Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии банкротства юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:
- долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
- не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
- не возвращенные кредитным организациям займы;
- долги перед учредителями предприятия;
- задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.
В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.
Финансовое оздоровление: юридические аспекты
До завершения наблюдения учредители организации-должника или иные заинтересованные лица вправе ходатайствовать о санации. План восстановления платежеспособности обсуждается собранием кредиторов. За извещение участников отвечает временный управляющий (ст. 76 закона 127-ФЗ).
Инициатор должен представить программу финансового оздоровления, составить график погашения задолженности. Одновременно решается вопрос об обеспечении. Юридический инструмент исключает злоупотребления, препятствует затягиванию процесса. Недобросовестные должники не могут воспользоваться новыми средствами в корыстных целях. Расходование капитала контролируется. Убытки, причиненные неправомерными действиями, будут компенсированы банковской гарантией, залогом либо поручительством.
Оздоровление вводится арбитражным судом. Основанием становится решение общего собрания. Без согласия кредиторов остановить процедуру банкротства юридического лица невозможно. Срок санации ограничивается 2 годами. Контроль выполнения должником программы осуществляет административный управляющий.
Компетенция этого специалиста определяется статьями 82 – 83 закона 127-ФЗ. Руководитель фирмы-банкрота не может заключать без его одобрения сделки с дорогими активами, а учредители обязаны согласовывать решения о реорганизации или преобразовании филиальной сети. Независимый специалист ведет реестр требований, созывает собрания, изучает отчеты о реализации программы санации. Ему разрешено участвовать в инвентаризации, ходатайствовать об отстранении недобросовестного директора.
Если в результате процедуры платежеспособность организации восстановится, а долги будут погашены, дело закрывают. Фирма продолжает коммерческую деятельность. Неудовлетворительные итоги позволяют перейти к конкурсному производству.
Признаки и условия банкротства юридического лица
Финансовая несостоятельность фирмы имеет место, если совокупная величина долгов достигла 300 тысяч рублей, включая налоговые обязательства, и по каждому отдельному кредитору требования не исполняются беспрерывно в течение трех месяцев. Без этих условий инициирование процедуры в суде невозможно. К неформальным критериям, обусловливающим банкротство юридических лиц с долгами, относится увеличение размера задолженности перед инвесторами и контрагентами, рост невыполненных обязательств в части обязательных взносов, налогов и сборов. Признаками трудностей являются блокировка расчетных счетов, поступление требований об оплате от налоговых органов на большую сумму, начисление штрафов и недоимок, поступление претензий от кредиторов, инициирование судебных процессов по взысканию долгов. Определяющими сигналами тревожности служат изменение структуры баланса и уменьшение оборотных активов.
Классифицировать виды банкротства можно по критерию, кто является должником:
- юридическое лицо;
- индивидуальный предприниматель;
- физическое лицо, не являющееся ИП.
По критерию же «реальность-фиктивность» банкротство бывает 3 видов:
- Реальное банкротство. Должник действительно имеет большой объем кредиторской задолженности. Но он не имеет возможности ее обслуживать;
- Техническое (временное) банкротство. Организация не может исполнить свои финансовые обязательства в срок. Но теоретически ее задолженность может быть покрыта активами. Данный вид банкротства не всегда приводит к ликвидации фирмы;
- Фиктивное банкротство. Это заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности.
Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен
Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.
Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).
Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.
Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.
Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.
Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.
При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.
Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.
Тонкости мирового соглашения
Нередко дело о банкротстве прекращается судьей в результате заключения мирового соглашения. Такая возможность допускается на любом этапе процедуры. Мировое соглашение представляет собой документ, подписанный уполномоченным органом от кредиторов и руководством предприятия-должника. В нем содержатся детальные условия погашения кредиторской задолженности юридического лица, устраивающие обе стороны. Нередко в заключении мирового соглашения участвуют третьи лица, например, инвесторы, средства которых планируется привлечь для восстановления платежеспособности фирмы.
Признание мирового соглашения арбитражным судом и принятие решения о прекращении процедуры банкротства предполагает соблюдение нескольких обязательных условий. В их числе:
- соответствие действующему законодательству о банкротстве юридических лиц;
- учет интересов кредиторов, что подтверждается официальным решением коллегиального органа в виде комитета или общего собрания кредиторов;
- документальное подтверждение полномочий руководства предприятия-должника для подписания документа.
Практика показывает, что подготовка и подписание мирового соглашения – самый простой и эффективный способ прекращения дела о банкротстве юридического лица. Грамотное его использование позволяет сэкономить время и средства всех заинтересованных сторон.
○ Основные признаки банкротства.
Главным признаком банкротства является невозможность платить по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнеса. Задолженность появляется не только перед внешними кредиторами, но и перед работниками предприятия.
Порядок банкротства юрлица регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. После внесения в него последних изменений в 2015 году, стало необходимым проводить специальные мероприятия для спасения бизнеса. Данный законодательный акт является пошаговой инструкцией, на которую следует опираться на каждой стадии процедуры.
Признаки банкротства:
- Общий долг не менее 300 тыс. рублей (включая налоговые и бюджетные выплаты).
- Срок выплаты по каждому долговому обязательству превышает 3 месяца.
- Просрочка по зарплате и выходным пособиям для сотрудников.
Причинами несостоятельности предприятия могут стать как внешние экономические факторы, так и неумелое руководство.
Предпосылками будущего банкротства может стать задержка заработной платы, отсутствие регулярных платежей и внятных пояснений со стороны учредителей.
Досудебный порядок урегулирования споров с арбитражными управляющими
^К началу страницы
В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ
при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).
Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии
по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.
Сведения о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации действиями арбитражных управляющих
^К началу страницы
Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.
Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.
Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.
К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.
Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.
Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.
Конкурсное производство
Конкурсное производство по своей сути является финальной стадией процедуры банкротства. Нормативное регулирование этого этапа происходит с помощью Главы 7 указанного выше федерального нормативно-правового акта.
На данном этапе конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом для завершения процедуры, получает все полномочия руководителя организации, что необходимо для формирования конкурсной массы средств.
На этом этапе происходит реализация имеющегося имущества предприятия с целью накопления объема денежных средств, которые будут направлены на погашение требований кредиторов, включенных в реестр.
После того как необходимый объем денежных средств был накоплен, наступает период расчета со всеми кредиторами в порядке очередности.
Если средств для таких расчетов не хватило, то по инициативе конкурсного управляющего арбитражный суд может привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, то есть тех, кто оказывал влияние на деятельность должника, в результате чего возникла ситуация финансовой несостоятельности. Однако если привлеченные лица докажут, что их вины в сложившейся ситуации нет, то вопрос с привлечением их к субсидиарной ответственности снимается.
После этого происходит списание оставшихся долгов и закрытие предприятия путем признания его банкротом и последующей ликвидации на основании исключения сведений о предприятии-банкроте из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данная процедура назначается на срок до шести месяцев, после чего по решению суда может произойти продление конкурсного производства еще на шесть месяцев.
Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица
Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
- кредиторов по денежным обязательствам,
- о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
- исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.
Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.
Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.
Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
- создании системы мер для возрождения бизнеса;
- создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
- создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
- ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.
Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.
Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.
Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.
Структура Закона «О несостоятельности (банкротства) – Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов. Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде. Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения
При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника (ст.49).
Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.
Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Согласно определению, приведенному в ФЗ, наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура проводится до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.
Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.
Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.
Обязанности временного управляющего:
– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
– проводить анализ финансового состояния должника;
– выявлять кредиторов должника;
– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
– уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
– созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 67).
В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (ст. 20).
Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:
– в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
– в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после ��тверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).
Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.
Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.
Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.
Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.
Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.