Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях: как заполнять?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2020 года контролеры иностранных компаний обязаны до 20 марта подавать новую форму уведомления. Она предусматривает порядок раскрытия сведений об организации, которая претендует на освобождение от налогообложения прибыли. А еще существенно упростилась структура документа, плюс заполнять нужно только те листы, в которых содержатся пункты касающиеся компании. Ранее требовалось заполнять весь документ.
Какие разделы заполнять
Форма уведомления включает титульный лист, сведения о физическом лице, Листы А, А1, Б, Б1, В, Г, Г1 и Г2.
В обязательном порядке заполняется только титульный лист. Прочие разделы, входящие в состав уведомления, представляются так:
- сведения о физическом лице – физическими лицами, не являющимися ИП и не указавшими в уведомлении свой ИНН;
- Листы А и А1 – в отношении КИК – иностранной организации;
- Листы Б и Б1 – в отношении КИК — иностранной структуры без образования юридического лица;
- Лист В – в отношении тех КИК, которые указаны в Листах А и Б. Лица, перешедшие на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, не заполняют лист;
- Листы Г, Г1 и Г2 – в случаях косвенного участия в КИК.
Заполнение «Уведомления о контролируемых иностранных компаниях»
Формирование уведомления для фискальных органов осуществляется в соответствии с Приказом ФНС № ММВ-7-13/679@, которым установлен и утвержден Порядок заполнения «Уведомления о контролируемых иностранных компаниях» (Приложение № 2), а также требования по формированию электронного документа.
Порядком заполнения регламентирован свод обобщенных требований к формированию документа:
-
уведомление может быть составлено от руки, либо заполнено в машинописном формате, с использованием компьютера и печатающих устройств;
-
заполнение информационных полей буквенными или числовыми символами осуществляется с первой левой ячейки;
-
при отсутствии показателей в ячейках ставятся прочерки;
-
текстовые данные вносятся печатными, исключительно заглавными, символами;
-
при использовании компьютерного способа формирования Уведомления и печатающих устройств, для заполнения бланка используется шрифт «CourierNew» (высота 16-18 пунктов).
Запрещено:
-
исправление ошибок при помощи любых видов канцелярских корректоров;
-
использование цветных (кроме синих и черных) чернил;
-
скрепление листов способами, препятствующими просмотру документа либо приводящие к порче документа;
-
двусторонняя распечатка сформированного документа.
Форма Уведомления о КИК состоит из10 листов, в число которых входят:
-
лист 1 – Титул. Содержит указание на регистрационные сведения о налогоплательщике и поля для отметки о сдаче документа в ФНС;
-
лист 2 – Сведения о физическом лице. Подаются если контролирующее лицо – гражданин, не являющийся ИП. Содержит полный перечень идентифицирующих и регистрационных данных;
-
листы А, Б (включают сведения о КИК, являющихся и не являющихся юрлицом), А1, Б1 (основания для признания контролирующим лицом), В (сведения о финотчетности КИК), Г, Г1 , Г2 (раскрытие порядка косвенного участия в КИК через российские или иностранные компании).
Отметим, что порядок заполнения «Уведомления о контролируемых иностранных компаниях» предусматривает два важных аспекта, касающихся работы с формой и ее формирования:
-
в случае, если какие-либо разделы не имеют касательства к конкретному отчитывающемуся предприятию или физлицу, эти разделы (страницы) не заполняются, но из объема формы не изымаются. Т.е. – даже если нет необходимости заполнять некоторые страницы, в составе уведомления они подаются все равно;
-
если под контролем контролирующего лица одновременно находится две и более КИК, формировать Уведомление надо по следующему принципу:
-
Страницы 1 («Титул») и 2 («Сведения о физическом лице») – заполняются в единственном экземпляре;
-
Листы формы А – Г2 заполняются на каждую компанию отдельно, соответственно их числу.
-
Понятие уведомлений, правила и сроки
С 2015 года налоговым законодательством была введена обязанность для физических лиц и прочих налогоплательщиков, касающаяся уведомления налоговых органов о причастности к иностранным компаниям и организациям. В том числе и уведомления о создании иностранной организации, не образовывающей при этом отдельного юридического лица.
Уведомление представляет собой заполненный по всем правилам и нормам налогового права документ, который передается плательщиком в налоговый орган на рассмотрение.
В случаях, если это уведомление не предоставляется, а налоговый орган в ходе проверок или иными законными путями узнает о том, что плательщик, будь то физическое лицо или организация, являются контролирующими лицами, входят в состав или участвуют в деятельности прямо или косвенно иностранной организации, то к плательщику применяются соответствующие меры наказания.
В частности – штрафные взыскания, размер которых колеблется в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Согласно статье 25.14 Налогового кодекса, плательщик обязан направить уведомление в налоговый орган не позднее, чем через 3 календарных месяца после того, как стал непосредственным прямым или косвенным участником иностранной организации. То есть после того как в иностранной компании появилась доля участия у конкретного лица, у последнего есть три месяца на то, чтобы уведомить свой налоговой орган (следует понимать, как налоговый орган по месту жительства).
При этом это правило распространяется только на лиц, которые не являются контролирующими лицами (то есть доля их семейного участия не превышает 50%). Согласно нормам налогового законодательства, при учете контролирующих лиц учитывается доля всей семьи (следует понимать, как супругов), а не отдельного физического лица.
Кроме того, правило распространяется исключительно на компании, которые не являются отдельно образованным юридическим лицом.
Если плательщик является контролирующим лицом организации, то он обязан отправить на рассмотрение соответствующее уведомление об участии в иностранных организациях не позднее, чем 20 марта после окончания налогового периода (следует понимать, как календарного года, который берется за основу в налоговом учете).
И это уведомление носит несколько иное название – уведомление о контролирующих иностранных организациях, где контролирующим лицом выступает как раз плательщик, отправляющий документы в налоговый орган.
Действует и другое правило в отношении физических лиц, которые не были ранее признаны налоговыми резидентами. Так, согласно нормам налогового права, если плательщик получил статус налогового резидента не с момента образования компании, а в процессе ее деятельности, то уведомление он направляет в налоговый орган по истечении календарного года, в котором был признан резидентом. При этом уведомление должно быть направлено на рассмотрение не позднее, чем 1 марта следующего года (следует понимать, как года, который следует за отчетным календарным годом).
Штрафы за непредоставление уведомления о КИК или ошибки в уведомлении
Обратите внимание, что за нарушение законодательства о КИК предусмотрены очень серьёзные штрафы:
- За не поданное вовремя уведомление о КИК предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не были представлены (п.1 ст. 129.6 НК РФ). Таким образом, если бы герой из моего пример не подал вовремя уведомление о КИК, сумма штрафа составила бы 500 000 рублей * 3 = 1 500 000 рублей.
- За непредоставление подтверждающих документов по КИК (финансовой отчетности и аудиторского заключения) предусмотрен штраф в 500 000 рублей (пп.1.1 ст. 129.6 НК РФ)
- За ошибки, допущенные при заполнении уведомления о КИК, предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании в отношении которой представлены недостоверные сведения (п.1 ст.129.6 НК РФ).
- За неуплату физическим лицом налога с прибыли КИК предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст.129.5 НК РФ)
Когда и за что нужно платить НДФЛ с КИК?
Уведомления уведомлениями, а вопрос с налогами заслуживает отдельного внимания. Если вы являетесь контролирующим лицом КИК, то на вас ложится обязанность уплачивать налог c «неполученного дохода = нераспределенная прибыль КИК». Невероятно, но факт — вы обязаны платить налог даже тогда, когда компания не распределила прибыль на дивиденды. То есть, по сути, сами ничего не получили, но заплатить должны, так как Ваш КИК имеет прибыль, и Вы можете контролировать процесс распределения этой прибыли на дивиденды.
Но не все так грустно. Есть исключения, когда Вы не обязаны платить НДФЛ:
1) Ваш КИК — некоммерческая организация, которая не может иметь прибыли и не имеет право ее распределять.
2) Ваш КИК находится на территории Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве.
3) Эффективная ставка налогообложения Вашего КИК превышает 75% от ставки налога на прибыль в РФ. Эта льгота доступна только для юрисдикций, которые имеют договор с РФ об обмене данными и имеется соглашение об избежание двойного налогообложения.
4) Вам не нужно платить налог, если прибыль КИК меньше 10 миллионов рублей.
5) КИК характеризуется как активная компания и получает доход не с пассивной деятельности. Звучит странно, понятнее на примере. Если КИК занимается производством и получает с этого основной доход, то Вам лично налог платить в РФ не надо. Если КИК является собственником недвижимости и зарабатывает сдачей в аренду, то налог НФДЛ платится в РФ. Вообще, трактовка активности компании очень расплывчатая. Например, в сфере IT деление компаний на активные и пассивные сделать очень сложно. Нужно смотреть каждый индивидуальный случай.
Однако хочу отметить важный факт: наличие у Вас льготы не освобождает от обязанности отчитываться о своем КИК.
Также рекомендую каждому владельцу КИК детально проанализировать и проговорить с профессионалами свою конкретную ситуацию, так как если Вы что-то не правильно поняли, то налоговая Вам аннулирует льготы и выпишет штрафы.
Понятие уведомлений, правила и сроки
С 2020 года налоговым законодательством была введена обязанность для физических лиц и прочих налогоплательщиков, касающаяся уведомления налоговых органов о причастности к иностранным компаниям и организациям. В том числе и уведомления о создании иностранной организации, не образовывающей при этом отдельного юридического лица.
Уведомление представляет собой заполненный по всем правилам и нормам налогового права документ, который передается плательщиком в налоговый орган на рассмотрение.
В случаях, если это уведомление не предоставляется, а налоговый орган в ходе проверок или иными законными путями узнает о том, что плательщик, будь то физическое лицо или организация, являются контролирующими лицами, входят в состав или участвуют в деятельности прямо или косвенно иностранной организации, то к плательщику применяются соответствующие меры наказания.
В частности – штрафные взыскания, размер которых колеблется в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Согласно статье 25.14 Налогового кодекса, плательщик обязан направить уведомление в налоговый орган не позднее, чем через 3 календарных месяца после того, как стал непосредственным прямым или косвенным участником иностранной организации. То есть после того как в иностранной компании появилась доля участия у конкретного лица, у последнего есть три месяца на то, чтобы уведомить свой налоговой орган (следует понимать, как налоговый орган по месту жительства).
При этом это правило распространяется только на лиц, которые не являются контролирующими лицами (то есть доля их семейного участия не превышает 50%). Согласно нормам налогового законодательства, при учете контролирующих лиц учитывается доля всей семьи (следует понимать, как супругов), а не отдельного физического лица.
Кроме того, правило распространяется исключительно на компании, которые не являются отдельно образованным юридическим лицом.
Если плательщик является контролирующим лицом организации, то он обязан отправить на рассмотрение соответствующее уведомление об участии в иностранных организациях не позднее, чем 20 марта после окончания налогового периода (следует понимать, как календарного года, который берется за основу в налоговом учете).
И это уведомление носит несколько иное название – уведомление о контролирующих иностранных организациях, где контролирующим лицом выступает как раз плательщик, отправляющий документы в налоговый орган.
Действует и другое правило в отношении физических лиц, которые не были ранее признаны налоговыми резидентами. Так, согласно нормам налогового права, если плательщик получил статус налогового резидента не с момента образования компании, а в процессе ее деятельности, то уведомление он направляет в налоговый орган по истечении календарного года, в котором был признан резидентом. При этом уведомление должно быть направлено на рассмотрение не позднее, чем 1 марта следующего года (следует понимать, как года, который следует за отчетным календарным годом).
Если же плательщик перестал быть участником иностранной организации, то не позднее, чем через три календарных месяца, он обязан уведомить об этом налоговый орган, чтобы к нему применялись обычные правила налогообложения в рамках российского законодательства.
Какие изменения произошли в форме уведомления о КИК
С 2021 года контролеры иностранных компаний обязаны до 20 марта подавать новую форму уведомления. Она предусматривает порядок раскрытия сведений об организации, которая претендует на освобождение от налогообложения прибыли. А еще существенно упростилась структура документа, плюс заполнять нужно только те листы, в которых содержатся пункты касающиеся компании. Ранее требовалось заполнять весь документ.
Основные изменения в форме уведомления о контролируемых иностранных юрлицах:
- титульная страница: касается юрлиц-правопреемников, уточнено, где нужно указывать данные ИНН и КПП, а где наименование реорганизованной компании;
- сведения физлица: в форме уведомления о КИК убрали выбор пола и обязательное раздельное заполнение данных о месте жительства в РФ и месте постоянного жительства. Также добавили разъяснения по выбору кода страны;
- «А»: здесь уже нет графы, где следовало указать русскую транскрипцию наименования компании, пишется только в латинской транскрипции. Также добавили пункт: дата регистрации юрлица;
- «А1»: остался без изменений;
- «Б»: убрали графу с русской транскрипцией названия организации;
- «Б1»: не изменился;
- «В»: в эту часть формы уведомления о КИК добавлен целый пункт, касающийся освобождения от налогообложения прибыли КИК и новый код-основание для освобождения -«1009». Он предназначен для международных холдинговых компаний;
- «Г», «Г1» — не изменились, а в «Г2» — убрали русскую транскрипцию названия юрлица.
С 2021 года меняется налоговое регулирование контролируемых иностранных компаний
Как видно, правила для расчета прибыли (убытка) КИК достаточно комплексны и налагают существенные обязательства на владельцев КИК. Вместе с тем закон предусматривает ряд исключений, которыми могут воспользоваться владельцы КИК. В этом разделе мы рассмотрим четыре самых распространенных исключения. С другими исключениям вы можете ознакомиться в ст. 25.13-1 НК РФ.
Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если такая компания является «активной иностранной компанией». Чтобы быть такой активной компанией, доля пассивных доходов не должна превышать 20%.
Перечень пассивных доходов приведен в ст. 309.1 НК РФ, где к ним среди прочего отнесены такие доходы, как:
- Дивиденды;
- Процентный доход по займам;
- Лицензионные платежи;
- Доходы от сделок с долями и операций с недвижимостью;
- Доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
- Доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как вы видите, перечень таких пассивных доходов достаточно широк, и, чтобы считаться активной, компания должна получать не менее 80% доходов от других источников. По остаточному принципу к активным доходам можно отнести, например, реализацию товаров и выполнение работ.
Одним из распространенных и спорных вопросов является квалификация дохода от продажи приложений или иных цифровых продуктов через App Store, Google Play или другие платформы. С точки зрения гражданского права, такие сделки представляют собой предоставление права (лицензии) на использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Такой вид дохода прямо указан в списке пассивных доходов.
Вместе с тем можно представить себе сценарии или аргументы, когда предприниматель может постараться убедить налоговую службу, что такие доходы стоит относить к активным доходам. Например, компания из области онлайн-образования может говорить, что она оказывает образовательные услуги, а не предоставляет лицензию на просмотр записанных уроков.
Правила заполнения уведомления
Если вам понадобилось сформировать и отправить в налоговую инспекцию уведомление об участии в иностранных организациях, рекомендуем воспользоваться предлагаемыми ниже советами и посмотреть образец заполнения документа.
Для начала напомним о том, что бланк уведомления имеет унифицированный вид и он обязателен для применения.
Заполняя его, рекомендуем придерживаться нескольких несложных правил.
- Вносить сведения в форму можно как от руки (но только шариковой ручкой синего, черного или фиолетового цвета) так и в печатном виде на компьютере.
- Слова необходимо писать большими заглавными буквами, разборчиво, так чтобы было читаемо и понятно.
- Допускать в бланке ошибки, делать помарки нельзя. Если оплошность все же случилась, не следует исправлять ее, лучше заполнить другую форму. И уж, разумеется, запрещается указывать в уведомлении заведомо недостоверную информацию – при обнаружении таких фактов последствия могут быть самыми неприятными.
Значение выводов суда: единовременность подачи документов
Необходимо в первую очередь отметить, что в тексте решения суда по рассматриваемому делу не анализировалась и не толковалась формулировка о представлении уведомлений об участии и уведомлений о КИК вместе со специальной декларацией. Она используется в упомянутом ранее пункте 3.1 статьи 25.14 НК РФ:
«Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации». |
Порядок заполнения уведомления о контролируемых иностранных компаниях
Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если такая компания является «активной иностранной компанией». Чтобы быть такой активной компанией, доля пассивных доходов не должна превышать 20%.
Перечень пассивных доходов приведен в ст. 309.1 НК РФ, где к ним среди прочего отнесены такие доходы, как:
- Дивиденды;
- Процентный доход по займам;
- Лицензионные платежи;
- Доходы от сделок с долями и операций с недвижимостью;
- Доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
- Доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как вы видите, перечень таких пассивных доходов достаточно широк, и, чтобы считаться активной, компания должна получать не менее 80% доходов от других источников. По остаточному принципу к активным доходам можно отнести, например, реализацию товаров и выполнение работ.
Одним из распространенных и спорных вопросов является квалификация дохода от продажи приложений или иных цифровых продуктов через App Store, Google Play или другие платформы. С точки зрения гражданского права, такие сделки представляют собой предоставление права (лицензии) на использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Такой вид дохода прямо указан в списке пассивных доходов.
Вместе с тем можно представить себе сценарии или аргументы, когда предприниматель может постараться убедить налоговую службу, что такие доходы стоит относить к активным доходам. Например, компания из области онлайн-образования может говорить, что она оказывает образовательные услуги, а не предоставляет лицензию на просмотр записанных уроков.
Стоит также обратить внимание, что в самом подп. 4 п. 4 ст. 309.1, где перечислены подвиды таких доходов не указаны доходы от выдачи лицензий на программное обеспечение. Учитывая очевидную роль и масштаб этой индустрии в современном мире, сложно представить, что законодатель случайно забыл это указать.
Такие доходы от реализации приложений также сложно отнести к пассивным, потому что они требуют самые что ни на есть активных усилий: разработка новых фич, служба поддержки, аренда серверов, создание нового контента и так далее.
Если следовать этой логике, то доходы компаний, распространяющих свои продукты через магазины приложений, стоит отнести к активным. Соответственно, доход таких компаний должны быть освобожден от налогообложения в качестве дохода КИК.
Чтобы получить подтверждение такой позиции, мы направили запрос в ФНС и ждем на него ответ. Как только мы что-нибудь узнаем, то обязательно поделимся.
Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для такой КИК составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Необходимо сравнивать именно со средневзвешенной ставкой, поскольку, по общему правилу, налог на прибыль компания в России составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), но для доходов в виде дивидендов ставка составляет уже 13% (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
В России далеко не самые высокие корпоративные налоги, поэтому такое исключение достаточно распространено.
Традиционно КИК и все, что с ними связано, не вызывают особого энтузиазма у людей, которые сталкиваются с этой сферой регулирования. Однако есть особенности, которые делают КИК привлекательным инструментом для целей личного налогового и финансового планирования. Давайте обозначим несколько таких нюансов.
Наличие КИК в низконалоговой юрисдикции может быть привлекательно для людей, которые инвестируют собственные средства в различные финансовые инструменты рынка ценных бумаг.
Во-первых, уплата налогов с прибыли КИК позволяет отсрочить уплату НДФЛ с традиционных доходов, полученных физическим лицом напрямую. НДФЛ уплачивается до 15 июля года, следующего за годом, когда был получен доход, то есть примерно через 6 месяцев. В то время как датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность. Например, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2018 года, то доход признается на 31 декабря 2019 года, а налог подлежит уплате до 15 июля 2020 года.
Во-вторых, КИК вправе вычитать понесенные расходы для целей расчета прибыли, в то время как физическое лицо достаточно ограничено в том, что оно может учитывать в качестве расходов для уменьшения базы. Кроме того, КИК вправе переносить убыток прошлых лет на будущие периоды, что физическое лицо делать не может.
В-третьих, при расчете прибыли КИК используются международные стандарты финансовой отчетности. Если же гражданин инвестирует в ценные бумаги напрямую, он должен полагаться на правила НК РФ и разъяснения регулятора, которые не всегда однозначны в своем толковании.
В-четвертых, есть пороговая величина в размере 10 млн руб., до которой прибыль КИК не подлежит декларации. НДФЛ же подлежит уплате со всех доходов автоматически.
В-пятых, на КИК не распространяются требования валютного законодательства, которые, помимо прочего, предусматривают валютный контроль для трансграничных сделок и обязывают резидентов отчитываться об открытии банковских счетов.
В целом, подписанный Закон № 368-ФЗ от 9 ноября 2020 г. позволяет уплачивать единый налог в размере 5 млн. рублей на всю прибыль резидентов-физических лиц от деятельности иностранных компаний. Это так называемый «паушальный» платеж, позволяющий снизить налоговую нагрузку, и не привязанный к числу КИК в собственности резидента РФ.
Попробуем разобраться, как будут платить такой налог владельцы КИК в 2021 году, и по каким ставкам необходимо рассчитывать налоговые обязательства физического лица за предыдущие отчетные периоды.
Первым делом рассмотрим причины, по которым вносились вышеуказанные правки:
- негативная судебная практика свидетельствует о большом количестве разбирательств, где государство проигрывает налогоплательщикам споры по недоначислению налогов;
- сложный и запутанный механизм налогообложения резидентов РФ, контролируемых иностранных компаний, предусматривал серьезную бюрократию;
- упрощенный режим повышает инвестиционную активность и создает новые рабочие места;
- существенно упрощается документооборот – теперь владельцам КИК в РФ не нужно составлять финансовую отчетность иностранного предприятия и корректировать реальную прибыль.
Дополнение правил налогообложения КИК: индульгенция и усиление давления
Для отправки в налоговую службу уведомления можно воспользоваться одним из нескольких вариантов:
- Наиболее надежный и простой – отнести заполненную форму в налоговую лично и передать ее из рук в руки специалисту.
- Можно переправить уведомление с представителем, при том условии, конечно, что у него при себе будет иметься доверенность, заверенная в нотариальной конторе.
- И еще один способ: отослать документ заказным письмом с уведомлением о вручении через обычную почту – это займет больше времени, но зато гарантирует то, что уведомление будет получено налоговиками.
Начиная с 2021 года все физические лица, признаваемые контролирующими лицами КИК (в т.ч. и перешедшие на «фиксированную» систему), будут обязаны ежегодно представлять уведомление о КИК в срок до 30 апреля года, следующего за годом признания прибыли КИК в составе своей налоговой базы по НДФЛ. Напомним, что ранее уведомления о КИК представлялись физическими лицами до 20 марта года, следующего за годом признания прибыли КИК.
Как видно, для физических лиц срок представления уведомления о КИК начиная с 2021 года будет совпадать со сроком представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если подача такой декларации требуется в связи с превышением порога прибыли КИК в размере 10 000 000 рублей или в связи с иными основаниями (получение налогоплательщиками доходов от лиц, не являющихся налоговыми агентами на территории РФ, продажа имущества, и т.д.).
Таким образом устраняется имевшееся ранее разночтение о сроках представления финансовой отчетности КИК и, при необходимости, аудиторского заключения к ней: поскольку ранее в разных ситуациях финансовая отчетность КИК являлась приложением либо к уведомлению о КИК, либо к налоговой декларации 3-НДФЛ, налогоплательщики зачастую оказывались дезориентированы относительно применяемых в их конкретной ситуации сроков подачи финансовой отчетности КИК (20 марта или 30 апреля). Законопроект №990129-7 четко указывает, что начиная с 2021 года финансовая отчетность КИК является приложением к уведомлению о КИК. Таким образом, срок представления финансовой отчетности КИК будет однозначно приходиться на 30 апреля.
В то же время, изменения не коснулись срока представления уведомления о КИК юридическими лицами: он по-прежнему установлен на 20 марта года, следующего за годом признания прибыли КИК в составе налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Финансовая отчетность КИК и, при необходимости, аудиторское заключение к ней представляются в срок до 28 марта года, следующего за завершившимся налоговым периодом российского юридического лица, вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль.
Теоретически, при отсутствии финансовой отчетности КИК, составленной по личному закону КИК или МСФО, налогоплательщики имеют право представить иные документы, подтверждающие размер прибыли КИК, как прямо указано в подпункте 1 пункта 5 статьи 25.15 НК РФ. По всей видимости, под таким «иным» документом понимается бухгалтерская отчетность КИК, составленная по российским правилам на основании выписок с банковских счетов КИК и первичных документов об операциях КИК (абзац 3 пункта 2 статьи 309.1 НК РФ).
Суммируя все вышесказанное об актуальном порядке отчетности о КИК, стандартные сроки представления требующихся в ее рамках документов будут выглядеть следующим образом:
Физические лица | Юридические лица | |
---|---|---|
Уведомление об участии в иностранной организации | Не позднее 3 месяцев с даты начала/изменения доли/прекращения участия | Не позднее 3 месяцев с даты начала/изменения доли/прекращения участия |
Уведомление о КИК | 30 апреля | 20 марта |
Финансовая отчетность КИК | 30 апреля | 28 марта |
Аудиторское заключение (при необходимости) | ||
Налоговая декларация | ||
Уплата налога | 15 июля | 28 марта |
Титульный лист — Уведомление о КИК
На титульном листе вы указываете свой ИНН, контактные данные, код налогового органа и период, за который подаётся уведомление о КИК. Разберём подробнее порядок их заполнения.
В самом верху титульного листа нужно указать свой ИНН, состоящий из 12 знаков. В поле КПП
поставьте прочерки.
В поле Номер корректировки
укажите «0», если вы подаёте первичное уведомление. Если в будущем вы вдруг обнаружите ошибку в ранее поданному уведомлении о КИК, вы сможете подать корректирующее уведомление.
Важно понимать
: в поле
Период, за который представляется уведомление
нужно указать год распределения прибыли (признания убытка КИК), а не финансовый год, в котором был получен доход. Возвращаясь к схеме, которую я привёл выше, если речь идёт о 2021 финансовом году КИК, то в поле Период вы указываете 2021 — год распределения прибыли КИК, о которой вы отчитываетесь в 2021 году.
В поле Представляется в налоговый орган (код)
вы указываете код своего налогового органа. Код вашей налоговой инспекции можно узнать через официальный сервис Федеральной Налоговой службы (ФНС).
В поле Налогоплательщик (код) укажите “2” — это код для физического лица.
В поле Сведения о налогоплательщике введите полностью свои фамилию, имя и отчество.
Поля Данное уведомление составлено на ХХХ страницах с приложением копий документов на YYY листах
я рекомендую заполнить позднее, после того как вы полностью заполните уведомление о КИК и подготовите копии всех подтверждающих документов.
В нижней половине титульного листа вам нужно заполнить только раздел Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем уведомлении, подтверждаю.
Что из себя представляет контролируемая иностранная компания?
Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.
Что признается осуществлением контроля?
Осуществление контроля над организацией включает в себя право распределения прибыли после налогообложения, основанное на долях прямого и косвенного участия или же специальном договоре об управлении финансовыми потоками организации.
При этом существует определенная разница между осуществлением контроля над организацией и контролированием иностранной структуры без образования юридического лица. В случае последней право на распределение активов может быть предусмотрено помимо специального договора, законодательством иностранного государства.
Законодатель дает оговорку, что о контролируемости организации может свидетельствовать свершение следующих сделок:
- Заключение договора об оказании услуг номинального директора
- Заключение трастового соглашения и договора доверительного управления имуществом
- Выдача лицу генеральной доверенности на управление активами и иными средствами.
Резюмируя, можно заключить, что контролирующими лицами могут быть признаны не только непосредственные «владельцы» иностранной организации, но и ее бенефициары, так или иначе задействованные в распределении прибыли.
Законодатель в понятии «осуществление контроля» стремился охватить максимально большое количество разновидностей возможного контроля российских резидентов, создавая тем самым казуальные критерии, которые при буквальном толковании игнорируют некоторые виды иностранных компаний. Таковыми являются частные фонды, которые функционируют в классических офшорных зонах Кипра, Сейшельских островов в качестве юридических лиц и не могут быть признаны КИКами, если их учредители лишены права распределения прибыли. В дальнейшем это может вызвать множество споров на практике между потенциальными налогоплательщики и налоговыми органами.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.
Статья 105.16. Налогового кодекса РФ. Уведомление о контролируемых сделках
1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.