Соблюдение норм права отличается тгп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соблюдение норм права отличается тгп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право целенаправленно воздействует на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с законом, упорядочивает общественные отношения, приводит поведение отдельной личности в соответствие с интересами общества и государства. Таким образом достигается цель права — претворение его норм в реальную жизнь, их реализация в правомерном поведении конкретных субъектов. Это есть тот социальный результат, которого ожидает законодатель, на который он рассчитывает.

Понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимается претворение, воплощение установленных государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.

Особенности понятия свободы

В древности тот, кто не был рабом, был свободен. С юридической точки зрения свобода записана в законе как возможность определенного человеческого поведения, с политической точки зрения — отсутствие вмешательства или вмешательства, а в философии общепринято, что свобода — это возможность индивидуума выражая свою волю.

Сегодня наиболее распространенной идеей является свобода «делать то, что я хочу», но очевидно, что если каждый будет делать то, что хочет, в мире будет хаос, и это может привести к гибели человечества, поэтому нет абсолютной свободы. Истинная свобода всегда ограничена внешними факторами (законы, обстоятельства, другие люди) и внутренними (моральные принципы, долг, совесть). Без защиты и ограничения закона свобода часто приводит к подавлению сильных над слабыми и рабству.

Общее между правом и моралью

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель – сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и право отражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.

В последних двух пунктах указано именно «предполагается», потому что в идеале право, как и мораль, должно быть мерилом добра, справедливости, равенства, но к сожалению, практика государств показывает, что такое бывает далеко не всегда.

1. Что отличает Теорию государства и права от других наук?

а) особая структура;

б) существенные закономерности;

в) особая структура и существенные закономерности;

г) название.

2. Что из указанного относится к частнонаучным методам ТГиП:

а) исторический метод;

б) логический метод;

в) сравнительный метод;

г) социологический метод.

3. Как связана Теория государства и права с юридическими науками?

а) ТГиП не связана с юридическими науками;

б) ТГиП является одной из юридических наук;

в) ТГиП занимает ведущее место в системе юридических наук;

г) ТГиП занимает подчиненное место в системе юридических наук.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство возникло как результат насилия путем завоевания слабых племен более сильными и организованными?

а) психологическая;

б) договорная;

в) теория насилия;

г) историко-материалистическая.

5. К основным признакам государства относятся:

а) формальная определенность;

б) нормативность;

в) наличие государственной власти;

г) все вышеперечисленное.

6. Типология государства это:

а) разделение государств на типы;

б) определения типа развития государства;

в) выявление существенных черт, которые характерны для всех государств данного периода;

г) выявление существенных черт, которые характерны только для конкретного государства.

7. По социальной значимости функции государства делятся на:

а) общие и особенные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние;

г) постоянные и временные.

8. Что из указанного является признаком монархии?

а) власть передается по наследству или по праву родства;

б) пользование властью бессрочное;

в) глава государства не несет ответственности за результаты своей деятельности;

г) все является признаками.

9. Как называется сложное государство, возникшее в результате объединения государств и государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью?

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарные государство;

г) республика.

10. По каким основаниям не осуществляется классификация органов государства?

а) по юридической силе;

б) по принципу разделения властей;

в) по действию во времени;

г) по действию в пространстве.

11. Что из указанного не является признаком права?

а) общеобязательность;

б) формальная определенность;

в) многократность применения;

г) все относится к признакам.

12. Наиболее существенные направления воздействия права на общественные отношения называются:

а) функции;

б) признаки;

в) принципы;

г) задачи.

13. Нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий общественные отношения, называется:

а) конституция;

б) закон;

в) нормативно-правовой акт;

г) подзаконный акт.

14. В чем заключается принцип действия нормативно-правого акта в пространстве?

а) нормативно-правой акт действует только на определенной территории;

б) действие нормативно-правового акта зависит от территории;

в) пределы действия нормативно-правового акта определяются территорией, на которую распространяются его предписания;

г) все ответы неправильные.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на постоянные и временные.?

а) в зависимости от правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. К какой группе отраслей права относится Конституционное право?

а) к основным отраслям;

б) к базовым отраслям;

в) к производным отраслям;

г) к процессуальным отраслям.

17. В зависимости от предмета правового регулирования правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на конституционные, уголовные, административные, уголовные и пр.

Читайте также:  Льготы инвалидам 3 группы в 2023 году в Москве а платных стоянках

г) на относительные и абсолютные.

18. Мера юридически необходимого проведения субъекта правоотношения называется:

а) право;

б) субъективное право;

в) обязанность;

г) юридическая обязанность.

19. Как называется особая форма реализации права, которая всегда связана с участием компетентных государственных органов ?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

20. Как называется признак правонарушения, в соответствии с которым правонарушение должно быть запрещено законом или другим нормативно-правовым актом?

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.

1. Методы ТГиП делятся на две группы:

а) общенаучные и частнонаучные;

б) общие и особенные;

в) общие и специальные;

г) методы ТГиП не делятся на группы.

2. Что из указанного не входит в Теорию государства:

а) понятие и признаки государства;

б) юридическая ответственность;

в) политическая система;

г) функции государства.

3. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство является результатом проявления божественной воли?

а) патриархальная;

б) патримониальная;

в) органическая;

г) теологическая.

4. К какому виду регулирования относятся правила, адресованные какому либо субъекту?

а) к индивидуальному;

б) к коллективному;

в) к нормативному;

г) к ненормативному.

5. Назовите два основных подхода к пониманию сущности государства:

а) общий и частный;

б) общий и особенный;

в) общесоциальный и частносоциальный;

г) общесоциальный и классовый.

6. Что из указанного не относится к отличительным признакам функций государства:

а) через функции происходит достижение целей и задач деятельности государства;

б) функции государства охватывают его деятельность;

в) осуществление функций государства оказывает влияние на деятельность всего государственного аппарата и отдельных государственных органов;

г) все относится.

7. Форма государства включает в себя:

а) понятие и признаки государства;

б) задачи и функции государства;

в) типы государства;

г) форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

8. К какой форме правления относится Российская Федерация?

а) республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

9. Какие виды политического режима принято выделять?

а) демократический;

б) антидемократический;

в) демократический и антидемократический;

г) политический режим не делится на виды.

10. По порядку образования органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на постоянные и временные.

11. Как называются принципы права, которые относятся к праву в целом:

а) общие;

б) особенные;

в) отраслевые;

г) межотраслевые.

12. Особый документ, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений, называется:

а) норма права;

б) закон;

в) нормативно-правовой акт;

г) судебный прецедент.

13. Когда начинается действие нормативно-правового акта во времени?

а) с момента вступления в силу;

б) с момента принятия;

в) с момента опубликования;

г) с момента подписания.

14. В зависимости от характера нормы прав делятся:

а) на материальные и процессуальные;

б) на императивные и диспозитивные;

в) на постоянные и временные;

г) на охранительные и регулятивные.

15. Как называется часть правовой нормы, которая предусматривает последствия для субъектов, реализующих санкцию?

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция;

г) фикция.

16. В зависимости от функциональной роли правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на кратковременные и долговременные;

г) на относительные и абсолютные.

17. Что из указанного не относится к индивидуальным субъектам правоотношения?

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) иностранные граждане;

г) апатриды.

18. Что из указанного не относится к формам реализация права:

а) использование;

б) правотворчество;

в) исполнение;

г) соблюдение.

19. Что из перечисленного не относится к способам толкования права?

а) грамматическое;

б) логическое;

в) буквальное;

г) систематическое.

20. Для того, чтобы привлечь лицо к юридической ответственности в его деянии должны быть установлены:

а) все признаки правонарушения;

б) все признаки состава правонарушения;

в) все обязательные признаки состава;

г) все факультативные признаки состава.

Нормы права – основа юридической науки, в связи с чем и по сей день это понятие остаётся объектом пристального внимания и исследования. Такое положение дел вытекает из многомерности и непрерывного развития общественных отношений. Вопросу посвящена монография ряда авторов Российской академии правосудия*, которая и взята за основу настоящего материала.

Само понятие «норма» происходит от латинского norma, что можно перевести как «правило», «образец». В философии под нормой понимаются некие границы, в рамках которых явления сохраняют свои качества и функции, задающие их (явлений) внутреннюю соразмерность**.

Говоря о нормах права, большинство исследователей подразумевает под н.п. правила поведения. Такие правила регулируют отношения в обществе, устанавливают права и обязанности для отдельных элементов такого общества – субъектов правоотношений, условия реализации таких прав и обязанностей, а также ответственность за нарушение н.п. Именно ответственность, санкция отражает основные признаки нормы. Такие нормы, условно, можно назвать общими.

Помимо общих существуют специализированные нормы: н.-дефиниции, н.-констатации, коллизионные н. и проч. В таких н. отсутствуют явно выраженные запреты, дозволения, найти в указанных н. «традиционные» гипотезу, диспозицию и санкцию не всегда удаётся. Кроме того, эти нормы не участвуют в регулировании самостоятельно, но в связке с общими нормами.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Читайте также:  Поступление в 2023 году мосу МВД

Реализация права: понятие, формы

В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.

Замечание 2

Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.

Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:

  • пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
  • реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
  • отношение с правовыми запретами;
  • осуществление вне конкретного правоотношения;
  • отсутствие фиксации, происходит естественно.

В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Исполнение – форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.

С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения…

Только с заключением и подписанием трудового договора с работодателем гражданин становится членом данной организации и подчиняется ее внутреннему трудовому распорядку, режиму труда.

Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения.

Реализация права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. С правовой точки зрения поведение индивида м.

Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22-27.

Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

В соответствии с особенностями способов правого регулирования (дозволение (управомочие), обязывание и запрет) различаются формы реализации соответствующих норм права: соблюдение, исполнение и использование.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы отвечают на вопрос, — «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)


Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Нарушение норм процессуального права в процессе правоприменения может быть основанием для отмены принятого решения государственным органом или судом.

Так, статья 270. «Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ) указывает, что одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права» (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

«Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения». (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).

Близкие нормы установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ст. 310) и иными нормативными актами.

Регистрация прошла успешно!

В этом случае реализуются обязывающие нормы права. Юридические обязанности могут содержаться в различных юридических документах: нормативно-правовых актах, договорах, а также в правовых актах индивидуального характера (например, в судебных решениях). По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф…).

Читайте также:  Нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета в 2023 году

Причем на сегодняшний день выделяют, прежде всего, две основные разновидности нормативного регулирования – социальное и техническое.

К областям стандартизации в этой сфере отнесены, в частности, терминология, форматы обмена биометрическими данными, биометрические интерфейсы и проч. И, например, с 1 июля 2017 г. на территории РФ действует стандарт на термины и определения в области биометрии ГОСТ ISO/IEC 2382-37–2016 «Информационные технологии. Словарь. Часть 37.

В конце XIX века известный русский юрист, профессор Московского университета С.А. Муромцев писал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)».

Понятие нормы права и ее структура

Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов.

И, наконец, санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав – указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).

На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И.С. Самощенко, О.Э. Лейст и А.С. Пиголкин.

Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной, когда правило поведения действует в зависимости от одного или другого обстоятельства.

Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.

Виды реализации права: использование, соблюдение, исполнение, применение

Первая народная власть образовалась 6 тысяч лет назад. Сейчас действуют узаконенные правовые нормы, которые установлены и закреплены государством и обществом. С латинского означает «стандартная мера, правило».

Правовые нормы устанавливаются и записываются в официальных актах. Это объективные формально — определённые правила общественного поведения, которые регулируют обязанности и права граждан в общественной жизни.

Каждый гражданин должен придерживаться и выполнять предписания правовых норм. Они придуманы не для того, чтобы максимально понизить свободу права человека или ужесточить сильный контроль.

Основные кодексы государства создавались много лет на основе общественных и государственных отношений. Правовая норма нужна, чтобы дать возможность каждому человеку безопасно и правильно развиваться в обществе. Только благодаря правилам поведения, которые узаконены государством, в стране будут спокойные экономические, политические и судебно-властные отношения.

Основным признаком правовых актов являются нормативность и микросистемность.

Потому что правительством устанавливаются только общеобязательные правила, которые состоят из связанных между собой терминов. Правительственные законы несут волевой и двусторонний характер.

Подкрепляется разрешением на правительственное принуждение. Каждое правило обладает юридической поддержкой и занимает место в иерархии.

В зависимости от задачи законы делятся на:

  • регулятивные;
  • охранительные;
  • специализированные.

Регулятивные. Отвечают за регулирование нормативных прав и их выполнение. Подразделяются на:

  • обязывающие — выдают на физическое лицо активную обязанность;
  • запрещающие — пассивное обязательство, запрещающее вести себя определённым образом;
  • управомачивающие — дают разрешение субъекту на определённое поведение.

Охранительные. Расцениваются правительством как противоправное и запрещённое поведение, которое необходимо устранять. Есть несколько типов:

  • карательные. Включают в себя меры определённого наказания, предъявляемые из-за нарушения закона;
  • правовостановительные. Решают вопрос о восстановлении нарушенного закона. Не связаны с процессом составления мер наказаний.

Специализированные. Включают остальные нормативные права:

  • учредительные. Утверждают правовые принципы;
  • оперативные. Отвечают за процессы права в пространстве и времени;
  • коллизионные. Дают разрешение на проведение разногласий между нормами прав;
  • дефинитивные. Включают в себя сборник определений по юридическим терминам.

При помощи специальных юридических способов и методов государство способно воздействовать на общество. По-другому называется правовое регулирование. При помощи этого процесса власть способна упорядочить и стабилизировать общественные отношения.

Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

Замечание 3

Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

  1. Принадлежность к социальным нормам.
  2. Правовая природа.

Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

  • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
  • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
  • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
  • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
  • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
  • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
  • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).

Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *