительно оговаривается система встреч:
- личное присутствие;
- посредством конференц-связи.
Методы внутрикорпоративного обучения:
- Инструктаж;
- Тьюторство;
- Ротация;
- Шэдуинг;
- Коучинг;
- Наставничество.
В тех случаях, когда предприятие не имеет ресурсов для проведения внутрифирменного обучения, повышение квалификации работников осуществляется на базе учебных центов или комбинатов. Согласно законодательству РФ, обучением могут заниматься как государственные организации, так и коммерческие. Главное условие – наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право ведения просветительской деятельности, выданной Роспотребнадзором.
Местом проведения повышения квалификации могут служить:
- институты;
- академии;
- учебные комбинаты;
- профильные центры.
Выбирая учебное заведение для прохождения повышения квалификации, следует уделять пристальное внимание следующим аспектам:
- преподавательскому составу;
- отзывам, бывших студентов;
- стоимости обучения;
- сроку функционирования учебного комбината.
Документы, подтверждающие прохождение обучения
Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:
- То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
- То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.
Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
- Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
- Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
- Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.
Оформление прохождения обучения работодателем
Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.
Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.
Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.
В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.
Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.
В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.
Что собой представляет удостоверение о повышении квалификации?
На сегодняшний день существует большое количество как государственных, так и частных, организаций, которые занимаются организацией дополнительного профессионального образования. При этом далеко не все из них предлагают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Поэтому можно сделать вывод, что форма выдаваемого документа – это один из важнейших критериев.
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца – это государственный документ, бланк которого имеет водяные знаки, специальные волокна, видимые лишь под ультрафиолетовым излучением, гербовое изображение. Более подробно требования к оформлению данных документов прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах, а также государственных стандартах.
Кроме того, удостоверение всегда носит именной характер, поэтому использование чужого документа является нарушением закона и влечет за собой уголовное наказание.