Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения в 44-ФЗ в 2022-2023 году: таблицы по месяцам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае если заказчиком выступает государственное учреждение города Москвы или государственное унитарное предприятие города Москвы, одним из представителей должен быть государственный гражданский служащий города Москвы, замещающий должность государственной гражданской службы города Москвы в органе исполнительной власти города Москвы, осуществляющем функции и полномочия учредителя государственного учреждения города Москвы, государственного унитарного предприятия города Москвы, не ниже заместителя руководителя отраслевого структурного подразделения, или руководитель контрактной службы государственного казенного учреждения города Москвы в случае наделения его полномочиями на основании решения, принятого органом исполнительной власти города Москвы в случае осуществления закупок в соответствии с пунктом 4.3.2 настоящего Положения.
Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок
Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:
- работа с документацией – сбор, архивирование;
- работа с базами данных;
- работа в Единой информационной системе;
- работа с вычислительной техникой;
- анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
- формирование НМЦК;
- обоснование стоимости закупки;
- анализ заявок;
- оценка результатов торгов;
- выбор способа определения поставщика;
- составление отчетности;
- разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
- составление планов-графиков.
3.3. Представитель общественного объединения, объединения юридических лиц (по согласованию) в соответствии с объектом осуществляемых закупок.
Представители общественных объединений, объединений юридических лиц включаются в состав Межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок согласно направленным обращениям в соответствии с объектом осуществляемых закупок.
3.4. Представитель органа исполнительной власти города Москвы в соответствии с объектом закупки, не являющегося заказчиком и не осуществляющего функции и полномочия учредителя заказчика — государственного учреждения города Москвы, государственного унитарного предприятия города Москвы, по согласованию с Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Какие правила действуют сейчас?
Сейчас специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства нужно каждые пять лет повышать свою квалификацию. То есть им необходимо проходить профессиональное обучение, которое позволяет повысить уровень теоретических знаний. Кроме того, повышение квалификации должно помочь специалистам усовершенствовать свои умения и практические навыки по уже имеющейся специальности. В конце обучения специалист получает свидетельство или удостоверение о повышении квалификации.
Правило о повышении квалификации каждые пять лет будет отменено 1 сентября 2022 года. С этого дня специалистам придется в обязательном порядке проходить Независимую оценку квалификации. Таким образом, с 1 сентября 2022 года НОК заменит повышение квалификации
С сентября 2022 года специалистам по организации строительства, специалистам по организации инженерных изысканий и специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования придется в обязательном порядке проходить Независимую оценку квалификации. С этого момента они могут не проходить повышение квалификации.
- Размещать сведения и материалы о закупках товаров, работ, услуг на портале Единой информационной системы (далее – ЕИС), а также на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – ЭТП);
- Формировать аукционную документацию для проведения электронного аукциона, используя методические материалы и актуальную нормативно-правовую базу (далее – НПБ);
- Формировать и размещать извещение на портале ЕИС для проведения электронного аукциона на ЭТП;
- Разбираться в требованиях к участнику, объекту закупки, банковской гарантии, а также в механизмах заключения, исполнения контракта и формирования отчетности по результатам закупки;
- Защищать права и интересы заказчика от необоснованных жалоб участников закупки, а также действий ФАС и контролирующих органов.
- Законодательную и нормативно-правовую базу в сфере закупок;
- Основной механизм работы контрактной системы;
- Механизм работы основных электронных площадок и портала единой информационной системы;
- Как эффективно обеспечивать и осуществлять проведение закупок;
- Как правильно заключать контракт;
- Как минимизировать финансовые риски и наступление административной ответственности заказчика при проведении закупки, а также заключении и исполнении контракта;
- Как обжаловать решения контролирующих органов для защиты своих заказчика.
Требования к образованию контрактного управляющего в 2021 году
С 2021 года дополнен перечень закупок, которые указываются в плане-графике отдельной строкой, его дополнили закупки:
- содержащие сведения о гостайне (такие сведения могут содержаться в документации или проекте контракта);
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда, музейных ценностей;
- услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
- осуществляемые с применением открытых электронных процедур госорганами и учреждениями, работающими на обороноспособность и безопасность государства;
- на оказание услуг по предоставлению кредита.
Из того перечня, который был в 2020 году, ничего не исключали, т.е. как и в 2020 году нужно внести отдельной строкой закупки строительству, реконструкции объекта капстроительства (по каждому объекту), на заключение энергосервисного контракта, подлежащие общественному обсуждению, а также выделенные лоты.
Сведения о некоторых закупках (в.т.ч. на сумму не более 600 тыс.руб, по приобретению лекарственных препаратов по заключению медкомиссии) вносятся отдельной строкой без указания кода закупки. В 2021 году года перечень таких закупок остался без изменений.
Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях. В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует.
С 01.04.2021 года закупки небольшого объёма у единственного поставщика можно проводить с учётом изменений, которые внесены в Закон 44-ФЗ (в соответствии с Федеральным законом №449-ФЗ статья 93 Закона 44-ФЗ дополнена частями 12, 13).
Так, в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона 44-ФЗ, начиная с апреля 2021 года, можно проводить закупки у единственного поставщика при помощи специальной процедуры на электронной площадке. Сумма закупки в данном случае ограничивается не 600 тыс. рублей (п. 4, 5 ст. 93 Закона 44-ФЗ), а 3 млн. руб.
В план-график закупки, которые проводятся по специальной процедуре, включать не нужно.
Увеличение суммы закупки и возможность осуществить её без предварительного планирования обеспечивается за счёт прозрачности процедуры и возможности обмена данными между электронной площадкой и ЕИС.
Напомним, что недопустимо осуществлять закупки, которые не были предусмотрены планом-графиком (ч. 1 ст. 16 Закона 44-ФЗ).
Если вы нарушите данное правило и проведёте какую-либо закупку, которой нет в плане-графике, то это чревато привлечением к административной ответственности. Размер штрафа для должностных лиц – 30 тыс. руб. (ч. 1.5. КоАП).
Также административная ответственность должностных лиц предусмотрена и за другие нарушения, связанные с формированием плана-графика:
- за включение в него объектов, не соответствующих требованиям законодательства или иных правовых актов от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП);
- за нарушение срока утверждения – от 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП).
Соответственно, к ответственности могут привлечь только за нарушения в отношении тех закупок, которые вы обязаны включать в план-график.
Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ
На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:
- от 45 000 руб. 1 964
- от 80 000 руб. 896
- от 115 000 руб. 413
- от 150 000 руб. 266
- от 185 000 руб. 149
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 80 000 руб. 507
- от 135 000 руб. 165
- от 185 000 руб. 87
- от 240 000 руб. 48
- от 295 000 руб. 36
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 55 000 руб. 214
- от 75 000 руб. 121
- от 100 000 руб. 69
- от 120 000 руб. 40
- от 145 000 руб. 23
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Семинары и курсы для контрактных управляющих
Форма обучения контрактного управляющего по 44-ФЗ может быть очной, очно-заочной, заочной с применением дистанционных образовательных технологий. Каждая образовательная организация разрабатывает свою программу обучения, учебный план, включающий разное количество часов аудиторных занятий (лекционных, практических), самостоятельной работы. Предлагаются также программы полностью дистанционного обучения контрактных управляющих по 44-ФЗ.
Статья 38 закона о контрактной системе № 44-ФЗ устанавливает требования к образованию контрактного управляющего: контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно профессиональному стандарту «Специалиста в сфере закупок» высшее образование контрактного управляющего по 44-ФЗ должно быть в форме бакалавритата, специалитета или магистратуры, а дополнительное профессиональное образование – по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок.
ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
9.4. Органы исполнительной власти города Москвы, учреждения и предприятия обеспечивают повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, не являющихся государственными гражданскими служащими города Москвы, занятых в сфере закупок.
В случае осуществления закупок в соответствии с пунктом 4.3.2 настоящего Положения председателем выступает заместитель руководителя органа исполнительной власти города Москвы в соответствии с объектом осуществляемых закупок, либо руководитель государственного казенного учреждения города Москвы, либо заместитель руководителя государственного казенного учреждения города Москвы.
3.4. Представитель органа исполнительной власти города Москвы в соответствии с объектом закупки, не являющегося заказчиком и не осуществляющего функции и полномочия учредителя заказчика — государственного учреждения города Москвы, государственного унитарного предприятия города Москвы, по согласованию с Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
9.7. Обучение по Программам реализовывается в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме очная часть обучения устанавливается в объеме не менее 40 часов аудиторной работы, за исключением случая, установленного пунктом 9.6 настоящего Положения. Для освоения Программ, предусмотренных пунктом 9.6 настоящего Положения, очная часть обучения устанавливается в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.
Повышение квалификации – что это такое и кому необходимо
Курсы повышения квалификации можно пройти в нескольких форматах: оффлайн или онлайн. Онлайн (или дистанционное обучение) сегодня имеет гораздо большую популярность, т.к. мы экономим время, финансы, при этом получаем образования без отрыва от работы и доступность.
Таким образом, делаем вывод, что после прохождения курсов повышения квалификации мы получаем новые, актуальные знания и навыки, которые сможем применить в рамках основной профессии и как следствие — увеличить свою ценность на рынке труда. Итак, с понятием, что такое повышение квалификации и для чего оно нужно, мы разобрались.
Суть курсов повышения квалификации, как мы поняли, в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания. Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты, где перечислены все требования по подготовке специалиста. Познакомьтесь с реестром профстандартов. Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации.
Это педагогические работники, медицинские работники, специалисты горной промышленности, государственные гражданские служащие, судьи и прокуроры, должностные лица в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, работники железнодорожного транспорта.
По профессиям и специальностям
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей
Специальности и должности | Периодичность повышения квалификации | Основание | Примечание |
---|---|---|---|
Педагогические работники | Каждые 3 года | ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ | Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года |
Аудиторы | Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата | п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) | Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год |
Оценщики | Каждые 3 года | ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Каждые 3 года | ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 | При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации |
Государственные гражданские служащие | Каждые 3 года |
Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 |
|
Работники железнодорожного транспорта | Каждые 3 года |
Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03 Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221 |
При перевозке опасных грузов |
Сфера авиационной безопасности |
Каждые 3 года (сотрудники) |
Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Руководители – 1 раз в 5 лет |
Бухгалтеры | Каждые 3 года |
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 21.02.2019 N 103н |
Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно |
Служащие органов внутренних дел |
По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих |
Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11 Приказ МВД России от 05.05.18 № 275 |
|
Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения | Федеральные нормативы не установлены | Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 | Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия |
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).
Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.
В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной, привлекая большое количество людей. Граждан, которые интересуются, кто такой контрактный управляющий (вакансии при этом — немаловажный фактор), становится все больше. Поскольку появляются специалисты, отвечающие требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма. Причем среди них имеются те, кто только сейчас решил выбрать данную специализацию. Но есть специалисты, которые уже имеют опыт за спиной в иной области, но меняют кардинально профессию, надеясь добиться признания и результатов в новой.
С чем связан такой ажиотаж?
Существует ошибочное представление, что работа контрактного управляющего несложная и высокооплачиваемая. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Работать в госзакупках сложно, но очень престижно.
На практике же все выглядит следующим образом.
Квалификационный справочник не содержит такую профессию, как контрактный управляющий. Поэтому у сотрудника, который будет работать в данной должности, не появится в трудовой книжке такое красивое словосочетание. Запись у него будет звучать как угодно: экономист, юрист, инженер, бухгалтер или специалист, но только не контрактный управляющий. Это является общепринятым фактом.
Самое же главное заключается в том, объявления «контрактный управляющий, вакансии открыты» встретить можно не так уж часто. Практика показывает, что руководители государственных предприятий делегируют данные полномочия обычно своим самым надежным сотрудникам.
Практика показывает, что в основной массе сотрудники, которые занимаются госзакупками в государственном учреждении, – это реально специалисты смежных профессий. Руководители дают им дополнительную работу и, естественно, головную боль. Причем дополнительный функционал работодатели не всегда достойно оплачивают. Естественно, последним необходимо пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, чтобы занимать данную должность.
Поэтому найти такую должность человеку со стороны достаточно сложно.
У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.
Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.
Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.
В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.
Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.
Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.
Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.
Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.
В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.
Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.
К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.
В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.
Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.
Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.
На это есть 2 причины:
1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;
2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.
Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.
Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.