Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подведомственность дел о банкротстве физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.
Заявление о банкротстве от кредитора
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган имеюет право подать заявление о банкротстве гражданина при наличии решения суда о взыскании долга.
Конкурсный кредитор — это кредиторы по денежным обязательствам. Банки, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании ЖКХ, иные лица перед которыми имеется долг.
Уполномоченный орган — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве. (например налоговая инспекция, мэрия города, областное правительство).
Не требуется решение суда о взыскании долга при банкротстве в связи с неуплатой налогов, долгов по сделкам заверенным нотариусом, по долгам из кредитных договоров с банками, при неуплате алиментов.
Микрофинансовые организации, различные кооперативы, ломбарды, кредиторы по распискам не являются кредитными организациями, они заключают договора займа и следовательно не могут напрямую обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Таким кредиторам необходимо получить решение суда о взыскании долга и только после этого они смогут заявить о банкротстве гражданина.
Обязанности финансового управляющего
Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;
Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.
Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Проблема несостоятельности (банкротства) должника, не исполняющего свои долговые обязательства как одна из наиболее актуальных проблем гражданского права имеет многовековую историю: она привлекала и до сих пор привлекает внимание многих цивилистов. Так как от правильного понимания и применения института несостоятельности во многом зависит оздоровление хозяйственной сферы и активизация деятельности участников гражданского оборота, и все это, безусловно, оказывает стабилизирующее влияние на экономику. Сегодня банкротство, как явление переходит из сферы теории в сферу практики и поэтому нуждается не только в теоретическом изучении, но и в практическом совершенствовании.
Для древних обществ и соответствующих им правовых систем характерно, что несостоятельный должник (физическое лицо) отвечал перед кредиторами не своим имуществом, а в первую очередь личными неимущественными правами (его могли убить, разделив тело между кредиторами, продать в рабство).
Таким образом, древнему конкурсному праву присуще превентивное воздействие на торговый оборот путём установления жёстких норм уголовного характера. Однако такой подход не мог предотвратить новых банкротств, причиной которых часто являются объективные обстоятельства. Более того, должники, опасаясь уголовного наказания, продолжали коммерческую деятельность (скрывали состояние неплатёжеспособности) и тем самым ещё более ухудшали положение своих кредиторов.
Постепенно с развитием общества менялись формы ответственности должника, правила о банкротстве становились всё более и более гуманными по отношению к неудачливому члену торгового общества. Это происходило путём увеличения правил гражданско — правового характера, предусматривающих в случае наступления несостоятельности в первую очередь имущественную ответственность должника. А если в деяниях несостоятельного должника обнаруживались признаки мошенничества или обмана, к нему применялись уголовные наказания.
В современный период экономический кризис существенно изменил финансовое положение населения страны и привел к дисбалансу в банковском секторе. Активное кредитование физических лиц в 2008 г. способствовало, по данным Банка России, росту объемов выданных кредитов на 33,5%. Обратной проблемой является рост просроченной задолженности, которая увеличилась.
Во многом существующие вопросы в сфере банковского кредитования связаны с погашением физическими лицами кредиторской задолженности.
Растущий финансовый кризис при этом поднимает острую проблему защищенности субъектов кредитных отношений, которая должна регулироваться в кредитных договорах. Между тем как заемщики, так и кредитные организации не получили необходимые инструменты для урегулирования экономических взаимоотношений. Ключевой проблемой в сфере потребительского кредитования стал вопрос практического разрешения ситуаций, связанных с возникновением задолженности у граждан перед кредитными организациями.
Таким образом, действующая финансовая ситуация лишь подтолкнула законодателя к скорейшей разработке необходимой нормативной базы, способствующей урегулированию заемно-кредитных обязательств, а вслед за ними отношений по уплате обязательных платежей в бюджет, задолженности перед ЖКХ и т.п.
Все вышеизложенное говорит об актуальности выбранной нами темы.
Объектом исследования являются закономерности гражданско-правового регулирования складывающихся общественных отношений в сфере банкротства физических лиц.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, регулирующие правовой институт банкротство граждан.
Целью настоящей работы является правовой анализ института банкротство физических лиц.
Для достижения указанной цели предлагается решение следующих задач:
— провести анализ правового регулирования банкротства граждан в России;
— рассмотреть банкротство гражданина и его виды с января 2012 года в России;
— проанализировать судебную практику по вопросам банкротства физических лиц;.
Методологическую основу проведенного исследования составляют метод системного анализа, сравнительно – правовой, системно — функциональный и формально – юридический методы.
Структура работы исходит из цели и задач курсовой работы и заключается: введение, две тематические главы, заключение, библиография.
Еще год назад банкротство физических лиц в Российской Федерации не было должным образом урегулировано, хотя законодательство о несостоятельности является, наверное, одним из самых динамично развивающихся в мире. С одной стороны, вносимые изменения продиктованы изменяющимися условиями экономики и призваны создать более эф2фективную и справедливую модель процедуры банкротства, с другой — они создают немало проблем в установлении стабильной судебной практики по ряду вопросов в этой области.
Данная тема актуальна из-за особенно тяжелой экономической ситуации в стране на данный момент, когда увеличилось число предпринимателей, не сумевших вынести убытков, и, соответственно, появилось больше недобросовестных должников, желающих «законно» избавиться от накопившихся обязательств, что повлекло за собой ускоренное принятие Федерального закона Российской Федерации № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Основные положения процедуры:
- Физическое лицо может быть признано банкротом, если сумма задолженности по обязательствам выше 500 тыс. рублей, а также в случае если данные обязательства не были погашены в течение 3-х месяцев с даты исполнения.
- Также физическое лицо признается банкротом, если стоимость его имущества в три раза меньше суммы его долговых обязательств.
- Подать заявление о признании гражданина банкротом может как сам должник, так и его кредиторы, а также уполномоченные органы.
- В случае смерти должника его обязательства могут перейти его наследникам.
К заявлению о признании несостоятельности должен быть приложен план погашения долгов, дающий возможность реструктуризации долга. Если его нет, то при признании должника банкротом суд проводит процедуру реализации имущества и иных благ, не являющихся жизненно важными. Продажа осуществляется финансовым управляющим, назначенным судом для анализа финансового положения должника, его имущества. После проведения расчетов с кредиторами, суд рассматривает отчет финансового управляющего, завершает процедуру банкротства в отношении гражданина[8].
Закон о несостоятельности граждан России важен для обеспечения экономической безопасности граждан и кредиторов во время кризиса в отечественной и в мировой экономике. Однако создание подобного института может привести к росту количества недобросовестных заемщиков, если процедура не будет достаточно проработана. Основная проблема — балансирование интересов кредиторов, должников и общества в целом.
Физические лица не должны считать, что законодательство о потребительском банкротстве — это легкий способ избежания уплаты долгов. Но, с одной стороны, барьеры «ликвидации» не должны демотивировать должников, а с другой стороны, общество с пониманием должно относиться к должнику и допускать «новый старт».
Проведем анализ судебной практики, сформировавшейся в связи с применением положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся банкротства индивидуальных предпринимателей, ликвидируемых и отсутствующих должников.
Пример 1 (По материалам постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008№А05-12424/2007)
Суть дела
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры наблюдения.
По мнению индивидуального предпринимателя, в соответствии с действующим законодательством дело о банкротстве в отношении индивидуального предпринимателя может быть возбуждено при условии признания обоснованными требований кредиторов в совокупности на сумму не менее 100000 руб. Поскольку суд признал обоснованными требования налогового органа на меньшую сумму, в удовлетворении заявления о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) следует отказать[11].
Позиция суда
В силу ст. 214 Федерального закона от26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 2 ст. 202 Закона № 127-ФЗ правила § 1 гл. X Закона № 127-ФЗ применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, с учетом особенностей, установленных в § 2 указанной главы. В соответствии с п. 2ст. 33 Закона № 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику- гражданину в совокупности составляют не менее чем 10 000 руб.
Таким образом, довод индивидуального предпринимателя о том, что требования кредиторов к индивидуальному предпринимателю в совокупности должны составлять не менее 100 000 руб., не соответствуют законодательству о банкротстве.
Учитывая изложенное, заявление налогового органа следует удовлетворить.
Пример 2 (По материалам постановления ФАС СевероЗападного округа от 05.03.2008№А13-301/2007)
Суть дела
Конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Позиция суда
На основании п. 1ст. 3 Закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 214 Закона № 127-ФЗ основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Указанная статья определяет особенность банкротства индивидуальных предпринимателей по сравнению с банкротством обычных физических лиц: к предпринимателю применяется критерий неплатежеспособности. Он может быть признан несостоятельным (банкротом), если выявлена его неспособность удовлетворять требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом превышения размера обязательств над стоимостью имущества не требуется.
Учитывая изложенное, заявление о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) надлежит удовлетворить[12].
Пример 3 (По материалам постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 № Ф08- 2257/2008).
Суть дела
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании организации, находящейся в процессе ликвидации, несостоятельной (банкротом) в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам и введении в отношении нее процедуры наблюдения.
По мнению ликвидационной комиссии организации, возражавшей против удовлетворения требований налогового органа, в силу ст. 225 Закона № 127-ФЗ наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Позиция суда
В соответствии с п. Зет. 48 Закона № 127-ФЗ определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 Закона № 127- ФЗ, обосновано и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
В силу п. 2 ст. 33 Закона № 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 ООО руб. и не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Перечисленн��е в указанных нормах обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно ст. 7 и 11 Закона № 127-ФЗ нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя — уполномоченного органа права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом).
Положения ст. 224 — 226 Закона № 127-ФЗ, которые являются специальными нормами права и устанавливают особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению уполномоченного органа, что имело место в данном случае.
Учитывая изложенное, заявление налогового органа о введении в отношении должника процедуры наблюдения надлежит удовлетворить[13].
Пример 4 (По материалам постановления ФАС ВосточноСибирского округа от 15.01.2008 № А74-2224/07- Ф02-9719/07)
Суть дела: Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом).
Позиция суда
К юридическому лицу, которое в течение последних 12 мес. не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕРГЮЛ) является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Последствия банкротства физического лица
Признание вас банкротом влечет следующие последствия (ст. 213.30 Закона N 127-ФЗ; пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):
1) в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;
2) вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев):
— кредитной организацией — в течение 10 лет;
— страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК — в течение пяти лет;
— всеми остальными организациями — в течение трех лет;
3) если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.
Обратите внимание! Не облагаются НДФЛ доходы должника, полученные в виде суммы задолженности перед кредиторами, от уплаты которой он освобождается в рамках дела о его банкротстве, а также доходы от продажи имущества в случае признания его банкротом и введения процедуры реализации его имущества (п. п. 62 — 63 ст. 217 НК РФ).
Когда должник обязан подать заявление
В п. 10 Постановления сказано, что должник обязан подать заявление о признании себя банкротом при одновременном наличии двух условий:
- размер неисполненных денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в совокупности составляет не менее 500 000 руб. Причем в эту сумму включаются долги, как связанные, так и не связанные с предпринимательской деятельностью;
- удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.
Если к заявлению не будут приложены все необходимые документы (п. 3 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ), то суд все равно примет его к рассмотрению. Недостающие бумаги он истребует при подготовке дела к разбирательству (п. 12 Постановления).
Институт банкротства физических лиц
Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.
Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.
В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.
Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.
В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.
Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г. вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.
Каким судом рассматриваются дела о банкротстве
В статье 33 Закона о несостоятельности указано, что разбирательства по вопросам физических и юридических лиц рассматриваются исключительно Арбитражным судом РФ по месту нахождения в случае с юрлицами, или по месту жительства — для физлиц.
Иск может быть принят, если требования к заемщику больше 300 000 рублей для юрлиц и больше 500 000 рублей для физлиц просрочены больше чем на 3 месяца.
При этом дела, связанные с банкротством, не может рассматривать третейский или суд общей юрисдикции (районный, мировой). Это подчеркивает, что дела о банкротстве могут рассматриваться только арбитражным судом. Причина в том, что признание гражданина или организации банкротом не может относиться к спорам экономического или административного характера. Процедура носит заявительный характер. Эта норма согласована с ФЗ-102.
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
С принятием нового АПК в 1995 г. появилась новая категория дел, рассматриваемых арбитражными судами — дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Их рассмотрение и разрешение арбитражным судом имеет свои процессуальные особенности, обусловленные спецификой предмета судебной деятельности. Это обстоятельство нашло отражение в ч. 3 ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК.
В статье 127 Конституции РФ, в ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах» и в ст. 1 АПК предусмотрено, что арбитражные суды разрешают не только экономические споры, но и рассматривают иные дела.
В числе иных дел, отнесенных к подведомственности арбитражного суда, которые не охватываются собственно понятием экономического спора, в ч. 3 ст. 22 АПК называются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В науке гражданского процессуального права, в законодательстве о гражданском судопроизводстве и судебной практике сложилось единое мнение о существовании самостоятельного вида судопроизводства — особого производства. Предметом его разбирательства и являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В арбитражном процессуальном законодательстве также упоминается данная категория дел, однако законодатель не относит ее к особому производству, поскольку в арбитражном процессе нет такого понятия. И в то же время дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не являются делами искового производства, поскольку в них отсутствуют истец и ответчик, а существует только заявитель.
Анализ ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК дает основание для вывода о том, что речь в них идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как о делах особого производства, ибо это не споры о праве, а нечто иное, не охватываемое понятием искового производства.
АПК (ч. 3 ст. 22) относит к подведомственности арбитражных судов, помимо экономических споров, и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае речь идет об установлении арбитражным судом не любых фактов, а только тех, которые имеют правовые последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура реструктуризации
В течение 10 дней с момента истечения двухмесячного срока после публикации сообщения о признании заявления о банкротстве обоснованным должник и его кредиторы вправе направить финансовому управляющему проект плана реструктуризации.
Проект направляется всем известным кредиторам должника. Если проект предложен кредитором, то к нему прилагается либо одобрение должника, либо его возражения (п. 27).
Проект плана реструктуризации выносится финансовым управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. В пункте 28 Постановления Пленума № 45 указывается, что пропуск установленного 10-дневного срока на направление всем лицам проекта плана не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов. Но только при условии, что он был направлен и получен ими до даты собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с материалами.
Для назначения судебного заседания об утверждении плана достаточно решения собрания кредиторов о его одобрении. Ходатайства не требуется. Тем не меннее арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации, не одобренный собранием кредиторов по ходатайству лица участвующего в деле (п. 29). Думаю, в этом случае суд оценивает доводы ходатайства и сам проект плана реструктуризации на предмет его реалистичности, соответствия требованию соблюдения баланса интересов в деле о банкротстве.
Но в любом случае для утверждения плана реструктуризации обязательно требуется одобрение должника, выраженное как письменно, так и устно в ходе судебного заседания. Утверждение плана без его согласия допустимо только в исключительном случае, если несогласие очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом (п. 30).
В частности, на это может указывать по мнению Пленума настойчивое требование должником скорейшего завершения дела о банкротстве и, соответственно, освобождении от долгов, на фоне стабильно получаемой высокой заработной плате.
О недопустимости злоупотребления правом говорится и в пункте 31. План реструктуризации не утверждается, если он заведомо экономически необоснован и неисполним, не предусматривает для должника и его иждивенцев средств в размере прожиточного минимума, при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
Максимальный срок реализации плана реструктуризации — три года. Этот срок предполагается достаточным для погашения должником своих обязательств перед кредиторами и восстановления платежеспособности (п. 33).
Пункт 34 Постановления Пленума содержит разъяснения касаемо цели процедуры реструктуризации. Ее достижением может считаться достижение такого финансового положения должника при котором он сможет в дальнейшем продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых на момент окончания процедуры реализации еще не наступил. Если план реструктуризации не способствует реализации этой цели, то суд должен отказать в его утверждении.
Результаты реализации утвержденного плана реструктуризации рассматриваются на заседании суда. В этом же заседании могут быть рассмотрены жалобы кредиторов на действия финансового управляющего и должника. Пленум разъясняется в п. 35, что является жалобой в рамках процедуры банкротства гражданина.
Банкротство физических лиц в 2021: пошаговая инструкция
Гражданин имеет право на проведение в отношении него процедуры реструктуризации долга, если он имеет доход, не имеет судимости по экономической статье, не подвергался административному наказанию за мелкое хищение, не признавался ранее банкротом.
Проект плана реструктуризации разрабатывает сам гражданин-должник, кредитор или уполномоченный орган. План реструктуризации долга направляется финансовому управляющему в срок 10 дней, с момента окончания 2-х месячного срока отведенного для проведения собрания кредиторов.
Если имеется 2-а и более проектов плана реструктуризации финансовый управляющий предоставляет проекты на собрание кредиторов.
Если нет проектов – финансовый управляющий разрпабатывает проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Через 20 дней и не позже 60 дней, с даты направления плана реструктуризации кредиторам, проводиться первое собрание кредиторов. Финансовый управляющий предоставляет проект плана реструктуризации долгов, сведения о финасовом положении должника, отчет о своей работе, возражения и предложения по плану реструктуризации. Также финансовый управляющий может предложить признать гражданина банкротом и реализовать его имущества, без проведения реструктуризации.
План реструктуризации должен содержать положения о порядке погашения долга. Срок погашения долгов не более 3 лет. А также положения о порядке и сроках продажи имущества. Долги должны погашаться пропорционально сумме требований.
По ипотечным кредитам и залогу авто, план реструктуризации предусматривает преимущественное удовлетворение требований кредиторов при продаже залогового имущества.
К плану реструктуризации должно прилагаться заявление гражданина должника об одобрении или о возражении в отношении плана. К утвержденному плану реструктуризации долга – гражданин может направить предложения о внесении изменений. Предложения направляются финансовому управляющему. Который ставит вопрос о внесении изменений на собрании кредиторов. В окончательном виде изменения утверждает суд.
Кредиторы одобряют план реструктуризации долгов на собрании, большинством голосов. К уже утвержденном уплану реструктуризации долга кредиторы могут направить предложения о внесении изменений.
Суд утверждает план реструктуризации долгов гражданина. Если кредиторы не согласны с планом реструктуризации, суд может по ходатайству лиц участвующих в деле отложить рассмотрение дела на срок до 2-х месяцев. Суд может утвердить план реструктуризации против воли кредиторов, если такой план предусматривает полное погашение долгов гражданина.
Судебные акты могут быть обжалованы.
План реструктуризации может быть отменен судом по ходатайству кредиторов, если документы содержат недостоверные сведения, гражданин-должник не исполняет свои обязанности.
Суд признает гражданина банкротом, если нет плана реструктуризации или собрание кредиторов не одобрило план реструктуризации, судом отменен ранее принятый план.
Гражданин признается банкротом и его имущество продается. Срок продажи имущества – 6 месяцев. Гражданин может быть ограничен судом в праве выезда из Российской Федерации, такое ограничение, по ходатайству гражданина, может быть отменено досрочно.
После объявления гражданина банкротом — финансовый управляющий распоряжается всем имуществом должника, денежными средствами на счетах в банках, финансовый управляющий ведет в судах дела от имени гражданина о взыскании долгов в пользу гражданина, об оспаривании сделок гражданина. Сделки совершенные гражданином лично – ничтожны.
Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:
- — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
- — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
- — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
- — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.
Кроме того, должны выполняться и следующие требования:
- — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
- — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
- — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).