Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про проезд пешеходного перехода по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».
Использование пешеходных переходов
Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.
Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:
- пешеходный переход;
- надземный пешеходный переход;
- подземный пешеходный переход.
А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.
Различия в теории и на практике
К сожалению, теория и практика по применению законов, касающихся пропуска пешеходов, немного расходится. Выше было приведено определение, которое содержится в ПДД, и оно указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф даже в тех ситуациях, когда водитель пересекает траекторию движения пешехода, совершенно ему не препятствуя.
Например, водитель поворачивает направо на крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает переходить многополосную дорогу с обратной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть, чтобы не создавать за собой пробку, и при этом никак не помешать пешеходу. Однако сотрудник Госавтоинспекции вполне может оштрафовать, ссылаясь на то, что пешеход уже вышел на проезжую часть. А обжаловать подобный штраф зачастую не выходит, даже если у водителя есть видеозапись с регистратора.
Существуют и более абсурдные ситуации, когда штраф накладывают на водителя, если он начал движение, когда пешеход уже прошел мимо его автомобиля, но не сошел с проезжей части. В таких случаях суды, в том числе Верховный суд России, также считают штраф законным.
Виды пешеходных переходов?
Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:
- Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
- Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
- Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
В каких местах можно пересекать дорогу?
Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.
Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.
В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.
Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.
Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.
Разъяснения и комментарии
Давайте разберемся, как необходимо осуществлять пропуск пешеходов. Как можно понять из Правил, водитель должен уступить дорогу. До изменений 2014 года ПДД и Административный кодекс не соответствовали между собой. Правила заставляли пропускать пешеходов, а КоАП предписывал наказание за то, что не уступили дорогу. Поэтому законодатели сделали поправки, чтобы эти нормативные акты соответствовали ситуации. Но в чем была неясность?
Вопрос в том, что понятие пропуска не разъяснено в ПДД, а как уступать дорогу, там подробно описано. Водитель не должен мешать пешеходам, и вынуждать их изменять направление движения, скорость ходьбы.
Учитывайте, что в понятии «уступить дорогу» содержится важный фактор. Ваши пути движения с человеком, переходящим дорогу, должны пересекаться сразу по времени и траектории движения. Другими словами, если вы не дадите возможность перейти дорогу, то столкнетесь с ним, или вынудите изменить направление движения и скорость. В результате будет нарушаться п. 14.1 Правил.
Учитывая вышесказанное, можно утвердить следующий порядок пропуска пешеходов:
- Вы подъехали к «зебре», а пешеход вступил на нее. Если он пока не находится на проезжей части, то водитель еще не должен уступать дорогу.
- Вы должны притормозить, либо остановиться, чтобы дать возможность человеку перейти дорогу, не меняя из-за Вас направление и скорость ходьбы. Тогда вашей вины не будет. Но если пешеход испугался быстро приближающегося автомобиля, то сотрудник ДПС может наказать вас, выписав постановление о штрафе.
- Когда пешеход прошел линию вашего пути, то можно продолжать движение. Вы не обязаны ждать, пока он пройдет всю дорогу, а только уступить ему. И вы это сделали.
Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:
- Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
- Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.
Как переходить нерегулируемые переходы
На переходах, которые не регулируются, согласно ПДД, граждане отвечают за собственную безопасность. Человек должен пересекать проезжую часть либо трамвайные пути, только когда он оценит приблизительное расстояние до движущегося транспорта. Необходимо быть уверенным в возможности перейти без последствий для здоровья.
Что запрещено делать пешеходу при переходе по зебре:
- Запрещается появление перед машиной из-за какого-либо препятствия, ограничивающего видимость водителя.
- Нельзя резко и неожиданно выбегать на дорогу. Необходимо показать себя, чтобы водители смогли вовремя отреагировать на появление пешехода.
- Запрещено пересекать зебру под кривым углом, то есть пытаясь сократить путь, и свернув в сторону от разметки.
Пешеход не должен создавать каких-либо помех автомобилистам, передвигающимся по такому участку. Иначе, велика вероятность создания аварийной ситуации.
В каких случаях штраф незаконен
Здесь, как водится, теория расходится с практикой. Инспектор ГИБДД может попытаться выписать вам штраф, если пешеход даже будет стоять на тротуаре и готовиться к переходу или находиться на проезжей части, но уже давно уйти с траектории вашего движения и не создавать помехи для машин. И то и другое не входит в рамки термина «уступить дорогу», о тонкостях которого мы уже говорили выше. Очень многие сотрудники ГИБДД могут обманывать водителей, которые давно не открывали правила дорожного движения, и раздавать штрафы по своему усмотрению. В любом случае ситуации могу быть разные и очень неоднозначные – поведение пешехода, по понятным причинам, вообще сложно предсказать, чем и пользуются нечистые на руку сотрудники ГИБДД. Спасти вас может только видеорегистратор и знание точной трактовки статьи 14.1. С камерой же ситуация еще сложнее: ее вообще не волнуют такие «тонкости», как траектории движения или удаленность автомобиля – она оштрафует вас в любом случае и что-то доказать на месте не получится.
Штраф можно обжаловать и легче всего это сделать, если вы находитесь прямо на дороге один на один с инспектором – он не станет спорить, если у вас будет видеоподтверждение ваших слов, а то и пара свидетелей из числа этих самых не пропущенных пешеходов.
Правила ПДД: уступи дорогу пешеходу
Почти каждый автомобилист уверен в том, что, увидев пешехода на дороге, должен давить по тормозам и пропускать его.
Но по новым правилам пешехода не пропускают, ему «уступают дорогу», то есть не мешают завершить манёвр и дают спокойно перейти дорогу без изменения направления и скорости движения.
В старой редакции п. 14.1 ПДД отмечено, что водитель обязан притормозить либо остановиться перед «зеброй», если пешеход шагнул на проезжую часть.
В обновлённой версии правил допускается проезд машины через «зебру», если траектории обоих участников движения не пересекаются, а количество полос позволяет сделать это. В противном случае преимущество отдаётся пешеходу, а водитель обязан притормозить.
К примеру, если водитель движется по крайне левой полосе четырёхполосной дороги, а в это время пешеход только начал переходить дорогу, то машина может спокойно проехать, так как не создаёт помех движению человека.
Водителям на заметку! На многополосной дороге руководствуйтесь правилом «двух полос»; это означает, что между ТС и пешеходом должно оставаться как минимум 2 полосы.
Даже если светофор загорелся зелёным, водитель должен дождаться, пока пешеход спокойно дойдёт до конца перехода (п. 14.3 ПДД). При этом он не обязан пропускать стоящих на тротуаре людей, которые намереваются перейти дорогу.
Они не являются участниками движения, но могут таковыми стать через секунду, шагнув прямо перед машиной.
Совет водителям: всегда перед пешеходом снижайте скорость, даже если вы не замечаете людей. Переход — это потенциальная опасность, и расслабляться здесь нельзя.
Обратите внимание! Если раньше на переходе нельзя было обгонять другой автомобиль при наличии там пешехода, то новые правила запрещают обгон на переходе в любом случае. Иначе штрафа не миновать.
На дороге не всегда обозначены участки для перехода. Тем не менее, водитель обязан пропустить:
- слепых (держат в руках белую трость);
- людей, идущих к автобусу или трамваю;
- детей, выходящих из транспорта с включённой «аварийкой» и знаком «Перевозка детей».
Двор — это зона пешехода. Здесь преимущество всегда остаётся за пешим человеком.
Как оспорить штраф ГИБДД и доказать свою невиновность?
Если вы склонны думать, что не совершали правонарушения, то можно попробовать «отмазаться» от штрафа. Ваши действия при остановке машины инспектором ГИБДД:
- Попросите инспектора представиться, показать документ и озвучить причину остановки.
- требуйте составления протокола.
- Привлеките пешехода как свидетеля. Если он выскочил на дорогу внезапно, то скажите ему, что по закону он тоже понесёт наказание. В результате пешеход вынужден будет признать, что водитель не создавал ему помех в движении.
- Используйте запись авторегистратора, а также показания людей, находившихся в тот момент рядом.
Если инспектор отказывается опросить пешехода, а нарушение не было зафиксировано видеокамерами, то, возможно, это просто развод на деньги с его стороны (как ни жаль, но встречается и такое).
В этом случае состав преступления просто отсутствует. О каком протоколе, а тем более наказании, тогда может идти речь?
Если же протокол всё же составлен, рекомендуется его подписать, иначе при обжаловании доказать свою правоту будет сложнее. При этом на обратной стороне протокола в графе «объяснение нарушителя» опишите ваше видение ситуации.
Штраф ГИБДД можно и оспорить. В течение 10 дней пишите жалобу начальнику ГИБДД, а лучше сразу же в районный суд. Приложите к ней доказательства своей невиновности (фото, видео).
Если обстоятельства в вашем случае играют против вас, то можно зацепиться и за другие нюансы, например:
- несертифицированные измерительные приборы инспектора ГИБДД;
- отсутствие понятых;
- ошибки при оформлении документов.
Если суд принял решение не в вашу пользу, то вы вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Однако это нужно делать в случае полной уверенности в том, что вы невиновны. При отклонении жалобы вы заплатите штраф в двойном размере.
Итак, обновлённые правила, которые вошли в силу в 2021 году и действуют в текущем 2021 году, чётко разграничивают обязанности всех участников движения. При этом приоритет всё же отдаётся пешеходу, хотя и с него тоже спрашивают за нарушение ПДД.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей . Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Оспаривание в судебном органе
искового заявления в суд об отмене постановления ГИБДД бесплатно в формате word
Подать судебную жалобу об оспаривании протокола сотрудников ГИБДД можно в течение десяти дней.
Чтобы оспорить штраф за пешехода в суде, нужно:
- написать обращение в суд, указав паспортные данные, адрес регистрации,
- в основном тексте бумаги должны содержаться ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены, перечислены факты, подтверждающие невиновность водителя,
- указывается просьба допросить свидетелей происшедшего,
- прописать просьбу об отмене постановления, прекращении делопроизводства и направлении на повторное рассмотрение,
- в конце указывается список прилагаемых документов.
При рассмотрении обращения суд не должен делать упор на вынесение решения сотрудниками ГИБДД. В случае неудачного исхода дела водитель может подать иск в вышестоящие судебные инстанции. Результат обращения зависит от достаточной доказательной базы.
Последние изменения в ПДД
Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.
Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.
В обновленных правилах никак не отображено (в прежних правилах отображено), что водитель должен уменьшить скорость автотранспорта либо прекратить его движение, чтобы прохожие, переходящие дорогу по неконтролируемому пешеходному переходу имели возможность продлить передвижение без преград и опасности собственной безопасности. Подразумевается, что вышеописанная недоработка может спровоцировать различное восприятие и понимание данного пункта правил, что же в собственную очередь способна сформировать проблему в объективности оценки действий шоферов в рамках соответственного принятия решения на проезжей части.