Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ксенон в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?
Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?
Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.
Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.
Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.
Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону
Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:
- Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
- … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
- … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».
Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.
Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы
Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?
Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.
Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.
Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:
- световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
- оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
- фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
- световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
- фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.
Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.
Верховный суд разрешил ксенон – это правда?
Тоже нет. ВС России указал лишь на то, что за несоответствие источника света типу фары недопустимо применение указанной нормы наказания. А должна применяться более мягкая.
Верховный суд вовсе не разрешал ставить «колхозный» ксенон ни в фары ближнего и дальнего света, ни в ПТФ. Судьи разъяснили порядок применения соответствующих санкций. Но ксенон всё ещё запрещён в России.
Логика здесь простая. Выше мы указали, что часть 3 применяется за несоответствующий режим работы и цвет огней. То есть для возможности лишения водителя прав должны выполняться оба условия:
- нарушен режим работы,
- должен быть запрещённый цвет излучаемого света.
А теперь объясним оба этих понятия!
Режим работы – это не то, что понимают судьи как несоответствие типа ламп фаре. На самом деле, режим работы может быть постоянным или проблесковым, а также относится к регулировке и алгоритму включения/выключения.
То есть у поворотника – один режим, а у противотуманных огней, к примеру, уже другой. Об этом прямо говорит пункт 2.54 соответствующего ГОСТа.
Итак, действующим законодательством использование ксеноновых ламп не запрещается, но накладываются некоторые ограничения:
- во-первых, установка газоразрядных ламп должна производиться только в определенный тип фар, отмеченный на маркировке буквой D. Такие осветительные приборы снабжены всем необходимым для корректной работы ламп, а получаемый свет не превышает установленные нормы;
- во-вторых, ксеноновые лампы можно установить исключительно в фары, оснащенные автоматическим корректором. Это позволяет полностью исключить возможность ослепления водителей встречных автомобилей, так как система самостоятельно подбирает наиболее оптимальный режим работы светового оборудования;
- в-третьих, фары с ксеноновыми лампами должны быть дополнены омывателем, который необходим так же для исключения возможности ослепления иных участников движения.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдается, например, не предусмотрено конструкцией автомобиля, то и ксеноновые лампы устанавливать нельзя.
Однако у каждого водителя есть возможность официального переоборудования своего автомобиля для установки ксенона.
Для этого необходимо:
- получить разрешение в ГИБДД;
- пройти экспертизу на возможность установки и впоследствии на соответствие световых приборов нормативным требованиям;
- зафиксировать в документах на транспортное средство произведенное переоборудование.
Процедура достаточно длительная (около 1 месяца) и дорогостоящая (около 7 000 – 8 000 рублей), но вполне законная.
Устанавливать ксенон самостоятельно в 2021 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.
Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.
В 2021 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.
Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.
Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.
То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2021 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.
Когда применяется штраф за ксеноновые лампы?
Грамотный адвокат способен вместо лишения ВУ помочь водителю получить только штраф за ксенон. Даже, если газоразрядные лампы установлены в автомобиле, непредусмотренном для ксеноновых световых приборов. Например, в фары, предназначенные для галогенных лампочек.
В случае фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД установки ксеноновых световых приборов, юристы стремятся переквалифицировать первоначальное обвинение с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП.
- В части 1 водителям вменяется управление автомобилем с неисправностями или при условиях, в которых пользоваться ТС запрещено. За это нарушение законом предусмотрено предупреждение или выплата 500 рублей штрафа.
- В третьей части статьи речь идет об управлении авто, на котором установлены фары с красными огнями, световозвращающие приспособления того же цвета или приборы освещения, несоответствующие по цвету огней и режиму работы действующим нормам. В этом случае водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев и конфискация нелегальных световых приборов.
Необходимость переквалификации статьи юристы мотивируют тем, что в инструкции к автомобилю не указано, что ксеноновый свет запрещен, а температура и цвет освещения не выходят за рамки ГОСТа.
Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?
Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2022 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
С 2020 года ксеноновые фары можно легализовать, для этого необходимо пройти прописанную в законодательстве процедуру.
- Купить сертифицированное заводское оборудование: комплект фар, линз, омыватель, автокорректор. Это оборудование должно быть оригинальным и пройти техосмотр.
- Все планируемые изменения и комплект оборудования предварительно проверяет специальная испытательная лаборатория, которая должна выдать положительное заключение на планируемые изменения. Обратите внимание, что первое заключение необходимо получить до установки.
- С этим заключением необходимо приехать в инспекцию, получить от них подтверждение и разрешение на выполнение запланированных работ.
- После получения этих разрешений можно приступать к выполнению работ, но учтите, что выполнение стоит поручить сертифицированному СТО, которое при необходимости сможет документально подтвердить, что все работы выполнялись качественно, компетентными сотрудниками.
- Пройдите техосмотр, где будет проверена работа оборудования, внесены необходимые для эксплуатации корректировки.
- Вернитесь в испытательную лабораторию для проверки внесенных изменений и получения еще одного положительного заключения.
- Покажите пакет документов и новое оборудование в ГИБДД для внесения изменений в ПТС и свидетельство о регистрации. Теперь можно легально ездить.
Что такое колхозный ксенон
Итак, что такое незаконный ксенон, китайский ксенон, колхозный ксенон как его еще называют в народе. В отличие от легального ксенона который идет на машине с завода и соответствует всем требованиям (автокорректоры, омыватели и тп), незаконный ксенон — это ксеноновая установка (лампы и блоки розжига для них) которые устанавливаются в авто, фары которого для этого не предназначены. Чаще всего их ставят в наши советские автомобили, будь то классика или поколение samara. Ставят также в бюджетные иномарки (kia, Hyundai, nissan) и др, которые с завода идут с галогеновой оптикой или с линзованной галогеновой оптикой.
Как же ведет себя машина с колхозным ксеноном на дороге? Водители таких машин зачастую как говорится “не парятся”. Конечно, ксеноновые лампы в их фарах, как они думают, светят ярко, и им все видно, но какого приходится другим участникам движения, которые едут по встречной полосе? Этот вопрос видимо их не волнует, а очень зря. Встречные машины ослепленные мощным потоком света от неправильного ксенона просто вынуждены как минимум сбавить скорость. В некоторых ситуациях вообще может быть потерян контроль над дорогой, потому что её просто напросто становится не видно. А это чревато ДТП.
По статистике в большинстве случаев такой вот колхозный ксенон устанавливают, молодые люди которые недавно получили права или купили первую машину. Они хотят показать всем что их авто заметное, привлекает к себе взгляды окружающих (особенно со спиленными пружинами, об этом мы поговорим в другой статье), можно похвалится перед друзьями и тп. Им, конечно же, наплевать на то, что они вызывают опасные ситуации на дорогах, могут быть причиной возникновения ДТП. Главное это показать свою крутость.
Как избежать лишения прав
Выше отмечалось, что практически всегда при передаче дела в суд выносится постановление о лишении прав. Но иногда можно убедить судью и смягчить наказание. Тут нет никаких гарантий, но стоит помнить следующее:
- Если на изъятых лампах нет маркировки DC, DR или DCR (а это часто бывает на дешевых китайских изделиях), доказать, что ксенон был установлен сознательно, сложно. По закону требуется проведение государственной экспертизы, а это большие затраты времени и государственных денег, обычно такой вариант стараются не использовать и для упрощения могут просто выписывается штраф.
- В техническом регламенте сказано об использовании световых приборов с несоответствующим режимом работы. Но режим ксенона и галогена одинаков – они светят постоянно. А вот стробоскопы действительно вне закона, так как имеют прерывистый режим. Если привести подробные доводы, судья также может пойти навстречу.
Лишение прав за ксенон применяется в качестве меры борьбы с теми, кто ставит его самостоятельно и слепит встречных водителей. Если сделать все правильно и подобрать подходящие фары, проблем не возникнет.
Кодекс об административных правонарушениях не даёт конкретного ответа на этот вопрос. Да и отсутствие наказания за использование газоразрядного устройства также не существует, о чём можно поспорить с остановившим средство инспектором.
Однако Кодекс оговаривает административное взыскание за установку ненормативных приборов освещения. Ведь различные виды газовых приборов дают не только белый свет, но и желтоватый, голубой, фиолетовый. Вот за подобную гамму автоинспекция и может оштрафовать шофёра, как за несоответствующую ПДД.
Использование фар ближнего света, наполненных биксеноном, также не приветствуется сотрудниками ГИБДД. Встреча с ними грозит человеку за рулём длительными объяснениями с полицией по поводу незаконной установки фары.
Как ведёт себя ксенон в галогеновых фарах
Вторым серьёзным минусом установки ксеноновых ламп в «галогеновые фары» является их неспособность «справиться» с большим потоком света, из-за чего существует большая вероятность ослепления встречных водителей.
Эффект очень заметен на фарах с отражателями – при установке в них ксеноновых ламп яркость свечения фар сильно возрастает, из-за чего граница ближнего света «становится номинальной», свет «разлетается» во все стороны и фары становятся большими яркими пятнами, которые сильно слепят встречных водителей.
В случае установки ксенона в «галогеновые фары», имеющие линзы, эффект ослепления встречных водителей из-за «размывания границ» будет не так заметен, потому что линзованная оптика имеет более совершенную конструкцию и она способна справиться с мощными источниками света.
Однако не стоит забывать, что фары, предназначенные для ксенона, должны быть оборудованы омывателем (грязь способствует превращению линзованной фары в большое яркое пятно) и автоматическим корректором (корректирующим пучок света относительно положения автомобиля во время движения).
Это сделано для того, чтобы максимально уменьшить вероятность ослепления встречных водителей мощным потоком света от ксеноновых фар.
Ни одна «галогеновая фара» не оснащается дорогостоящим автоматическим корректором, и очень небольшое количество «галогеновых фар» имеют омыватели, поэтому установка ксенона в них так же запрещена.
В фары ТС должны устанавливаться лампочки, только лишь предусмотренные конструкцией автомобиля – сотрудники ГИБДД за этим пристально следят. У многих автовладельцев, самостоятельно поставивших «ксенон», возникают вопросы относительно того, какой штраф за ксенон на 2021 год предусматривается законодательством, регулирующим безопасность движения на дорогах.
Ведь не секрет, что неотрегулированные ксеноновые фары сильно слепят водителей встречных ТС, постоянно создавая на дороге аварийные ситуации.
Понятно, что наказание для водителей, автомобиль которых «сияет» на дороге ярче новогодней ёлки, должно быть предусмотрено законодательно. Однако ни в перечне нарушений ПДД, запрещающих эксплуатировать ТС, ни в КоАП напрямую об установке нештатных ксеноновых ламп ничего не говорится. Но и успокаиваться водителям не стоит, так как в ГИБДД принята официальная однозначная трактовка данного правонарушения.