Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автономные некоммерческие организации и предпринимательская деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (НКО) — это объединение, не преследующее в качестве цели получение прибыли и не распределяющее полученные средства между своими членами. НКО создаются для решения общественно значимых социальных, экономических, культурных, научных задач, охраны здоровья граждан и их физического развития, а также удовлетворения их нематериальных потребностей (п. 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).
Могут ли некоммерческие организации осуществлять деятельность, которая приносит доход
В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:
- средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
- возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.
Может ли некоммерческая организация оказывать платные услуги
Исходя из определения предпринимательской деятельности, приведенного в п. 2 ст. 2 ГК РФ, можно сделать вывод, что в рамках ее осуществления компания может не только производить товары или выполнять работы, но и оказывать определенные услуги. Из самого существа предпринимательства следует, что оказание таких услуг осуществляется на возмездной основе. Законодатель не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, и не исключает возможности оказания ею платных услуг. Ограничение одно: полученные деньги должны быть направлены на достижение целей функционирования НКО, а не распределены между ее учредителями (участниками).
При этом стоит помнить, что оказываемые платные услуги должны быть прямо связаны с целями создания компании (п. 2 ст. 24 закона № 7). Например, ассоциация, объединяющая педагогов и преподавателей, вправе разрабатывать и продавать методические пособия и учебники, оказывать услуги по подготовке к экзаменам или заниматься репетиторством. При этом она не сможет производить продукты питания или оказывать услуги по проведению торжественных мероприятий. Нарушение этого правила может повлечь за собой признание заключенного договора об оказании услуг ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), а также стать основанием для принудительной ликвидации компании на основании решения суда, вынесенного по иску госоргана или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 61 ГК РФ).
Прибыль и имущество АНО
АНО может владеть зданиями и помещениями, необходимым оборудованием, инвентарем, земельными участками, финансами в рублях и валюте и другим имуществом. Разрешается участие в хозяйствах и товариществах.
Имущество АНО формируется из следующих составляющих:
- Периодические и однократные перечисления от учредителей (участников, спонсоров).
- Пожертвования и взносы.
- Прибыль от реализации товаров, работ, услуг (некоторые услуги – медицинские, аудит – требуют лицензирования).
- Прибыль (дивиденды, проценты) от операций с ценными бумагами (денежными и товарными документами).
- Доходы, приносимые собственностью общества.
- Другие законные поступления средств.
Социальная польза и бизнес выгодно дополняют друг друга.
Например, в форме АНО может быть организован центр судебной экспертизы: привлечение научных сотрудников, проведение исследований в области экспертизы, организация курсов повышения квалификации для сотрудников полиции и МВД реализует социальную пользу предприятия, а предоставление экспертизы на основе договора возмездного оказания услуг является источником финансирования. Или медицинский центр, оказывающий бесплатные (или по сниженным ценам) медуслуги пенсионерами и платные – остальным гражданам.
Правильный выбор формы некоммерческого общества позволяет оптимизировать работу компании в соответствии с ее задачами.
Особенности деятельности
Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.
Основные их особенности таковы:
- Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
- Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
- Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
- Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
- Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).
Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.
Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.
В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирова��а на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Отличительные черты НКО от коммерческих
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.
В целом, порядок регистрации автономной некоммерческой организации и некоммерческой организации другого юридического лица ничем не отличается. Потребуется созвать собрание учредителей, утвердить решение о создании организации, заполнить форму Р11001, оплатить государственную пошлину, предоставить квитанцию об оплате и устав в двух экземплярах.
После регистрации все имущество становится собственностью АНО, а заявитель на руки получает лист записи из ЕГРЮЛ и может осуществлять свою деятельность на законных основаниях.
В случае подачи документов через уполномоченного представителя у него на руках должна быть нотариально заверенная доверенность.
Отказ в регистрации организаций с формой собственности АНО заявители получают достаточно редко. Чаще всего это происходит из-за невнимательности либо при предоставлении неполного пакета документов. Также некоторые заявители обращаются не в тот регистрирующий орган, то есть не по месту будущего местонахождения АНО. Некоторые лица умудряются предоставить документы через уполномоченное лицо, забывая о том, что в таком случае листы формы Р11001 должны быть нотариально заверены.
Выход из состава учредителей
Организационно-правовая форма АНО предполагает, что учредитель такой организации имеет право выйти на добровольной основе. Хотя до 2014 года такого права у учредителей не было. Принять в состав учредителей по-прежнему можно исключительно с согласия всех участников, то есть такое решение может быть принято только на общем собрании акционеров.
Об изменение состава участников придется обязательно уведомить налоговые органы. Такое уведомление подается по форме Р13001.
Если в АНО присутствует лишь один участник, и он передает свои права новому учредителю, то первый должен составить решение единоличное, заверить его у нотариуса. Если изменения касаются текстовки устава, то их следует внести путем изложения в новой редакции или путем формирования листа изменений к уставу. В этом случае дополнительно придется подать в налоговые органы заявку по форме Р14001 и два экземпляра новой редакции устава.
Теперь понятно, что это за форма организации — АНО. Как ее ликвидировать? Причин для ликвидации может быть несколько:
- достижение поставленной цели при открытии;
- невозможность достичь поставленных целей;
- финансовая несостоятельность;
- утрата интереса к проводимой деятельности;
- решение суда.
Поэтому существует три варианта упразднения АНО: добровольное, принудительное и через процедуру банкротства. Хотя есть и более простые процедуры, к примеру, передача прав на управление правопреемнику или процедура реструктуризации, поглощения.
На практике чаще всего происходит именно добровольная ликвидация. В этом случае для начала потребуется провести собрание всех учредителей и принять соответствующее решение, которое необходимо оформить протоколом. Сформировать пакет документов для подачи в органы ФНС:
- протокол общего собрания;
- заявление по форме РН0005, то есть уведомление о том, что принято решение о ликвидации;
- заявление по форме РН0006, то есть уведомление о том, что сформирована ликвидационная комиссия;
- документы о регистрации АНО (выписка из ЕГРЮЛ);
- документ о постановке на налоговый учет.
Все эти документы потребуется передать в налоговую службу не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Далее необходимо опубликовать соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации». В объявлении необходимо прописать сроки, в которые могут обратиться кредиторы со своими имущественными претензиями.
Ликвидационная комиссия должна попытаться взыскать всю дебиторскую задолженность, составить персональные уведомления о ликвидации всем кредиторам. Следующий этап – составление ликвидационного баланса (промежуточного) и утверждение его на собрании учредителей. После утверждения, необходимо подать уведомление в органы ФНС по форме РН007, о том, что сформирован промежуточный баланс. Теперь производятся окончательные расчеты с кредиторами в порядке очереди, определенной действующим законодательством. В случаях, когда средств не хватает для погашения долговых обязательств, имущество АНО выставляется на публичные торги.
Автономная НКО: определение, особенности.
8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:
«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»
Особенность автономного учреждения:
возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
открывать счёт в кредитной организации
автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя
[1]
собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения
имущество за автономным учреждением находится в оперативном управлении
автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций
земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования
автономное учреждение может иметь только одного учредителя
крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета
Создается автономное учреждение на основании распоряжения субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
Учредитель автономного учреждения
Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:
Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Цели создания организации
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.
Автономная некоммерческая организация, как и любой другой вид НКО, не может осуществлять предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли, а также не может распределять прибыль между учредителями АНО и органами управления АНО. Согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях АНО вправе осуществлять оказание платных услуг, доходы от которых должны быть направлены на реализацию целей деятельности организации, указанных в уставе автономной некоммерческой организации.
Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.
Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.
Еще одним важным документом для создания Автономной Некоммерческой организации является заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме №Р11001.
Заявление о государственной регистрации должно заполняться с учетом всех требований, которые предусмотрены законодательством.
Указывается наименование Автономной Некоммерческой Организации в соответствии с учредительными документами создаваемой компании.
Указывается Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Заполняются сведения об учредителях — юридических и физических лицах.
Все указываемые сведения об учредителе — юридическом лице, должны соответствовать данным ЕГРЮЛ, а именно: ОГРН, ИНН, наименование компании на русском языке.
Количество листов должно соответствовать количеству учредителей. Если учредители физические лица ФИО заполняется на русском языке. Отчество указывается при наличии.
Сведения о рождении физического лица указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Указывается в обязательном порядке двухзначный цифровой код документа удостоверяющего личность в соответствии с приложением к методическим разъяснениям.
Сведения об адресе места жительства и адресе места пребывания физического лица указываются в обязательном порядке с учетом почтового индекса, цифрового кода субъекта РФ, наименований адресных объектов.
При отсутствии адреса места жительства и адреса места пребывания физического лица, указывается адрес за пределами территории РФ.
В этом случае, указывается в обязательном порядке трехзначный цифровой код страны в соответствии с классификатором ОК-025-2001.
Заполняются сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. ФИО заполняется на русском языке. Отчество указывается при наличии. Сведения о рождении физического лица указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Наименование должности единоличного исполнительного органа Автономной Некоммерческой Организации(АНО), указывается в соответствии с учредительными документами.
Серия и номер документа, дата выдачи, кем и когда выдан, код подразделения указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Сведения об адресе места жительства и адресе места пребывания физического лица указываются в обязательном порядке с учетом почтового индекса, цифрового кода субъекта РФ, наименований адресных объектов.
При отсутствии адреса места жительства и адреса места пребывания физического лица, указывается адрес за пределами территории РФ.
Указывается номер телефона, по которому может осуществляться связь с физическим лицом.
Также заполняются сведения о заявителе.
Заявление о государственной регистрации Автономной Некоммерческой Организации (АНО) по Форме № Р11001 подписывается заявителем и нотариально заверяется. Подается в двух экземплярах.
Все документы, содержащие два и более листов, подаются в прошитом и пронумерованном виде. Документ необходимо сшить прочной ниткой, вывести кончики нитки на заднюю часть документа наклеить поверх узла и кончиков ниток небольшую бумажку. На бумажке должно быть написано: «Прошито и пронумеровано (указать количество) листов, подпись».
Датой подачи заявления считается дата получения документов регистрирующим органом. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если вы регистрируете международную или общероссийскую некоммерческую организацию, представительство иностранной некоммерческой организации то документы для регистрации следует подавать в Министерство Юстиции РФ. В остальных случаях, документы подаются в Управление Министерства Юстиции РФ по тому субъекту, где будет регистрироваться организация.
Список адресов региональных управлений можно найти на официальном сайте Министерства Юстиции.
Коммерческие поступления НКО. Выручка, доходы и прибыль в некоммерческой организации
В большинстве случает устав, позволяет НКО вести деятельность приносящую доход или коммерческую деятельность. Продавать товары или оказывать платные услуги. Вследствие этой деятельности в НКО появляется Выручка, в связи с чем требуется рассчитывать доход и прибыль в некоммерческой организации.
Возникает вопрос, какой именно коммерческой деятельностью НКО может заниматься и что с прибылью от нее потом можно делать? Скажу сразу, простого и понятного ответа в одну строчку, нет! Разобьем этот вопрос на список вопросов попроще, ответим на каждый из них. Думаю у Вас появится понимание предмета обсуждения, и Вы получите ответ.
Сразу замечу, все поставленные вопросы важны. Если Вы связаны с НКО, ответы на них должны знать. Начнем.
• Выручка НКО.Какой коммерческой деятельностью может заниматься НКО?
• Как ведется учет коммерческой деятельности в НКО?
• Куда некоммерческая организация может потратить прибыль?
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.