Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регулируются федеральным законом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.
Связанная судебная практика
Суд отклонил довод налоговиков о том, что Кодекс не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать нужную информацию, в том числе недостающие документы, в силу того, что представление документов является обязанностью налогоплательщика. По мнению суда, это не освобождает налоговые органы от обязанности проводить контроль за соблюдением действующих законов о налогах и сборах.
Доказательством этому может стать решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 № А40-37576/03-80-434.
В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 № А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 № 08АП-7719/2009 сказано, что для реализации права на возврат налога следует обратиться к налоговому органу с письменным заявлением. Его обязанность произвести возврат суммы налога образуется на основании поданного в назначенный срок заявления.
В силу этого, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату суммы налога.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 № А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа юридических оснований, необходимых для списания задолженности по налогам. Как указал суд, не отрицая отсутствие данной возможности у налогового органа, следует принимать во внимание обязанность налогового органа оперировать только проверенной информацией, отражающей реальное состояние расчетов налогоплательщика по предстоящим налоговым платежам.
В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 № А38-3375/2009 сказано, что для появления обоснованного мнения о том, что у налогоплательщика присутствует недоимка, налоговому органу нужно доказать факт того, что к установленному сроку налогоплательщик свою обязанность по уплате налога ещё не исполнил полностью или частично.
В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 № А57-16460/2009 сказано, что рассматриваемая нами статья не создаёт обязанность налогового органа ставить в известность налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения.
Таким же образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 № А46-23597/2008 говорится, что ни гл. 26.3 НК РФ, ни региональный закон о ЕНВД не порождают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им такого налога.
Эта информация полезна для тех, кто привык ждать, что государственные органы не только подскажут, но и дадут чёткие указания касательно того, что следует делать налогоплательщику.
Понятие, задачи и полномочия налоговых органов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1 ст. 8 НК РФ).
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков регулируются положениями части первой НК РФ.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Права налогоплательщиков установлены в ст. 21 НК РФ. Плательщик налогов и сборов имеет право:
- ? получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) по всем вопросам, касающимся действующего законодательства о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
- ? получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
- ? использовать налоговые льготы при наличии оснований;
- ? получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- ? на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- ? представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- ? присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
Права и обязанности налогоплательщиков
Налоговым законодательством за налогоплательщиками закреплены следующие права:
- 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Разъяснения налогового законодательства, полученные от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, не носят нормативного характера, и их практическое применение не освобождает налогоплательщика от ответственности за те налоговые правонарушения, которые при этом могут быть совершены;
- 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Классификация налогоплательщиков и их особенности
В качестве субъектов налогового права налогоплательщики классифицируются на:
- организации (предприятия, учреждения);
- физические лица.
Налоговое право соотносит понятие «организация» с категорией «юридическое лицо». Для того, чтобы реализовать предписания НК организации делят на два вида:
- российские организации, то есть юридические лица, которые образуются в соответствии с законодательством нашей страны;
- иностранные организации, то есть зарубежные юридические лица, предприятия и прочие корпоративные образования, которые наделены гражданской правоспособностью и их создание соответствует законодательству иностранного государства, международные компании, включая их филиалы и представительства, сформированные на территории России.
В число налогоплательщиков-организаций включены филиалы и иные обособленные подразделения зарубежных фирм, которые располагаются на территории нашей страны. Это возможно при условии, что налоговое законодательство возлагает на них обязанность по уплате конкретных налогов.
Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных предприятий нельзя считать самостоятельными налогоплательщиками. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 НК РФ они лишь исполняют налоговые обязанности головных организаций в местах своего расположения.
Основные обязанности инспекций
Основные обязанности налоговых инспекций и их сотрудников перечислены в статьях 32 и 33 Налогового кодекса РФ. В частности, налоговые инспекции обязаны:
- информировать плательщиков о действующих банковских реквизитах Казначейства России для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (подп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- по запросам налогоплательщиков выдавать (передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи):
– в течение пяти рабочих дней – справки о состоянии расчетов с бюджетом;
– в течение 10 рабочих дней – справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- проводить по заявлению организации совместную сверку расчетов с бюджетом, оформлять результаты сверки актами и вручать эти акты (направлять по почте заказным письмом или передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) на следующий рабочий день после их составления (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). До утверждения новых правил проведения и оформления результатов сверки действует порядок, который предусмотрен регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ);
- бесплатно информировать (в т. ч. письменно) о порядке расчета и уплаты налогов и сборов, о порядке заполнения налоговых деклараций и т. д. (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Наряду с этим документом в настоящее время действует регламент, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Поскольку пункт 4 этого регламента также посвящен организации информационной работы, применять его следует в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному Минфином России.
Часть сведений территориальные налоговые инспекции размещают на своих стендах в виде объявлений, справок, информационных писем и т. п. При этом на сайте ФНС России организован электронный доступ к таким стендам. Этот сервис позволяет получать любую информацию, размещенную на стенде вашей инспекции, в режиме онлайн, без личного посещения самой инспекции.
Ситуация: обязана ли налоговая инспекция по запросу организации бесплатно информировать ее о порядке открытия счетов в банках, об установлении лимитов остатка наличных денег в кассах, о взаимоотношениях организаций и банков?
Ответ: нет, не обязана.
Налоговая инспекция обязана бесплатно информировать организацию (в т. ч. письменно или в электронном виде):
- о порядке расчета и уплаты налогов (сборов);
- о законодательстве о налогах и сборах;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов);
- о полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц;
- о порядке заполнения налоговых деклараций.
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, а также Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196 (если обмен информацией организован в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
Кроме того, налоговая инспекция обязана бесплатно информировать организацию о действующих банковских реквизитах Казначейства России для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Состав и структура налоговых органов рф
Налоговые органысоставляют единую
централизованную систему контроля за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
– за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей.
Эта система построена по многоуровневому
иерархическому принципу.
Центральным органом управления
налогообложением в России (первый
уровень) является Федеральная налоговая
служба РФ (ФНС РФ), входящая в структуру
Министерства финансов РФ и состоящая
из подразделений по управлению и контролю
за налогообложением. Ковторому уровню
относятся межрегиональные Управления
ФНС РФ. Они созданы в каждом из семи
федеральных округов России. К их основным
функциям относится проведение проверок
налогоплательщиков окружного уровня,
перепроверок крупных налогоплательщиков
и контроль за нижестоящим Управлениями
ФНС РФ в федеральном округе.
Об обязанностях налоговых органов
Наряду с правами законодатель возлагает на налоговиков и определенные обязанности, отраженные в ст. 32 НК. К таковым относятся:
- обязанность соблюдать и контролировать соблюдение лицами, являющимися налогоплательщиками, законодательства РФ в отношении налогов/сборов, а также руководствоваться в своей работе разъяснениями Минфина;
- ведение учета налогоплательщиков;
- информирование граждан на безвозмездной основе по всем вопросам, связанным с налоговым учетом и налогообложением, предоставление соответствующих разъяснений и пояснений, а также форм документов, используемых при исчислении и уплате налогов, и прочей отчетности;
- принятие решений, касающихся возврата налогоплательщикам финансовых средств, излишне или ошибочно уплаченных ими в пользу налоговой инспекции;
- возврат налогоплательщикам денежных средств, которые были излишне или ошибочно уплачены ими в пользу налогового органа;
- принятие мер к соблюдению и охране налоговой тайны;
- направление лицам, являющимся налогоплательщиками, соответствующих уведомлений и решений, а также результатов налоговых проверок;
- предоставление по запросу плательщиков налогов справок, в которых отражаются сведения по уплате налогов, штрафов, пеней в полном объеме;
- предоставление при получении от налогоплательщиков соответствующего запроса копий решений, принятых в отношении них, и выписок из Единого государственного реестра юридических лиц;
- другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными нормативно-правовыми актами о налогах и сборах.
Это оптимальная информация о правах и обязанностях налоговых органов, более полный их перечень вы можете найти в НК РФ.
Межрегиональные инспекции
Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:
- контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
- эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
- контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.
Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:
- ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;
- обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;
- контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;
- взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;
- обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;
- взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;
- осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.
Комментарий к Статье 32 НК РФ
Статья 32 НК РФ рассказывает нам об обязанностях налоговых органов. Примечательно, что данная статья полностью подверглась новой редакции Федеральным законом N 137-ФЗ (п. 17 ст. 1 Закона N 137-ФЗ).
Налоговые органы в соответствии со ст. 32 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) обязаны:
соблюдать законодательство о налогах и сборах (пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ);
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ);
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ);
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ);
руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ);
принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ);
соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ);
направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ);
представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);
осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ);
по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Кроме этого, п. 2 ст. 32 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Новая редакция ст. 32 НК РФ закрепляет за налоговыми органами новые обязанности:
руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ) .
———————————
Данное изменение следует рассматривать в комплексе с изменениями, внесенными в пп. 5 п. 1 ст. 32, п. п. 1, 3 ст. 34.2, п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
От налоговых органов налогоплательщики вправе получать информацию (в том числе в письменном виде):
о действующих налогах и сборах,
о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Таким образом, по мнению автора, в налоговый орган следует отправлять элементарные вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.
Пример. Так, с вопросом: «Имеет ли право налогоплательщик на включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, того или иного вида затрат, прямо не поименованного в Налоговом кодексе РФ?», — следует направлять в Минфин России, а вопрос: «В какие сроки необходимо произвести уплату налога на прибыль?», — нужно адресовать в Федеральную налоговую службу.
В то же время, несмотря на то что Федеральным законом от 29 июня 2004 г. года N 58-ФЗ право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах закреплено за Минфином России, ФНС России продолжает выпускать разъяснительные письма. Зачастую в письмах Минфина России и ФНС России высказываются взаимоисключающие позиции.
В этой связи Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. N 102н была создана межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере. Комиссия создана для выработки согласованных позиций по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Теперь в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) жестко закреплено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ).
Другой комментарий к Ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 32 Кодекса указаны обязанности, возлагаемые на налоговые органы.
1) В подпункте 10 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщиков требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
2) Как установлено в п. 1 ст. 82 Кодекса, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом (см. комментарий к ст. 82 Кодекса).
3) В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).
4) Согласно подп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами .
———————————
Документы и комментарии. 2005. N 19.
Указанный Регламент включает в себя следующие разделы:
1. Организация приема налогоплательщиков.
2. Организация приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками.
3. Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
4. Организация информационной работы.
5. Особенности организации работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах инспекций ФНС России межрайонного уровня (ТОРМ).
Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени предусмотрен ст. 78, возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени — ст. 79 Кодекса (см. комментарии к ст. 78 и 79 Кодекса).
6) Право налогоплательщиков требовать соблюдения налоговой тайны закреплено в подп. 13 п. 1 ст. 21 Кодекса. Режим налоговой тайны определен ст. 102 Кодекса (см. комментарий к ст. 102 Кодекса).
7) Право налогоплательщиков получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов закреплено в подп. 9 п. 1 ст. 21 Кодекса.
Приказом ФНС России от 2 сентября 2005 г. N САЭ-3-25/422@ утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков , а также установлено, что применение Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков является обязательным для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.
———————————
Документы и комментарии. 2005. N 19.
Единый стандарт содержит следующие разделы:
оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;
оказание услуг по сдаче деклараций и других документов, представлению информации о деятельности и доходах граждан;
информирование по вопросам расчетов с бюджетами;
оказание услуг по регистрации ККТ;
информирование по результатам контрольной деятельности;
оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;
оказание информационных услуг по всем направлениям деятельности налогоплательщиков.
2. Согласно п. 2 ст. 32 Кодекса налоговые органы несут также и другие обязанности, нежели перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Обязанности налоговых органов могут быть предусмотрены как Кодексом, так и иными федеральными законами.
Статьей 33 Кодекса предусмотрены обязанности должностных лиц налоговых органов (см. комментарий к ст. 33 Кодекса).
3. В соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» утверждена Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совер��ение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
———————————
Российская газета. N 46. 2004. 6 марта.
Указанная Инструкция включает четыре раздела:
раздел 1. Общие положения;
раздел 2. Требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
раздел 3. Предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления;
раздел 4. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе досудебного производства по материалам, направленным налоговыми органами.
Способы защиты прав налогоплательщиков.
- Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
- Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
- Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
- Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.
Информирование налоговой инспекции
Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:
об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;
об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:
1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.
Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);
об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:
1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
если налог был уплачен без уведомления;
если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;
2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).
За что могут наказать
За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.
Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:
- За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
- За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
- Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
- За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.