Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения КОАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как и любая медицинская деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В приложении к лицензии должно быть указано выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Комментарий к ст. 27.12.1 КоАП РФ
1. Комментируемая ст. 27.12.1 КоАП РФ более подробно регламентирует применение такой принудительной меры, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения — принудительная процедура, призванная зафиксировать факт нахождения лица в состоянии опьянения (либо отсутствие такового). В отличие от освидетельствования на состояние опьянения медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится медицинскими работниками.
Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Основаниями направления лица на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в соответствии с КоАП РФ являются:
— отказ водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
— несогласие водителя транспортного средства с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
— наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательный результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
— совершение административного правонарушения иным лицом (за исключением лиц, указанных в ч. ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;
— определение наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 234 Административного регламента за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения).
При этом следует учитывать, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.06.2017 N 11-АД17-28 указал, что КоАП РФ и Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475, не предусматривают направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителя транспортного средства только по одному лишь основанию наличия у него признаков опьянения.
Данный вывод следует из положений ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ, раздела III Правил и подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в решении от 17.06.2009 N ГКПИ09-554 и Постановлении от 04.07.2016 N 44-АД16-18.
В силу вышеприведенных положений направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно предшествовать предложение уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
2 — 5. О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, см. комментарий к соответствующей статье.
Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 37. Кроме того, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения сотрудниками органов внутренних дел регламентируется Административным регламентом за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Сотрудник обязан принять меры к установлению личности данного лица (п. п. 235 — 239 Административного регламента за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения).
Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которые удостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, либо с применением видеозаписи.
О факте направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. При отсутствии у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, документов, удостоверяющих личность, сведения об этом, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае сотрудником установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Процедура направления водителя на медицинское освидетельствование
Остановленный сотрудником ГИБДД водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Таким образом, при выявлении вышеуказанных признаков у водителя, сотрудник ГИБДД предлагает ему пройти освидетельствование на месте. Именно освидетельствование на состояние опьянения на месте, а не медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Необходимо знать, что водитель имеет право отказаться от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Отказаться же от прохождения медицинского освидетельствования водитель не может. В противном случае водитель как раз и будет привлечен к административной ответственности по ст. 12.26 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Однако предложить пройти водителю освидетельствование на состояние опьянения сотрудник ГИБДД обязан. Поэтому следует внимательно читать все протоколы и, если водителю не предлагали пройти освидетельствование на состояние опьянения, надо отразить это в подписываемом протоколе. Отказ от освидетельствования, которое проводится инспектором ГИБДД, не может стать основанием привлечения водителя по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:
- при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Что значит отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения?
Административная ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения предусмотрена статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 указанной статьи невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, может быть лицо, имеющее право управления транспортным средством. Если водитель на момент отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водитель не имеет права управления или лишен такого права, его действия квалифицируются по части 2 статьи 12.26 КоАП РФ.
Согласно данной норме невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Таким образом, ответственность по частям 1 и 2 статьи 12.26 разграничивается по следующим основаниям:
- Разный субъектный состав: по части 1 статьи 12.26 к ответственности может быть привлечен водитель, имеющий право управления транспортным средством, если же такого права у него нет (в том числе вследствие лишения права) – ответственность наступает по части 2 данной статьи.
- Более высокий размер ответственности: по части 2 статьи 12.26 назначается административное наказание в виде ареста, назначение которого не предусмотрено частью 1 данной статьи.
Основания и порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения установлены статьями 27.1 и 27.12 КоАП РФ.
При этом различаются два вида освидетельствования на состояние опьянения:
- Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте.
- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения производится непосредственно сотрудниками ГИБДД с применением специальных технических средств (так называемых «алкотестеров»).
Направление водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в следующих случаях:
- при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; - при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Важно! Административная ответственность по статье 12.26 КоАП РФ наступает только в случае невыполнения требования о прохождении медицинского освидетельствования. Ответственность за отказ от освидетельствования, которое проводится непосредственно сотрудниками ГИБДД, законом не предусмотрена (правда, заявление Вами такого отказа однозначно вызовет направление на медицинское освидетельствование).
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию.
Важно! Под невыполнением требований о прохождении медицинского освидетельствования подразумевается не только отказ от прохождения такого освидетельствования в целом (т.е. отказ явиться в медицинское учреждение), но и отказ от прохождения отдельных медицинских процедур в рамках обследования на состояние опьянения.
Направление на медицинское освидетельствование требует соблюдения процедуры, установленной той же статьей 27.12 КоАП РФ.
Здесь законом определены следующие особенности:
- направление на медицинское освидетельствование оформляется протоколом, в котором должны быть указаны основания для направления на такое освидетельствование и копия которого вручается под роспись лицу, направляемому на освидетельствование;
- освидетельствование, проводимое сотрудниками ГИБДД, а равно направление на медицинское освидетельствование осуществляются в присутствии двух понятых, в качестве которых может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
Важно! Нарушение любого из вышеуказанных требований к порядку направления на медицинское освидетельствование может быть расценено как недоказанность факта совершения правонарушения, что влечет прекращение производства по делу. И поможет вернуть права.
Поэтому если в отношении водителя возбуждено административное дело по статье 12.26 и при этом:
- в протоколе не указаны основания направления на медицинское освидетельствование;
копия протокола не вручена Вам непосредственно после его составления; - в протоколе отсутствуют подписи понятых, либо имеется подпись только одного понятого, либо понятые (один из них) несовершеннолетние или у Вас есть осн��вания полагать, что они являются заинтересованными лицами (стажерами ГИБДД).
Что такое отказ от освидетельствования на наркологическое опьянение?
К сожалению, в последнее время участились случаи, когда водители находятся за рулем в неадекватном состоянии под действием наркотиков. Если после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД заподозрил водителя в том, что он находится под действием наркотиков, он имеет полное право отправить водителя на медицинское освидетельствование.
Статья 12.26 КоАП РФ предусматривает, что отказ от наркологического освидетельствования является административным правонарушением. При чем даже если в дальнейшем выясниться, что гражданин не употреблял запрещенных веществ, он все равно будет считаться нарушителем. Наказание за данное правонарушение может быть выражено в виде штрафа в размере до 30 тысяч рублей, а также привести к лишению прав на 1,5-2 года.
Важно! Если вы уже попадали в такую ситуацию и отказ от освидетельствования на наркологическое опьянение повторный, вас могут привлечь к уголовной ответственности.
Возможность отказа и последствия
Прежде всего, необходимо точно знать: отказ от медицинского освидетельствования невозможен. При этом не дышать в трубочку можно. Поэтому при общении с сотрудниками ДПС следует внимательно слушать, чего они хотят.
Одно пропущенное слово «медицинское» может испортить всю жизнь.
Вот что грозит автолюбителю и водителю-профессионалу за уклонение от медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП):
- Штраф в 30 000 рублей и лишение прав на срок до двух лет.
- Если водитель уже не имеет право управлять машиной, он подвергается административному аресту до 15 суток или штрафу в установленном административном порядке. Сумма может быть значительнее 30 000 рублей.
Комментарий к статье 27.12 КоАП РФ
1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.
При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.
2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.
В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.
Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:
1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);
4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.
3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.
Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств — должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.
4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.
Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 — 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.
Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).
5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 — 12 Правил).
6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.
7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.
8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил — «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов».
Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером) в соответствии с п. п. 16 — 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).
Комментарий к статье 27.12 КоАП РФ
1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.
При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.
2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.
В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.
Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:
1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);
4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.
3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.
Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств — должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.
4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.
Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 — 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.
Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).
5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 — 12 Правил).
6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.
7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.
8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил — «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов».
Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером) в соответствии с п. п. 16 — 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).
Немного алкогольной статистики
Поллитровая кружка пива, при весе мужчина 80 кг, создаст уровень алкоголя в крови, равный 0,3 промилле, 50 граммов водки для среднестатистического мужчины, возможно, и не превысят норму на алкотестере. Надо учитывать, что средняя скорость, с которой печень расщепляет алкоголь, равна примерно 0,1 — 0,15 промилле в час.
Если вечеринка более-менее удалась, то уровень алкоголя в крови долже составить не менее 2 промилле, а это значит, что за руль можно сесть этак часов через пятнадцать.
Скорость выведения алкоголя из организма зависит от веса и состояния здоровья, но наркологическая статистика утверждает, что:
- литр пива выветривается за 1,5 часа;
- 200 граммов сухого вина — 1,5 часа;
- 50 граммов водки — 1,5 часа;
- 100 граммов водки — 3,5 часа;
- 100 граммов коньяка — 4,5 часа.
Процедура прохождения медобследования: Законность действий инспектора ГИБДД
Для начала давайте обратимся к статье 12. 26 КоАП РФ, где четко сказано если сопротивляться требованиям инспектора, то будешь наказан. Но в то же время эти требования должны быть законными и означать следующее, сотрудник ДПС ГИБДД обязан направить водителя на медосвидетельствование строго по правилам действующего законодательства. Частично этот порядок описан в статье 27. 12 КоАП РФ, но также и в других Кодексах и нормативных актах РФ. Из вышесказанного следует что в случаях, когда очевидно нарушается какое-либо положение закона в требованиях инспектора, водитель может законно отказаться от таких требований без последствий для себя. Главное если вы оказались в такой ситуации запомнить пошаговое руководство, написанное ниже и при отклонениях от него вся процедура считается незаконной.
Правила оспаривания постановления
Автоинспекторы не обладают правом самостоятельно лишать водителей их удостоверения. Поэтому данная процедура выполняется исключительно судом после рассмотрения всех документов, имеющих отношение к этому делу. Для этого учитываются результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Но даже при наличии данного документа у автоинспектора, имеются определенные ситуации, когда результат может быть оспорен. В этом случае к водителю не будут применяться какие-либо меры ответственности.
Оспариванием должен заниматься непосредственный автовладелец. Если он уверен, что управлял машиной в трезвом виде, то целесообразно воспользоваться независимым медосвидетельствованием на состояние опьянения. В этом случае можно доказать, что в действительности гражданин был трезвым.
Нормативные акты для освидетельствования на алкогольное опьянение
Прежде чем рассказать непосредственно о процедуре освидетельствования и способах защиты, нужно разобраться с нормативными актами в этой сфере. Уверен, вы знакомы с нормами ПДД, где прямо указан запрет на управление автомашиной под воздействием спиртного, наркотиков, иных психотропных и дурманящих веществ. Кстати, по мерам наказание нет никакой разницы, какой вид опьянения выявлен у водителя. Нормы КоАП и УК РФ одинаково трактуют состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Для остановки на дороге или проверок после ДТП на предмет нетрезвого состояния применяются следующие нормативные акты:
- КоАП РФ – там есть нормы об административном наказании, в том числе о лишении прав;
- УК РФ – содержит ряд составов, которые применяются при повторных нарушениях ПДД, либо при причинении значительного вреда здоровью потерпевших, их гибели подл колесами авто;
- Постановление Правительства РФ № 475 – содержит правила освидетельствования водителей, у которых выявлены признаки опьянения;
- Приказ Минздрава РФ № 933н – по этому документу будет проведено обследование в больнице.
Совет юриста. Я сделал ссылки на официальный текст этих нормативных актов, так как полностью изложить их в рамках статьи нереально. Рекомендую внимательно изучить все положения Приказа № 933н и Постановления № 475. Даже если вы никогда не употребляете алкоголь за рулем или перед вождением, вы можете столкнуться с ошибками алкотестеров, предвзятым отношением инспектора ГИБДД или медиков. Зная свои права, намного проще защищаться уже при остановке на дороге и составления актов.
Как проводится проверка на дороге?
Для медосвидетельствования в уличных условиях используют алкотестер. Данный метод экспресс-тестирования не занимает много времени и обладает высокой точностью. Алкометр оснащен высокочувствительными элементами, реагирующими на минимальное количество этилового спирта в организме. Испытуемому необходимо выдохнуть в одноразовую трубку прибора и через пару минут результат высветится на дисплее. Полученные данные измеряются в промилле и не должны превышать допустимого уровня — 0,16. Если алкотестер отображает это или меньшее значение, человек признаётся трезвым и может продолжать движение.
Вождение автомобиля в нетрезвом виде – это действие, нарушающее закон и могущее послужить причиной ДТП с тяжкими телесными повреждениями или летальным исходом. С целью сведения к минимуму возможных аварийных ситуаций, инспекторы ГИБДД могут потребовать от каждого водителя, вызывающего подозрение на вождение машины в нетрезвом виде, пройти тест на наличие алкоголя в крови с последующим медицинским освидетельствованием. И если водитель откажется от прохождения теста и мед. освидетельствования, подписав соответствующий протокол, то сотрудник правоохранительного органа получит право передать документ в суд, с целью привлечения нарушителя к административной ответственности.
Когда проводится освидетельствование
Существует фиксированный в законодательстве список ситуаций, которые являются уважительной причиной для того, чтобы сотрудник ДПС потребовал от водителя прохождения освидетельствования. Документом, оговаривающим все возможные причины, является Постановление Правительства №475. Согласно этому постановлению, сотрудник ДПС может усомниться в трезвости водителя в следующих случаях:
- от водителя исходит запах алкоголя;
- поза водителя неустойчивая;
- речь водителя нечеткая, имеются отчетливые нарушения в произношении;
- кожа водителя имеет неестественный оттенок (как правило, речь идет о точечных покраснениях лица);
- водитель ведет себя неподобающе.
Ответственность и санкции
Помимо лишения прав, по отношению к водителю могут быть применены дополнительные санкции, если у него отсутствуют права на управление транспортным средством либо ранее он был их лишен.
В этом случае задержанный подвергается административному аресту сроком от десяти до пятнадцати суток. На лиц, к которым административный арест, в соответствии с настоящим кодексом, не может быть применен, накладывается штраф в размере 30 000 рублей.
В КоАП РФ не предусмотрено амнистии для таких случаев, поэтому условно-досрочно освободиться не получится. После истечения срока лишения прав для получения нового удостоверения придется потратить некоторую сумму на прохождение медосмотра и сдачу экзамена на знание ПДД. Транспортное средство будет задержано и перевезено на специальную стоянку, поэтому за хранение машины и услугу эвакуации придется тоже заплатить.