Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда ушли налоги? И почему в бюджете по-прежнему не хватает денег на социалку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной статье подробно рассказывается на что идет подоходный налог с зарплаты, и все что об этом надо знать. На что идет подоходный налог с зарплаты – об этом рассказывает данная статья, рассматривая все отрасли распределения подоходного, которые так интересуют россиян.
Сколько налогов на самом деле платят россияне, и куда их тратит государство?
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?» — такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру», в России такое – большая редкость.
Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением налогов на недвижимость и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно.
Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан.
Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.
В бюджете Украины не хватает денег на выплату пособий и пенсий — Гройсман
Наемный работник с ежемесячной зарплатой до уплаты налогов в 100 тысяч рублей, обходится своему работодателю почти в 1,5 млн рублей в год: 1 млн рублей из них достается, собственно, работнику и почти 0,5 млн рублей – государству.
Из зарплаты в 100 тысяч рублей человек получает примерно 87 000 рублей на руки.
Если представить, что государственной медицины и пенсий нет, а также если бы не было подоходного налога, то работник из данного примера получал бы на руки 125 тысяч рублей в месяц и теоретически мог бы тратить 25 000 руб. на свое здоровье и/или откладывать на старость.
Однако мечты о мире без налогов имеют свои ограничения. Если отменить социальные взносы, вряд ли большинство людей станет откладывать деньги из увеличившейся зарплаты. Скорее всего, люди станут тратить «здесь и сейчас», что приведет к росту цен на товары и услуги. Таким образом рост реального благосостояния увеличится незначительно.
На налоги и взносы можно взглянуть и под другим углом: это дополнительное время, проведенное на работе ради их уплаты.
Для зарплат меньше 60 тысяч рублей («на руки»), к которым не применяются «скидки» по уплате социальных взносов, это 33% рабочего времени.
То есть каждый рабочий день из 8 часов, проведенных на заводе, в офисе или у прилавка, условный россиянин один час и 21 минуту работает на Пенсионный фонд,48 минут – на региональные и местные власти, а еще полчаса – на фонды ОМС и соцстрахования. За год это почти 80 рабочих дней, которые уходят на уплату налогов и взносов.
Те, чьи зарплаты выше, отдают государству меньшую долю дохода: отношение обязательных платежей к общим расходам работодателя снижается с 33% до 25% для зарплат 600 тысяч рублей в месяц и выше.
Поступления от НДС поступают в бюджет страны, 85% НДФЛ поступает в бюджет субъекта федерации, остальное – в местные бюджеты. Регионам также достается транспортный налог.
Акцизы делят между федеральными и региональными бюджетами. Например, акцизы на табак направляются в центр, регионам же поступает большая часть акцизов на алкоголь.
Земельный налог и налог на имущество физлиц отходят муниципалитетам.
Рассмотрим простой случай, если бы вы работали как ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), без наемных сотрудников. Какие налоги вам пришлось бы заплатить? И сравним их с налогами работников по найму.
Налог ИП по УСН за год:
- Предприниматель обязан уплатить 6% от общего дохода за год. Именно с дохода, а не с прибыли. Неважно, сработали вы в плюс или получили убыток.
- Обязательные взносы за себя в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Размер этих выплат привязан к показателю МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составляет 26 и 5,1% соответственно. В сумме 31,1%.
- Если совокупный годовой доход превысит 300 000 рублей, все что сверху этой суммы облагается дополнительно 1% налога в виде взносов по пункту 2.
Размер 6% налога может быть уменьшен на суммы обязательных страховых и пенсионных выплат.
Чтобы понять разницу в уплачиваемых налогов между ИП и физическими лицами, давайте сравним с доходами, получаемыми наемным сотрудником, из примера выше, с зарплатой 40 тысяч в месяц. Для простоты будем рассмотрим работу фрилансера, которому перечисляется вознаграждение за выполненную работу и не имеющего никаких дополнительных расходов, например дизайнер или программист.
На данный момент МРОТ составляет 7500 рублей.
В нашем случае годовой доход работника с учетом всех начисляемых налогов (грязными) составляет:
52 000 х 12 месяцев = 624 000 рублей.
Какие налоги обязан будет уплатить наш условный фрилансер при таком же уровне доходов?
- 6% от дохода — 37 440 рублей;
- взнос в ПФ и ФФОМС — 31,1% от МРОТ — 7500 х 31,1% х 12 месяцев = 27 990 рублей;
- дополнительно 1% с суммы выше 300 тысяч в ПФ и ФФОМС — (624 000 — 300 000) х 1% = 3 240 рубля;
- налог в 6% от дохода уменьшается на размер обязательных платежей. В итоге налогооблагаемая база составит 592 770. С нее и уплачивается налог 6% — 35 556 рублей.
Итого налогов: 66 696 рублей или 10,7% от его дохода.
С наемного работника было уплачено 206 400. Разница более чем в 3 раза!!!!!
Помимо прямого подоходного налога и обязательных отчислений, уплачиваемых в бюджет работодателем граждане РФ обязаны уплачивать множество других налогов. Перечисли основные из них.
Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:
- Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
- Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
- Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
- Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.
Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:
- Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
- Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
- Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
- Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.
Не пора ли посмеяться?
Все это неудивительно — когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.
Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:
Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.
После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.
Что делают на улицах мои подданные? — спросил у министров император.
Они сетуют и причитают, государь.
Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.
Налоги снова увеличились.
Что теперь делают мои подданные? — спросил император.
Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.
Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!
Увеличили.
А что сейчас делают мои подданные? — спросил император.
Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.
Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!
И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.
Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?
Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.
Вот. — сказал император. — Вот теперь у них действительно ничего не осталось.
Как вы думаете, на какой мы сейчас стадии?
Главный экономист ЕБРР: «Россия более коррумпирована, чем можно ожидать»
Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.
Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.
Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?
Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.
Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.
На чём экономить не стоит
Задача семейного бюджета — оптимизировать доходы и расходы, а не сохранить как можно больше денег нетронутыми. Поэтому не стоит отказывать себе во всём, в частности делать что‑то из этого списка:
- Жалеть деньги на здоровье. Недуг со временем может прогрессировать, а лечение — становиться только дороже.
- Не платить по счетам. Пропустить один месяц не страшно, но потом начнут капать проценты, а если совсем затянуть — воду или электричество могут отключить.
- Покупать дешёвую одежду и обувь только из‑за цены. Если вещь плохого качества, не вписывается в ваш гардероб или совсем вам не нравится — она быстро отправится на свалку или будет пылиться в шкафу. Лучше сразу доплатить за качество.
- Лишать себя всех развлечений. Экономия на отдыхе может привести к накопленной усталости. А в таком состоянии очень сложно сохранить ресурс. Кроме того, есть риск в какой‑то момент сорваться и спустить на развлечения все накопления.
Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.
- ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
- Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
- Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
- Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
- Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
- Культурные заведения: музеи, памятники.
- Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.
Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.
Сколько налогов на самом деле платят россияне, и куда их тратит государство?
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?» — такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру», в России такое – большая редкость.
Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением налогов на недвижимость и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно.
Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан.
Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.
Статистика оплаты по регионам
Величина рассматриваемого сбора сильно варьируется в зависимости от самых разных параметров. В первую очередь это стоимость автомобиля, количество лошадиных сил, а также возраст ТС.
Но в то же время существенное влияние оказывает регион местоположения машины. Разобраться, достаточно сложно.
Так как существует «налог на роскошь» (на авто дороже 3 млн. рублей) и множество иных, достаточно важных, нюансов.
Так, все регионы Российской Федерации по величине собранного в 2020 году налога за предыдущий отчетный период можно расположить следующим образом (по убыванию):
Номер | Регион РФ |
1 | Калининградская обл. |
2 | Томская обл. |
3 | Белгородская обл. |
4 | Петербург |
5 | Приморский край |
6 | Смоленская обл. |
7 | Архангельская обл. |
8 | Хабаровский край |
9 | Москва |
10 | Тюмень |
11 | Новосибирск |
12 | Пенза |
13 | Владимирская обл. |
14 | Ульяновская обл. |
15 | Ивановская обл. |
16 | Курская обл. |
17 | Ярославская обл. |
18 | Калужская обл. |
19 | Оренбургская обл. |
20 | Республика Татарстан |
21 | Тульская обл. |
22 | Тамбовская обл. |
23 | Забайкальский край |
24 | Рязанская обл. |
25 | Кемеровская обл. |
26 | Астрахань и область |
27 | Саратов |
28 | Красноярский край |
29 | Воронежская обл. |
30 | Алтайский край |
31 | Омская обл. |
32 | Самара |
33 | Кировская обл. |
34 | Ставропольский край |
35 | Челябинская обл. |
36 | Свердловская обл. |
37 | Пермский край |
38 | Волгоградская обл. |
39 | Краснодарский край |
40 | Иркутская обл. |
41 | Ростовская обл. |
42 | Республика Башкортостан |
43 | Ленинградская обл. |
44 | Нижегородская обл. |
45 | Московская обл. |
Причем имеется некоторая пропорциональная зависимость количества ДТП и пострадавших от суммарной величины собранного транспортного налога. Так, меньше всего ДТП в Смоленской области.
Не пора ли посмеяться?
Все это неудивительно – когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.
Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:
– Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.
После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.
– Что делают на улицах мои подданные? – спросил у министров император.
– Они сетуют и причитают, государь.
– Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.
Налоги снова увеличились.
– Что теперь делают мои подданные? – спросил император.
– Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.
– Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!
– А что сейчас делают мои подданные? – спросил император.
– Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.
– Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!
И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.
– Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?
– Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.
– Вот. – сказал император. – Вот теперь у них действительно ничего не осталось.
Какие ещё есть трудности и что можно со всем этим сделать
Елизавета Олескина из фонда «Старость в радость» рассказывает, что 15 лет назад, когда фонд только начал работать с пенсионерами, в то время это были в основном фронтовики, дети войны, бывшие колхозники и советские трудяги:
«Они считали, что крыша над головой и миска каши — уже очень много. Они без яркого протеста смирялись с соседством с незнакомыми людьми в интернате — коллектив для них был ценностью. Они покорно спали на продавленных кроватях и бугристых подгнивших матрасах: им за жизнь приходилось и на досках, и на чём угодно спать. Они тоже от всего этого не молодели и не расцветали, многие были в депрессии, жаловались: «Мы отработанный материал», и многие умирали. Тихо и смиренно они уходили и уходят».
Федеральные, региональные, местные.
Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?
Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.
По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.
Кадастровые, по источнику налогообложения, по декларации.
Данные формы налогов образовались в зависимости от уплаты. Например, форма «по декларации» предполагает сдачу в налоговую службу документа специальной формы, в которой плательщик заявляет о своих налоговых обязательствах (НДС, налог на прибыль и прочие).
«У источника выплаты» подразумевает получение налогоплательщиком дохода уже за вычетом налога. Классический пример – работники получают зарплату «на руки» за минусом налоговых удержаний.
Кадастровая форма отличается тем, что доходность от операции определяется с помощью специального реестра, содержащего информацию о типичных объектах. Земельный налог относится к данной форме, поскольку он определяется исходя из кадастровой стоимости земли.
Таким образом, разнообразные формы налогов государства связаны во многом с его основной целью – финансированием. Но совершенствование налогового механизма во многих странах способствует некоторому смещению приоритетов – важно не только изымать, но и заботиться о развитии, поэтому на одно место с фискальной задачей становится социальная политика, культурная составляющая, экология и безопасность.
Налоги, взносы, сборы
Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.
Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное – безвозмездные поступления.
Основные доходы России – нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.
А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год – НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль – 25,6%, налог на совокупный доход – 6,8%.
Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга – коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы – несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.
С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство – содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.
Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности – взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор – а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы – Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты – то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.
В нашей стране, люди, пьющие пиво, выпивают не менее 120 бутылок в год, а это значит, что в месяц — это 10 бутылок при средней стоимости 35 рублей за бутылку.
А если гражданин еще и курит…
Статистика говорит, что курильщик выкуривает одну пачку в день, средняя ее стоимость около 40 рублей.
Получается, что только на пиво и сигареты у нашего россиянина уходит 1550 рублей в месяц!
Но ведь пиво чаще всего не пьют отдельно, к нему покупают рыбу, снеки и так далее. А сигареты тоже нужно прикуривать чем-то. Вот и получается, что эта сумма увеличивается примерно вдвое.
3000 рублей в месяц, вроде не миллионы, скажут многие. Но посмотрите, на эти же деньги можно купить не один килограмм фруктов и овощей, добавив их к своему рациону.
Кстати, в год это получается уже 26000 (!) рублей. На эти деньги можно недельку неплохо отдохнуть на море, даже не в нашей стране.