Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность наступает тогда, когда есть задолженность или другие нарушения. Штрафы в этом случае такие:
- 20% от выявленной суммы в случае, когда по неосторожности была занижена база налогообложения;
- 40% от суммы, если доказана умышленность занижения базы;
- 20% от суммы в ситуации, когда уплата налогов производилась одним из представителей консолидированной группы, но при этом были переданы неверные сведения (случайно, а может, совсем не переданы);
- 40% от суммы, когда такие сведения были не переданы намеренно;
- 20% от суммы в том случае, когда неуплата зафиксирована за налоговым агентом.
Административные штрафы для директора
Статья КоАП РФ |
Состав правонарушения |
Меры ответственности директора организации |
ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров и т.д. |
Штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей |
ст. 15.3 КоАП РФ |
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей |
ст. 15.4 КоАП РФ |
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 рублей |
ст. 15.5 КоАП РФ |
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей |
ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ |
Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде |
Штраф в размере от 300 до 500 рублей |
ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ |
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Штраф от 5 000 до 10 000 рублей |
ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ |
Повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и бухотчетности |
Штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа |
Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей |
ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ |
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа |
Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей |
ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ |
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки |
Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей |
ст. 19.7 КоАП РФ |
Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей |
Ответственность за экономические преступления
С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.
Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:
- ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
- сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
- налог не был уплачен в установленный срок.
Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.
Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:
- в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
- если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.
Кого привлекают к уголовной ответственности за неуплату налогов
Исходя из обстоятельств дела, суд может выделить из участников несколько ролей: организатора, соучастника, пособника и подстрекателя. Разберем подробнее, кто это такие.
- Организатор — это либо непосредственный руководитель организации, либо лицо принимающее решение (бенефициар, конечный акционер, получатель выгоды), то есть тот человек, указание которого обязательно к исполнению генеральным директором. Но в первую очередь гендиректор.
- Соучастники — это те люди, которые понимая, что их действия противоправны, помогают организатору в уходе от налогов. В основном это главбух, но бывают ещё и другие сотрудники.
Важно, чтобы они понимали противоправность своих действий!
- Пособники — это персонал вашей компании. Люди которые делают какую-то маленькую часть из преступных действий и не посвящены во всю цепочку. Например, только изготавливают поддельные документы и больше ничего.
- Подстрекатели — это разного рода консультанты, которые не состоят в штате. Но при этом учат или дают советы, о том как уйти от уплаты налогов.
Надо понимать, что следствие при расследовании уголовного дела по статье 199 занимается тем, что устанавливает все обстоятельства. Сколько не было уплачено налогов, какой нанесен ущерб государству, кто виноват и какая у каждого из подозреваемых и обвиняемых была роль в преступлениях. А так как преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается более строгое, то оперативники в первую очередь будут проверять на сговор всех участников.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Ответственность юридического лица за неуплату налогов
Юридическое лицо несет ответственность за неуплату налогов — это аксиома, определенная Налоговым и другими кодексами. В процессе своей коммерческой или некоммерческой деятельности организации приходится оплачивать те или иные обязательные платежи. Поэтому важно знать, какова ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2019, об этом мы и расскажем в нашей статье.
Неуплата налогов юридическим лицом — это правонарушение в сфере налогообложения, которое, в зависимости от тяжести причиненного ущерба, карается налоговыми, административными или уголовными взысканиями.
Как правонарушение оно имеет следующий состав:
- объект — уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
- объективная сторона — время, место, орудия, способы, обстановка совершения нарушения, размер плюс характер последствий, причинная связь между нарушением и его последствиями;
- субъект — юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном порядке и не уплатило налоги;
- субъективная сторона — сознание и воля нарушителя. Т. е. его вина — умышленное либо неосторожное противоправное поведение нарушителя в области налогообложения: при умышленности (с пониманием противоправности своих действий и желанием аналогичных результатов или допущением их), при неосторожности (без осознания противоправности своих деяний и желания аналогичных результатов, чье осознание могло и должно было произойти), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). Виновность компании всегда устанавливается в зависимости от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени компании совершают конкретные люди либо их группа.
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ): — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*; — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ): — собственником или руководителем организации; — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).
**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).
*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).
Мария Золотарева: уклонение от налогов. Преступление и наказание
Если говорить об уклонении от налогов, то создается впечатление, что по мнению фискальных органов это является обычным явлением. По мнению же большинства представителей бизнеса добросовестный плательщик скорее является выдумкой, чем реальностью. Платить налоги в полном объеме просто невозможно ввиду непомерных сумм, законодательства, коррупции и т.д.
Налоговых правонарушений великое множество: начиная от неподачи обязательной налоговой отчетности, заканчивая отчуждением имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия налогового органа.
В этой же колонке мы остановимся на ответственности за уклонение от налогов, то есть на тех нарушениях, которые прямо привели к неуплате налогов в бюджет либо в следствии которых такой бюджет получил налоги несвоевременно. Все иные правонарушения остаются вне зоны нашего внимания.
- Существующая система наказаний за уклонение от уплаты налогов базируется на определении видов юридической ответственности за налоговые правонарушения. Так, по общему правилу, установленному Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) за нарушение законов по вопросам налогообложения применяются следующие виды ответственности:
- — финансовая
— административная - — уголовная.
Финансовая ответственность. «Масштабность».
Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых санкций) и/или пени. Налоговый кодекс содержит следующий перечень финансовых санкций за уклонение от налогов:
- штрафные санкции в случае определения контролирующим органом суммы налогового обязательства (ст.123 НКУ).
Данный вид санкций применяется по итогам налоговых проверок, в результате которых выявлена неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа – 25 процентов от произведенных налоговых доначислений. Штраф за повторное нарушение (по одному и тому же налогу на протяжении 1095 дней от ранее примененного штрафа) – 50 процентов от доначислений;
- штрафная санкция за нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом-предпринимателем (ст.122 НКУ).
Применяется к «единщикам» первой и второй группы за неуплату обязательных авансовых платежей по единому налогу в размере 50 процентов соответствующей ставки единого налога;
- штрафные санкции за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты.
Речь идет об финансовой ответственности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц и плательщиков налога на прибыль за неуплату «налога на репатриацию» с доходов нерезидентов.
Размер штрафа составляет 25 процентов от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет; при повторном нарушении штраф увеличивается до 50 процентов. Если же нарушение совершено три и более раз на протяжении 1095 дней, то штраф составляет 75 процентов от суммы неуплаченного налога;
- штрафные санкции за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов (ст.126 НКУ).
Фактически речь идет о финансовой ответственности за несвоевременную уплату налогового долга.
Размер штрафа зависит от следующих обстоятельств: размера неуплаченного долга и даты его погашения плательщиком. Максимальный размер составляет 20 процентов от суммы погашенного налогового долга.
Отдельной строкой хотелось бы отметить пеню.
Данное наказание определено как один из видов финансовой ответственности, что уже вызывает вопросы, поскольку предусматривает двойную ответственность за одно и то же правонарушение – несвоевременную уплату налогового долга.
Это обстоятельство – прямое нарушение общепризнанного принципа права «non bis in idem», закрепленного в Конституции Украины, – никто не может быть привлечен дважды к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Тем не менее законодатель имел, скорее, другое видение данного вопроса, и на сегодня пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка НБУ, действующей на каждый такой день. В отдельных случаях ставка пени составляет 100 процентов годовых (ст.129 НКУ).
Административная ответственность. «Архаичность».
По сути, является индивидуальной ответственностью физических лиц – должностных лиц плательщиков налогов и физических лиц со статусом предпринимателя и без.
Нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП) содержат несколько статей, посвященных нарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов:
- нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и подачи данных о выплаченных доходах (ст. 163-4 КУАП).
Максимальный штраф – 85 грн.
- нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 163-1 КУАП).
Максимальный штраф – 255 грн.
- неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление причитающихся к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Максимальный штраф также составляет 255 грн.
На что обратить внимание при данном виде ответственности:
— порядок привлечения к ответственности – особый, предусмотренный КУАП;
— существуют сроки привлечения к административной ответственности (ст.38 КПАП), по истечении которых лицо не привлекается к ответственности либо дело об привлечении к административной ответственности закрывается.
Если же охарактеризовать административную ответственность, то правовое регулирование скорее «архаично», не соответствующее существующим реалиям. Так, например, сроки привлечения к административной ответственности не учитывают процедуру согласования налоговых обязательств, результаты которой в целом и определяют виновны ли лица в нарушении порядка ведения налогового учета, или нет.
Уголовная ответственность. «Бич» для плательщика».
Умышленное уклонение от уплаты налогов может являться уголовно наказуемым деянием. В виде наказания предусмотрены альтернативно: штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности; в качестве дополнительного – конфискация имущества.
Учитывая ст.212 Уголовного кодекса Украины, необходимо учитывать сумму неуплаченных налогов (за вычетом штрафных санкций и/или пени). По состоянию на 2018 год минимальный порог для уголовной ответственности составляет 881 тыс.
грн неуплаченных налогов.
Если сумма превышает 2,64 млн грн – это квалифицируется как уклонение от налогов в крупном размере, а сумма, превышающая 4,4 млн грн – в особо крупном размере, что влияет на «тяжесть» инкриминируемого налогового преступления и наказания.
Если говорить о практике, то уголовная ответственность – скорее инструмент запугивания плательщиков налогов, чем эффективное средство борьбы с налоговыми преступлениями.
По данным единого реестра судебных решений, в первой половине 2018 года было вынесено всего лишь 15 приговоров в уголовных делах об уклонении от уплаты налогов, а именно: 6 оправдательных приговоров, 4 обвинительных и 5 приговоров на основании соглашений о признании виновности.
Камнем преткновения в данном случае является возможность возбуждения уголовного производства по факту уклонения от уплаты налогов до завершения процедуры административного и/или судебного обжалования. Законопроект № 3448 от 10.11.
2015 года, предусматривающий запрет на уголовное преследование по ст.
212 Уголовного кодекса Украины в случае выявления факта несогласования денежных обязательств в административном/судебном порядке, признания их противоправными либо отмены, не был принят Верховной Радой Украины.
На сегодняшний день мы имеем большое количество возбужденных уголовных производств за уклонение от уплаты налогов, а вот связанных с ними фактов этого же уклонения гораздо меньше.
При этом количество следственных действий в данных уголовных производствах: временный доступ, обыски, выемки и т.д. – иногда просто «зашкаливает», что несомненно вызывает особое опасение даже у вполне добросовестных плательщиков.
- Стоит ли менять существующую систему наказаний за уклонение от уплаты налогов?
- Менять целесообразно, в первую очередь, не систему наказаний, а подход к основаниям для их применения.
- Необходимо определить законодательно, что налоговое правонарушение является виновным нарушением и вина, как следствие, должна рассматриваться как необходимый признак совершения любого нарушения по вопросам соблюдения законодательства о налогах.
- Базисом при этом должны быть нормативно определенные критерии «добросовестности» и «недобросовестности» плательщика налогов при получении ним, в том числе, «налоговых выгод».
- На сегодня фактически данные вопросы, вне «правовой регламентации», становятся предметом рассмотрения в судебных инстанциях при решении налоговых споров, и успех для плательщика определяется лишь позицией суда и эффективностью предоставления юридической помощи.
Ответственность за неуплату налогов
Обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные налоги в срок прямо закреплена в Налоговом кодексе (пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ). Им же предусмотрена и ответственность за неуплату налогов.
По общему правилу за неуплату налога или его неполную уплату вследствие занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или каких-либо неправомерных действий / бездействия налогоплательщика полагается штраф, который составляет 20% от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если же в действиях налогоплательщика будет найден умысел, то размер штрафа увеличится в 2 раза и составит 40% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ). Кстати, такие же штрафы предусмотрены за неуплату сборов и страховых взносов.
Данная норма НК РФ является общей и применима ко всем налогоплательщикам: за неуплату налогов и физическим лицом, и юридическим будут штрафовать по ней. Напомним, что кроме штрафа, как формы наказания за неуплату налогов, налогоплательщику придется платить еще и пени (ст. 75 НК РФ).
Обычная неуплата налога не есть уклонение от уплаты налогов. Это уже статья УК РФ, привлечение к ответственности по которой возможно только при значительной сумме недоимки.
Налоговая ответственность
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Обратите внимание — физические лица также несут ответственность за неуплату налогов. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Ответственность за неуплату налогов физическим лицом предусмотрена статьей 198 УК РФ
По ст.122 НК РФ ответственность наступает за полную или частичную неуплату налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление и другие нарушения. Санкция предполагает уплату штрафа в 20% от суммы недоплаты либо же 40% в случае, когда установлено, что действия совершены умышленно.
Ст.123 НК грозит такой ответственностью ИП за неуплату налогов на доходы физлиц в отношении своих работников, как денежный штраф в размере 20% от суммы недоплаты.
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.
ИП несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков — физлиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.
Для налогоплательщиков — юрлиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.
Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.
До 12.04.2020 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.
С 12.04.2020 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или юридическим лицом. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» — 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.
Важно! Новые изменения 2020 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ, улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2020, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.
Например, если по состоянию на 12.04.2020 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс. рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.
При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:
- Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
- ИП.
- Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.
Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:
- Учредителей.
- Генерального директора.
- Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
- Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.
При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Платить исправно налоги должны физические лица и организации. При этом привлечение к ответственности возможно в отношении любого нарушителя.
При рассмотрении физлиц, среди них к следующим категориям будут применяться санкции при несоблюдении налогового законодательства:
- Гражданам страны (не оплатившим личные налоги, начисление которых не относится к предпринимательской деятельности);
- ИП;
- Другим лицам, имеющим обязанность по внесению платежей на территории РФ (иностранным гражданам, лицам без гражданства).
Отсутствие внесения обязательных платежей со стороны компании обяжет следующих лиц погасить обязательства:
- Учредителей;
- Генерального директора;
- Бухгалтера (ответственность бухгалтера чаще всего возникает за подачу декларации позже срока);
- Иных лиц компании (например, владеющих правом подписи на документах или имеющих доступ к денежным средствам).
В случае с организацией привлечение к ответственности считается более сложным процессом, нежели с гражданами. Необходимо доказать, что конкретный работник нарушает закон, и именно он понесёт наказание от лица компании.
К тому же распространены ситуации, когда в уклонении от налогов повинна группа лиц, участие каждого из которых нужно доказать.
К примеру, ответственность директора наступит тогда, когда удастся доказать, что именно по его вине уплата платежей не была произведена вовремя.