Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные функции и задачи Государственной инспекции БДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.
Какие функции выполняет ДПС?
ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:
- Контроль соблюдения ПДД;
- Регулировка дорожного движения;
- Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
- Производство дел по административным правонарушениям;
- Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
- Реализация неотложных действия на месте ДТП;
- Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
- Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
- Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
- Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
- Контроль внешнего состояния дороги;
- Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.
Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГИБДД
ГАИ, которое теперь переименовано в ГИБДД, было создано в 1936 году, когда на улицах появилось первое движение транспорта, и возникла необходимость регулирования порядка.
Утвердил создание ГАИ, как самостоятельно подразделение Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР, Совет Народных Комиссаров СССР, выпустив 03.07.1936 года Постановление 1182.
В первое время, в ГАИ было всего 57 сотрудников, но они считались элитой правоохранительных органов. У них довольно широкий круг полномочий – от беспрепятственного доступа на все объекты народного хозяйства, до принятия активного участия в обсуждении технических характеристик вновь выпускаемых отечественных автомобилей.
В 1939 году были разработаны первые Правила дорожного движения, которые необходимо было соблюдать «и пешеходам, и повозкам, и автомобиля, и автобусам».
В течении первых недель / месяцев войны ГАИ полностью перестроила свою деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других оборонительных сооружений.
Сотрудники ГАИ осуществляют мобилизацию транспорта для фронтовых нужд, следят за состоянием автодорог для бесперебойного обеспечения фронта. Но, несмотря на все усилия, после войны передвигаться возможно было только на мотоциклах.
Поэтому вплоть до 1959 года, сотрудники ГАИ принимали активное участие в восстановлении дорог и народного хозяйства. В это же время стали разрабатываться основы безопасного поведения на дороге. Они относились ко всем участникам движения, включая пешеходов.
В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.
В 1959 годы, СССР присоединилась к Международной конвенции о дорожном движении и подписала Протокол о дорожных знаках и сигналах.
Период с 1960 года по 1970 год называют «периодом большой работы». Было упразднено МВД СССР. Все полномочия этой государственной структуры перешли МВД союзных республик. Но ещё до своего упразднения, это ведомство утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР.
Успешное развитие ГАИ продолжалось вплоть до 1988 года. За это время были разработано и принято большое число ГОСТов, касающихся дорожных знаков и отличительных сигналов для различного вида транспорта, а также разработаны меры по усилению безопасности дорожного движения.
В период перестройки, 1988 – 1997 года характеризуется как период повышенной криминальной ситуации, в том числе и на дорогах. Возникает необходимость перехода на новые методы управления. Начинается разработка новой стратегии работы.
Руководство Госавтоинспекции и ВНИЦ по безопасности дорожного движения разрабатывают Концепцию первоочередных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на 1991-1992 и до 2000 года.
К 1997 году ГАИ России преодолевает кризис начала перестройки и выходит на уровень работы близкий современному.
Но, чтобы стать тем госорганом, который работает сейчас, ГАИ ещё необходимо пройти длинный путь реорганизации и реструктуризации личного состава, преодолеть кризис безденежья и реформ, претерпеть изменения в законодательстве.
Всякий год в этот день проводятся торжественные награждения лучших сотрудников автоинспекции знаками почета (к этому относятся именные грамоты и медали), им вручают премии и памятные подарки. Также организуют официальную процедуру повышения в воинских званиях и служебных должностях наиболее выдающихся представителей данной профессии. Кроме того, принято устраивать коллективное празднование за общим столом, когда в дружественной обстановке звучат тосты и поздравления, рассказываются шутки и интересные истории из рабочей практики.
Неотъемлемый ритуал праздника – это обмывание звезд. Суть его заключается в следующем: звезды помещают в стакан с водкой, после чего сотрудник, получивший повышение, выпивает его залпом. Далее необходимо достать звезды из стакана без помощи рук и разложить их по погону. Все действия происходят под возгласы ободрения коллег.
Еще данный праздник не обходится без проведения концертов в культурных учреждениях МВД, на которые зачастую приглашают не только местные коллективы, но и звезд эстрады. Все служащие в честь торжества надевают парадную форменную одежду и головные уборы.
- В России и других европейских странах должность инспектора ГАИ обычно занимают мужчины. Однако в ходе ряда исследований было установлено, что представительницы женского пола такую работу могут выполнить лучше. По этой причине в Лиме (Перу) только женщины могут работать патрульными.
- Жезл, используемый гаишниками, впервые появился в 1908 году и представлял собой белую палку длиной до 50 см. Спустя тридцать лет начали использовать полосатый жезл.
- За последние десять лет число жертв ДТП и аварий по причине алкогольного опьянения сократилось. Но общее число аварийных ситуаций по-прежнему велико. А потому дел у инспекторов ГАИ всегда немало.
История образования дня ГАИ.
В 1920 году появились первые московские светофоры, которые регулировали движение людей и транспорта.
Через 2 года на перекрестках появились женщины регулировщики.
В 1925 году был учрежден отдел по регулированию уличного движения (ОРУД).
В 1936 году СНК Советской Республики издает указ о формировании первой организации, называемой ГАИ, которая разрешала аварийные дорожные ситуации.
В их обязанности входит:
- контроль и регулирование движения транспорта на дорогах;
- проверка прав вождения и технического паспорта автомобиля;
- контроль и обучение на водителя;
- поиск украденного транспорта;
- уменьшение риска аварий.
Уже в июне 1998 году Борис Ельцин поменял название ГАИ на ГИБДД. Ее обязанности остались прежними. Через 4 года название дорожного патруля вернули на ГАИ.
Официально день ГАИ, как праздничный день, утвердили 3 июля в 2009 году. Главный министр внутренних дел Российской Федерации принял приказ о назначении праздника службы дорожного движения. Этот день отмечают во всех частях страны, хотя его не признали официальным выходным на государственном уровне.
В это же время была создана автомобильная инспекция, которая обучала водителей, следила за исправностью и состоянием транспорта.
Какие подразделения включены?
МРЭО является одной из структур МВД. Они ориентирована на оказание услуг субъектам, в собственности которых находятся транспортные средства. Информационные и технические возможности службы позволяют дать профессиональное заключение о соответствии регистрационных знаков машины, приобретенной на вторичном рынке, прилагаемым к ним документам. МРЭО ГИБДД состоит из нескольких структур, в число которых входит:
Для обращения в любое структурное отделение с целью решения возникших проблем, необходимо заранее подготовить список документации. О том, какие бумаги входят в пакет, следует узнавать у уполномоченного специалиста в телефонном режиме или на сайте, где размещена необходимая информация для конкретной административной процедуры. Услуга будет оказана только в том случае, когда вид документов и их содержимое актуальны на момент их подачи.
МРЭО является структурным подразделением ГУОБДД, находящимся в подведомстве центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Вышестоящие органы координируют деятельность структуры и вырабатывают предложения по формированию и реализации основных направлений поддерживаемой политики в области организационного и реализационного обеспечения безопасности дорожного движения. В своей деятельности МРЭО руководствуется правовыми актами и официально оформленными распоряжениями вышестоящего руководства
Основными задачами МРЭО является прием экзаменов у учеников специализированных курсов и школ, а также выпуск водительских удостоверений. Структура специализируется на контроле результатов проведения медицинских обследований, выданных номерных знаков и прав водителя. В компетенции специалистов удостоверение факта утилизации морально устаревшей техники. Подраздел наиболее известен как межрайонный регистрационно-экзаменационный департамент МРЭД, который есть практически в каждом городе мегаполисного значения и в каждом его округе, что значительно облегчает задачу по решению возникшей проблемы и экономит время обратившихся граждан. Наибольший ажиотаж наблюдается в группах регистрационно-экзаменационной работы, актуальный в дни массовой сдачи экзаменов слушателями, а также при необходимости проверки или регистрации транспортного средства.
От действий руководства и профессионализма штатных сотрудников зависит оперативность и квалифицированность полученной помощи и консультации. В компетенции группы по экзаменационной работе проведение аттестации на право управления автомобилем. Специалисты согласовывают программы обучения и перепрофилирования, а также занимаются оформлением, выдачей и заменой водительских удостоверений.
МОТОТРЭР является одним из подразделений МРЭО, специализирующемся на техническом осмотре транспортных средств, проведении регистрационных действий в отношении автомобилей, а также на подготовке, организации и приеме экзаменов по проверке знаний ПДД и практических навыков вождения. Другое название структуры — подразделение технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ТНРЭР.
Отдел делопроизводства специализируется на подготовке, оформлении и контроле форм документации, регистрационных знаков на транспортные средства, а также продукции специального назначения, требующей получения водителем разрешения на участие в дорожном движении. Регистрационная группа занимается контролем оснащения автомобиля средствами безопасности и проверкой соответствия конструкций транспорта регламентированным требованиям. Ее сотрудники регистрируют и осуществляют специальный учет средств передвижения и прицепных автомобильных устройств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования. В компетенции группы выдача свидетельств и документов определенного образца и государственных знаков.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Специалисты, оказывающие помощь водителям при общении с ДПС ГИБДД, создали даже некую памятку на этот счет. Во время личного контакта с сотрудником ГИБДД необходимо соблюдать правила общения, которые позволят контролировать ситуацию и не стать жертвой недобросовестных служащих:
- Водитель вправе попросить инспектора предъявить удостоверяющие документы и сообщить о причине остановки.
- При разговоре необходимо проявлять вежливость, корректность.
- Беседу с инспектором можно вести из салона автомобиля, если нет веских оснований выходить из машины.
- Автомобилист вправе вести фиксацию диалога с сотрудником Госавтоинспекции.
- Если водителю вменяется нарушение правил, то инспектор обязан разъяснить суть противоправных действий.
- Отказ от освидетельствования на алкоголь автоматически признаёт водителя нетрезвым во время управления автомобилем.
- Любые несогласия с оформленным протоколом или постановлением отражаются в документе для его последующего обжалования.
- При неправомерных действиях сотрудников ГИБДД автомобилист имеет право обратиться с жалобой по месту его службы или в судебные органы.
- Дача взятки сотруднику ГИБДД карается не только штрафом, но и лишением свободы в зависимости от суммы мзды.
Знание своих прав и обязанностей на дороге позволит водителям вести грамотный диалог с инспекторами ГИБДД и обезопасить себя от недобросовестных служащих.
Сегодня сложно представить себе систему организации порядка на дорогах без таких структур как ГИБДД и ГАИ. Они являют собой органы министерства внутренних дел, на которые в разных мерах ответственности возложено обеспечение безопасности дорожного движения. На региональном и местном уровнях образованы государственные инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), ведомственно подчиняются ДОБДД, и входят в состав министерств, управлений внутренних дел краев, республик, областей.
ГАИ была создана 3.06.1936 после утверждения «Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». В ее полномочия входила борьба с аварийностью и разработка технических норм эксплуатации транспорта, а также его учёт. Предшественником данной организации был ОРУД (отдел регулирования уличного движения). Хотя в его задачи входило лишь частичное регулирование уличного движения. Это длилось до середины 50 годов. Интересным фактом является то, что сами регулировщики в состав ГАИ не входили. Сегодня только ГИБДД Москвы имеет сложную структурную иерархию, что само по себе говорит про значительное расширение полномочий и задач, возложенных на данную службу.
К основным задачам Госавтоинспекции можно отнести следующее:
- Организация выполнения возложенных на ГАИ обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
- Организация, а также проведение совместно с другими органами исполнительной власти, юридическими лицами или другими организациями мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также снижению тяжести их последствий.
- Совершение руководства деятельности подразделений, непосредственно подчиненных УГИБДД по выполнению на них возложенных обязанностей.
Основными функциями ГАИ, в том числе ГИБДД Москвы, является следующее:
- Анализ информации о безопасности дорожного движения на территории конкретно отведенного округа, области, края, причин и условий, которые способствуют дорожно-транспортным происшествиям/, нарушений нормативных актов по областям обеспечения безопасности дорожного движения, а также принятия необходимых мер по устранению вышеприведенных;
- Изучение и обобщение практики применения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения в части, касающейся деятельности органов внутренних дел, а также принятие соответствующих мер к правильному применению данного законодательства.
- Обеспечение в порядке, определяемое Правительством Российской Федерации, ведения государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения.
- Осуществление подготовки предложений по повышению безопасности дорожного движения , внесение их в рассмотрение.
- Организация проведения в установленном порядке государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним.
- Обеспечение ведения учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, государственных регистрационных знаков транспортных средств, справок счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска граждан к управлению транспортными средствами и транспортных средств к участию в дорожном движении.
- Обеспечение регистрации и учета автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильных дорогам общего пользования.
- Рассматривание заявок и выдача заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта.
- Организация и осуществление контроля над проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и эксплуатационным состоянием автомобильных дорог.
- Организация и осуществление совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами и другими организациями мероприятия по борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
- Организация в установленном порядке участия подразделений Госавтоинспекции в лицензировании учебных организаций по подготовке водительских прав.
- Рассмотрение жалоб и заявлений по вопросам деятельности ГАИ, разработка мероприятий по улучшению данной работы.
- Проведение совещаний, сборов, семинаров.
- Согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах.
- Осуществление организационно-методического, а также в некоторых случаях прямого руководства подразделениями непосредственно подчиненных УГИБДД.
Чтобы сэкономить время, многие сотрудники полиции применяют эту аббревиатуру в бланках протоколов. То есть для быстроты оформления нарушения страж порядка пишет «ИДПС» вместо «инспектор ДПС».
Некоторые водители считают, что на этом основании дело можно обжаловать, так как непонятно, что именно данные буквы обозначают. При желании их можно расшифровать как угодно, например, «Институт дизайна пространственной среды» (есть такой вуз в Санкт-Петербурге).
Конечно, будет правильнее, если полицейский все-таки напишет свою должность полностью, как это подразумевает статья 28.2 КоАП РФ. Но если все остальные сведения (звание, фамилия и инициалы должностного лица) окажутся внесены как положено, то нарушения с его стороны не будет. Тем более, что снизу протокол заверяется подписью инспектора. А вот если какая-то информация будет отсутствовать, то такое наказание действительно можно попытаться оспорить.
Итак, принципиальной разницы между аббревиатурами «ИДПС» и «ДПС» нет. По сути, это одно и то же.
ГИБДД это не полиция?
Это произошло не помню сколько лет назад, но до сих пор задумываюсь как вспомню
Надо было мне куда-то ехать вечером. Вышел я на остановку, стою, жду маршрутку. Рядом, на машине, ГИБДД тормозит машины, штрафует водителей.
Подъезжает автобус, а на задней площадке мат, крики, грохот. Смотрим, а там два мужика дерутся. Причём так нехило, удары сильные. Один отхватил по лицу, разозлился, схватил какую то трубу сантиметров 6-7 в диаметре (хз откуда он её взял) и начал бить ей второго мужика. Тот сначала отбивался, потом упал и затих, а тот продолжал его этой трубой бить. Тут все начали кричать «Убивают, помогите!», а подойти боятся чтоб тоже трубой не влетело. Женщины на остановке побежали к гаишникам, мол, убивают, сделайте что-нибудь. А они, мы, мол, ГИБДД, следим за безопасностью дорожного движения. Звоните в полицию.
— А вы то что, не полиция что ли?
— Мы ГИБДД, звоните в полицию.
Пришлось им в полицию звонить. Автобус там остановился, пассажиры вышли. Не знаю чем там кончилось, надо было ехать.
Всё-таки, как они должны были тогда поступить?